Автор: Кузнецова Екатерина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по алгебре и началам анализа профильный уровень в 11 классе по теме "Уравнения высших степеней"
Раздел: полное образование
Тема урока: « Уравнения высших степеней»
«
Мне
приходиться
делить
своё
время
между
политикой
и
уравнениями.
Однако
уравнение, по
моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для
данного момента, а уравнение будет существовать вечно». А. Эйнштейн.
Цель урока: Рассмотрение основных приёмов и методов решения уравнений
высших степеней.
Задачи:
Образовательная:
1. Углубить и обобщить знания и умения учащихся по теме «Методы решения
уравнений»
2. Проверить умение узнавать и применять изученные приемы при решении
уравнений высших степеней
Развивающая:
1. Развивать логическое мышление.
2. Активизировать мыслительную деятельность, познавательную активность.
3.Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции
собственной деятельности.
Воспитательная:
1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
2. Развивать общую культуру личности.
3. Способствовать толерантному воспитанию учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
парная.
Средства: компьютер, проектор ,экран , набор индивидуальных карточек,
презентация к уроку.
Ход урока:
I.
Организационный момент:
Сегодня мы поговорим об общих целях, общих методах всей школьной линии уравнений.
На прошлом уроке мы записали в таблицу методы , которыми предстоит пользоваться при
решении уравнений высших степеней и выделили некоторые приемы (способы) решений.
С некоторыми из них мы знакомы из курса алгебры , а теперь предстоит научиться их
«узнавать» и применять в нестандартных ситуациях.
II.
Актуализация знаний учащихся
Методы решения уравнений высших степеней
Метод разложения на
множители
Метод введения новой
переменной
Функционально-
графический и с помощью
производной
Способы:
- вынесение общего
множителя
-применение формул
сокращенного умножения
- группировка
- разложение на множители
(по схеме Горнера)
Способы:
- раскрытие скобок (попарно
и деление на х
2
отличный от
0)
-применение основного
свойства дроби
-выделение квадрата
двучлена
Способы:
-использование свойств
возрастания и убывания
функций
-нахождение абсцисс точек
пересечения графиков
- с помощью производной
III Открытие нового знания
Мы рассмотрим два метода: метод разложения на множители и метод введения
новых переменных.
Метод разложения на множители
Суть этого метода заключается в следующем: пусть надо решить уравнение
и
пусть
Тогда уравнение
можно заменить совокупностью более простых уравнений:
Найдя корни уравнений этой совокупности и отобрав из них те корни, которые
принадлежат области определения уравнения
, мы получим корни исходного
уравнения.
Перед вами карточки-задания. Важны идеи решения !
Решить уравнение:
Пример 1.
Решение.
или
Ответ: -3;
;
Пример 2.
Решение:
или
D=25
Ответ: -1;
;
.
Пример 3.
Решение:
или
Ответ:
;
; 1; 3.
Пример 4.
. Делители свободного числа:
± 1; ± 2; ± 3 ; ±6.
1
-1
-8
14
1
-13
6
1
1
0
-8
6
7
-6
0
1
1
1
-7
-1
6
0
1
1
2
-5
-6
0
-1
1
1
-6
0
(х-1)
3
=0, или х+1=0, или х+3=0, х-2=0,
х=1. х=-1. х=-3. х=2.
Ответ: 1; -1; -3; 2.
Составим алгоритм решения уравнения
Алгоритм:
1.Представить левую часть равенства в виде множителей
2 Найти корни для каждого множителя
3.Записать ответ.
Метод введения новых переменных
Суть метода: если уравнение
удалось преобразовать к виду
, то нужно
ввести новую переменную
, решить уравнение
, а затем рассмотреть
совокупность уравнений:
, где
- корни уравнения
Удачно ввести новую переменную. Новая переменная в уравнениях иногда действительно
очевидна, но иногда ее трудно увидеть, а можно выявить лишь в процессе каких-либо
преобразований.
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Решение:
:
Пусть
, тогда уравнение примет вид:
1)
2)
Ответ:
Составим алгоритм решения уравнения
Алгоритм:
1.Преобразовать выражение левой части равенства так, чтобы можно было ввести новую
переменную
2. Ввести новую переменную
3. Выполнить подстановку и решить квадратное уравнение.
4.Вернуться к замене и решить получившиеся уравнения.
5.Записать ответ.
IV.Рефлексия
Организация первичного контроля
Выполнить самостоятельную работу (либо самостоятельно либо в парах)
№ 3.8 (б); 3.19 (а)
V.Домашнее задание
№ 3.7; 3.20 (а) ;3.19 (б).
Фамилия, имя------------------------------------------------
Карточка-задание. Важна идея!
Метод разложения на множители
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Метод введения новых переменных
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Самостоятельная работа
№ 3.8 (б); 3.19 (а)