Напоминание

"Использование приложений Windows в профессиональной деятельности"


Автор: Фахрединова Алия Искаковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ ПО "Пензенский областной медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Сердобск,Пензенская область
Наименование материала: учебно методический комплекс
Тема: "Использование приложений Windows в профессиональной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБОУ ПО «Пензенский областной медицинский колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по разделу:

«Использование приложений Windows

в профессиональной деятельности медицинского

работника»

для студентов

2 курса специальности

«Сестринское дело»

Составила преподаватель информатики

Фахрединова А.И.

2017-2018 уч.год

Содержание:

1.

Выдержка из рабочей программы.

2.

Выдержка из календарно-тематического плана.

3.

Планы занятий.

4.

Дидактический материал.

5.

Дополнительный материал.

6.

Материалы рубежного контроля.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Календарные

сроки изучения тем

Вид

занятий

1

2

3

4

5

IV. Использование приложений

WINDOWS в профессиональной

деятельности медицинского

работника

20

Тема 4.1.Текстовый редактор WORD

8

2

Использование инструментов WORD для

обработки медицинской документации

2

сентябрь

Практич.

3

Способы обработки сложных текстовых

документов

2

сентябрь

Практич

4

Разработка электронного документа с

применением электронных полей

(шаблоны)

2

сентябрь

Практич

5

Использование функции «Слияние» в

медицинских документах

2

сентябрь

Практич

Тема 4.2. Электронная таблица

EXCEL

6

6

MS EXCEL в медицинской практике

2

октябрь

Практич

7

Ведение документации и анализ

медицинской информации

2

октябрь

Практич

8

Обработка и анализ данных медицинской

статистики

2

октябрь

Практич

Тема 4.3. Система управления базами

данных ACCESS

6

9

Создание табличной базы данных в MS

ACCESS

2

октябрь

Практич

10

Создание форм и отчетов в MS ACCESS

2

октябрь

Практич

11

Получение информации в базе данных

2

ноябрь

Практич

Наглядные пособия

Задания для учащихся

Примечания

(самостоятельная

работа)

6

7

8

2

Практическая работа № 1

В.П.Омельченко,

А.А.Демидова.

Математика.

Компьютерные

технологии в

медицине. Учебник.

п.12.1-12.2

Уч.метод.пособие для

студентов «Текстовый

редактор MS Word»

стр.3-9

3

Практическая работа № 2

Учебник. п.12.1-12.2

Уч.метод.пособие для

студентов «Текстовый

редактор MS Word»

стр.3-9

4

Лабораторная работа № W-06 «Шаблоны в

текстовом редакторе Word. Создание пустого

шаблона официального письма»

Учебник. п.12.1-12.2

Сборник

лабораторных работ

повышенной

сложности по

информатике

5

Лабораторная работа № W-01 «Слияние в

текстовом редакторе Word. Письма для

рассылки»

Учебник. п.12.1-12.2

Сборник

лабораторных работ

повышенной

сложности по

информатике

6

Практическая работа № 3 1. «Создание

электронной таблицы с исходными данными для

основных операций над переменными»

Учебник. п.12.7-12.8

конспект

7

Практическая работа №3 2. «Применение

встроенных функций Excel и ввод формул для

выполнения расчетов»

Учебник. п.12.7-12.8

конспект

8

Практическая работа №3 3. «Создание

диаграмм»

Учебник. п.12.7-12.8

конспект

9

Практическая работа № 4 1. «Формирование

структуры базы данных» 2. Заполнение базы

данных.

Учебник. п.12.9-12.10

конспект

10

Практическая работа № 4 3 Ввод и просмотр

данных

посредством

формы. 2.

«Создание

отчета»

Учебник. п.12.9-12.10

конспект

11

Практическая работа №4 4. «Формирование

запросов и отчетов для однотабличной базы

данных 1. Формирование запросов на выборку.

Учебник. п.12.9-12.10

конспект

Практическая работа №1

«Использование инструментов Word

для обработки медицинской информации»

1.

Откройте локальный диск С – папку Обмен

2.

Скопируйте текстовый документ «История болезни» на свой носитель информации

3.

Отформатируйте текст согласно следующим параметрам:

Поля печатной страницы: левое – 3 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее – 2см.

Размер печатной страницы: формат А4, книжная ориентация бумаги.

Отступ для красной строки – 1,5 см.

Абзацные отступы строки: левый и правый по 0,5см.

Междустрочный интервал - 1,5 интервала.

Размер шрифта основного текста 14, начертание курсивом.

Размер шрифта заголовка 16, начертание полу жирный курсив.

Выравнивание основного текста - по ширине, заголовка - по центру.

Установите автоматический перенос

История болезни больного А

Больной А.

68 ле т доставлен в

отделение интенсивной терапии с

жалобами на

сильные

сжимающие боли в области сердца, общую слабость, чувство нехватки воздуха. Четыре месяца

назад на фо н е полного здоровья впервые появились

сжимающие бо л и в области сердца с

иррадиацией в левую руку и левую половину нижней челюсти. Боли возникали во время ходьбы

и купировались приемом нитроглицерина.

Три недели назад частота и интенсивность болей увеличились, прием нитроглицерина не всегда

купирова л болевой

синдром. Последние дв а дн я боли усилились и сопровождались острым

ощущением нехватки воздуха. Госпитализирован. При поступлении состояние средней тяжести,

цианоза нет. В легких жесткое дыхание, хрипов нет. Сердце незначительно расширено влево,

глухие тоны, шумов нет. Пульс 110 в мин, ритмичный, полный. АД 140/90 мм рт.ст. Отеков нет.

На ЭКГ ритм синусовый, признаки полной блокады левой ножки пучка Гиса.

Больной бы л расценен

ка

к страдающий ишемической боле знь ю се р д ц а , стенокардией

напряжения и

по ко я , на

фо н е которой развился,

вероятно, ос т р ы й ин ф а р кт миокарда

неосложненного

течения.

Поскольку типичный болевой синдром способствует постановке

диагноза острого инфаркта миокарда, а на ЭКГ подтверждающих признаков найдено не было, то

диагностическое значение приобретает резорбционнонекротический синдром, и в особенности

исследование активности ферментов крови.

В 1-й день госпитализации:

в крови — лейкоциты — 14 х 10

9

в л, суммарная активность лактатдегидрогеназы (ЛДГ) 207

МЕ , креатинфосфокиназы (КФК) — 44 0 МЕ , активность аспарагиновой аминотрансферазы

(АсАТ) 100 МЕ, изофермента ЛДГ1 – 20% от суммарной. Во

2-й день госпитализации:

лейкоциты – 9,5 х 10

9

в л, ЛДГ — 250 МЕ, ЛДГ1 — 28% от суммарной, КФК — 220 МЕ, АсАТ

— 250 МЕ.

На 3-й день госпитализации:

лейкоциты 9х10

9

в л, ЛДГ 290 МЕ, ЛДГ1 — 32% от суммарной, КФК 180 МЕ, АсАТ 150 ME.

В 5-й день госпитализации:

лейкоциты 8,1х10

9

в л, ЛДГ 400 МЕ, ЛДГ1 — 40% от суммарной, КФК 120 МЕ, АсАТ — 30 МЕ.

Построение таблиц и графиков,

отражающих данные лабораторных исследовании больного

Для наглядности представления данных исследования активности ферментов крови больного и их

оценки представьте полученные результаты в виде таблицы и диаграммы.

Создание таблицы.

1. Дайте команду для создания нового документа: Файл > Создать.

3. Задайте параметры страницы: Файл > Параметры страницы. На вкладке Размер бумаги

выберите в раскрывающемся списке Размер бумаги пункт А4 (это формат 210 х 297 мм,

принятый в России в качестве стандартного). В случае использования нестандартного формата

выбирают пункт Другой и с помощью кнопок счетчиков Высота и Ширина задают его

параметры. Задайте ориентацию бумаги: Книжная или Альбомная. В данном случае лучше

выбрать ориентацию Книжную. При большой ширине таблицы лучше выбрать ориентацию

Альбомная, при которой бумага располагается длинной стороной по горизонтали. На вкладке

Поля задайте размеры полей:

Левое 2,5 см

Верхнее 1,5 см

Правое 1,5 см

Нижнее — 2,0 см

4. Введите текст заглавия таблицы: Таблица 1. Результаты лабораторных исследований больного

А.

5. Для лучшей наглядности отразите текст названия таблицы жирным крупным шрифтом. С этой

целью первым этапом выделите нужное предложение с помощью мыши. Для этого поставьте

указатель мыши в любое место предложения, нажмите клавишу Ctrl и щелкните левой кнопкой

мыши. Далее выберите Форматирование > Шрифт. Выберите нужный размер шрифта (для

названия можно остановиться на 14 пунктах). Начертание полужирное. Для отмены выделения

текста щелкните левой кнопкой мыши в любом участке страницы.

6. Вставьте макет таблицы. Курсор установите ниже названия таблицы. Далее выберите Таблица

> Вставить таблицу. В появившемся диалоговом окне укажите необходимое число столбцов и

строк. В нашем варианте, учитывая, что в таблице необходимо отразить название столбцов и

строк, результаты, значения нормы, изменение показателей за 4 дня, число столбцов 6, строк 7.

7. Формирование шапки таблицы. Первую и вторую ячейки первого столбца выделите с

помощью мыши. Далее вызовите Таблица > Объединить ячейки. То же проделать с первой и

второй ячейками второго столбца. Затем ячейки первой строки для третьего, четвертого, пятого

и шестого столбов выделите с помощью мыши. Далее вызовите Таблица > Объединить

ячейки. Шапка таблицы примет вид:

8. Заполните таблицу согласно прилагаемому ниже образцу. Введите текст в ячейки таблицы.

Перемещение по ячейкам таблицы осуществляйте с помощью мыши либо клавиши Tab, либо с

помощью клавишей управления курсором. Выделив текст в ячейках таблицы и вызвав Формат >

Шрифт, можно установить необходимые параметры форматирования текста (размер, стиль и

т.д.). Например, в ячейках ниже приведенной таблицы использован шрифт Times New Roman

Cyr, стиль — обычный, размер — 12 пт. Расположите текст в ячейках таблицы по центру. Для

этого выделите таблицу командой Таблица > Выделить таблицу. Далее вызовите Вид >

Панели инструментов > Форматирование и установите курсор на расположении текста по

центру.

9. Образец заполнения таблицы (см. табл. 1)

Таблица 1

Результаты лабораторных исследований больного А

Показа-

тель

Норма

День госпитализации

1

2

3

5

Лейко-

4

9 х 109

14 х 10

9

9,5 х 10

9

9х10

9

8,1 х 10

9

циты,

(в л)

ЛДГ,

не более

207

250

290

400

(МЕ)

225

ЛДГ1, (%

19 - 29

20

28

32

40

от сум.)

КФК,

20 - 110

440

220

180

120

(ME)

АсАТ,

5 - 25

100

250

150

30

(МЕ)

10. Сохраните документ на своем носителе под именем «Лабораторные исследования»

Создание диаграмм на основе таблиц.

Диаграммы являются удобным средством визуального представления данных и наряду с

таблицами широко используются в

медицинской документации. Дл я создания диаграмм

текстовый процессор Microsoft

Word

им е е т подключаемое средство Microsoft

Graph.

Эта

программа является внешним компонентом и ее установка должна специально заказываться при

установке текстового процессора.

Текстовой процессор Microsoft Word представляет дв а метода дл я вставки диаграммы в

документ. Более общий метод

основан на то м , чт о сначала в документ вставляется некая

произвольная диаграмма, с которой связана некоторая

произвольная базовая таблица данных.

Далее производится

настройка диаграммы, которая состоит в настройке внешнего

вида и в

редактировании содержания. Поскольку содержание

основано на

базовой таблице, то оно

редактируется путем заполнения этой таблицы нужными данными.

Второй, частный, ме тод основан на

то м , чт о диаграмма создается на

ба з е конкретной

таблицы, имеющейся в документе.

В эт о м случае настройка диаграммы состоит только в

настройке внешнего вида. Этот ви д более удобен. Рассмотри м приемы создания диаграмм на

базе таблиц документа.

1. Запустите текстовый процессор Microsoft Word.

2. Дайте команду для создания нового документа: Файл > Создать.

3. В качестве режима представления документа включите Режим разметки (Вид > Разметка

страницы), чтобы четко видеть границы полосы набора.

4. Командой Таблица > Вставить таблицу создайте базовую таблицу, имеющую 5 столбцов и 5

строк.

5. Заполните таблицу согласно образцу.

Показатель

1 день

2 день

3 день

5 день

ЛДГ, (ME)

207

250

290

400

ЛДГ1,

(% от сум.)

20

28

32

40

КФК, (ME)

440

220

180

120

АсАТ, (ME1

100

250

150

30

6 . Установите указатель мыши в поле таблицы и выделите

таблицу командой Таблица >

Выделить таблицу. Скопируйте выделенную таблицу в буфер обмена (Правка > Копировать).

7. Вставьте базовую диаграмму командой Вставка > Объект > Диаграмма Microsoft Graph.

Рядом с диаграммой развернется ее базовая таблица.

8 . Выделите содержимое базовой таблицы диаграммы щелчком на ячейке, образованной на

пересечении заголовков строк и столбцов в левом верхнем углу.

9 . Замените содержимое базовой таблицы содержимым своей

таблицы командой вставки

содержимого из буфера обмена (Правка > Вставить).

10. Обратите внимание на то, как изменилась диаграмма она пришла в соответствие с

содержимым таблицы.

11. На диаграмме выделите область построения двойным щелчком мыши. Щелкните правой

кнопкой мы ш и и

в

контекстном меню

выберите пу н к т Ти п диаграммы. Средствами

открывшегося диалогового окна проверьте, как выглядят диаграммы других типов.

12. Сохраните документ на носитель под именем «Диаграмма по результатам исследования»

Таким образом, представление результатов биохимического

исследования больного в виде

таблицы и диаграммы повысили наглядность отражения динамики активности ферментов крови

и

облегчили выявление симптома гиперферментемии, подтверждающей

диагноз инфаркта

миокарда у пациента А.

Для дальнейшего ведения больного необходим ежедневный контроль его состояния здоровья с

однотипным представлением материала. Для облегчения оформления этой процедуры можно

предложить заполнение шаблона дневника наблюдения за больным, где все основные признаки

представлены и врачу необходимо лишь их выбрать и подчеркнуть.

Практическая работа №2

«Обработка сложных текстовых документов»

1.

Откройте

текстовый

документ

«История

болезни»

на

своем

н о с и т е л е

информации.

2.

Разбейте текст на несколько параграфов путем копирования текста, например 3 раза. В

конец документа в качестве Приложений 1 и 2, вставить таблицу из документа «Лабораторные

исследования» и диаграмму из документа «Диаграмма по результатам исследования»

3.

Каждый параграф (копию) разбейте на несколько пунктов и подпунктов, назвав их по

смыслу текста.

4.

Пользуясь

панелью

форматирования,

все

названия

параграфов,

Приложение1

и

Приложение2

отразите

как

Заголовок

1,

названия

пунктов

Заголовок

2,

подпунктов

Заголовок 3.

5.

Вставьте

в

начало

документа

2

чистых

листа

(для

этого

курсор

поместите

перед

заголовком и выполните дважды команду Вставка – разрыв – новую страницу – Ок)

6.

На

первом

листе

создайте

титульный

лист

(стиль

текста

должен

быть

выставлен

-

Обычный)

7.

На втором листе введите текст Оглавление и перейдите на следующую строку

8.

В

позицию

курсора

вставьте

электронное

оглавление

через:

Вставка

Ссылка

Оглавление и указатели. Во вкладке Оглавление выбрать понравившийся формат оглавления и

Ок.

9.

Пронумеруйте страницы через Вставка – Номера страниц (номер на первой странице не

ставить)

10.

Сохраните все изменения и предоставьте преподавателю на оценку.

История болезни больного А

Больной А.

68 ле т доставлен в

отделение интенсивной терапии с

жалобами на

сильные

сжимающие боли в области сердца, общую слабость, чувство нехватки воздуха. Четыре месяца

назад на фо н е полного здоровья впервые появились

сжимающие бо л и в области сердца с

иррадиацией в левую руку и левую половину нижней челюсти. Боли возникали во время ходьбы

и купировались приемом нитроглицерина.

Три недели назад частота и интенсивность болей увеличились, прием нитроглицерина не всегда

купирова л болевой

синдром. Последние дв а дн я боли усилились и сопровождались острым

ощущением нехватки воздуха. Госпитализирован. При поступлении состояние средней тяжести,

цианоза нет. В легких жесткое дыхание, хрипов нет. Сердце незначительно расширено влево,

глухие тоны, шумов нет. Пульс 110 в мин, ритмичный, полный. АД 140/90 мм рт.ст. Отеков нет.

На ЭКГ ритм синусовый, признаки полной блокады левой ножки пучка Гиса.

Больной бы л расценен

ка

к страдающий ишемической боле знь ю се р д ц а , стенокардией

напряжения и

по ко я , на

фо н е которой развился,

вероятно, ос т р ы й ин ф а р кт миокарда

неосложненного

течения.

Поскольку типичный болевой синдром способствует постановке

диагноза острого инфаркта миокарда, а на ЭКГ подтверждающих признаков найдено не было, то

диагностическое значение приобретает резорбционнонекротический синдром, и в особенности

исследование активности ферментов крови.

В 1-й день госпитализации:

в крови — лейкоциты — 14 х 10

9

в л, суммарная активность лактатдегидрогеназы (ЛДГ) 207

МЕ , креатинфосфокиназы (КФК) — 44 0 МЕ , активность аспарагиновой аминотрансферазы

(АсАТ) 100 МЕ, изофермента ЛДГ1 – 20% от суммарной. Во

2-й день госпитализации:

лейкоциты – 9,5 х 10

9

в л, ЛДГ — 250 МЕ, ЛДГ1 — 28% от суммарной, КФК — 220 МЕ, АсАТ

— 250 МЕ.

На 3-й день госпитализации:

лейкоциты 9х10

9

в л, ЛДГ 290 МЕ, ЛДГ1 — 32% от суммарной, КФК 180 МЕ, АсАТ 150 ME.

В 5-й день госпитализации:

лейкоциты 8,1х10

9

в л, ЛДГ 400 МЕ, ЛДГ1 — 40% от суммарной, КФК 120 МЕ, АсАТ — 30 МЕ.

Практическая работа №3

1. «Создание электронной таблицы с исходными данными

для основных операций над переменными»

1.

Запустите программу MS Excel.

2.

Создайте таблицу следующей структуры:

3.

В шапке таблицы произвести форматирование, внести произвольные данные в таблицу

(не менее 10 наименований лекарственных препаратов),

4.

Отформатировать всю таблицу: изменить формат данных в столбцах Цена и Выручка в

соответствии с денежными величинами, отобразить в таблице все границы, произвести

заливки ячеек, изменить размер, цвет, начертание шрифтов.

5.

Переименовать Лист1 на имя Данные препаратов.

6.

Сохранить таблицу на своем носителе информации под именем «Лекарственные

препараты»

2. «Применение встроенных функций Excel

и ввод формул для выполнения расчетов»

Формулой в Excel называется последовательность символов, начинающаяся со знака «=».

В

эту

последовательность

могут

входить

константы,

ссылки

на

ячейки,

идентификаторы,

функции, операторы. Подсчет по формулам выполняется автоматически. При замене какого-

нибудь компонента формулы на другой компонент выполняется автоматический пересчет по

формуле. При работе с формулами подключаем английский шрифт. Следует помнить: при вводе

данных

числовая

информация

выравнивается

по

правому

краю,

текстовая

по

левому,

разделителем десятичной дроби является запятая.

Копирование формул выполняется

по обычным

правилам копирования фрагментов

электронной таблицы с помощью маркера заполнения (правый нижний угол выделенной ячейки

– «черный плюсик»).

При копировании не самих формул, а только их значений поступаем так: выделяем эти

значения, копируем в буфер и при вставке данных на новое место выбираем п. Правка

п.Специальная

вставка,

открывается

ДО

«Специальная

вставка»,

раздел

Вставить

п.Значения

ОК.

Ссылка однозначно определяет ячейку или группу ячеек рабочего листа.

Внутренние

ссылки – это ссылки

на ячейку внутри одного листа рабочей книги.

Например: А5, А6:В9 – адреса ячеек, в которых находятся значения, используемые для формул.

Внешние ссылки -

это ссылки на ячейки,

находящиеся на других рабочих листах, в

других рабочих книгах.

Удаленные ссылки - это ссылки на информацию, размещенную в других приложениях.

Типы

адресации ссылок:

абсолютные (в записи формулы используются знаки $ в

адресах ячеек),

именованная ячейка (в записи формул используется переименованная ячейка),

относительные.

Функции используются для выполнения стандартных

вычислений. Значения, которые используются для вычисления

функции, называются аргументами. Значения, возвращаемые

функцией

в качестве ответа,

называются

результатами.

Аргумент функции всегда заключаются в круглые скобки.

Excel содержит

более 400 встроенных функций. При нажатии на кнопку Мастера

функций

на строке формул открывается диалоговое окно. Выбираем нужную категорию

(вид функции) или конкретную функцию из этой категории.

7.

Открыть документ «Лекарственные препараты» со своего носителя информации

8.

В столбцах Продано, Осталось, Выручка руб., Выручка $, Выручка евро произвести

соответствующие вычисления (при расчетах использовать относительные, абсолютные

ссылки, именованные ячейки).

9.

По всем столбцам произвести суммирование с помощью встроенных функций Excel и

кнопки Автосумма

находящейся на стандартной панели инструментов.

3. «Создание диаграмм»

Перед построением диаграммы нужно выделить область, содержащую данные, и затем

щелкнуть на кнопке Мастера Диаграмм

стандартной панели инструментов.

После этого Мастер Диаграмм будет выводить на экран последовательность диалоговых

окон (ДО), предлагая шаг за шагом построить диаграмму по выбранным параметрам. Переход от

одного

ДО

к

другому:

кнопки

<Назад

и

Далее>.

Копка

<Назад>

позволяет

отказаться

от

выбранного варианта параметров и заменить их на другие.

После выбранных всех нужных параметров нажать кнопку

<Готово>.

При построении диаграммы необходимо:

1)

выбрать нужный диапазон ячеек (выделить сразу или заказать в ДО Диапазон данных;

2)

выбрать вид диаграммы

3)

выбрать нужные параметры в других ДО

4)

кнопка Готово.

Построенная

с

первого

раза

диаграмма

редко

соответствует

нужным

требованиям.

Часто

приходится изменять вид диаграммы (например, гистограмму заменить круговой диаграммой

или линейным графиком), надписи и подписи к диаграмме, цвета элементов диаграммы и т.д.

Для этого нет необходимости удалять имеющуюся диаграмму, достаточно выполнить некоторые

изменения

на

готовой

диаграмме

вызвав

контекстное

меню

на

белом

поле

выделенной

диаграммы и воспользовавшись командами: Тип диаграммы, Исходные данные, Параметры

диаграммы, Размещение.

10. Открыть документ «Лекарственные препараты» со своего носителя информации

11. Вставить в документ дополнительный Лист 4.

12. Используя таблицу «Данные о лекарственных препаратах» с листа Данные скопировать

столбцы Наименование и Выручка руб. на Лист 2, столбцы Наименование и Выручка $.

на Лист 3, столбцы Наименование и Выручка евро. на Лист 4

13. Переименовать Листы 2-4 дав имена: Выручка руб., Выручка $, Выручка евро.

14. На каждом листе построить диаграмму по данным таблицы (диаграмма должна

отображать название диаграммы, легенду, числовые значения)

Практическая работа №4

1. «Формирование структуры базы данных»

1. Создайте новую базу данных.

2. Создайте таблицу базы данных.

3. Определите поля таблицы в соответствии с табл. 1.1.

4. Сохраните созданную таблицу.

Таблица.1.1. Таблица данных Преподаватели

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Код преподавателя

Счетчик

Фамилия

Текстовый

15

Имя

Текстовый

15

Отчество

Текстовый

15

Дата рождения

Дата/время

Краткий

Должность

Текстовый

9

Дисциплина

Текстовый

11

Телефон

Текстовый

9

Зарплата

Денежный

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

Для создания новой базы данных:

1. Загрузите Access, в появившемся окне выберите пункт Новая база данных;

в окне "Файл новой базы данных" задайте имя вашей базы (пункт Имя Файла) и выберите папку

(пункт Папка), где ваша база данных будет находиться. По умолчанию Access предлагает вам

имя базы db1, а тип файла - Базы данные Access. Имя задайте Преподаватели, а тип файла

оставьте прежним, так как другие типы файлов нужны в специальных случаях;

2.щелкните по кнопке <Создать>.

Для создания таблицы базы данных:

1.В окне базы данных выберите вкладку Таблицы, а затем щелкните по кнопке <Создать>;

2.В окне "Новая таблица" выберите пункт Конструктор и щелкните по кнопке <ОК>. В

результате проделанных операций открывается окно таблицы в режим конструктора (рис. 1), в

котором следует определить поля таблицы.

Для определения полей таблицы:

1.Введите в строку столбца Имя поля имя первого поля Код преподавателя;

2.В строке столбца "Тип данных" щелкните по кнопке списка и выберите тип данных Счетчик.

Поля вкладки Общие оставьте такими, как предлагает Access.

Примечание. Заполнение строки столбца "Описание" необязательно и обычно используется для

внесения дополнительных сведений о поле.

Для определения всех остальных полей таблицы базы данных Преподаватели в соответствии с

табл. 1.1 выполните действия, аналогичные указанным выше.

Замечание. Обратите внимание на вкладку Общие в нижней части экрана. Советуем изменить

данные в пункте Размер поля, а остальные пункты оставить по умолчанию (их функции

рассмотрим далее). Например, для текстового типа данных Access предлагает по умолчанию

длину 50 символов. Но вряд ли поле "Фамилия" будет содержать более 15 символов, хотя лучше

точно подсчитать, сколько символов в самой длинной фамилии. Не бойтесь ошибиться - в

дальнейшем можно скорректировать длину поля. Для числового типа Access предлагает

Длинное целое, но ваши данные могут быть либо небольшие целые числа (в диапазоне от -32768

до 32767) - тогда надо выбрать Целое, либо дробные числа - тогда надо выбрать С плавающей

точкой.. Для выбора необходимого параметра надо щелкнуть по полю, а затем нажать

появившуюся кнопку списка и выбрать необходимые данные. В результате ваша таблица будет

иметь более компактный вид, а объем базы данных уменьшится.

4. Для сохранения таблицы:

выберите пункт меню Файл, Сохранить;

в диалоговом окне "Сохранение" введите имя таблицы Преподаватели',

щелкните по кнопке <ОК>.

Примечание. В результате щелчка по кнопке <ОК> Access предложит вам задать ключевое поле

(поле первичного ключа), т.е. поле, однозначно идентифицирующее каждую запись. Для

однотабличной базы данных это не столь актуально, как для многотабличной, поэтому щелкните

по кнопке <Нет>.

2. «Заполнение базы данных»

1. Введите ограничения на данные, вводимые в поле "Должность"; должны вводиться только

слова Профессор, Доцент или Ассистент.

2. Задайте текст сообщения об ошибке, который будет появляться на экране при вводе

неправильных данных в поле "Должность".

3. Задайте значение по умолчанию для поля "Должность" в виде слова Доцент.

4. Введите ограничения на данные в поле <Код>; эти данные не должны повторяться.

5. Заполните таблицу данными в соответствии с табл. 1.2 и проверьте реакцию системы на ввод

неправильных данных в поле "Должность".

6. Измените ширину каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных.

7. Произведите поиск в таблице преподавателя Миронова.

8.Произведите замену данных: измените заработную плату ассистенту Сергеевой с 4500 р, на

4700 р.

9. Произведите сортировку данных в поле "Год рождения" по убыванию,

10. Произведите фильтрацию данных по полям "Должность" и "Дисциплина".

Просмотрите созданную таблицу, как она будет выглядеть на листе бумаги при печати.

Таблица

Код

Фамилия

Имя

Отчество

Дата

рожд.

Должно

сть

Дисциплина

Телефон

Зарплат

а

1

Истомин

Ремир

Евгеньеви

ч

23.10.54

Доцент

Информатика

110-44-68

8900р.

2

Миронов

Павел

Юрьевич

25.07.40

Профес

сор

Экономика

312-21-40

12000р.

3

Гришин

Евгени

й

Сергеевич

05.12.67

Доцент

Математика

260-23-65

7600р.

4

Сергеева

Ольга

Ивановна

12.02.72

Ассисте

нт

Математика

234-85-69

4500р.

5

Емец

Татьяна

Ивановна

16.02.51

Доцент

Экономика

166-75-33

8900р.

6

Игнатьев

а

Татьяна

Павловна

30.05.66

Доцент

Информатика

210-36-98

7900р.

7

Миронов

Алексе

й

Николаеви

ч

30.07.48

Доцент

Физика

166-75-33

8900р.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

Для задания условия на значение для вводимых данных:

войдите в режим Конструктор для проектируемой таблицы. Если вы находитесь в окне базы

данных, то выберите вкладку Таблицы и щелкните по кнопке <Конструктор>. Если вы

находитесь

в

режиме

таблицы,

то

щелкните

по

кнопке

на

панели

инструментов

или

выполните команду Вид, Конструктор;

в верхней части окна щелкните по полю "Должность";

в нижней части окна щелкните по строке параметра Условие на значение;

щелкните

по

кнопке

для

определения

условий

на

значение

при

помощи

построителя

выражений;

в появившемся окне напишите слово Профессор, затемщелкните по кнопке (эта кнопка

выполняет функцию ИЛИ), напишите Доцент, снова щелкните по этой же кнопке, напишите

Ассистент и щелкните по кнопке <ОК>. Таким образом, вы ввели условие, при котором в

поле "Должность" могут вводиться только указанные значения.

2. В строке Сообщение об ошибке введите предложение "Такой должности нет, правильно

введите данные".

3. В строке Значение по умолчанию введите слово "Доцент".

4. Введите ограничения на данные в поле "Код". Здесь ограничения надо вводить не совсем

обычным способом. Дело в том, что коды преподавателей не должны повторяться, а также

должна быть обеспечена возможность их изменения (из-за последнего условия в этом поле

нельзя использовать тип данных Счетчик, в котором данные не повторяются). Для выполнения

второго условия пришлось задать в поле "Код" тип данных Числовой, а для выполнения первого

условия сделайте следующее:

щелкните по строке параметра Индексированное поле;

выберите в списке пункт Да (совпадения не допускаются);

перейдите в режим Таблица, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив

команду Вид, Режим таблицы. На вопрос о сохранении таблицы щелкните по кнопке <Да>.

5. Введите данные в таблицу в соответствии с табл. 1.3. Попробуйте в поле <Должность> любой

записи ввести слово Лаборант. Посмотрите, что получилось. На экране должно появиться

сообщение; "Такой должности нет, правильно введите данные". Введите правильное слово.

6. Для изменения ширины каждого поля таблицы в соответствии с шириной данных:

щелкните в любой строке поля "Код";

выполните команду Формат, Ширина столбца;

в появившемся окне щелкните по кнопке <По ширине данных>. Ширина поля изменится;

проделайте эту операцию с остальными полями.

7. Для поиска в таблице преподавателя Миронова:

переведите курсор в первую строку поля "Фамилия";

выполните команду Правка, Найти;

в появившейся строке параметра Образец введите Миронов;

в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем

записям);

в строке параметра Совпадение выберите из списка С любой частью поля;

в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять галочка);

щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и также выделит

слово Миронов;

щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска.

8.Для замены заработной платы ассистенту Сергеевой с 4500 р. на 4700 р.:

переведите курсор в первую строку поля "Зарплата";

выполните команду Правка, Заменить;

в появившемся окне в строке Образец введите 4500 р.;

в строке Заменить на введите 4700. Обратите внимание на остальные опции - вам надо вести

поиск по всем записям данного поля;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не

нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет

на девятую запись - это то, что нам надо;

щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;

Примечание. Чтобы заменить сразу все данные, надо воспользоваться кнопкой <3аменить все>.

щелкните по кнопке <3акрыть>.

9. Для сортировки данных в поле "Год рождения" по убыванию:

щелкните по любой записи поля "Год рождения";

щелкните по кнопке на панели управления или выполните команду Записи, Сортировка,

Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с

убыванием значений в поле "Год рождения".

Для фильтрации данных по полям "Должность" и "Дисциплина":

щелкните по записи Доцент поля "Должность";

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В

таблице останутся только записи о преподавателях - доцентах;

щелкните по записи Информатика поля "Дисциплина";

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В

таблице останутся только записи о преподавателях - доцентах кафедры информатики;

для отмены фильтрации щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните

команду Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные.

Для просмотра созданной таблицы:

щелкните

по

кнопке

или

выполните

команду

Файл,

Предварительный,

просмотр.

Вы

увидите таблицу как бы на листе бумаги;

закройте окно просмотра.

Примечание. Если вы захотите изменить поля или ориентацию таблицы на листе бумаги,

выполните команду Файл, Параметры страницы. В открывшемся окне можете изменять

указанные параметры.

3 «Ввод и просмотр данных посредством формы»

1. С помощью Мастера форм создайте форму Состав преподавателей (тип - форма один

столбец).

2. Найдите запись о доценте Гришине, находясь в режиме формы.

3. Измените зарплату ассистенту Сергеевой с 4700 р. на 4900 р.

4. Произведите сортировку данных в поле "Фамилия" по убыванию.

5. Произведите фильтрацию данных по полю "Должность".

6. Измените название поля "Дисциплина" на "Преподаваемая дисциплина".

7. Просмотрите форму с точки зрения того, как она будет выглядеть на листе бумаги.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

1. Для создания формы Состав преподавателей:

откройте вкладку Формы в окне базы данных;

щелкните по кнопке <Создать>;

в появившемся окне выберите (подведите курсор мыши и щелкните левой кнопкой) пункт

Мастер форм;

щелкните по значку списка в нижней части окна;

выберите из появившегося списка таблицу Преподаватель;

щелкните по кнопке <ОК>;

в появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном

примере присутствовать будут все поля, поэтому щелкните по кнопке ;

щелкните по кнопке <Далее>;

в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, поэтому щелкните по кнопке

<Далее>;

в

появившемся

окне

выберите

стиль

оформления.

Для

этого

щелкните

по

словам,

обозначающим

стили,

либо

перемещайте

выделение

стрелками

вверх

или

вниз

на

клавиатуре. После выбора стиля щелкните по кнопке <Далее>;

в

появившемся

окне

задайте

имя

формы,

набрав

на

клавиатуре

параметр

Состав

преподавателей. Остальные параметры в окне оставьте без изменений;

щелкните по кнопке <Готово>. Перед вами откроется форма в один столбец. Столбец слева -

это названия полей, столбец справа - данные первой записи (в нижней части окна в строке

параметра Запись стоит цифра "1"). Для перемещения по записям надо щелкнуть по кнопке

(в сторону записей с большими номерами) или (в сторону записей с меньшими номерами).

Кнопка - это переход на первую запись, кнопка - переход на последнюю запись.

2.Для поиска преподавателя Миронова:

переведите курсор в первую строку поля "Фамилия';

выполните команду Правка, Найти;

в появившемся окне в строке Образец введите фамилию Миронов;

в строке параметра Просмотр должно быть слово ВСЕ (имеется в виду искать по всем

записям);

в строке параметра Совпадение выберите из списка параметр С любой частью поля;

в строке параметра Только в текущем поле установите флажок (должна стоять "галочка");

щелкните по кнопке <Найти>. Курсор перейдет на вторую запись и выделит слово Миронов;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на седьмую запись и также выделит

слово Миронов;

щелкните по кнопке <3акрыть> для выхода из режима поиска;

3. Для замены зарплаты ассистенту Сергеевой с 4700 р. на 4900 р.:

переведите курсор в первую строку поля "Зарплата";

выполните команду Правка, Заменить;

в появившемся окне в строке параметра Образец введите 4700 р.;

в строке параметра Заменить на введите 4900 р. Обратите внимание на остальные опции -

вам надо вести поиск по всем записям данного поля;

щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет на четвертую запись, но здесь не

нужно менять данные, поэтому снова щелкните по кнопке <Найти далее>. Курсор перейдет

на девятую запись - это то, что нам надо;

щелкните по кнопке <3аменить>. Данные будут изменены;

щелкните по кнопке <3акрыть>.

4. Дня сортировки данных в поле "Год рождения" по убыванию:

щелкните по любой записи поля "Год рождения";

щелкните по кнопке на панели управления или выполните команду Записи,Сортировка,

Сортировка по убыванию. Все данные в таблице будут отсортированы в соответствии с

убыванием значений в поле "Год рождения".

5. Для фильтрации данных по полю "Должность":

щелкните по записи Доцент поля "Должность";

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В

форме останутся только записи о преподавателях - доцентах;

щелкните по записи Информатика поля "Дисциплина";

щелкните по кнопке или выполните команду Записи, Фильтр, Фильтр по выделенному. В

форме останутся только записи о преподавателях - доцентах кафедры информатики;

для отмены фильтра щелкните по кнопке на панели инструментов или выполните команду

Записи, Удалить фильтр. В таблице появятся все данные;

6. Измените название поля "Дисциплина" на "Преподаваемая дисциплина". Дли этого:

перейдите в режим конструктора, щелкнув по кнопке на панели инструментов или выполнив

команду Вид, Конструктор;

щелкните правой кнопкой мыши в поле "Дисциплина" (на названии поля - оно слева, а

строка справа с именем Дисциплина - это ячейка для данных, свойства которых мы не будем

менять). В появившемся меню выберите пункт Свойства. На экране откроется окно свойств

для названия поля "Дисциплина";

щелкните по строке с именем Подпись, т.е. там, где находится слово Дисциплина;

сотрите слово "Дисциплина" ивведите "Преподаваемая дисциплина";

для просмотра результата перейдите в режим формы, выполнив команду Вид, Режим формы.

7.Для просмотра созданной формы:

щелкните по кнопке или выполните команду Файл, Предварительный просмотр. Вы увидите

форму как бы на листе бумаги;

закройте окно просмотра.

Примечание.

Не

удивляйтесь

полученному

результату,

так

как

на

листе

поместилось

несколько страниц формы. Распечатывать форму не будем, потому что основное назначение

подобной формы - удобный построчный ввод и просмотр данных, а не сохранение данных в

виде бумажного документа.

4. «Формирование запросов и отчетов для однотабличной базы

данных

;

1. Формирование запросов на выборку.

1. На основе таблицы Преподаватели создайте простой запрос на выборку, в котором должны

отображаться фамилии, имена, отчества преподавателей и их должность.

2. Данные запроса отсортируйте по должностям.

3. Сохраните запрос.

4. Создайте запрос на выборку с параметром, в котором должны отображаться фамилии, имена,

отчества преподавателей и преподаваемые ими дисциплины, а в качестве параметра задайте

фамилию преподавателя и выполните запрос для преподавателя Гришина.

Технология работы.

1. Для создания запроса:

В окне базы данных откройте вкладку Запросы;

В открывшемся окне щелкните по кнопке Создать;

Из появившихся пунктов окна «Новый Запрос» выберите Простой запрос и щелкните по

кнопке «Ок»;

В появившемся окне в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Преподаватели;

В окне «Доступные поля» переведите выделение на параметр Фамилия;

Щелкните по кнопке > . Слово Фамилия прейдет в окно «Выбранные поля»;

аналогично в окно «Выбранные поля» переведите поля «Имя», «Отчество»,

«Должность» (порядок важен – в таком порядке данные и будут выводиться );

щелкните по кнопке «Далее»;

в строке параметра Задайте имя запроса введите новое имя Должности преподавателей;

щелкните по кнопке «Готово». На экране появится таблица с результатами запроса.

2. Для сортировки данных:

щелкните в любой строке поля «Должность»;

отсортируйте данные по убыванию. Для этого щелкните по кнопке

на панели

инструментов или выполните команду Записи, Сортировка, Сортировка по убыванию.

3. Для сохранения запроса :

щелкните по кнопке

или выполните команду Файл, Сохранить;

закройте окно запроса.

4. Для создания запроса на выборку с параметром:

создайте запрос на выборку для следующих полей таблицы Преподаватели: «Фамилия»,

«Имя», «Отчество», «Преподаваемая дисциплина» . Запрос создавайте аналогично тому,

как это делалось в п.1;

задайте имя запросу Преподаваемые дисциплины;

щелкните по кнопке «Готово». На экране появится таблица с результатами запроса;

перейдите в режим конструктора, щелкнув по кнопке

или выполнив команду Вид,

Конструктор;

в строке параметра Условия отбора для поля «Фамилия» введите фразу (скобки тоже

вводить): [Введите фамилию преподавателя];

выполните запрос, щелкнув по кнопке

или выполните команду Запрос, Запуск;

в появившемся окне введите фамилию Гришин и щелкните по кнопке «ОК» . На экране

появится таблица с данными о преподавателе Гришине – его имя, отчество,

преподаваемая им дисциплина;

сохраните запрос;

закройте окно запроса.

2. «Создание отчета»

На основе таблицы Преподаватели создайте отчет с группированием данных по должностям

.

Технология работы:

Для создания отчета:

откройте вкладку Отчеты и щелкните по кнопке «Создать»;

в открывшемся окне выберите пункт Мастер отчетов;

щелкните по значку раскрывающегося списка в нижней части окна;

выберите из появившегося списка таблицу Преподаватели;

щелкните по кнопке «ОК». В появившемся окне выберите те поля, которые будут

присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля из таблицы,

поэтому щелкните по кнопке

;

щелкните по кнопке «Далее»;

в появившемся окне присутствует перечень полей. Переведите выделение на поле

«Должность»;

щелкните по кнопке

. Таким образом вы задаете группировку данных по

должности;

щелкните по кнопке «Далее»;

параметры появившегося окна оставим без изменения, поэтому щелкните по кнопке

«Далее»;

в появившемся окне выберите стиль оформления отчета;

щелкните по кнопке «Далее»;

в появившемся окне введите название отчета Преподаватели;

щелкните по кнопке «Готово». На экране появится сформированный отчет;

просмотрите, а затем закройте отчет.



В раздел образования