Автор: Васильева Надежда Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №51
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по литературному чтению"
Раздел: начальное образование
Программа по литературному чтению разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
примерной основной образовательной программы начального общего образования;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
образовательной программы начального общего образования МБОУ Школа;
авторской программы
Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. по предмету «Литературное чтение»;
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
ценности
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Метапредметные:
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3.
Умение
активно
использовать
речевые
средства
и
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8.
Овладение
базовыми
предметными
(«книга»,
«художественная
литература»,
«культура»,
«человек»,
«общество»,
«Живопись,»
«Искусство») и межпредметными понятиями («взаимодействие», «развитие», «история», «жизнь», «творчество», «причина», «следствие»,
«результат», «время», «пространство», «модель»).
Предметные:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2.
Осознание
значимости
чтения
для
личного
развития;
формирование
представлений
о
мире,
российской
истории
и
культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
1 класс
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
2 класс
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;различать народную и литературную
( авторскую) сказку; находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
3 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя; составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать( рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,
самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (17 в., 18 в., 19 в., 20 в.,21 в.); соотносить автора, его произведения со
временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого
общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и
духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Культура речевого общения ориентирована
на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать
различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения:
от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного
слогового чтения вслух обучающиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах
слова
(чтение
целыми
словами).
Затем
они
овладевают
умением
интонационно
объединять
слова
в
словосочетания
и
предложения,
упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают
скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой
зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе.
Обучающиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя
уверенно
и
комфортно,
поможет
извлекать
смысловую
информацию
при
самостоятельном
чтении
и
работе
с
учебными
текстами.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника,
способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение,
задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения
материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Обучающиеся учатся ставить
перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других,
проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного
чтения обучающиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение,
повествование)
на
основе
прочитанных
текстов.
Программа
обеспечивает
развитие
выразительности
устной
и
письменной
речи,
совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Раздел «Виды работы
с
текстом»
подразумевает
коммуникативно-познавательную
деятельность.
Программа
предусматривает
освоение
обучающимися
разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана,
умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение
различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание,
текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-
познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются цели
общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением».
Эстетическая
и
духовно-
нравственная
деятельность
нацелена
на
развитие
художественно-эстетической
деятельности,
формирование
нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности обучающихся средствами художественной литературы. Дети
будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в
познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и
научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Предмет предусматривает знакомство детей не только с лучшими
образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Обучающиеся научатся понимать и ценить
художественное
произведение,
отличать
его
от
произведений
научно-познавательного
содержания.
Они
узнают,
что
художественное
произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство
окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям,
пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ
художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: обучающиеся сначала воспринимают текст
целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с
заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план
выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания
юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты,
сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте,
который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора
только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность
художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные
представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно- эстетических ценностях, словесно-художественной
форме и построении (композиции) произведения. Предметом предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор
событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к
своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его
основную
линию.
Многоступенчатый
путь
анализа
произведения,
своеобразное
восхождение
читателя
на
вершину
так
называемой
смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает обучающихся интеллектуально, нравственно
и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного
творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и
удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено
развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого
материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его
умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего
мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с
целью развития и стимулирования творческой активности обучающихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они
обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают
чувства сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и
выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-
познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного
творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая
направленность содержания литературного чтения позволяет обучающимся накопить опыт художественно- эстетического восприятия и
понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного
возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание обучающихся к различным
сторонам
жизни:
взаимоотношениям
детей
со
сверстниками
и
взрослыми,
приключениям,
природе,
истории
и
культуре
разных
национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие
тематики
обогащает
социально-нравственный
опыт,
расширяет
познавательные
интересы
ребёнка,
развивает
читательскую
самостоятельность,
формирует
культуру
чтения.
Произведения,
включённые
в
круг
детского
чтения,
имеют
большое
значение
для
нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу
расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется
библиографическая
культура
обучающихся.
Предмет
литературное
чтение
благодаря
художественно-эстетической
и
нравственно-
мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У обучающихся формируется готовность
эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных
ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в
смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается
на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания предмета
литературное чтение обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы,
воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Содержание тем учебного предмета.
4 класс (102ч)
Летописи, былины, жития
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского». Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики
П. П. Ершов «Конек - горбунок». А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна,
весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».Н. А.
Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки». И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». А.С. Аксаков «Аленький
цветочек»
Делу время - потехе час
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой горчицы я
не ел»
Страна детства . Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев
«Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов
«Сентябрь». С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина
И. С. Никитин «Русь». С. С. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина!». Проект «Они защищали Родину»
Страна Фантазия
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф «Святая ночь».
«В Назарете».
Национально – региональный компонент реализуется посредством систематического использования произведений о родном крае,
знакомства с национальным фольклором, использования материалов краеведческого характера, знакомства с произведениями
поэтов и писателей Республики Башкортостан.
Количество часов на изучение каждой темы может варьироваться в зависимости от степени усвоения данной темы обучающимися.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 4 классе
Раздел (ч)
Класс 4
Вводный урок по курсу литературного чтения
1ч
Летописи, былины, жития
10ч
Чудесный мир классики
17ч
Поэтическая тетрадь
11ч
Литературные сказки
11ч
Делу время – потехе час
7ч
Страна детства
5ч
Поэтическая тетрадь
5ч
Природа и мы
8ч
Поэтическая тетрадь
7ч
Родина
7ч
Страна Фантазия
5ч
Зарубежная литература
8ч
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса МБОУ Школа
по УМК «Школа России» на 2018-2019 учебный год
№
п\п
Тема
№
ур.в
разд
еле
Дата
по плану
Дата
по факту
Примечание
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1
Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
1
Летописи, былины, жития (10 ч)
2
Летописи, былины, жития.
1
3
События летописи – основные события Древней Руси.
2
4
Летопись – источник исторических фактов.
3
5
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
4
6
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой
5
7
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри
6
8
Сергий Радонежский – святой земли Русской.
7
9
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин
8
10
Проект «Календарь исторических событий»
9
11
Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»
10
Чудесный мир классики (17 ч)
12
«Чудесный мир классики».
1
13
П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
2
14
П.П. Ершов «Конек-Горбунок»
3
15
А.С. Пушкин «Няне».
4
16
А.С. Пушкин «Туча».
5
17
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
6
18
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
7
19
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
8
20
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
9
21
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
10
22
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство».
11
23
Л.Н.Толстой. «Детство».
12
24
Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»
13
25
А.П. Чехов «Мальчики».
14
26
А.П. Чехов «Мальчики».
27
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики».
16
28
Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».
17
Поэтическая тетрадь (11 ч)
29
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».
1
30
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
2
31
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».
3
32
А.А. Фет «Весенний дождь».
4
33
А.А. Фет «Бабочка».
5
34
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих
лесов?»
6
35
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
7
36
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
8
37
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
9
38
И.А. Бунин «Листопад».
10
39
Обобщающий урок.
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
11
Литературные сказки (11 ч)
40
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» .
1
41
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
2
42
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
3
43
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
4
44
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
5
45
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
6
46
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
7
47
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
8
48
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
9
49
Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки»
10
50
Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».
11
Делу время – потехе час (7 ч)
51
Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час»
1
52
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
2
53
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
3
54
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
4
55
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
5
56
Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час»
6
57
Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».
7
Страна детства (5 ч)
58
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1
59
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
2
60
М.М. Зощенко «Елка»
3
61
Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»
4
62
Проверочная работа по разделу «Страна детства».
5
Поэтическая тетрадь (5 ч)
63
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».
1
64
В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».
2
65
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
3
66
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
4
67
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
5
Природа и мы (8 ч)
68
Знакомство с названием раздела «Природа и мы»
1
69
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
2
70
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
3
71
М.М. Пришвин «Выскочка».
4
72
Е.И. Чарушин «Кабан».
5
73
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
6
74
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
7
75
Проверочная работа по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы».
8
Поэтическая тетрадь (7 ч)
76
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»
1
77
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
2
78
С.А. Клычков «Весна в лесу».
3
79
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
4
80
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
5
81
С.А. Есенин «Лебедушка».
6
82
Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа по разделу
«Поэтическая тетрадь».
7
Родина (7часов)
83
Знакомство с названием раздела «Родина»
1
84
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте
2
85
С.Д. Дрожжин «Родине».
3
86
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».
4
87
Проект «Они защищали Родину»
5
88
Обобщающий урок по разделу «Родина».
6
89
Проверочная работа по разделу «Родина».
7
Страна Фантазия (5 ч)
90
Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».
1
91
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
2
92
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
3
93
Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия»
4
94
Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».
5
Зарубежная литература (8 ч)
95
Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»
1
96
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
2
97
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
3
98
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
4
99
С. Лагерлеф «Святая ночь».
5
100
С. Лагерлеф «В Назарете»
6
101
Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».
7
102
Обобщающий урок. Закрепление.
8