Авторы: Сайфутдинова Раиса Гусмановна, Литвинова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, хореограф
Учебное заведение: МДОУ детский сад №112 "Почемучки"
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Театр, как результат песенно-танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«ТЕАТР, КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕСЕННО-ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сайфутдинова Раиса Гусмановна
музыкальный руководитель
Литвинова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования(хореограф)
МДОУ детский сад №112 «Почемучки»
г. Волжский, Волгоградская область
Социально-экономические
преобразования
в
обществе
диктуют
необходимость
формирования творческой активности личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно
решать
новые
жизненные
проблемы.
Детское
творчество
-
одна
из
актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не
ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней,
дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски,
звуки, музыку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел, что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное
наслаждение. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и
потом жить и действовать в воображаемом
мире. Важно использовать всесильную
детскую фантазию, направить ее в творческое русло.
Музыкальное
воспитание
детей
дошкольного
возраста
–
одна
из
важнейших
задач
гармоничного развития личности. Одним из средств развития творческого воображения
является музыка. Постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать
окружающий мио, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать
свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается
элементарной
творческой
деятельностью.
Поэтому
на
музыкальных
занятиях
дети
с
младшего
возраста
слушают
разнохарактерную
музыку.
В
программе
музыкального
воспитания много произведений в которых переданы образы знакомых детям животных,
птиц.
Воспитатели
проводят
беседы
о
животных,
среде
их
обитания.
На
занятиях
хореографии
хореограф
воплощает
эти
образы
в
движение
через
использование
пантомимических средств, пластики и жеста. Естественные движения под музыку даются
детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее
подходящие
для
того
или
иного
сюжета
образные
и
выразительные
композиции.
В
ритмических движениях не звучит слово, однако, выразительность пластики тела является
интернациональным языком, понятен и взрослым и детям. Основой, конечно, является
музыка,
так
это
идеальный
образец
организованного
движения
и
дает
четкое
представление между временем, пространством и движением…
Частью театрализованной деятельности детей является инсценирование знакомых песен,
которые способствуют развитию творческих способностей детей, их раскрепощенности.
Детям нравится исполнять роли. Использование атрибутов, помогает ребенку войти в
образ
и
тогда
его
движения
становятся
более
выразительными,
яркими.
Песни-
инсценировки позволяют детям перевоплотиться, понять характер и состояние другого
существа.
Песни-инсценировки
с
добавление
танцевальных
движений
вводим
в
развлечения, праздники и далее – в постановки.
Вот такой путь проходят песня и танец до постановки:
Песня(танец) – образ – инсценирование(движение) – развлечение –праздник – постановка.
Наш театр строится на песнях и танцах, наши герои только поют и танцуют. Если в начале
нашей работы мы брали постановки, для которых специально разучивали, песни, танцы,
использовали художественное слово, то в настоящее время берется практически знакомый
всем детям материал, театр стал результатом нашей годовой работы. Мы анализируем
весь музыкальный
репертуар, подбираем сказку, которая наиболее подходит к нашему
материалу и предлагаем детям сыграть такой спектакль.Танец снежинок превращается в
танец
бабочек, джентельменов – в тараканов и др.. Наши герои всегда имеют свои
сольные вокальные партии. Слова сочиняем сами. Используем минусовые фонограммы
любимых
и
знакомых
детям
песен,
разученных
в
течение
года.
Дети
прекрасно
справляются
с
поставленными
задачами.
В
процессе
работы
над
спектаклем
дети
сближаются, становятся более ответственными, переживают друг за друга. Благодаря
эмоциональности маленьких артистов, все поставленные сказки были доступны детям
всех возрастов. Костюмы декорации делали все: и дети, и воспитатели, и родители .
Наши вокально - хореграфические постановки: «Снегурочка», «Гадкий утенок»,
«Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Муха –
Цокотуха».
Со своими постановками выступаем не только перед детьми своего детского сада, но и
приглашаем детей близлежащих садов, учеников начальной школы.
Наш театр принимает участие в городских и областных конкурсах.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей
эмпатии,т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,
жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить
адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю нужно с помощью
воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»
(Б.М. Теплов)