"Формирование духовно-нравственных основ личности через изучение традиционной культуры"
Автор: Резнова Юлия Рудольфовна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24" Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование духовно-нравственных основ личности через изучение традиционной культуры" Раздел: полное образование
через изучение традиционной народной культуры
Формирование духовно-нравственных основ личности – одна из важнейших
функций школы, одна из важнейших задач каждого педагога. Причем эта
деятельность должна осуществляться беспрерывно – и во время уроков, и
через систему внеклассной работы в классе. Очень важно для формирования
духовно-нравственных основ личности использовать традиционную русскую
культуру.
В
своей
работе классного
руководителя
я
выделила
три
направления
деятельности:
творческое
экскурсионное
исследовательское
Приведу примеры мероприятий по направлениям.
1.
Творческое направление
знакомство с русскими народными промыслами;
знакомство с устным народным промыслом, песенной культурой;
организация выставок, концертов;
освещение работы в средствах массовой информации;
2. Экскурсионное направление
экскурсии по городам Вологодской области;
организация фотовыставок «Моя Родина»;
создание фотоальбома «Достопримечательности Вологодской области»;
3. Исследовательское направление
подготовка и проведение методических недель и методических
советов;
проведение ученических конференций и лекториев;
организация работы по решению данной проблемы на уроках
иностранного языка
Мероприятия по данным направлениям проводятся регулярно. Очень важно
использовать для этого и народные праздники, и календарные праздники.
Так, нами были проведены, и проведены успешно, такие мероприятия , как:
Выставка народно-прикладного искусства
Литературно-музыкальная композиция «Россия времен Петра I»
Новый год «В гостях у царя Гороха»
Конкурс частушек
Создан классный ансамбль народной песни, который выступал на
различных общешкольных и классных мероприятиях
В старших классах мы посетили Вологду, Прилуки, Белозерск,
Кириллов, Ферапонтово, Горицы.
Таким образом, работа по данному направлению через внеклассную
занятость обучающихся ведется активно и интересно.
Кроме того, я преподаю в школе иностранный язык. И мне хотелось, чтоб
через уроки мои ученики также узнавали много нового и интересного о своей
стране.
Как учитель иностранного языка работу по изучению культурного наследия я
строю по следующим направлениям:
1.
Культура немецкоговорящих стран
2.
Культура России, Вологодской области
3.
Мировая культура
Программа
и
учебно-методические
комплексы
по
немецкому
языку
предлагают
для
изучения
некоторые
моменты,
соответствующие
данной
тематике. Однако процент этого материала невелик. Приходится расширять
данный аспект практически во всех классах. Так, например,
в 10 -11 классах я вношу корректировку и добавления в тему «Культура
немецкоговорящих
стран».
Предлагаемые
УМК
материалы
содержат
информацию о музыкантах, художниках, писателях, однако, я считаю, что
представленные жанры и направления слишком ограничены. Особенно это
касается
подтемы
«Живопись».
Поэтому
я
предлагаю
своим
ученикам
познакомиться
с
различными
направлениями
живописи.
В
качестве
иллюстративного материала я использую
коллекцию
репродукций
картин,
представленных
в
Эрмитаже,
Третьяковской галерее, а также репродукции знаменитейших русских икон;
коллекцию видеопрограмм «Сокровища мировой культуры»
интернет-сайты ведущих музеев
Кроме
того,
при
изучении
данной
темы
я
предлагаю
ребятам
информацию о великих русских художниках, композиторах, писателях. Я
убедилась в том, что целесообразно давать обучающимся больше сведений о
своей
собственной
стране
и
культуре
.
Наблюдая
за
учениками
во
время
встреч с носителями языка, я сделала вывод, что они достаточно уверенно
рассказывают о себе, своей семье, задают вопросы гостям, рассказывают о
том, что знают о Германии, но не могут рассказать о своей стране, области,
городе,
известных
людях.
Оказалось,
они
просто
не
владеют
этой
информацией. Было необходимо исправить ситуацию. Дети должны знать и
уметь рассказать своим собеседникам, особенно зарубежным, о своей стране,
о ее культуре, знаменитых людях. Поэтому на уроках мы обсуждаем историю,
культуру, традиции и обычаи свое Родины. В 7 классе при изучении тем «Моя
Родина» и «Особенности городской жизни» уже на протяжении нескольких
лет я предлагаю ребятам поговорить о нашей малой Родине и отвожу на это
несколько уроков. Примерная тематика занятий такова:
Географическое
положение
и
административное
устройство
Вологодской области.
Климат и водные ресурсы.
Растительный и животный мир.
Города и достопримечательности.
Архитектура. Святыни земли Вологодской.
Из истории Вологодской области.
Города Вологда и Череповец.
Известные люди земли Вологодской.
Уроки по этой теме проходят очень живо, так как опираются на опыт
учащихся. У многих из них есть фотографии, книги о Вологодской области.
Они приносят их в школу, мы вместе обсуждаем их, я знакомлю ребят с тем,
как будет звучать то или иное название (например, церкви или собора) на
немецком языке
Изучение культурного наследия происходит не только на уроках, но и
через внеклассную деятельность. Очень важно создать у учеников мотивацию
к данному виду деятельности, не заставлять их. Поэтому в своей работе я
опираюсь
на
интересы
обучающихся,
их
способности
и
умения,
сформированные как в школе, так и вне школы.
В последнее время очень хорошо зарекомендовали себя такие формы
работы:
Фестиваль компьютерных презентаций
Лекторий «Сокровища мировой культуры», «Сокровища русской
культуры»
Ребята
сами
выбирали
объекты
исследования,
готовили
доклады
и
презентации, выступали со своими наработками перед аудиторией. То, что
материалы
представляли
ученики,
а
не
учителя,
очень
заинтересовало
публику. Все слушали очень внимательно, многие из слушателей изъявили
желание самим поработать в этом направлении. Радует, что в мероприятии
приняли участие ученики всех классов, с 5 по 11.
Хотелось бы поделиться результатами работы:
Среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос на тему:
«Что такое Родина? Что такое патриотизм?» радует, что все учащиеся были
едины во мнении, что у человека одна Родина, которую он должен любить и
уважать. Вот лишь некоторые цитаты из этих анкет:
«…говорят, что у нас плохая Родина, но если этих людей обидело
государство, глупо, на мой взгляд, обижаться на Родину…»
«…Родину надо любить с самого детства и принимать ее такой, какая
она есть и не искать в ней недостатки…»
«…чем
больше
в
людях
чувства
патриотизма,
тем
сплоченней
общество, тем оно культурнее, в нем меньше преступности…»
«…Патриотов нужно воспитывать с детства…»
«…Родина
–
это
традиции,
сохранившиеся
с
давних
лет,
это
свое
мировоззрение, свое мироощущение…»
Здесь лишь немногие выдержки из рассуждений старшеклассников. И
это значит, что проводимая работа приносит свои плоды, что подрастающее
поколение любит свою Родину несмотря ни на что.
Резнова Юлия Рудольфовна
учитель немецкого языка, МОУ «СОШ № 24»
Высшая квалификационная категория