Напоминание

"Формирование духовно-нравственных основ личности через изучение традиционной культуры"


Автор: Резнова Юлия Рудольфовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование духовно-нравственных основ личности через изучение традиционной культуры"
Раздел: полное образование





Назад





Формирование духовно-нравственных основ личности

через изучение традиционной народной культуры
Формирование духовно-нравственных основ личности – одна из важнейших функций школы, одна из важнейших задач каждого педагога. Причем эта деятельность должна осуществляться беспрерывно – и во время уроков, и через систему внеклассной работы в классе. Очень важно для формирования духовно-нравственных основ личности использовать традиционную русскую культуру. В своей работе
классного

руководителя
я выделила три направления деятельности:  творческое  экскурсионное  исследовательское Приведу примеры мероприятий по направлениям.
1.

Творческое направление
 знакомство с русскими народными промыслами;  знакомство с устным народным промыслом, песенной культурой;  организация выставок, концертов;  освещение работы в средствах массовой информации; 2.
Экскурсионное направление
 экскурсии по городам Вологодской области;  организация фотовыставок «Моя Родина»;  создание фотоальбома «Достопримечательности Вологодской области»; 3.
Исследовательское направление
 подготовка и проведение методических недель и методических советов;  проведение ученических конференций и лекториев;
 организация работы по решению данной проблемы на уроках иностранного языка Мероприятия по данным направлениям проводятся регулярно. Очень важно использовать для этого и народные праздники, и календарные праздники. Так, нами были проведены, и проведены успешно, такие
мероприятия
, как:  Выставка народно-прикладного искусства  Литературно-музыкальная композиция «Россия времен Петра I»  Новый год «В гостях у царя Гороха»  Конкурс частушек  Создан классный ансамбль народной песни, который выступал на различных общешкольных и классных мероприятиях  В старших классах мы посетили Вологду, Прилуки, Белозерск, Кириллов, Ферапонтово, Горицы. Таким образом, работа по данному направлению через внеклассную занятость обучающихся ведется активно и интересно. Кроме того, я преподаю в школе иностранный язык. И мне хотелось, чтоб через уроки мои ученики также узнавали много нового и интересного о своей стране. Как
учитель
иностранного языка работу по изучению культурного наследия я строю по следующим направлениям: 1. Культура немецкоговорящих стран 2. Культура России, Вологодской области 3. Мировая культура Программа и учебно-методические комплексы по немецкому языку предлагают для изучения некоторые моменты, соответствующие данной тематике. Однако процент этого материала невелик. Приходится расширять данный аспект практически во всех классах. Так, например, в 10 -11 классах я вношу корректировку и добавления в тему «Культура немецкоговорящих стран». Предлагаемые УМК материалы содержат
информацию о музыкантах, художниках, писателях, однако, я считаю, что представленные жанры и направления слишком ограничены. Особенно это касается подтемы «Живопись». Поэтому я предлагаю своим ученикам познакомиться с различными направлениями живописи. В качестве иллюстративного материала я использую  коллекцию репродукций картин, представленных в Эрмитаже, Третьяковской галерее, а также репродукции знаменитейших русских икон;  коллекцию видеопрограмм «Сокровища мировой культуры»  интернет-сайты ведущих музеев Кроме того, при изучении данной темы я предлагаю ребятам информацию о великих русских художниках, композиторах, писателях. Я убедилась в том, что целесообразно давать обучающимся больше сведений о своей собственной стране и культуре . Наблюдая за учениками во время встреч с носителями языка, я сделала вывод, что они достаточно уверенно рассказывают о себе, своей семье, задают вопросы гостям, рассказывают о том, что знают о Германии, но не могут рассказать о своей стране, области, городе, известных людях. Оказалось, они просто не владеют этой информацией. Было необходимо исправить ситуацию. Дети должны знать и уметь рассказать своим собеседникам, особенно зарубежным, о своей стране, о ее культуре, знаменитых людях. Поэтому на уроках мы обсуждаем историю, культуру, традиции и обычаи свое Родины. В 7 классе при изучении тем «Моя Родина» и «Особенности городской жизни» уже на протяжении нескольких лет я предлагаю ребятам поговорить о нашей малой Родине и отвожу на это несколько уроков. Примерная тематика занятий такова:  Географическое положение и административное устройство Вологодской области.  Климат и водные ресурсы.  Растительный и животный мир.
 Города и достопримечательности.  Архитектура. Святыни земли Вологодской.  Из истории Вологодской области.  Города Вологда и Череповец.  Известные люди земли Вологодской. Уроки по этой теме проходят очень живо, так как опираются на опыт учащихся. У многих из них есть фотографии, книги о Вологодской области. Они приносят их в школу, мы вместе обсуждаем их, я знакомлю ребят с тем, как будет звучать то или иное название (например, церкви или собора) на немецком языке Изучение культурного наследия происходит не только на уроках, но и через внеклассную деятельность. Очень важно создать у учеников мотивацию к данному виду деятельности, не заставлять их. Поэтому в своей работе я опираюсь на интересы обучающихся, их способности и умения, сформированные как в школе, так и вне школы. В последнее время очень хорошо зарекомендовали себя такие формы работы:  Фестиваль компьютерных презентаций  Лекторий «Сокровища мировой культуры», «Сокровища русской культуры» Ребята сами выбирали объекты исследования, готовили доклады и презентации, выступали со своими наработками перед аудиторией. То, что материалы представляли ученики, а не учителя, очень заинтересовало публику. Все слушали очень внимательно, многие из слушателей изъявили желание самим поработать в этом направлении. Радует, что в мероприятии приняли участие ученики всех классов, с 5 по 11.
Хотелось бы поделиться
результатами
работы: Среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос на тему: «Что такое Родина? Что такое патриотизм?» радует, что все учащиеся были едины во мнении, что у человека одна Родина, которую он должен любить и уважать. Вот лишь некоторые цитаты из этих анкет: «…говорят, что у нас плохая Родина, но если этих людей обидело государство, глупо, на мой взгляд, обижаться на Родину…» «…Родину надо любить с самого детства и принимать ее такой, какая она есть и не искать в ней недостатки…» «…чем больше в людях чувства патриотизма, тем сплоченней общество, тем оно культурнее, в нем меньше преступности…» «…Патриотов нужно воспитывать с детства…» «…Родина – это традиции, сохранившиеся с давних лет, это свое мировоззрение, свое мироощущение…» Здесь лишь немногие выдержки из рассуждений старшеклассников. И это значит, что проводимая работа приносит свои плоды, что подрастающее поколение любит свою Родину несмотря ни на что. Резнова Юлия Рудольфовна учитель немецкого языка, МОУ «СОШ № 24» Высшая квалификационная категория


В раздел образования