Использование активных методов в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Автор: Телепнева Оксана Михайловна Должность: руководитель физического воспитания Учебное заведение: МАДОУ "Пингвин" Населённый пункт: город Лабытнанги ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Использование активных методов в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ Раздел: дошкольное образование
Использование активных методов обучения и здоровьесберегающих
технологий на утренней гимнастике в МАДОУ «Пингвин»
автор: Телепнева Оксана Михайловна, руководитель физического воспитания
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба - должны прочно войти в
повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.»
Гиппократ
Актуальность:
Современная эпоха компьютерных игр и технологий, малоподвижный образ
жизни,
неблагоприятные
экологические
факторы
провоцируют
ряд
серьёзных
отклонений
в
развитии
детского
организма,
его
психического
и
физического
состояния. Проблема укрепления и сохранения здоровья ребенка – самая актуальная
и приоритетно значимая для каждого детского дошкольного учреждения.
Для
решения
данной
проблемы
в
физкультурно
–
оздоровительной
работе
нашего
детского
сада
я
использую активные
методы,
которые
являются
неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают воспитанников к
активной
мыслительной
и
практической
деятельности
в
процессе
овладения
учебным материалом.
Реализация активного метода «Анализ конкретных ситуаций».
На примере утренней гимнастики.
Анализ
ситуации:
дети
выполняют
2
недели
1
комплекс
упражнений,
следствием чего является усталость и потеря интереса от однообразия выполнения
физических упражнений.
Что делать? Как изменить ситуацию?
Утреннюю гимнастику необходимо выполнять ежедневно, отменять – нельзя.
А вот видоизменить – можно!
Утренняя гимнастика в нашем детском саду преобразована
в сюжетно-
тематическую, все комплексы с музыкальным сопровождением и составлены они с
учетом
тематических
недель,
поэтому
они
разнообразны
и
не
дублируют
ОРУ
(общеразвивающие
упражнения),
которые
выполняются
на
занятиях
(НОД)
по
физической культуре.
Структура гимнастики традиционна:
1.разнообразные виды ходьбы и бега в носочках для профилактики нарушений
осанки и плоскостопия и общеразвивающие комплексы.
2. комплекс ОРУ
3. дыхательные упражнения
Творческая новизна:
А вот содержание усовершенствовано и модернизировано:
1
1.
В данной практике участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
т.к они уже имеют двигательный опыт и владеют техникой выполнения
упражнений.
2.
В
понедельник
мы
с
детьми
принимаем
общее
решение:
с
какими
пособиями они хотят выполнять гимнастику (или без пособий).
При помощи песенки, загадки, стихотворения, героя из мультфильма – я
незаметно подвожу ребят к нужной тематике.
3.
Понедельник, вторник и среду дети выполняют комплекс по моему показу.
4.
В четверг – показывают 2-3-4 ребенка, у которых получается лучше других.
Остальные
продолжают
выполнять
комплекс
по
показу
товарищей.
(я
помогаю тем, кто затрудняется в выполнении)
5.
В пятницу выполняется комплекс с использованием ИКТ (мультимедиа).
После профилактических упражнений для сводов стопы и укрепления мышц
спины дети встают врассыпную перед проектором и выполняют физминутку
произвольно,
кому
как
хочется. Цель такого комплекса - снятие психо-
эмоционального напряжения у дошкльников.
6.
В заключении все дружно себе аплодируем, произносим речевку:
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Я разработала комплексы, которые включают ритмично-музыкальные упражнения,
упражнения с разнообразными физкультурными пособиями. Они в приложении №1,
табл.1
Виды комплексов утренней гимнастики:
1.
С использованием ИКТ(мультимедиа)
2.
Сюжетные «Морская», «Весенняя полянка» «Веселые лягушата» и др
3.
С использованием атрибутов и пособий: «Фиксики» (комплекс с гантелями);
«Гномики» (комплекс с мячами); «Снеговички» (комплекс с гимнастическими
палками) и др
Рассмотрим комплекс «Звездной» гимнастики, с использованием ИКТ
На
проекторе
идет
показ
физминутки,
ребята
выполняют
движения
самостоятельно,
без
моего
показа.
Дети
выполняют
активно,
очень
радуются,
смеются.
Нет ни
одного
синхронного
повтора
–
и
это
здорово!
Каждый
из
присутствующих
воспитанников
по-своему
видит
эту
весёлую
разминку.
Далее
после разминки продолжаем тему «звёзд» следующим образом:
Подскажите мне, что означает слово “звезда”?
2
(Варианты ответов: Небесное светило, Рождественская, Морская, Воинский знак
отличия, Эстрадная и т.д.)
После
ответов,
я
прошу
с
помощью
пантомимы
показать
мне
«эстрадную
звезду», «Звезду на небе» и т.п. Мои воспитанники фантазируют и изображают:
«рождественская звезда» «морская звезда в синем море»
А
можно
сделать
звезду
своими
руками?
(слепить,
нарисовать,
сделать
аппликацию или выполнить оригами).
Таким образом, педагог незаметно и непринужденно подводит детей принять
активное участие, в учебно-познавательном процессе.
Вся суть активных методов в том, что педагог незаметно создает нужную
образовательную проблему, а воспитанники, под его руководством самостоятельно
выбирают пути решения.
Используя
активные
методы,
я
реализовываю
интеграцию
всех
образовательных областей.
В
выше
изложенном
материале
проведена
интеграция
образовательных
областей:
физическое
развитие,
познавательное,
социально-коммуникативное,
речевое и художественно-эстетическое.
Результативность:
На утренней гимнастике мои воспитанники
Обогащают словарный запас (многозначность слова звезда и т.д);
Проявляют творческое воображение и фантазию (показ звезд).
Получают
мотивацию
для
развития
мелкой
моторики
(ИЗО
деятельность).
Учатся выполнять разнообразные движения ритмично и красиво.
Самое
главное
-
это
положительный
эмоциональный
настрой,
снятие
психоэмоционального
напряжения, мотивация
к
самостоятельной
творческой и двигательной деятельности .
Получают валеологические знания о своем организме и здоровье.
(я знакомлю детей о пользе профилактических упражнений для сводов
стопы; формирования правильной осанки, а так же объясняю моим ребятам,
для чего мы выполняем дыхательные упражнения.)
Оздоровительный эффект от выполняемых упражнений повышается,
т.к. дети выполняют все упражнения осознанно.
Повышается интерес родителей к утренней гимнастике, 1 раз в квартал
я провожу гимнастику с приглашением родителей.
3
Научная
обоснованность: в
своей
практике
я
использую
педагогические
традиционные методы обучения: словесные, наглядные, практические и активные
методы; а так же
совместную творческую двигательную деятельность с детьми
старшего
дошкольного
возраста.
Специфика
утренней
гимнастики
учитывает
возрастные, психологические и физические особенности детей 5-7 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: сущность моей педагогической практики в том, что я изменила
содержание утренней гимнастики в нашем детском саду, при помощи активного
метода обучения: анализа конкретных ситуаций.
Положительный эффект моей практики в том, что она легко реализуется в
любом дошкольном учреждении, для неё не требуется дополнительных финансовых
источников. Гармонично вписывается в образовательный процесс.
Её значимость в том, что каждый ребенок получает:
- доступные знания о своем организме: что такое красивая и
правильная
осанка, для чего мы укрепляем своды стоп; как правильно дышать,
- заряд бодрости и хорошего настроения на целый день, процесс подготовки
детского
организма
к
образовательной
деятельности
проходит
максимально
комфортно и легко, т.е точно сохраняя цель и суть утренней гимнастики, как важного
компонента в режиме дня ДОУ.
Свою практику я использую с 2012 года. Диссимиляция моего педагогического
опыта осуществлялась на различных уровнях:
Муниципальный уровень:
Впервые делилась опытом по ней на городской методической сессии (январь
2012).
В 2013 году некоторые комплексы моей утренней гимнастики показывали по
местному лабытнагскому телевидению, в программе «Доброе утро».
В
сентябре
2015
года
обобщала
опыт
на
секционном
заседании
педагогической
конференции
муниципальной
системы
образования
города
Лабытнанги
Всероссийский уровень:
Диплом III степени № АА 6126 от 05.12.2014
Научно-производственного
центра
«Интертехинформ»
современных
образовательных
технологий.
Номинация: Здоровьесберегающие технологии в
практике педагога.
Диплом III степени серия ПТ № 007227 от 15.09.2015
Профессионального
сообщества
педагогов-новаторов
«Педагогический
триумф»
Номинация: Лучшая педагогическая практика
4
Приложение №1
Таблица тематического планирования утренней гимнастики
для детей старшего дошкольного возраста
учебная нагрузка: 36 недель
№ недели
тематическая направленность
утренней гимнастики
спортивные атрибуты
1 неделя
«Какого цвета лето?»
с лентами
2 неделя
«Мой край родной – Ямал»
без предметов
3 неделя
«Осень, Осень, в гости просим!»
с обручем
4 неделя
«Жили-были 3 пингвина…»
с мячом д=20 см
5 неделя
«Девочки и мальчики – сладкие
как карамельки!»»
в парах, без предметов
6 неделя
«На лесной полянке»
с обручем
7 неделя
«Осенние фантазии»
с 2 осенним листиком
8 неделя
профессии
с флажками
9 неделя
«Сказочный мир волшебства»
на гимнастическом
коврике
10 неделя
«Русские напевы»
без предметов
11 неделя
« В гостях у Буратино»
с гимнастическими
палками
12 неделя
«Бибика – машина моя!»
с кольцами
13 неделя
«Моя мама – лучшая на свете!»
с приглашением мам с
малым обручем
14 неделя
«Я! Ты! Он! Она! Вместе дружная
семья!»
с малым мячом
15 неделя
«В каждом маленьком ребенке и в
мальчишке и в девчонке…!»
с мячом д=20см
16 неделя
«Там на неведомых дорожках»
17 неделя
«Новогодние фантазии»
без предметов
18неделя
«Рождественские колядки для
ребяток на святки»
со «снежным» комочком
19 неделя
«Прогулка в зимний лес»
с гимнастическими
палками
20 неделя
«Волшебные звуки зимы…»
с 2 снежинками
21 неделя
« Мы – спортивные ребята!»
со скакалкой
5
22 неделя
« Страна веселого детства»
без предметов
23 неделя
«Нана Армия самая сильная!»
с флажками
24 неделя
«Веселись народ, Масленица
идет!»
с кольцами
25 неделя
«Мамочка родная, я тебя люблю!»
с приглашением мам
26 неделя
27 неделя
«Путешествие в страну
Неболейка»
«Морские приключения!»
с мячом д=20см
с гимнастическими
палками
28 неделя
«Надо, надо умываться по утрам и
вечерам…»
без предметов
29 неделя
«Поделись улыбкой своей»
с султанчиками
30 неделя
«Космический полет»
с гантелями
31 неделя
«Русская ярмарка»
без предметов
32 неделя
«Весенняя задоринка»
с малым мячом
33 неделя
«Раз словечко, два словечко –
будет песенка»
без предметов
34 неделя
«Моя дружная семья!»
с приглашением
родителей и с
атрибутами,
изготовленными своими
руками (султанчики,
ленты, гантели)
35 неделя
«Сказочные приключения»
с обручем
36 неделя
«Лето красное пришло, до чего же
хорошо!»
с 2 цветочками
6