Напоминание

Использование активных методов в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ


Автор: Телепнева Оксана Михайловна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МАДОУ "Пингвин"
Населённый пункт: город Лабытнанги ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Использование активных методов в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование активных методов обучения и здоровьесберегающих

технологий на утренней гимнастике в МАДОУ «Пингвин»

автор: Телепнева Оксана Михайловна, руководитель физического воспитания
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба - должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.» Гиппократ Актуальность: Современная эпоха компьютерных игр и технологий, малоподвижный образ жизни, неблагоприятные экологические факторы провоцируют ряд серьёзных отклонений в развитии детского организма, его психического и физического состояния. Проблема укрепления и сохранения здоровья ребенка – самая актуальная и приоритетно значимая для каждого детского дошкольного учреждения. Для решения данной проблемы в физкультурно – оздоровительной работе нашего детского сада я использую активные методы, которые являются неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают воспитанников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Реализация активного метода «Анализ конкретных ситуаций». На примере утренней гимнастики. Анализ ситуации: дети выполняют 2 недели 1 комплекс упражнений, следствием чего является усталость и потеря интереса от однообразия выполнения физических упражнений. Что делать? Как изменить ситуацию? Утреннюю гимнастику необходимо выполнять ежедневно, отменять – нельзя. А вот видоизменить – можно! Утренняя гимнастика в нашем детском саду преобразована в сюжетно- тематическую, все комплексы с музыкальным сопровождением и составлены они с учетом тематических недель, поэтому они разнообразны и не дублируют ОРУ (общеразвивающие упражнения), которые выполняются на занятиях (НОД) по физической культуре. Структура гимнастики традиционна: 1.разнообразные виды ходьбы и бега в носочках для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и общеразвивающие комплексы. 2. комплекс ОРУ 3. дыхательные упражнения
Творческая новизна:
А вот содержание усовершенствовано и модернизировано: 1
1. В данной практике участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), т.к они уже имеют двигательный опыт и владеют техникой выполнения упражнений. 2. В понедельник мы с детьми принимаем общее решение: с какими пособиями они хотят выполнять гимнастику (или без пособий). При помощи песенки, загадки, стихотворения, героя из мультфильма – я незаметно подвожу ребят к нужной тематике. 3. Понедельник, вторник и среду дети выполняют комплекс по моему показу. 4. В четверг – показывают 2-3-4 ребенка, у которых получается лучше других. Остальные продолжают выполнять комплекс по показу товарищей. (я помогаю тем, кто затрудняется в выполнении) 5. В пятницу выполняется комплекс с использованием ИКТ (мультимедиа). После профилактических упражнений для сводов стопы и укрепления мышц спины дети встают врассыпную перед проектором и выполняют физминутку произвольно, кому как хочется.
Цель
такого комплекса - снятие психо- эмоционального напряжения у дошкльников. 6. В заключении все дружно себе аплодируем, произносим речевку: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Я разработала комплексы, которые включают ритмично-музыкальные упражнения, упражнения с разнообразными физкультурными пособиями. Они в приложении №1, табл.1 Виды комплексов утренней гимнастики: 1. С использованием ИКТ(мультимедиа) 2. Сюжетные «Морская», «Весенняя полянка» «Веселые лягушата» и др 3. С использованием атрибутов и пособий: «Фиксики» (комплекс с гантелями); «Гномики» (комплекс с мячами); «Снеговички» (комплекс с гимнастическими палками) и др Рассмотрим комплекс «Звездной» гимнастики, с использованием ИКТ На проекторе идет показ физминутки, ребята выполняют движения самостоятельно, без моего показа. Дети выполняют активно, очень радуются, смеются. Нет ни одного синхронного повтора – и это здорово! Каждый из присутствующих воспитанников по-своему видит эту весёлую разминку. Далее после разминки продолжаем тему «звёзд» следующим образом: Подскажите мне, что означает слово “звезда”? 2
(Варианты ответов: Небесное светило, Рождественская, Морская, Воинский знак отличия, Эстрадная и т.д.) После ответов, я прошу с помощью пантомимы показать мне «эстрадную звезду», «Звезду на небе» и т.п. Мои воспитанники фантазируют и изображают: «рождественская звезда» «морская звезда в синем море» А можно сделать звезду своими руками? (слепить, нарисовать, сделать аппликацию или выполнить оригами). Таким образом, педагог незаметно и непринужденно подводит детей принять активное участие, в учебно-познавательном процессе. Вся суть активных методов в том, что педагог незаметно создает нужную образовательную проблему, а воспитанники, под его руководством самостоятельно выбирают пути решения. Используя активные методы, я реализовываю интеграцию всех образовательных областей. В выше изложенном материале проведена интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое.
Результативность:
На утренней гимнастике мои воспитанники  Обогащают словарный запас (многозначность слова звезда и т.д);  Проявляют творческое воображение и фантазию (показ звезд).  Получают мотивацию для развития мелкой моторики (ИЗО деятельность).  Учатся выполнять разнообразные движения ритмично и красиво.  Самое главное - это положительный эмоциональный настрой, снятие психоэмоционального напряжения,
мотивация

к

самостоятельной

творческой и двигательной деятельности
.  Получают валеологические знания о своем организме и здоровье. (я знакомлю детей о пользе профилактических упражнений для сводов стопы; формирования правильной осанки, а так же объясняю моим ребятам, для чего мы выполняем дыхательные упражнения.)  Оздоровительный эффект от выполняемых упражнений повышается, т.к. дети выполняют все упражнения осознанно.  Повышается интерес родителей к утренней гимнастике, 1 раз в квартал я провожу гимнастику с приглашением родителей. 3

Научная

обоснованность:
в своей практике я использую педагогические традиционные методы обучения: словесные, наглядные, практические и активные методы; а так же совместную творческую двигательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Специфика утренней гимнастики учитывает возрастные, психологические и физические особенности детей 5-7 лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: сущность моей педагогической практики в том, что я изменила содержание утренней гимнастики в нашем детском саду, при помощи активного метода обучения: анализа конкретных ситуаций. Положительный эффект моей практики в том, что она легко реализуется в любом дошкольном учреждении, для неё не требуется дополнительных финансовых источников. Гармонично вписывается в образовательный процесс. Её значимость в том, что каждый ребенок получает: - доступные знания о своем организме: что такое красивая и правильная осанка, для чего мы укрепляем своды стоп; как правильно дышать, - заряд бодрости и хорошего настроения на целый день, процесс подготовки детского организма к образовательной деятельности проходит максимально комфортно и легко, т.е точно сохраняя цель и суть утренней гимнастики, как важного компонента в режиме дня ДОУ. Свою практику я использую с 2012 года. Диссимиляция моего педагогического опыта осуществлялась на различных уровнях:
Муниципальный уровень:
 Впервые делилась опытом по ней на городской методической сессии (январь 2012).  В 2013 году некоторые комплексы моей утренней гимнастики показывали по местному лабытнагскому телевидению, в программе «Доброе утро».  В сентябре 2015 года обобщала опыт на секционном заседании педагогической конференции муниципальной системы образования города Лабытнанги
Всероссийский уровень:

Диплом III степени
№ АА 6126 от 05.12.2014 Научно-производственного центра «Интертехинформ» современных образовательных технологий. Номинация: Здоровьесберегающие технологии в практике педагога.
Диплом III степени
серия ПТ № 007227 от 15.09.2015 Профессионального сообщества педагогов-новаторов «Педагогический триумф» Номинация: Лучшая педагогическая практика 4

Приложение №1
Таблица тематического планирования утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста учебная нагрузка: 36 недель № недели тематическая направленность утренней гимнастики спортивные атрибуты 1 неделя «Какого цвета лето?» с лентами 2 неделя «Мой край родной – Ямал» без предметов 3 неделя «Осень, Осень, в гости просим!» с обручем 4 неделя «Жили-были 3 пингвина…» с мячом д=20 см 5 неделя «Девочки и мальчики – сладкие как карамельки!»» в парах, без предметов 6 неделя «На лесной полянке» с обручем 7 неделя «Осенние фантазии» с 2 осенним листиком 8 неделя профессии с флажками 9 неделя «Сказочный мир волшебства» на гимнастическом коврике 10 неделя «Русские напевы» без предметов 11 неделя « В гостях у Буратино» с гимнастическими палками 12 неделя «Бибика – машина моя!» с кольцами 13 неделя «Моя мама – лучшая на свете!» с приглашением мам с малым обручем 14 неделя «Я! Ты! Он! Она! Вместе дружная семья!» с малым мячом 15 неделя «В каждом маленьком ребенке и в мальчишке и в девчонке…!» с мячом д=20см 16 неделя «Там на неведомых дорожках» 17 неделя «Новогодние фантазии» без предметов 18неделя «Рождественские колядки для ребяток на святки» со «снежным» комочком 19 неделя «Прогулка в зимний лес» с гимнастическими палками 20 неделя «Волшебные звуки зимы…» с 2 снежинками 21 неделя « Мы – спортивные ребята!» со скакалкой 5
22 неделя « Страна веселого детства» без предметов 23 неделя «Нана Армия самая сильная!» с флажками 24 неделя «Веселись народ, Масленица идет!» с кольцами 25 неделя «Мамочка родная, я тебя люблю!» с приглашением мам 26 неделя 27 неделя «Путешествие в страну Неболейка» «Морские приключения!» с мячом д=20см с гимнастическими палками 28 неделя «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» без предметов 29 неделя «Поделись улыбкой своей» с султанчиками 30 неделя «Космический полет» с гантелями 31 неделя «Русская ярмарка» без предметов 32 неделя «Весенняя задоринка» с малым мячом 33 неделя «Раз словечко, два словечко – будет песенка» без предметов 34 неделя «Моя дружная семья!» с приглашением родителей и с атрибутами, изготовленными своими руками (султанчики, ленты, гантели) 35 неделя «Сказочные приключения» с обручем 36 неделя «Лето красное пришло, до чего же хорошо!» с 2 цветочками 6


В раздел образования