Авторы: Новоселов Виталий Николаевич, Новоселова Дарья Викторовна
Должность: педагог до, педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества №5"
Населённый пункт: г. Иркутска
Наименование материала: Дополнительное образование
Тема: "Творческое развитие детей"
Раздел: дополнительное образование
В статье представлено обоснование научного педагогического исследования по проблеме
творческого развития подростков, занимающихся в Доме детского творчества, а также
анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, в ходе
которой реализовывалась вариативная структурно-функциональная модель данной
образовательной организации.
Объектами и одновременно субъектами педагогического исследования выступили
подростки смешанной возрастной группы 7–16 лет, родительская общественность, а также
педагоги ДДТ. Обоснованность и достоверность выводов исследования подтверждаются
валидностью избранного диагностического инструментария и практической проверкой
результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
1. Исходными понятиями исследования стали: дополнительное образование детей
и подростков, творческие способности личности, творчески развивающая деятельность.
Дополнительное образование рассматривается в данном исследовании как составная
(вариативная) часть общего образования, представляющая собой сущностно
мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться
профессионально и личностно. Согласно ст. 75 Федерального «Закона об образовании
в Российской Федерации», «…Дополнительное образование детей и взрослых
направлено на формирование и развитие творческих способностей…., удовлетворение их
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное
образование детей также может быть определено как организованный особым образом,
устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации
развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Творческие способности индивида характеризуют его готовность к принятию и созданию
принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем
мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора,
а также его способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно выводам А. Маслоу, творческая направленность врождённо свойственна всем,
но теряется большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,
образования и социальной практики .
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности.
Развитие творческого воображения способствует развитию личности ребенка в целом.
Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то
у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может
быть одаренным в разных сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных
отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать
высокая способность к созданию новых идей.
2. Ведущей идеей исследования выступила идея о сходстве и различии, общности
и особенностях вариативных творчески развивающих видов деятельности, реализуемых
в условиях организации дополнительного образования детей и подростков. Выявление
и классификация общего и особенного в таких видах деятельности, как художественно-
эстетическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, военно-спортивная,
информационно-технологическая, позволит увеличить общую продуктивность занятий
и результатов, получаемых воспитанником ДДТ, и, как следствие, позитивно повлияет на
его успешность.
3. Принцип вариативности позволяет сделать ее компоненты мобильными,
перестраиваемыми в соответствии с меняющимися задачами образовательной
организации, каковой является ДДТ.
Модель включает три компонента:
– программно-целевой, опирающийся на социальный заказ всех субъектов
образовательного процесса в ДДТ;
– содержательно-деятельностный, включающий виды деятельности воспитанников,
характеризующиеся творчески развивающей направленностью с выделением признака
общности и особенностей;
Вариативная структурно-функциональная модель педагогической деятельности в ДДТ
Результатом дополнительного образования детей может рассматриваться личность
ребенка, обладающая рядом выраженных качеств:
– адекватность оценки своих реальных способностей, возможностей и интересов; четкая
ориентированность в выборе жизненной стратегии;
– креативность мышления и деятельности; базовые знания и умения исследовательской
и продуктивной (творческой) деятельности; сформированность нравственно-ценностных
ориентиров адекватных требованиям общества; социальная активность и мобильность
и пр.
4. Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе ОЭР
анализировались на личностном и социально ориентированном уровнях. В данной статье
приведем результаты, полученные на личностном уровне.
– качественные показатели – направления и продуктивность творчески ориентированной
деятельности, реализуемой в организациях дополнительного образования, а также
наличие и результативность действующих вариативных моделей таких организаций.
В филиале ДДТ систематически занимаются дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет.
В диагностическое исследование были включены 182 воспитанника в возрасте от 10 до 18
лет.
– сотрудники филиала ДДТ – 10 педагогов. Все сотрудники имеют либо первую
квалификационную категорию, либо прошли аттестацию на соответствие занимаемой
должности. Группы испытуемых распределились естественным образом в соответствии
с видами деятельности, которыми они занимаются:
– художественно-эстетической направленности – 92 чел.;
– социально-педагогической направленности – 40 чел.;
– туристско-краеведческой направленности – 22 чел.;
– военно-спортивной направленности – 16 чел.;
– информационно-технологической направленности – 12 чел.
На личностном уровне изучался уровень творческого мышления испытуемых
Результаты диагностического исследования
Показатели творческого мышления оказались наиболее высокими у испытуемых, занятых
деятельностью художественно-эстетической направленности (179 баллов), далее –
занятых деятельностью социально-педагогической направленности (132 балла), затем –
информационно-технической направленности (122 балла), туристско-краеведческой
направленности (72 балла), военно-спортивной направленности (54 балла).
Наибольшее число оригинальных ответов респонденты показали в субтестах: 4
(словесная ассоциация) и 9 (спрятанная форма).
Более точно дифференцировать респондентов помогают результаты субтестов 2
(заключения), 3 (выражения), 4 (определения) и 7 (спрятанная форма). Они же имеют
наибольшую различительную способность. Вербальные тесты имеют большую
различительную способность, чем образные. Показатель оригинальности оказался у всех
испытуемых выше, чем показатель беглости.
Наивысший суммарный балл набрали подростки, занятые деятельностью художественно-
эстетической направленности – 38 баллов, что свидетельствует о высоком потенциале
такого вида деятельности в развитии их творческих способностей. Суммарный балл по
направлению информационно-технологической деятельности – 37, по направлению
социально-педагогической деятельности – 35. Подростки, занятые деятельностью
туристско-краеведческой и военно-спортивной направленности, показали суммарный
балл 28.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что не все виды творчески
развивающей деятельности, реализуемые в ДДТ, в равной степени способствуют
развитию творческого мышления воспитанников.
Следовательно, оказывается целесообразной апробация вариативной модели
организации педагогической деятельности в ДДТ, посредством которой станет
возможным: удовлетворить вариативный социальный заказ организации дополнительного
образования от субъектов образовательного процесса, повысить уровень развития
творческих способностей подростков и продуктивность их деятельности на занятиях
в ДДТ.