Напоминание

"Творческое развитие детей"


Авторы: Новоселов Виталий Николаевич, Новоселова Дарья Викторовна
Должность: педагог до, педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества №5"
Населённый пункт: г. Иркутска
Наименование материала: Дополнительное образование
Тема: "Творческое развитие детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




В статье представлено обоснование научного педагогического исследования по проблеме

творческого развития подростков, занимающихся в Доме детского творчества, а также

анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, в ходе

которой реализовывалась вариативная структурно-функциональная модель данной

образовательной организации.

Объектами и одновременно субъектами педагогического исследования выступили

подростки смешанной возрастной группы 7–16 лет, родительская общественность, а также

педагоги ДДТ. Обоснованность и достоверность выводов исследования подтверждаются

валидностью избранного диагностического инструментария и практической проверкой

результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

1. Исходными понятиями исследования стали: дополнительное образование детей

и подростков, творческие способности личности, творчески развивающая деятельность.

Дополнительное образование рассматривается в данном исследовании как составная

(вариативная) часть общего образования, представляющая собой сущностно

мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую

потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться

профессионально и личностно. Согласно ст. 75 Федерального «Закона об образовании

в Российской Федерации», «…Дополнительное образование детей и взрослых

направлено на формирование и развитие творческих способностей…., удовлетворение их

интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное

образование детей также может быть определено как организованный особым образом,

устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации

развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Творческие способности индивида характеризуют его готовность к принятию и созданию

принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем

мышления и входящих в структуру одарённости в качестве независимого фактора,

а также его способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Согласно выводам А. Маслоу, творческая направленность врождённо свойственна всем,

но теряется большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,

образования и социальной практики .

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности.

Развитие творческого воображения способствует развитию личности ребенка в целом.

Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то

у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может

быть одаренным в разных сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных

отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать

высокая способность к созданию новых идей.

2. Ведущей идеей исследования выступила идея о сходстве и различии, общности

и особенностях вариативных творчески развивающих видов деятельности, реализуемых

в условиях организации дополнительного образования детей и подростков. Выявление

и классификация общего и особенного в таких видах деятельности, как художественно-

эстетическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, военно-спортивная,

информационно-технологическая, позволит увеличить общую продуктивность занятий

и результатов, получаемых воспитанником ДДТ, и, как следствие, позитивно повлияет на

его успешность.

3. Принцип вариативности позволяет сделать ее компоненты мобильными,

перестраиваемыми в соответствии с меняющимися задачами образовательной

организации, каковой является ДДТ.

Модель включает три компонента:

– программно-целевой, опирающийся на социальный заказ всех субъектов

образовательного процесса в ДДТ;

– содержательно-деятельностный, включающий виды деятельности воспитанников,

характеризующиеся творчески развивающей направленностью с выделением признака

общности и особенностей;

Вариативная структурно-функциональная модель педагогической деятельности в ДДТ

Результатом дополнительного образования детей может рассматриваться личность

ребенка, обладающая рядом выраженных качеств:

– адекватность оценки своих реальных способностей, возможностей и интересов; четкая

ориентированность в выборе жизненной стратегии;

– креативность мышления и деятельности; базовые знания и умения исследовательской

и продуктивной (творческой) деятельности; сформированность нравственно-ценностных

ориентиров адекватных требованиям общества; социальная активность и мобильность

и пр.

4. Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе ОЭР

анализировались на личностном и социально ориентированном уровнях. В данной статье

приведем результаты, полученные на личностном уровне.

– качественные показатели – направления и продуктивность творчески ориентированной

деятельности, реализуемой в организациях дополнительного образования, а также

наличие и результативность действующих вариативных моделей таких организаций.

В филиале ДДТ систематически занимаются дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет.

В диагностическое исследование были включены 182 воспитанника в возрасте от 10 до 18

лет.

– сотрудники филиала ДДТ – 10 педагогов. Все сотрудники имеют либо первую

квалификационную категорию, либо прошли аттестацию на соответствие занимаемой

должности. Группы испытуемых распределились естественным образом в соответствии

с видами деятельности, которыми они занимаются:

– художественно-эстетической направленности – 92 чел.;

– социально-педагогической направленности – 40 чел.;

– туристско-краеведческой направленности – 22 чел.;

– военно-спортивной направленности – 16 чел.;

– информационно-технологической направленности – 12 чел.

На личностном уровне изучался уровень творческого мышления испытуемых

Результаты диагностического исследования

Показатели творческого мышления оказались наиболее высокими у испытуемых, занятых

деятельностью художественно-эстетической направленности (179 баллов), далее –

занятых деятельностью социально-педагогической направленности (132 балла), затем –

информационно-технической направленности (122 балла), туристско-краеведческой

направленности (72 балла), военно-спортивной направленности (54 балла).

Наибольшее число оригинальных ответов респонденты показали в субтестах: 4

(словесная ассоциация) и 9 (спрятанная форма).

Более точно дифференцировать респондентов помогают результаты субтестов 2

(заключения), 3 (выражения), 4 (определения) и 7 (спрятанная форма). Они же имеют

наибольшую различительную способность. Вербальные тесты имеют большую

различительную способность, чем образные. Показатель оригинальности оказался у всех

испытуемых выше, чем показатель беглости.

Наивысший суммарный балл набрали подростки, занятые деятельностью художественно-

эстетической направленности – 38 баллов, что свидетельствует о высоком потенциале

такого вида деятельности в развитии их творческих способностей. Суммарный балл по

направлению информационно-технологической деятельности – 37, по направлению

социально-педагогической деятельности – 35. Подростки, занятые деятельностью

туристско-краеведческой и военно-спортивной направленности, показали суммарный

балл 28.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что не все виды творчески

развивающей деятельности, реализуемые в ДДТ, в равной степени способствуют

развитию творческого мышления воспитанников.

Следовательно, оказывается целесообразной апробация вариативной модели

организации педагогической деятельности в ДДТ, посредством которой станет

возможным: удовлетворить вариативный социальный заказ организации дополнительного

образования от субъектов образовательного процесса, повысить уровень развития

творческих способностей подростков и продуктивность их деятельности на занятиях

в ДДТ.



В раздел образования