Напоминание

"Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте"


Автор: Хачирашвили Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад общеразвивающего вида №4"Ладушки"
Населённый пункт: город Кадников,Вологодская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского

муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида

№ 4 «Ладушки» г.Кадников

Консультация для родителей

Тема: «Использование нетрадиционной техники

рисования в дошкольном возрасте»

Подготовила: воспитатель Хачирашвили

Елена Вениаминовна

«Использование нетрадиционной техники

рисованияв дошкольном возрасте»

Все дети талантливы. Главная задача педагога - вовремя заметить этот талант и

дать толчок к развитию. Формирование творческой личности - одна из важных

задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней

начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.

Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает

источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому необходимо, вовремя заметить,

почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность

детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок

создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое,

он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в

своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-

чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции)

адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,

необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит,

слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его

воображения.

Особенно интересными являются нетрадиционные способы рисования, с

помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно

мыслить и активизировать творческую активность. По словам психологов

«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает

возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может

выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план,

отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является

универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и

доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,

так как они открывают большие возможности выражения собственных

фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства,

переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют

выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и

оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные

приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое

привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный

творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного

изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий

процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,

творчества, самостоятельности.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам

истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и

возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при

этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не

пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет

огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно

повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с

большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и

радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и

восхищения, дети испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье»,

отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Не расставаясь

с фломастерами, карандашами, красками, ребенок незаметно для себя учится

наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и

знакомы следы, оставляемые карандашами, шариковой ручкой и кистью, но

остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования

штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют

и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким

интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие

возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и

настроение.

Существует много нетрадиционных техник рисования, раскроем некоторые

наиболее интересные.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и

разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть

образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?»,

«Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к.

развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка,

рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В

результате может получиться целый сюжет. Рисование вдвоем на длинной

полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В

данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу.

Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И

даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно

перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто,

что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения

изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,

заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного

цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко

смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)

или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на

бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и

ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает

рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив

чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя

ничего, кроме шеи, продолжает,

естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает.

Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от

несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а

изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и

пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого

себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз, поглядывая в зеркало. А еще

лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя. Дальше пусть сам

ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или

машина. Важно учить наблюдать, сопоставляя части предмета. Если ребенок

отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно

непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша:

«Ты сегодня нарисовал новую машину!» Но обязательно в конце такого

рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от

этой?»

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная

двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или

цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в

руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры

его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком

для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и

приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые

мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не

закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к

необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер,

карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать

изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот

как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим

кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек

такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо

пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на

кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска

разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие),

кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и

кисточкой. На помощь может прийти поролон. Можно сделать из него самые

разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их

тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда

уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать

красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в

отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать

геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие

орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон

размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается

полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см

обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем

поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон.

Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и

дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия

получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в

сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному

развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам

обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая

плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь.

Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя)

можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы.

А на керамических плитках мы рекомендуем изображать мелками или углем

узоры, маленькие предметы. Большие камни просятся украсить их под

изображение головы животного или под пенек.

Метод волшебного рисунка.

Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а

может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска

наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится

на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед

глазами ребят. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским

клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет

подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше

закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при

рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не

пригоден для детей другого пола. Изготавливается из картона экран размером

25х25 см. На него наклеивается бархатная бумага, или однотонный фланель. К

экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или

полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит

следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается

ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять

их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить

интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно

девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета

ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к

женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно.

Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко

сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу.

На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с

ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не

высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую

плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается

два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь

краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов,

сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна

неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие

темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город",

"Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу

немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не

получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты,

отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется)

только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток.

Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы

и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и

явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне

художественное оформление. Если вместе с детьми вырезать из открытки и

наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь

на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно,

дорисует что-то к нему.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько

вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо,

когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и

не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например,

один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует

точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и

овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела

совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и

техник способствует развитию у ребёнка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки

контроля и самоконтроля.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью,

раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве

художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в

общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный

продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в

своих способностях, самоидентификация в творческой работе,

целенаправленность деятельности.



В раздел образования