Автор: Гринблат Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 комбинированного вида г. Орла
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Роль валеологии в организации здоровьесберегающего пространства ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Роль валеологии в организации здоровьесберегающего
пространства ДОУ
Гринблат Анна Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №17 комбинированного вида г. Орла
Одним
из
приоритетных
направлений
нашего
государства
и
современного
образования
становится
укрепление
здоровья
нации
и
особенно
подрастающего
поколения.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
представляет
дошкольное
детство
как
важный
период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для
полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье.
Здоровье
–
один
из
важнейших
компонентов
человеческого
благополучия
и
счастья,
одно
из
неотъемлемых
прав
человека,
одно
из
условий успешного социального и экономического развития любой страны. В
Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на
здоровый рост и развитие.
Однако
здоровье
не
существует
само
по
себе.
Оно
нуждается
в
тщательной
заботе
на
протяжении
всей
жизни
человека.
Сохранять
и
улучшать
здоровье
-
огромная
каждодневная
работа.
Здоровье
человека
зависит
не
только
от
его
физических
особенностей
и
развития
здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний - следствие
безответственного
отношения
человека
к
своему
организму:
вредных
привычек,
неправильного
питания,
несоблюдения
режима
дня,
малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения - всего
того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого
детства.
Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно
если
речь
идет
о
здоровье
дошкольника.
Дошкольный
возраст—
это
решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья
детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются
функциональные системы организма.
У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и
навыки,
он
лучше
приспосабливается
к
смене
условий
и
адекватно
воспринимает предъявляемые к нему требования. Здоровье - это не только
отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие.
Современные условия жизни способствуют лишь ухудшению здоровья
детей.
Среди
патологий
преобладающими
являются
соматические
заболевания (болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни
органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы).
В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня
здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и
психического
развития.
Всё
это
делает
необходимым
поиск
механизмов,
которые бы помогли изменить ситуацию.
Избежать
всего
этого,
а
также
противостоять
неблагоприятной
социально-экономической
и
экологической
ситуации
в
стране
может
достаточно
высокий
уровень
образования,
санитарной
грамотности,
физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей
здорового
образа
жизнедеятельности,
практические
навыки
безопасного
поведения
в
окружающем
мире.
Воспитание
человека,
сознательно
заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни - важная задача детского
сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-
образовательного процесса, включая самих детей.
Именно
поэтому
работа
по
формированию
валеологической
компетенции дошкольников и основ ведения ЗОЖ в ДОУ приобретает в
настоящее
время
большое
значение.
Причины
ухудшения
здоровья,
как
соматического, так и психического, зависят от многих факторов, в том числе
и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью
своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных
факторов, нарушений правил здорового образа жизни.
Все
это
обуславливает
важность
работы
ДОУ
по
формированию
валеологической
компетенции
дошкольников,
по
воспитанию
у
детей
мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый
образ
жизни
как
одного
из
основных
направлений
по
организации
здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Литература:
Андреева, Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.
канд. пед. наук //Н.А. Андреева. — Екатеринбург, 2005. — 22 с.
Волошина, Л.Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о
здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова //
Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.].
Волошина Л.Н Организация здоровье сберегающего пространства //
Дошкольное воспитание.— 2004.— №1.— С. 114–117.
Лаврентьева
В.В.
Роль
валеологии
в системе
здоровьесберегающих
технологий
в соответствии
с Федеральным
государственным
об разовательным
ст анд артом
д ошкольного
о б р а з о в а н и я
Инновационные
педагогические
технологии
//
Материалы
VII
Mеждунар.
науч.
конф.
(г.
Казань,
октябрь
2017).
—
Казань
:
Издательство «Бук», 2017. —122 с.