Автор: Илюшина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №15 "Улыбка"
Населённый пункт: город Подольск, микрорайон Львовский
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов «Использование литературных произведений в
организации детской познавательно-исследовательской деятельности»
Цель:
Повысить
профессиональное
мастерство
педагогов
в
процессе
активного
педагогического
общения
по
проблеме
детского
экспериментирования
младших
дошкольников.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к
исследовательской
деятельности
к
экспериментированию.
Опыты
помогают
развивать
мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым
и неживым в природе.
Интерес
к
экспериментированию
возникает
у
детей
с
раннего
возраста,
поэтому
и
занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В
младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы
живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы
наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже
детям
раннего
и
младшего
возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок,
познавая их
свойства; плещутся в воде, открывая ее
тайны; отправляют в плавание
кораблики; ловят ветерок; превращают снег в воду.
Знакомство
детей
с
произведениями
художественной
литературы,
служит
базовой
основой
познавательно-исследовательской деятельности. В
работе с детьми младшего
возраста
мы
используем
сказки и
рассказы,
сочетающие
воспитательный и
познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.
Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых,
любимых
сказок позволяет сделать этот процесс занимательным и
интересным. Сказка
сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Данная система позволяет
насыщать
сказочный
материал
творческими
заданиями,
проблемными
вопросами,
проблемными
ситуациями,
различными
словесными
играми,
а в
старшем
возрасте,
ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Произведения
мы
подбираем
с
таким
содержанием,
на
основе
которых
можно
развернуть детское исследование.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в группе оборудован
уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли
удовлетворить свои исследовательские интересы. В нем имеются: лупы, зеркала, мерные
стаканчики, ложки, губки, мельница, вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри,
пластиковые
банки,
бутылки,
воронки,
сито,
формочки,
лопатки,
игрушки
для
воды.
Коллекции: тканей, камней, ракушек, пуговиц, бумаги. Природный материал: желуди,
шишки, семена; бросовый материал: пробки, трубочки для коктейля. Картотека опытов и
экспериментов.
В каждом дошкольном учреждении есть книжный уголок, в котором имеются стихи,
рассказы и сказки. Мы все знаем и помним сказку Сутеева
Владимира Григорьевича
«Цыпленок и утенок». Сегодня я расскажу вам, что же с ними произошло дальше.
Приглашаю Вас в сказку-действие.
Вылупился из яйца Утёнок.
- Я вылупился! — сказал он.
- Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,
- Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- Я иду гулять, — сказал Утёнок.
- Я тоже, — сказал Цыплёнок.
- Я иду купаться, — сказал Утёнок.
- Я тоже, — сказал Цыплёнок.
Утенок и цыпленок подошли к пруду и увидели удивительные цветы, которые начали
распускаться под лучами восходящего солнца.
Опыт №1
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к
центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите
бумажную
кувшинку
в
таз
с
водой
на
воду.
Лепестки
цветов
начнут
раскрываться перед вашим взором. Как вы считаете, почему так происходит?
Вывод:
Это
происходит
потому,
что
бумага
намокает,
становится
тяжелой
и
лепестки раскрываются.
Утенок плавал в пруду так ловко и быстро, а цыпленок ждал его на берегу, ведь он не
может плавать. Но потом Цыпленок подумал и решил построить себе лодку. Сначала он
сделал лодку из камня, но она утонула. А потом он нашёл скорлупу грецкого ореха, из неё
получилась прекрасная лодка, и Цыпленок плавал в пруду вместе с Утёнком.
Опыт №2
Оборудование: емкости с водой, камешки, скорлупа грецких орехов.
Опустите камешек в воду. Что происходит? Он тонет. А теперь опустите в воду
скорлупу грецкого ореха. Она не тонет и держится на воде. Как вы думаете, почему так
происходит?
Вывод: камешек тяжелый, и поэтому он тонет в воде. А скорлупа лёгкая, и поэтому она
держится на воде и не тонет.
Цыпленок с утенком долго играли на берегу и хотели построить домики из песка, но у
них ничего не получалось - песок рассыпался.
Опыт № 3
Оборудование: контейнер с песком, лупа.
Пропустите песок сквозь пальцы, рассмотрите его в лупу. Потрясите контейнер с
песком.
Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, не могут удержаться
друг за друга.
Вдруг подул сильный ветер, набежали тучки, и пошел дождь. Цыпленок и утенок
побежали
под
кустик
и
там
спрятались
от
дождя.
Через
некоторое
время
дождь
закончился, снова выглянуло солнышко из-за тучки. Цыпленок и утенок решили идти
дальше. И вдруг они увидели, что на мокром песке остаются следы?
Опыт №4
Песок в контейнере с помощь пульверизатора (или лейки)
смочите водой, и при помощи
любых
мелких
предметов
попробуйте
оставить
след
на
песке,
чтобы
было
видно
отпечатки.
Вывод: мокрый песок не сыплется струйкой, но зато из него можно лепить различные
фигуры, так как он принимает любую нужную форму, пока не высохнет.
Цыплёнок и утенок с увлечением познавали этот огромный и интересный окружающий
мир. Но у них еще осталось очень много вопросов, на которые теперь они будут искать
ответы, а мы им в поиске этих ответов поможем.
Уважаемые коллеги!
Надеюсь, что мастер-класс повысит профессиональное мастерство
по данной теме, и полученный опыт будет использоваться в практической работе с детьми.
Список используемой литературы
1.
Веракса
Н.Е.,
Галимов
О.Р.
Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольников. М., Мозаика-синтез, 2012
2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности
детей 2-7 лет, Волгоград, Учитель, 2013
3. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. Развитие познавательно-
исследовательских умений у старших дошкольников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс,
2012
4 . Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н.
Сагиль», 2013
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013