Напоминание

"Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности"


Автор: Илюшина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №15 "Улыбка"
Населённый пункт: город Подольск, микрорайон Львовский
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов «Использование литературных произведений в

организации детской познавательно-исследовательской деятельности»

Цель:

Повысить

профессиональное

мастерство

педагогов

в

процессе

активного

педагогического

общения

по

проблеме

детского

экспериментирования

младших

дошкольников.

Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к

исследовательской

деятельности

к

экспериментированию.

Опыты

помогают

развивать

мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым

и неживым в природе.

Интерес

к

экспериментированию

возникает

у

детей

с

раннего

возраста,

поэтому

и

занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с младшей группы. В

младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы

живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы

наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже

детям

раннего

и

младшего

возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок,

познавая их

свойства; плещутся в воде, открывая ее

тайны; отправляют в плавание

кораблики; ловят ветерок; превращают снег в воду.

Знакомство

детей

с

произведениями

художественной

литературы,

служит

базовой

основой

познавательно-исследовательской деятельности. В

работе с детьми младшего

возраста

мы

используем

сказки и

рассказы,

сочетающие

воспитательный и

познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых,

любимых

сказок позволяет сделать этот процесс занимательным и

интересным. Сказка

сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Данная система позволяет

насыщать

сказочный

материал

творческими

заданиями,

проблемными

вопросами,

проблемными

ситуациями,

различными

словесными

играми,

а в

старшем

возрасте,

ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Произведения

мы

подбираем

с

таким

содержанием,

на

основе

которых

можно

развернуть детское исследование.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в группе оборудован

уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли

удовлетворить свои исследовательские интересы. В нем имеются: лупы, зеркала, мерные

стаканчики, ложки, губки, мельница, вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри,

пластиковые

банки,

бутылки,

воронки,

сито,

формочки,

лопатки,

игрушки

для

воды.

Коллекции: тканей, камней, ракушек, пуговиц, бумаги. Природный материал: желуди,

шишки, семена; бросовый материал: пробки, трубочки для коктейля. Картотека опытов и

экспериментов.

В каждом дошкольном учреждении есть книжный уголок, в котором имеются стихи,

рассказы и сказки. Мы все знаем и помним сказку Сутеева

Владимира Григорьевича

«Цыпленок и утенок». Сегодня я расскажу вам, что же с ними произошло дальше.

Приглашаю Вас в сказку-действие.

Вылупился из яйца Утёнок.

- Я вылупился! — сказал он.

- Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,

- Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- Я иду гулять, — сказал Утёнок.

- Я тоже, — сказал Цыплёнок.

- Я иду купаться, — сказал Утёнок.

- Я тоже, — сказал Цыплёнок.

Утенок и цыпленок подошли к пруду и увидели удивительные цветы, которые начали

распускаться под лучами восходящего солнца.

Опыт №1

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к

центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите

бумажную

кувшинку

в

таз

с

водой

на

воду.

Лепестки

цветов

начнут

раскрываться перед вашим взором. Как вы считаете, почему так происходит?

Вывод:

Это

происходит

потому,

что

бумага

намокает,

становится

тяжелой

и

лепестки раскрываются.

Утенок плавал в пруду так ловко и быстро, а цыпленок ждал его на берегу, ведь он не

может плавать. Но потом Цыпленок подумал и решил построить себе лодку. Сначала он

сделал лодку из камня, но она утонула. А потом он нашёл скорлупу грецкого ореха, из неё

получилась прекрасная лодка, и Цыпленок плавал в пруду вместе с Утёнком.

Опыт №2

Оборудование: емкости с водой, камешки, скорлупа грецких орехов.

Опустите камешек в воду. Что происходит? Он тонет. А теперь опустите в воду

скорлупу грецкого ореха. Она не тонет и держится на воде. Как вы думаете, почему так

происходит?

Вывод: камешек тяжелый, и поэтому он тонет в воде. А скорлупа лёгкая, и поэтому она

держится на воде и не тонет.

Цыпленок с утенком долго играли на берегу и хотели построить домики из песка, но у

них ничего не получалось - песок рассыпался.

Опыт № 3

Оборудование: контейнер с песком, лупа.

Пропустите песок сквозь пальцы, рассмотрите его в лупу. Потрясите контейнер с

песком.

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, не могут удержаться

друг за друга.

Вдруг подул сильный ветер, набежали тучки, и пошел дождь. Цыпленок и утенок

побежали

под

кустик

и

там

спрятались

от

дождя.

Через

некоторое

время

дождь

закончился, снова выглянуло солнышко из-за тучки. Цыпленок и утенок решили идти

дальше. И вдруг они увидели, что на мокром песке остаются следы?

Опыт №4

Песок в контейнере с помощь пульверизатора (или лейки)

смочите водой, и при помощи

любых

мелких

предметов

попробуйте

оставить

след

на

песке,

чтобы

было

видно

отпечатки.

Вывод: мокрый песок не сыплется струйкой, но зато из него можно лепить различные

фигуры, так как он принимает любую нужную форму, пока не высохнет.

Цыплёнок и утенок с увлечением познавали этот огромный и интересный окружающий

мир. Но у них еще осталось очень много вопросов, на которые теперь они будут искать

ответы, а мы им в поиске этих ответов поможем.

Уважаемые коллеги!

Надеюсь, что мастер-класс повысит профессиональное мастерство

по данной теме, и полученный опыт будет использоваться в практической работе с детьми.

Список используемой литературы

1.

Веракса

Н.Е.,

Галимов

О.Р.

Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольников. М., Мозаика-синтез, 2012

2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет, Волгоград, Учитель, 2013

3. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.Н., Серова З.А. Развитие познавательно-

исследовательских умений у старших дошкольников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс,

2012

4 . Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н.

Сагиль», 2013

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013



В раздел образования