Напоминание

"Актуальные вопросы о работе учителя-логопеда в ДОУ"


Автор: Шуклина Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№16 "Ласточка"
Населённый пункт: ст.Новорождественская
Наименование материала: работа с родителями
Тема: "Актуальные вопросы о работе учителя-логопеда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из педагогического опыта.

Дискуссия для родителей (детей средней группы)

Тема: «Актуальные вопросы о работе учителя-логопеда в ДОУ»

Цель:

Познакомить

с

работой

учителя-логопеда.

Разъяснить

необходимость

всестороннего полноценного образовательно-коррекционного процесса для детей с

ТНР.

ЛОГОПЕД:

-

Дети

с

нарушениями

развития,

безусловно,

нуждаются

в

квалифицированной

помощи

коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При

отсутствии

достаточно

эффективного

и

раннего

обследования

развития

ребенка

именно

родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к

специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и

папы не найдет оптимального подхода к ребёнку и никто так остро не заинтересован в конечном

результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья

детей.

Мне

как

практикующему

логопеду,

работающему

в

детском

саду,

часто

приходится

сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о

серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в

порядке.

Предложение

перевести

ребёнка

в

логопедическую

группу

пугает

многих

родителей,

воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми

разными предлогами. Сегодня мы развеем некоторые мифы и выясним значение логопедической

работы с детьми в дошкольном возрасте.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Уважаемые родители, как вы считаете, чем занимается логопед?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

-

Вопреки

распространенному

мнению

логопед

не

только

«ставит»

звуки.

Работа

логопеда

в

коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия

(узнавания

и

различения),

памяти

мышления.

Без

этого

невозможно

наладить

полноценный

образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса

детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту

речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития

речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка

с речью. И даже если педиатр в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту,

надо внимательно следить за формированием и развитием речи вашего ребенка. Ведь то, что было

нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время

беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно

следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были

все это время?».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста

существует своя норма.

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает

отдельные

слова,

соотносит

их

с

конкретными

предметами.

Понимает

простые

инструкции,

сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет

двухступенчатую

инструкцию

(«пойди

на

кухню

и

принеси

чашку»),

имеет

словарный

запас

минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.

Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого

развития отстает от нормы.

В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные

слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с

использованием

падежных

форм

существительных

единственного

и

множественного

числа,

употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если,

когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.

В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные

предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда,

сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее

шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими

понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и

слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).

В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка

и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его

развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз

посетить

логопеда

в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у

вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует

раньше.

ЛОГОПЕД РАСПРОСТРАНЯЕТ ПАМЯТКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?

ЛОГОПЕД:

- Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка.

В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например:

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного

произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука,

чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить

артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на

ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить

звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение

могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или

вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет

речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно

придерживаться следующих правил:

нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение,

подражая речи ребёнка;

желательно,

чтобы

ваша

речь

была

всегда

чёткой,

достаточно

плавной,

эмоционально

выразительной, умеренной по темпу;

общаясь

с

ребёнком,

не

перегружайте

свою

речь

труднопроизносимыми

словами,

непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением

книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в

доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно

развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти

руки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Часто, родитель, заметив проблемы с речью у детей, не знают, как попасть на занятия

к логопеду?

ЛОГОПЕД:

- Логопедическая помощь оказывается логопедом детского сада или школы. Иногда логопеды имеют

частную практику.

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо проконсультироваться со специалистами

вашего детского сада. Поговорите с воспитателями. Логопед детского сада наблюдает за развитием

речи детей с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение, консультирует родителей по

вопросам развития речи. Он же направляет ребёнка при более выраженных нарушениях на

психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза.

В нашем детском саду

логопед занимается с детьми в группах компенсирующей или

комбинированной направленности.

Логопед занимается только с зачисленными в группу детьми. Это

дети

с

тяжелыми

нарушениями

речи

(общее

недоразвитие

речи).

Для зачисления необходимо, чтобы возраст

ребёнка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения),

имелись

необходимые

справки

от

специалистов

поликлиники

(психиатра,

отоларинголога)

и

направление от ПМПК.

Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября

следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Часто возникает вопрос: не ухудшится ли речь ребёнка в логопедической группе?

Давайте выясним мнение родителей и специалиста по этому вопросу.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать

кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у

него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки

будут исчезать.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-

Может

ребёнок

преодолеть

речевые

проблемы,

если

останется

в

окружении

нормально говорящих сверстников?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако

далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому

служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому,

если у

вашего

малыша настолько

выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит

рисковать его будущим.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию. У мама пятилетнего ребёнка возникли

сомнения: моему старшему ребёнку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти

в логопедическую группу?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- Если

нарушение

речи

выражается

только

в

неправильном

произношении

звуков,

то

достаточно обратиться в логопункт при поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении

может занять от

одного

месяца

до

года

– в

зависимости

от

количества

неправильно

произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребёнка.

При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более),

нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь

бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) –

шапка, пила – нож. Ребёнок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.

Коррекция

подобных

нарушений

возможна

только

при

ежедневном

комплексном

медико-

педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЛОГОПЕД:

- К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях

уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у

воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми работают опытные

воспитатели

исключительно

с

педагогическим

образованием

и

окончившие

специальные

логопедические курсы, учитель-логопед с высшим образованием. С ребёнком ежедневно проводятся

коррекционно-развивающие

занятия,

направленные

на

развитие

внимания,

памяти,

мышления,

общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических

групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога, у

него формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с

ребёнком еженедельно выполнять задания логопеда.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необ-

ходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значи-

тельная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Только

совместными усилиями детей, родителей и учителя-логопеда преодоление дефекта пройдет успешно

и в короткие сроки.

ПАМЯТКА

БУДЬТЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫ!

ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ

РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

ОЧЕВИДНЫ, ЕСЛИ:

К концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу четвертого месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают,

не гулит.

К концу пятого месяца не пытается, находясь на руках у матери,

отыскивать

те

предметы

и

тех

людей,

которых

она

называет,

не

прислушивается к музыке.

К

семи

месяцам

не

узнает

голоса

близких,

не

может

правильно

реагировать

на

интонации,

не

отдает

предпочтение

мелодичным

погремушкам.

К концу девятого месяца у него нет лепета и он не может повторять за

взрослым

различные

звукосочетания

и

слоги,

подражая

интонации

говорящего.

К концу десятого месяца малыш не машет головой в знак отрицания

либо ручкой в знак прощания.

К

году

он

не

может

произнести

ни

слова,

не

может

выполнить

простейшие

просьбы

(«покажи»,

«принеси»),

не

способен

адекватно

реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

К одному году четырем месяцам он не может адекватно ситуации

употреблять слова «мама» и «папа».

К

одному

году

девяти

месяцам

не

может

произнести

шесть

осмысленных слов.

К двум годам ребенок не может показать части тела, которые ему

называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и

принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

К

двум

с

половиной

годам

не

понимает

разницу

между

словами

«большой» и «маленький».

К

трем

годам

не

понимает

короткие

стихи,

рассказы,

сказки,

не

пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не

может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В четыре года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не

слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.



В раздел образования