Автор: Шуклина Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№16 "Ласточка"
Населённый пункт: ст.Новорождественская
Наименование материала: работа с родителями
Тема: "Актуальные вопросы о работе учителя-логопеда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Из педагогического опыта.
Дискуссия для родителей (детей средней группы)
Тема: «Актуальные вопросы о работе учителя-логопеда в ДОУ»
Цель:
Познакомить
с
работой
учителя-логопеда.
Разъяснить
необходимость
всестороннего полноценного образовательно-коррекционного процесса для детей с
ТНР.
ЛОГОПЕД:
-
Дети
с
нарушениями
развития,
безусловно,
нуждаются
в
квалифицированной
помощи
коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При
отсутствии
достаточно
эффективного
и
раннего
обследования
развития
ребенка
именно
родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к
специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и
папы не найдет оптимального подхода к ребёнку и никто так остро не заинтересован в конечном
результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья
детей.
Мне
как
практикующему
логопеду,
работающему
в
детском
саду,
часто
приходится
сталкиваться с ситуацией, когда родители 4-5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о
серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребёнка всё в
порядке.
Предложение
перевести
ребёнка
в
логопедическую
группу
пугает
многих
родителей,
воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми
разными предлогами. Сегодня мы развеем некоторые мифы и выясним значение логопедической
работы с детьми в дошкольном возрасте.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Уважаемые родители, как вы считаете, чем занимается логопед?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
-
Вопреки
распространенному
мнению
логопед
не
только
«ставит»
звуки.
Работа
логопеда
в
коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия
(узнавания
и
различения),
памяти
мышления.
Без
этого
невозможно
наладить
полноценный
образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса
детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- В каком возрасте пора показать ребёнка логопеду?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту
речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития
речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка
с речью. И даже если педиатр в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту,
надо внимательно следить за формированием и развитием речи вашего ребенка. Ведь то, что было
нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время
беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно
следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были
все это время?».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста
существует своя норма.
К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает
отдельные
слова,
соотносит
их
с
конкретными
предметами.
Понимает
простые
инструкции,
сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет
двухступенчатую
инструкцию
(«пойди
на
кухню
и
принеси
чашку»),
имеет
словарный
запас
минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого
развития отстает от нормы.
В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные
слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с
использованием
падежных
форм
существительных
единственного
и
множественного
числа,
употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если,
когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.
В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда,
сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее
шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими
понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и
слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.).
В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка
и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его
развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз
посетить
логопеда
в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у
вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует
раньше.
ЛОГОПЕД РАСПРОСТРАНЯЕТ ПАМЯТКИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?
ЛОГОПЕД:
- Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка.
В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например:
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного
произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука,
чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить
артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на
ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить
звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение
могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или
вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет
речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно
придерживаться следующих правил:
•
нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение,
подражая речи ребёнка;
•
желательно,
чтобы
ваша
речь
была
всегда
чёткой,
достаточно
плавной,
эмоционально
выразительной, умеренной по темпу;
•
общаясь
с
ребёнком,
не
перегружайте
свою
речь
труднопроизносимыми
словами,
непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением
книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в
доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
•
следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
•
ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно
развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти
руки.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Часто, родитель, заметив проблемы с речью у детей, не знают, как попасть на занятия
к логопеду?
ЛОГОПЕД:
- Логопедическая помощь оказывается логопедом детского сада или школы. Иногда логопеды имеют
частную практику.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо проконсультироваться со специалистами
вашего детского сада. Поговорите с воспитателями. Логопед детского сада наблюдает за развитием
речи детей с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение, консультирует родителей по
вопросам развития речи. Он же направляет ребёнка при более выраженных нарушениях на
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза.
В нашем детском саду
логопед занимается с детьми в группах компенсирующей или
комбинированной направленности.
Логопед занимается только с зачисленными в группу детьми. Это
дети
с
тяжелыми
нарушениями
речи
(общее
недоразвитие
речи).
Для зачисления необходимо, чтобы возраст
ребёнка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения),
имелись
необходимые
справки
от
специалистов
поликлиники
(психиатра,
отоларинголога)
и
направление от ПМПК.
Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября
следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Часто возникает вопрос: не ухудшится ли речь ребёнка в логопедической группе?
Давайте выясним мнение родителей и специалиста по этому вопросу.
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребёнок станет подражать
кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у
него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки
будут исчезать.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-
Может
ребёнок
преодолеть
речевые
проблемы,
если
останется
в
окружении
нормально говорящих сверстников?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребёнка. Однако
далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому
служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому,
если у
вашего
малыша настолько
выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит
рисковать его будущим.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Давайте рассмотрим следующую ситуацию. У мама пятилетнего ребёнка возникли
сомнения: моему старшему ребёнку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти
в логопедическую группу?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- Если
нарушение
речи
выражается
только
в
неправильном
произношении
звуков,
то
достаточно обратиться в логопункт при поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении
может занять от
одного
месяца
до
года
– в
зависимости
от
количества
неправильно
произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребёнка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более),
нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь
бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) –
шапка, пила – нож. Ребёнок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.
Коррекция
подобных
нарушений
возможна
только
при
ежедневном
комплексном
медико-
педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ЛОГОПЕД:
- К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях
уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребёнок меньше утомляется в течение дня, а у
воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребёнку. С детьми работают опытные
воспитатели
исключительно
с
педагогическим
образованием
и
окончившие
специальные
логопедические курсы, учитель-логопед с высшим образованием. С ребёнком ежедневно проводятся
коррекционно-развивающие
занятия,
направленные
на
развитие
внимания,
памяти,
мышления,
общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических
групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребёнок учится слушать педагога, у
него формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с
ребёнком еженедельно выполнять задания логопеда.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необ-
ходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значи-
тельная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Только
совместными усилиями детей, родителей и учителя-логопеда преодоление дефекта пройдет успешно
и в короткие сроки.
ПАМЯТКА
БУДЬТЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫ!
ПРИЗНАКИ
НАРУШЕНИЯ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ОЧЕВИДНЫ, ЕСЛИ:
К концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу четвертого месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают,
не гулит.
К концу пятого месяца не пытается, находясь на руках у матери,
отыскивать
те
предметы
и
тех
людей,
которых
она
называет,
не
прислушивается к музыке.
К
семи
месяцам
не
узнает
голоса
близких,
не
может
правильно
реагировать
на
интонации,
не
отдает
предпочтение
мелодичным
погремушкам.
К концу девятого месяца у него нет лепета и он не может повторять за
взрослым
различные
звукосочетания
и
слоги,
подражая
интонации
говорящего.
К концу десятого месяца малыш не машет головой в знак отрицания
либо ручкой в знак прощания.
К
году
он
не
может
произнести
ни
слова,
не
может
выполнить
простейшие
просьбы
(«покажи»,
«принеси»),
не
способен
адекватно
реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К одному году четырем месяцам он не может адекватно ситуации
употреблять слова «мама» и «папа».
К
одному
году
девяти
месяцам
не
может
произнести
шесть
осмысленных слов.
К двум годам ребенок не может показать части тела, которые ему
называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и
принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
К
двум
с
половиной
годам
не
понимает
разницу
между
словами
«большой» и «маленький».
К
трем
годам
не
понимает
короткие
стихи,
рассказы,
сказки,
не
пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не
может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В четыре года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не
слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.