Развитие творческих способностей детей младшего возраста (6-8 лет),через различные виды импровизации в классе основного инструмента (аккордеон)
Автор: Волчкова Марина Петровна Должность: преподаватель по классу аккордеона Учебное заведение: Детская школа искусств Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие творческих способностей детей младшего возраста (6-8 лет),через различные виды импровизации в классе основного инструмента (аккордеон) Раздел: дополнительное образование
Содержание.
1.Введение 3-5 стр.
2. Теоретическое обоснование необходимости применения импровизаций на
начальном этапе обучения (6-8лет), в музыкальной школе, в классе основного
инструмента (аккордеон).
1.1. Из истории вопроса о творческих способностях младшего школьного
возраста. 6-11 стр.
3. 1.2. Виды деятельности на уроке специальности направленные на развитие
творческих способностей. 11-15 стр.
4 .
ll.Формирование творческих способностей детей (6-8лет),
на начальном
этапе
обучения
в
классе
основного
инструмента,
через
различные
виды
импровизации.
2.2 Задания на виды импровизации.
Речевые импровизации 15-18 стр.
5. Пластические импровизации. 18-21 стр.
6. Инструментальные импровизации. 21-23стр.
7. Изобразительные импровизации. 23-24 стр.
8. Вокально-инструментальные импровизации 24-28стр.
9. Заключение 28стр.
10. Список литературы
29стр.
2
Введение.
«…духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества».
В.А Сухомлинский.
С этими словами выдающегося, русского педагога нельзя не согласиться, так
как
современная
жизнь
диктует
новые
требования
к
развитию
ребенка,
а
развитие
предполагает
прежде
всего
формирование
определенного
уровня
культуры, не только музыкальной, но и общей духовной культуры.
Уроки
в
музыкальной
школе
должны
ставить
целью
не
только
развитие
исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте, но и развитие
музыкальной культуры, как части общей духовной культуры ребенка.
Дети на начальном этапе обучения в музыкальной школе проявляют заметный
интерес к музыке. В мимике, жестах, движениях, рисунках, пении они открыто
выражают
свои
переживания,
чувство
удовольствия.
Эту
искренность
переживаний
важно
сохранить
и
в
дальнейшем
приобщении
детей
к
музыкальному искусству, а чувства и попытки выразить свое видение музыки
развивать.
За последнее время появился
ряд разнообразных методик музыкального
воспитания, но объединяет их одна цель, сформировать музыкальную культуру
детей,
научить
их
понимать,
слушать
и
слышать
музыку,
образно
ее
представлять, умение эмоционально на нее откликаться направляя к сердцу,
чувствам, умение размышлять о ней и т.д.
Сегодня целью педагогов является раскрытие индивидуальных возможностей
каждого ребенка посредством культуры, самовыражения, развития творческого
потенциала. Потому что творчество в любой профессии является основой
3
движения вперед. С самого раннего детства именно музыка, рисование, танцы,
художественный
труд,
театр
как
самая
доступная
ребенку
форма
самовыражения, помогает выработать необходимую для человека способность
стать творцом.
Развивать стремление
к творчеству можно путем приобщения учащихся к
активному процессу творческой деятельности, методом комплексного освоения
искусств. В переломе ситуации в пользу искусства как специфической модели
мировосприятия,
как
особого
способа
познания
и
осознания
мира,
как
целостности
видится
единственно
реальный
путь
–
интеграция
музыки
с
другими видами искусств и активное их внедрение в другие образовательные
области,
создание
интегрального
образовательного
пространства,
полихудожественное
развитие
ребенка
в
искусстве.
Это
так
соответствует
полихудожественной природе детства; ребенок поет, рисует, танцует, сочиняет
стихи, смотрит картинки, любит игры, сказки, слушает внимательно музыку.
Еще Аристотель считал, что необходимо влиять на детей искусствами всех
видов; с помощью красок и образов, с помощью голоса и слова, с помощью
гармонии и звука.
Современное
социально-экономическое
состояние
общества,
в
действительности нуждается в творческих людях, а творчество нужно развивать
с раннего возраста.
Таким
образом,
проблема
развития
культуры
ребенка,
через
развитие
творческих способностей актуальна в современном музыкальном образовании.
Целью моей методической разработки является – разработка и внедрение в
уроки, различных видов импровизаций, как развитие творческих способностей
детей (6-8 лет), в классе основного инструмента.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить научные разработки приемов и методов направленных на развитие
творческих способностей к импровизации;
- разработать виды импровизации (задания).
Объектом
разработки является процесс развития творческих способностей
детей на начальном этапе обучения в классе основного инструмента.
4
Предметом разработки
являются
виды
импровизаций
на
уроках
в
классе
основного инструмента, а именно:
- речевые;
- вокальные;
- пластические;
- инструментальные;
- изобразительные.
Гипотеза – у учащихся на начальном этапе обучения
в музыкальной школе
можно
развивать
творческие
способности
через
различные
виды
импровизации,
путем
создания
приемов,
методов
направленных
на
это
развитие, тем самым развивать в детях свободу
самовыражения, внутреннее
раскрепощение, свободу
пения (интонирование), свободу за инструментом.
Все выше изложенное поможет в будущем ребенку в передаче музыкально-
художественного образа в произведениях, которые он будет исполнять на сцене,
тем самым быть индивидуальностью и выражать свое понимание музыки.
Методологическую основу работы составили взгляды и педагогические идеи
на
данную
проблему,
известных
педагогов,
психологов
и
музыкантов:
Б.А
Асафьева, В.В Давыдова, Д.Б Кабалевского, О.А Апраксина, Б.Л Яворского, Б.Н
Теплова, Д.Н Зариной А.Л Маслова, К.Тейлора, А.В Пертровского.
I.
Теоретическое обоснование необходимости применения
импровизаций
на начальном этапе обучения (6-8лет), в музыкальной
школе, в классе основного инструмента (аккордеон).
5
I.1
Из
истории
вопроса
о
творческих
способностях
младшего
школьного возраста.
Известно, что у детей младшего школьного возраста ярко проявляется
творческое начало, они чрезвучайно изобретательны в передаче интонаций,
подражаний, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность,
вера
в
свои
силы,
творческие
возможности.
Все
это
является
ценным
источником
творческого
развития
младших
школьников.
Творчество
активизирует
память,
интуицию,
мышление,
н а бл юд а т ел ь н о с т ь ,
целеустремленность, что необходимо во всех видах деятельности.
Прежде всего, под творчеством понимается деятельностью по созданию новых
и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Творчество - основной резерв совершения любой деятельности, том числе
музыкальной.
«Человек, испытывающий хоть немного в какой – либо сфере искусства
радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что
делается
в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только
пассивно воспринимает» - утверждал Б.В. Асафьев. Б.В. Асафьев - известный
композитор, ученый который особое место уделял продуктивной творческой
деятельности. Самостоятельное творчество может создать условия, при которых
активизируются
определенные
психологические
механизмы,
что
в
будущем
поможет
реализовать
специфическое
качество
человека
-
способность
к
преобразовательной деятельности, то есть к творчеству.
По мнению психолога К.Тэйлора творческие люди обладают рядом общих
черт
личности,
которые
отличают
их
от
людей
с
неразвитыми
творческими
способностями.
Это
стремления
быть
первыми,
желания
брать
свой
путь,
независимость суждений, склонность к риску, богатая фантазия и интуиция,
способность видеть явления и предметы оригинальным взглядом, разрешая
ситуации нестандартными путями, любознательность и трудолюбие. Эти черты
можно
увидеть
и
у
младших
школьников
обладающих
творческими
способностями.
6
Огромный
вклад
в
проблему
творчества,
а
именно
в
теорию
музыкальных
способностей внес известный психолог Б.М Теплов. В понятие «способность»,
он заключил три признака:
1.
Способности
-
это
индивидуально
-
психологические
особенности,
отличающие одного человека, от другого.
2. Способности – это не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а
лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения каких- либо
видов деятельности.
3.
Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам,
которые уже выработаны у данного человека.
Способность
к
тому
или
иному
виду
деятельности
требует
активного
включения мозга и сердца, мысли и чувства, творческого отношения. При
формальном подходе к деятельности способности могут быть утрачены или
остаться не выявленными, и наоборот, творческое отношение к деятельности
поднимает
способности
на
более
высокий
уровень,
обуславливает
их
успешное развитие
Б.В.
Теплов
обратил
внимание
на
ранее
проявление музыкальных
способностей, их три:
1. Ладовое чувство - эмоциональное восприятие и узнавание мелодии.
2. Способность к музыкально-слуховым представлениям проявляющиеся в
воспроизведении мелодии по слуху.
3.
Музыкально – ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и
воспроизводить его.
Первое появление всех трех основных способностей в отдельных случаях
наблюдаются на первом году жизни. На третьем году жизни в отдельных
случаях, можно наблюдать довольно высокое развитие слуха и чувства ритма.
Конечно, понятие «способность» нельзя понимать как врожденные
возможность индивидуума, поэтому способности являются индивидуально -
психологическими
особенностями
человека
не
могут
изначально
быть
7
составляющей его сущности. Врожденными можно считать лишь задатки,
которые являются основой развития способностей.
«Способность» понятие динамическое, оно существует только в движении
и только в развитии. А развитие осуществляется в процессе той или иной
практической и теоретической деятельности.
В психологии различают разные виды способностей – общие и специальные.
Общие-
это
способности
на
развитие
многих
видов
деятельности,
а
специальные
(музыкальные,
изобразительные,
литературные
,
математические) – характерны для того, или иного вида деятельности. Они
связаны
между
собой.
Например:
общие
способности
к
мыслительному
представлению
форм
имеют
значения
для
умственных
и
математических
задач
и
необходимы
в
изобразительном
искусстве.
Однако
успех
в
изобразительном
искусстве
требует
специальных
способностей,
например
чувство цвета.
Из
выше
сказанного
можно
сделать
вывод,
что
успешное
проявление
творческих
способностей
благотворно
влияет
на
любую
из
видов
деятельности. Детское творчество представляет познавательно- поисковую
музыкальную практику. Творчество тем и ценно, что дети сами открывают
что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Большое внимание уделяли творческим способностям педагоги - музыканты,
ученые
как
Д.Н
Зарина,
А.Л.
Маслова.
Творчество
детей
видели
в
исполнительской
интерпретации
песен
и
вокальной
импровизации
и
предлагали
творческие
задания.
А.Л.
Маслов
провел
специальное
исследование, в процессе которого пришел к выводу, что у всех физически
здоровых
детей
есть
музыкальный
слух,
развитый
в
равной
мере,
необходимо развивать музыкальный слух путем индивидуального подхода к
ним. Музыкальная школа и уроки основного инструмента, как нельзя лучше
подходят
для
этого
развития,
ведь
работа
с
учеником
ведется
индивидуально, учитывая способности ребенка.
Воспитательное
значение
детского
творчества
оценивается
высоко
педагогом
-
музыкантом,
ученым
Б.Л.
Яворским.
Он
утверждал,
что:
«Воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в
первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за
8
ходом
музыкальной
мысли
ребенка».
В
исследованиях
Б.Л.
Яворского
высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей
свойственны определенные этапы:
- накопление впечатлений;
- самопроизвольное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-
моторных, речевых направлениях;
- импровизации: двигательные, речевые, музыкальные и иллюстративные в
рисовании;
- создание собственных композиций являющихся отражением
какого-
нибудь
впечатления:
литературного,
музыкального,
изобразительного,
пластического и др.;
- музыкальное творчество.
В
процессе
творческих
проявлений
ребенка,
необходимо
раскрыть
следующие средства музыкальной выразительности:
- ладовую организацию;
- ритмическую организацию;
- динамику;
- штрихи;
- жанровые связи;
- фактуру изложения.
Таковы принципы творческого развития детей Б.Л. Яворского.
Творческая
деятельность,
как
и
любая
другая
обладает
определенной
структурой,
элементами
которой
являются
потребности,
мотивы,
цели.
Основой
воли
к
деятельности
является
потребность.
Потребность
в
свою
очередь,
трансформируется
в
цель.
Также
существуют
и
психологические
качества, которые призваны служить творческим способностям:
1.
Творческое воображение - это основа всякой творческой деятельности,
проявляется во всех сторонах культурной жизни. Все то, что нас окружает и
9
то, что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии
от мира
природы
–
все
это
является
продутом
человеческого
воображения
и
творчества,
основанного
на
этом
воображении.
Дети
6-8
лет
характеризуется
активизацией
функции
воображения.
Воображения
обогащает
интересы
и
личный
опыт
ребенка,
через
стимулирование
эмоций, формирует осознание нравственных норм связанных с развитием
такого качества в человеке как оптимизм.
Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступны немногим
избранным
социума.
Но
в
каждодневной
жизни
творчество
есть
необходимое
условие
существования
и
все,
что
входит
за
пределы
обыденного,
и
в
чем
заключена
хоть
капля
нового
,
обязана
своим
происхождением творческому процессу.
2.
Творческое
мышление представляет собой порождения нового знания,
активную
форму
творческого
отражения
и
преобразование
человеком
деятельности.
Мышление
помогает
получить
новые
знания,
также
обладает такими качествами как оригинальность и необычность идей.
Младший
школьный
возраст
является
наиболее
благоприятным
для
образного мышления. Этот вид мышления наблюдается у людей искусства.
Для
развития
мышления
способствует
опыт,
детские
игры,
сказки,
знакомство с различными видами искусства.
3.
Творческая активность является ведущей при анализе сущности личности,
интеллекта, воли, характера. Ученые Теплов Б.М., Анохин П.К., доказали
что активность с одной стороны предлагает умение освободиться из-под
власти
обыденных
представлений
и
запретов,
желаний
найти
новое,
новые пути; и с другой стороны самоконтроль и организованность развита
в человеке хорошо. Для детей младшего школьного возраста это очень
актуально и творчество будет влиять на все сферы деятельности ребенка.
О.А
Апраксина
считает,
что:
«
Вызвать
творчество,
значит,
прежде
всего
обратить
у
детей
внимание
на
то,
что
они
поют
и
играют,
то
есть
на
музыкальный
материал.
Путей
это
сделать
много,
но
самый
сложный
импровизация,
он
должен
стоять
в
конце,
но
не
стоит
мешать
ребенку
проявлению данных способностей. Самый простой, с чего надо начинать это
импульс
к
творчеству
-
это
значит
заинтересовать
детей
изображением
подголосков или вариантов напева».
10
Младший
школьный
возраст
считается
уникальным
для
формирования
у
детей творческих способностей с помощью искусства.
I.2
Виды деятельности на уроке специальности направленные на
развитие творческих способностей.
Урок - это порой
невидимая с первого взгляда напряженная работа,
требующая
от
учителя
больших
волевых
усилий
и
концентрации
внимания,
гибкости мышления и быстрой реакции в различныхпедагогических ситуациях.
Урок специальности в музыкальной школе – это не только
индивидуальный
урок,
на
котором
осваивают
инструмент,
но
и
индивидуальное
развитие
творческих
способностей
каждого
ребенка.
На
уроках
учащиеся
получают
большую часть практических навыков – владения инструментом, техническую
оснастку, уверенное чтение нот с листа, но педагог должен раскрыть ребенка во
всех его проявлениях, помочь ему реализовать свои умения и навыки в мире
музыки.
Всем
известно,
что
качество
современного
урока
в
значительной
мере
определяется активностью учащихся. Проблема активности не только благодаря
интересному построению уроков, методов вызывающих у ребят живой интерес,
а также смена видов деятельности на уроке, что характерно для детей младшего
школьного возраста.
Урок в классе основного инструмента может включать в себя различные виды
деятельности
учащегося:
пение
(интонирование),
музыкально-ритмические
движения,
игра
на
инструменте,
слушание
музыки,
дирижирование,
разыгрывание по ролям сценок, импровизация. Рассмотрим некоторые из них.
Например, любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка, прежде
всего
в
процессе
ее слушания ,
благодаря
которому
у
детей
развивается
музыкальное
восприятие,
закладываются
основы
музыкальной
культуры,
а
именно:
-знакомство
детей
с
доступными
для
их
восприятия
современными,
классическими
произведениями,
а
также
с
народным
музыкальным
творчеством, дифференциации их по жанрам, видам;
11
- формирование восприимчивости, способность эмоционально отвлекаться на
музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
- развитие способности запомнить музыкальные произведения, их содержание,
характер: постепенное формирование представлений о музыке;
- воспитание оценочного отношения к музыке, что является первоначальным
музыкального вкуса;
- формирование навыка слушание.
В.Сухомлинский
подчеркивал:
«Если
в
раннем
детстве
донести
до
сердца
красоту
музыкального
произведения,
если
в
звуках
ребенок
почувствует
многообразные
оттенки
человеческих
чувств,
он
поднимается
на
такую
ступеньку
культуры,
которая
не
может
быть
достигнута
никакими
другими
средствами».
Занимаясь
слушанием
музыки
на
уроке,
педагог
знакомит
детей
с
разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и
расширяет круг представлений; воспитывает чувства, музыкальное восприятие и
музыкальный вкус.
Другой
вид
музыкальной
деятельности
– пение. Оно способствует развитию
интонационного
слуха,
метро
-
ритмической
организации,
дыхания
(фразировка), что очень важно для исполнения произведений на инструменте.
Выразительное
исполнение
произведений,
непременно
зависит
от
эмоционального осмысления содержания, в нем должна чувствоваться глубина
понимания
музыкальных
образов,
в
этом
ребенку
поможет
интонационное
пение.
Следующий вид деятельности это -
музыкально - ритмические движения , в
основе
деятельности
лежит
моторно-пластическая
проработка
музыкального
материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки,
развитию о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной
речи; движение под музыку помогает прослеживать развитие музыкального
образа.
Все
это
достигается
благодаря
приобретенным
навыкам
«умением
согласовывать движения с музыкой; ее характером и настроением».
12
Музыкально-ритмическая
деятельность
имеет
два
взаимосвязанных
направления.
Первое
обеспечивает
музыкальное
развитие
и
включает
развитие
музыкального
слуха,
метр
-
ритмического
слуха,
координацию
рук,
что
не
маловажно для свободной игры на инструменте.
Второе дает правильные осмысления движения рук, пальцев (прикосновения к
клавише) отталкиваясь от жанра исполняемого произведения, характера, метра
(шага), ритма.
Учащиеся
на
начальном
этапе
обучения
имеют
хорошую
координацию
движений при ходьбе, беге и прыжках, чего нельзя сказать о координации
игрового
аппарата.
Им
свойственно
единение
музыки
и
движения
тела
в
общем.
Это
качество
является
основой
музыкального
развития
ребенка
в
процессе музыкально - ритмической деятельности.
Также,
музыкально - ритмические
движения помогут на начальном этапе
обучения, ребенку меньше уставать физически сидя за инструментом 45 минут
во время урока.
Взаимодействие
с
музыкальным
инструментом, игра
-
ведущий
вид
деятельности
на
уроке
с
начинающими
музыкантами.
Можно
развивать
музыкально – творческие способности и дополнительно привлекая шумовые и
ударные инструменты. Играя на музыкальных, шумовых, ударных инструментах,
дети
учатся
различать
тембры,
чувствовать
гармонию
их
звучания;
активизируют ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы.
Особенно
важна
и
полезна
для
музыкально-творческого
развития
детей
со
слабым уровнем координации слуха и голоса, а такие дети тоже желают учиться
музыки и развиваться.
Выше перечисленные виды деятельности очень хорошо используются в таком
виде деятельности как импровизация , она включает в себя внесение ребенком
«своего», «нового» в игру на инструментах, пение, музыкально - ритмические
движения, слушание музыки, разыгрывание песен, сценок и т.д.
В
импровизации,
как
и
в
любом
другом
виде
музыкальной
деятельности,
считает
Ригина
Г.С.,-«Сплетаются
два
элемента,
радость
творчества
и
13
музыкальный
опыт,
который
выражается
в
конкретном
освоении
им
определенных музыкальных знаний». В процессе импровизации ребенок верит
в свои силы и не боится проявлять инициативу.
К.Орф
-
главной
задачей
элементарного
музицирования
выделяет
импровизационно
-
творческую
игру,
сочетающую
музыку,
речь,
движения.
Импровизационно - творческая игра в будущем даст ребенку в исполнительской
деятельности
-
выражать
себя;
придумывать
интонацию,
изменять
уже
придуманное,
сыграть,
изобрести,
украсить.
Также,
показывать
собственное
видение музыкального материала, а также в будущем даст возможность самому
стать автором своих произведений
На начальном этапе, импровизация может выражаться в самом незначительном
изменении,
поиске
новой
версии
ритмического
мотива,
словесной
фразы,
«раскрашивания» всех тембров, придумывания простейшей мелодии, движения
к
стиху.
Но
импровизация
обязательно
опирается
на
восприятия
музыки,
музыкальный
слух,
умение
оперировать
му з ы кал ьно-с л у ховы ми
представлениями
и
на
воображение
ребенка,
способность
комбинировать,
изменять, создавать нечто новое на основе имеющего материала.
Возможности
для
импровизации
практически
безграничны
даже
на
первоначальном
этапе,
а
развитием
новых
навыков
они
еще
больше
расширяются.
Развитие творческих способностей к импровизации стал неизменным аспектом
многих методик по становлению музыкального слуха - П.Вейс, Н.Котляровская
–
Крафт,
обучение
игре
на
фортепиано
Баренбой,
Смирнова.
Момент
импровизации
характерный
фактор
театра
спонтанности,
созданный
американским психотерапевтом Дм. Морено. На основе Морено, разработан
кур психогимнастики М.Н.Чистяковой, направленный на развитие и коррекцию
психики ребенка, ориентированный на детей младшего школьного возраста.
Она
включает
в
себя:
музыкально
-
театральную
деятельность;
ритмику,
пантомиму, коллективные игры, танцы.
Как
показали
результаты
теоретического
изучения
основ
рассматриваемого
вопроса,
действительно,
проблема
развития
творческих
способностей
через
импровизации
у
детей
(6-8лет),
на
начальном
этапе
обучения,
может
быть
успешно
решена,
при
использовании
преподавателем
в
учебном
процессе
14
специальных
приемов
и
методов,
что
доказывает
в
теоретическом
плане
гипотезу.
ll. Формирование творческих способностей детей(6-8лет), на начальном этапе
обучения
в
классе
основного
инструмента,
через
различные
виды
импровизации.
2.1 Первоначальная подготовка детей к импровизации, как виду деятельности.
Чтобы
заниматься
импровизацией
с
детьми
младшего
школьного
возраста
необходимо их подготовить к такому виду деятельности.
В процессе подготовки прослеживаются три взаимосвязанных
направления:
(Яворский)
1.Обобщение
жизненных
и
музыкальных
впечатлений.
Например,
знание
сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок зверей и т.п.,
создает
основу
для
проведения
той
или
иной
музыкальной
импровизации.
Восприятие
художественно
-
ценных
произведений
обогащает
слуховые
впечатления, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
2.
Знакомство
ребят
со
способами
творческих
действий.
С
этой
целью
предлагается
сравнить
несложные
пьесы,
песни
сходные,
например:
по
ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по
настроению. Даются образы музыкального творчества, например: сочинения
ритмического
вступления
и
т.д.
(на
основе
разучиваемого
музыкального
материала).
3. Овладения способами действий. В начале их показывает сам педагог: после
совместного
анализа
небольших
пьес,
он
подразумевает
вслух
план
ее
исполнения,
аргументирует
целесообразность
того
или
иного
творческого
решения. На примере хороших знакомых песен, преподаватель объясняет и
дает
почувствовать
детям,
как
сочетание
одних
и
тех
же
ступеней
лада
позволяет
создать
различного
музыкальные
образы
и
что
характер
музыки
зависит
от
совокупности
средств
музыкальной
выразительности.
На
основе
полученного опыта ребята в дальнейшем будут « сочинять» сами.
Конечно, на уроках в классе основного инструмента (специальность), мы не
можем
только
заниматься
такой
деятельностью,
как
импровизация,
есть
15
государственные
программы.
Но
мы
можем
внедрять
в
урок
виды
импровизаций, на основе выбора произведений по специальности, опираясь на
выбор
жанра,
метро
-
ритма,
интонации,
изобразительности,
эмоции
в
произведении.
И
каждое
произведение
обыгрывать
с
помощью
различных
видов
импровизации.
И
эта
деятельность
будет
развивать
не
только
исполнительские
навыки
ученика,
но
и
давать
возможность
развитию
творческих способностей, о которых говорилось в первой главе.
2.2 Задания на виды импровизации.
Речевые импровизации.
Подготовительный этап к участию ученика, младшего школьного возраста к
речевым
импровизациям
–
поиск
эмоционально
-
образных
определений
характера
и
настроения
в
музыке
и
передача
их
смыслового
значения
в
соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно,
печально и т.д. А также интонационно - осмысленное чтение текста попевок,
песенок, при их разучивании и исполнении.
Задания:
Первый этап.
Ученикам предлагается послушать произведения, название
которых не говорилось. Например: Э.Григ « Утро», В.Латышев Сюита «Детская
сказка»,
«Марш
Бармалея»,
«Емеля
на
печи»,
«Вальс
Мальвины».
Первое
прослушивание
без
вопросов,
второе
ребенок
размышляет,
придумывает
название
произведениям
и
делится
своими
впечатлениями.
Третье
прослушивание, кому трудно, можно задать вопросы:
1.
Какое настроение и характер у произведения?
2.
Какое настроение было у тебя, если бы ты исполнял это произведение?
3.
Если бы ты был композитором этого произведения, какое название ты дал
ему?
Отвечая
на
вопросы,
ребенок
определяет
смысл
произведения,
озвучивает
собственное мнение, фантазирует, как бы он сам сыграл это произведения,
давая собственное название, не боясь сказать неверно и проявляя творческое
начало в своей деятельности.
16
Следующий этап речевых импровизаций - сочинение окончаний к стихотворным
строчкам попевок и детских песенок. В основном такие задания даются ученику
на
дом.
Для
домашней
работы
готовятся
карточки
с
текстом,
например:
разучиваем
«Частушку».
Задание
досочинить,
петь
и
играть
каждой
рукой
отдельно.
Приведем примеры:
1.
- Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь,
- Я боюсь уснуть сестрица
……………………………………… ( Кот усатый мне присниться)
2.
- В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
………………………………………… (Малым детям спать велит)
3.
Возле речки родничок
Реки маленький сынок
Сладкая водица
………………………………………… (Хочется напиться)
4.
Автобусы, автобусы
Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело
…………………………………………….. (Идем мы на прогулку)
Следующий этап, более сложный, задание досочинить текст разучиваемого
произведения. Например Р.Н.П. «Теремок», « Как под горкой, под горой», «Во
саду, ли в огороде», можно взять мелодию любой русской народной песни.
Первый
этап:
педагог
проигрывает
песню
без
слов.
Ученик
определяет
настроение и характер.
Второй
этап:
Интонационное
осмысление
песни.
Дается
текст,
каждое
четверостишье
дано
без
последней
строчки.
Ученик
сочиняет
и
читает
собственную версию песни, с выразительными интонациями, и услышанными
интонациями при слушании мелодии.
17
Параллельно
заданиям
досочинить
рифмованную
строчку
в
конце
стиха,
можно
на
первоначальном
этапе
предложить
подумать
и
то,
какими
интонациями можно озвучить данное стихотворение. «Песенные»- на распев,
«Танцевальные»-
характерными
для
танца
движение
рук,
ног,
подчеркивая
речевыми интонациями.
Таким образом, первые опыты речевых импровизаций можно связать с
воспитанием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущение его
музыкальности.
Пластические импровизации.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального
отклика детей на музыку, к ним относятся (пластическое интонирование, шаги,
движения рук, ног, корпуса).
Для
пластических
импровизаций
мы
подбираем
музыкальные
сочинение
имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно
раскрывается музыкальный образ.
Как известно на уроке специальности дети занимаются индивидуально, и
большей части урок проходит за инструментом. В младшем школьном возрасте
очень сложно 45 минут усидеть на одном месте, и тем более за инструментом.
Именно
пластические
импровизации
помогут
не
только
вызвать
эмоциональный отклик, но физически сменить деятельность на уроке. Также с
пластическими импровизациями мы расширим слуховой опыт учащихся в мире
классической музыки. Приведем примеры:
Задание №1.
Детям предлагалось послушать и пластически исполнить эти произведения:
1.Фрагмент симфонического вступление
«Океан - море синее» к опере Н.
Римского – Корсакого «Садко», и под музыку подвигаться так, как он сам хочет,
исходя из настроения, характера услышанного произведения. Дети
должны
создать образ моря спокойного, величавого, взволнованного, бушующего.
2. В мелодии из третьей части №5 Л. Бетховена
ребята могут побыть в роли
барабанщика, торжественно, величаво исполнив пластически это произведение.
18
3. Прелюдия №7 Ф. Шопен. Наводит на мысль детей о том, что музыка может
изображать порхание бабочки, движение под ритм вальса, кружиться плавно,
нежно сопровождая движение рук и корпуса свои действия.
4.
«
В
пещере
горного
короля»
из
сюиты
«Пер
Гюнт»
Эдварда
Грига
не
называется название произведения. Дети должны уловить, как меняется шаг,
метроритм по мере возрастания динамики, темпа, шаг перерастает в бег.
Задание №2.
Также пластические импровизации могут быть направленны на изображение
самых различных образов.
Детям, у которых есть зажатость рук, эти задания очень подойдут, так как они
расслабляют кисти, запястье рук. Предлагается движениями рук, корпуса, ног не
расшифровывая словесно нарисовать некий услышанный образ. Музыкальный
материал:
1.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ - показ восхода солнца, радуги, выход
солнышка из-за туч и т.д.
2.
«Голоп» И. Дунаевского – скачки на лошадях.
3.
«Клоуны» Д.Б Кабалевского.
4.
«Балет
невылупившихся
птенцов»
из
цикла
«Картинки
с
выставки»
М.Мусоргского.
5.
Р.Н.П.
-
«Камаринская»,
«Калинка»,
«Светит
месяц»,
«Летал,
летал
воробей», притопы, прихлопы сопровождали движения детей.
6.
« Со - вьюном, я хожу» движение в хороводе.
Задание №3
К
пластическим
импровизациям
относится
музыкально-ритмическая
деятельность,
направленная
на
закрепление
приобретенных
ранее
навыков
выразительного
движения
и
освоения
более
сложных.
Опыт,
приобретенный
ранее
при
выполнении
маршевых
и
танцевальных
движений,
способствуют
формированию
представлений
о
пульсации
сильных и слабых долей в музыке и соотношение ритмических рисунков.
Через музыкально - ритмические импровизации плясовой и маршевой
музыки, дети досочиняют знакомые ритмы движения под музыку.
учащимся можно дать отправные точки, которые составляли начальный
ритм танца или марша. Например:
19
1.
Р.Н.П. «Камаринская» даются три такта начало произведения, этот ритм
прохлопывается в ладоши, после чего дети сами, задействовав руки
ноги, корпус
могут досочинять ритм. В этом задании надо уловить
мелкие длительности т быстрый темп.
2.
М.Глинка «Арагонская хота» - испанский танец, ученикам дается только
пульс,
одна
сильная
и
две
слабых
в
быстром
темпе
и
два
такта
ритмического рисунка, после чего дети ритмически под пульс сочиняют
ритм мелодии, передавая стук кастаньет.
3.
С.Рахманинов
«Итальянская
полька»,
также
дается
пульс
легкий,
отрывистый,
и
два
такта
ритмического
рисунка.
Остальные
задания
такие, как и в первых двух выше перечисленных.
После
таких
заданий
дети
не
только
знают
ритмический
рисунок
движения этих танцев, а имеют представление о пульсации, сильных и
слабых долях и соотношения ритмических единиц.
Задание №4.
В
этом
виде
импровизаций
применяются
упражнения
для
формирования
звуковысотного
слуха
в
музыкально
-
ритмических
движениях.
1.
Дети сидят с закрытыми глазами, и определяет высоту звуков или
узнают инструмент по тембру. Ответ дается с помощью движений –
символов.
Музыкальный
материал:
Д.Б
Кабалевский
«Зайчик
дразнит медвежонка», симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ
«Шествие гномов», П.И Чайковский «Детский альбом»
2.
Ученик
получает
задание
нарисовать
на
доске
или
в
воздухе
движение услышанной мелодии.
Музыкальный материал:
1.
«Ария Сусанина» из оперы «И.Сусанин» М.Глинка.
2.
Симфония №5 (Экспозиция третьей части) Л.В. Бетховен.
3.
«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
4.
Вальс Ф.Шуберт.
Инструментальные импровизации.
Так как дети только начинают обучение на инструменте, им были предложены
простейшие музыкальные, шумовые инструменты, такие как коробочка,
барабан, ложки, треугольник, колокольчик, бубенцы, а так же аккордеон. На
последнем мы использовали ансамблевую игру ученик - учитель.
20
Задание №1.
Детям предлагаются выше перечисленные инструменты и даны персонажи
птиц, явления из жизни движение некого предмета. Нужно подобрать
инструмент и изобразить на нем дятла труженика, кукушки одинокой,
тревожного сигнала, приближающего поезда, топота копыт и др.
Задание №2.
Дается музыкальный материал:
1.И. Арсеев «Кузнец»
2.Швейцарская народная песня «Кукушка»
3.М.Глинка «Арагонская хота»
4.Д.Б.Кабалевский «Барабан»
5.Э.Григ «Песня Сольвейг» и др.
К этим произведениям придумать сопровождение (ритмический рисунок), и
подобрать приближенные к интонациям мелодии инструменты.
Задание №3.
Сочинить ритмический ответ на построенный вопрос:
1.
Характерном
ритмическом
мотиве
марша,
польки,
вальса,
колыбельной.
2.
В произвольном ритмическом мотиве.
Вопросы преподавателя:
- «Кто в лесу стучит тук, тук?»
-
«Эй,
кузнец
молодец
расковался
жеребец,
ты
подкуй
его
опять?»
- «Спи, усни, баю, бай поскорее засыпай»
-« Кто дежурные?»
Ответ на выбранном инструменте (желательно на основном), построенным на
характерном мотиве вопроса, а также в произвольном характере ритмического
мотива.
Задание №4.
Сыграть в ансамбле с учителем ритмы: польки, марша, вальса, «Камаринской»,
либо другого нотного материала разучиваемого по программе специальности.
21
Можно предложить несколько ритмических рисунков, которые дети должны
продолжить,
сочинив
собственный
рисунок
и
сыграть
в
ансамбле
с
преподавателем.
Занятие на музыкальных инструментах и импровизация должны помочь в
развитии:
-
умение
различать
на
тембр
инструменты
и
осознавать
их
выразительную
сущность;
-
овладение
приемами
и
способами
их
передачи
в
инструментальном
исполнении;
- овладения навыками ансамблевого исполнения, подбор по слуху несложных
мелодий;
- знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах;
- развитие чувства ритма, умение ритмически продолжить заданный ритм.
Изобразительные импровизации.
Такой вид деятельности можно использовать как на уроках, так и в домашней
работе ученика.
Художественная
деятельность
направленна,
прежде
всего
на
развитие
ассоциативного мышления ребенка, поиск им таких выразительных средств, в
других видах искусств, которые помогали бы осознать содержание музыкальных
образов. Для этого можно детям предложить задания, названия произведений
в
заданиях
не
называлось,
лишь
в
конце
работы
производился
анализ,
обсуждение рисунку.
Задание№1.
Цель - услышать образ музыки и подобрать соответствующие цвета.
Подбор музыкального материала должен быть связан с картинами природы
такими как, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» из
оперы
М.Мусоргского
«Хованщина,
«Зимнее
утро»,
«Песня
жаворонка»
из
Детского альбома П.И Чайковского. Также можно использовать программные
произведения по специальности старших классов например:
22
Предлагается
подобрать
цветовые
тона,
фон,
пятна
раскрывающие
разнообразные состояния природы и души человека.
Задание №2.
Изобразить конкретный образ, задуманный автором, передать
свое видение образа в музыкальном произведении.
Давая такое задание на тему программного музыкального произведения, надо
обращать
внимание
детей
на
изображения
характерных
персонажей,
поиск
выразительного колорита, линий, штрихов рисунка, композиций. Темами такого
рода
картин:
«Утренняя
молитва»,
«В
церкви»,
«Нянина
сказка»,
«Игра
в
лошадки», «Баба-Яга» П.И Чайковского. «Шествие кузнечиков», «Тарантелла»
С.Прокофьева, «В пещере горного короля» Э.Григ. Также все то, что изучается
на уроках по программе основного инструмента: «Лошадка», «Лиса», «Дон-
дон», «Две тетери» и т.д.
Задание
№3.
Увидеть
музыку
статичную
и
в
действии,
и
изобразить
ее
«цветовыми движениями».
Использовался прием изображения на листе бумаги линии соответствующих
характеру звучащей мелодии, ее «взлетов» и «падений», контрасту регистров,
динамики, темпов.
Музыкальный материал:
1.Увертюра к опере «Кармен» Ж.Безе, в исполнении симфонического оркестра,
где сопоставляются тембровый, динамический, регистровый контраст.
2. Фрагменты из балета « Конек-горбунок» Р.Щедрина, «Ночь», «Царь Горох»,
«Золотые рыбки».
3.Фрагмент
из
оперы
«Сказка
о
царе
Салтане»
Н.Римского
-
Корсакова
«Багатыри».
Задание №5. Уловить изобразительные и выразительные интонации в музыке и
нарисовать
конкретный
образ,
явления,
движение.
Произведения
должны
носить
ярко
выраженные
изобразительные
и
выразительные
интонации,
Исполнялись
произведения
на
инструменте
аккордеон,
знаменитым
музыкантом, аккордеонистом В.Ковтуном.
1.
«Полет Шмеля» М.Римский - Корсаков.
23
2.
«Пчелка» Шуберт.
3.
«Поезд» Вельт Рами.
4.
«Маленький беленький ослик» М.Мартьянов.
5.
«Шествие гномов» Э.Григ.
Нужно отметить, что такой вид импровизации в большей мере заинтересует
детей, так как у детей этого возраста срабатывает ассоциативное мышление,
которое хорошо развито в этом возрасте. Можно использовать в качестве
домашнего задания.
Вокально - инструментальные импровизации.
В практике вокальной - инструментальной импровизации сложился стереотип,
в основе которого лежит выработка у учащихся умения продолжить начатую
мелодию и завершить ее на тонике заданной тональности.
Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом, не следует
отказываться и от импровизации мелодии с выходом за пределы привычных
мажора - минорных ладов. Когда мелодия вовсе не обязательна, может уходить
во все возможные, «вопросительные», «незавершенные» интонации.
Приведем примеры заданий.
Задание№1.
«Озвучивания имен».
Формирование
первичных
творческих
звуковых
проявлений
детей
может
происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу можно начинать
с самых первых уроков, когда учитель знакомимся с учениками.
Учитель пропевает вопросы на самый простой мотив в пределах квинты и
предлагает
музыкально
ответить
на
них.
При
этом
обращалось
внимание
ученика на то, что можно называть – петь или играть на инструменте, полное
имя
или
его
короткий
вариант.
С
первых
опытов
озвучивания
имен
нужно
приучить детей «петь» свое имя можно выразительнее, передавать в звучании
голоса свой характер или настроение в данный момент.
24
Сначала, имена детей можно прохлопать в ладоши, отмечая ударные слоги.
Можно на доске записать ритмическую формулу имени. Можно
на
доске
сделать
нотную
запись
придуманной
детьми
интонации,
что
поможет
соединить слуховые представления, с зрительно - графической, звуковысотной
и метроритмической
основой. На самом последнем этапе дается различные
знания
нотного
письма,
обозначающие
характер
звучания
(тихо,
ласково,
хвастливо, грустно), длительности нот, размер, динамику.
Варианты вопросов:
1.
Как тебя зовут?
2.
Сколько тебе лет?
3.
В каком классе ты учишься? И т.п.
Задание №2. «Вопрос – ответ»
Другой
тип
задания
на
вокально-инструментальные
импровизации
-
музыкальный диалог, музыкальная беседа между преподавателем и учеником.
1.
Предлагается
стать
участником
игры
-
диалог:
на
вопросы,
которые
преподаватель
будет
петь,
играть
ребятам
нужно
давать
музыкальные
ответы, придумать мелодию и пропеть или сыграть ее.
Варианты вопросов:
1.
Какое у тебя настроение?
2.
Кто дежурный?
3.
Первый класс, первый класс, сколько девочек у вас?
2.
Также интересно игра – диалог «Два человечка». Ученику дается задание
представить
себя
в
роли
большого
и
маленького
человечка.
Они
встречаются, и у них происходит диалог: один большой- большой с низким
голосом, с низким голосом, а другой малюсенький- с тоненьким голоском.
Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот отвечать
ему тоненько и нежно.
-Здравствуй!-
прогремел
великан
(можно
использовать
басы
левой
клавиатуры, голос)
-Здравствуй! – ответил маленький человечек (правая клавиатура, голос)
25
- Где ты живешь?- громко спросил великан
- В Цветке ландыша, - нежно звенело в ответ
- С кем ты дружишь?- снова раздался громкий вопрос.
В
дальнейшем
ученики
сами
должны
досочинить
диалог
с
дружеским
концом,
сначала
выразительно
прочитать,
затем
спеть
не
забывая
о
характере и головах героев.
Импровизация «Вопрос – ответ» хорошо влияет на усвоение интонационной
сферы
в
музыке,
развивает
внутренний
слух,
звуковысотность
вопросительных и восклицательных предложений, а также дети сами могут
определить ладовую основу того или иного ответа и вопроса.
Задание №3. Сочинение мелодии на заданную интонацию, мотив.
Этот
вид
вокально-инструментальной
импровизации,
направлен
на
осмысление учеников младших классов интонационно - образной природы
музыки. Исходные, первоначальные интонации, предлагаемые ученику для
создания
будущей
мелодии,
должны
заключать
в
себе
яркую
образную
основу. Выбирая интонации для импровизации нужно исходить из жанровой
принадлежности.
Именно
опора
на
жанровые
истоки
даст
детям
возможность усвоить в собственной творческой деятельности такие средства
выразительности, как мелодика, ритм, лад и темп.
Определенную
помощь
в
сочинении
мелодии
на
заданную
«зерно-
интонации»
поможет
нотная
запись
в
тетради,
а
еще
лучше
на
доске.
Записывается первоначальная интонация, ученик ее исполняет. Затем дается
задание: «Представь себя в роли композитора и подумай, какая мелодия
может вырасти из этой интонации, как она должна звучать?»
В
результате
обсуждения
предложений,
нотная
запись
дополняется
указанием характера, темпа, динамики звучания.
Музыкальный материал включает в себя жанры песня (колыбельная,
частушка), марш, танец (вальс, полька).
Особое
внимание
при
организации
вокально-инструментальной
импровизации нужно уделить народным песням, ведь импровизационность
26
–
одна
из
черт
народно
-
песенного
творчества.
Именно
этот
вид
деятельности даст возможность раннего осознания, что такое вариации на
тему русской народной песни, и что в основе лежит мелодия песни «зерно
интонации».
Задание №4.
Сочинить
подголосок
к
русской
народной
песне.
Для
этого
ученикам
предлагалось прочитать выразительно
в характере слова данные русской
народной песне, определить настроение действующих лиц. Далее следует
придумать мелодию первых фраз каждого куплета. Какими интонациями -
песенными, танцевальными или маршевыми можно передать содержания
песни? Импровизацию может начать учитель, ученики ее продолжают также
по фразам.
Музыкальный материал может быть разным пример:
1. Р.Н.П. «Тень-тень»
2. Р.Н.П. «Как у наших у ворот».
3. Р.Н.П. «Во-кузнице».
4. «Солнышко выгляни» - закличка.
Заключение.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использования на
уроках специальности приемов и методов связанные с импровизацией, у
учащихся младших классов (6-8 лет), можно:
- активизировать и развивать творческие способности.
27
- повышать мотивацию учебной деятельности.
- развивать интерес и увлеченность к занятиям на инструменте.
- развивать музыкальные способности, и как результат самовыражение,
умение проявлять инициативу, внутреннее раскрепощение, активизация
творчества.
Немаловажно, что игра, как ведущий вид деятельность у детей (6-8 лет)
и
различные виды импровизации на уроке
специальности дают возможность
постепенной
адаптации
к
инструменту,
делают
урок
интересным
неоднообразным, познавательным, что немаловажно для младшего возраста.
Список использованной литературы.
1.
Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное
воспитание в школе. - М., Музыка – 1984 г.
2.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании.- М., Л.,1965г.
3.
Азаров Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших и
школьников.- 1998г. №4.
4.
Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики ХХ
века. Советская музыка 1971г. №8.
5.
Бочкарев Л.Л Психология музыкальной деятельности. – М, ИПРАН – 1997г.
6.
Восприятие музыки. Сб. под ред. Максимова. - М.,1980г.
7.
Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1987г.
8.
Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте,
М – 1973г.
9.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А. Апраксина.
– М,1984г.
10.Никитин А.А. Импровизация как средство обучения на начинающих
пианистов. Хабаровск 1978г.
11.Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского
творчества и педагогической деятельности, Б.Л Яворского и его учеников. -
М, 1982г.
28
12.Маслова Л.П. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А Мелик-
Пашаев-М, Знание НИПК 1997г.
13.Психология воспитания / под ред. В.А. Петровского, 2-ое изд. – М Аспект
Пресс 1995г.
14.Ригина Г.С. Вокальная импровизация в первом классе// Музыкальное
воспитание в школе. Вып.13 – М., 1978г.
15.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М, 2004г.
16.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого
музицирования. М - 1986г.
17.Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа // сост.
Л.Н.Баренбойм., М – 1978г.
29