Автор: Лебедева Галина Валентиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Центр образования имени Н.К.Розова"
Населённый пункт: Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Командная игра "Крестики нолики" по курсу неорганической химии
Раздел: среднее образование
МОУ «Центр образования имени Николая Константиновича Розова»
Вологодская область
Командная игра «Крестики-нолики»
по курсу неорганической химии
автор: Лебедева Галина Валентиновна,
учитель химии , 1 квалификационная категория
Цель: проверка знаний учащихся 9 класса по курсу неорганической химии,
умения решать задачи разного типа.
Задачи:
формирование метапредметных универсальных учебных действий
расширение кругозора учащихся;
развивать умение логически мыслить;
воспитание самостоятельности, внимательности, умения
анализировать, делать правильные выводы;
Результаты:
предметные
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведённые
эксперименты,
используя
для
этого
естественный
(русский,
родной)
язык и язык химии;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты,
химические реакции, протекающие в природе и в быту;
анализировать
и
оценивать
последствия
для
окружающей
среды
бытовой
и
производственной
деятельности
человека,
связанной
с
переработкой веществ.
проводить химический эксперимент.
метапредметные
развитие готовности к решению творческих задач.
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике
формирование умения логически мыслить
Место проведения: кабинет химии.
Форма проведения: командная игра.
Оборудование и реактивы:
Пронумерованные пробирки
растворы солей: хлорид калия, сульфат калия, фосфат калия, нитрат серебра,
хлорид бария, гидроксид кальция, соляная кислота, гидрокарбонат натрия
Подготовительный этап: каждая команда занимает своё место вокруг стола,
на котором стоит табличка с названием команды. Мультимедийный проектор
для демонстрации вопросов. На столах бумага, ручки, фломастер или маркер.
На доске изображено игровое поле.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Ход мероприятия: в игре принимают участие две команды по 5-6 человек в
каждой. Команды заранее выбирают себе название «Х» или «О». Команды
по очереди открывают вопросы на игровом поле 3х3, если команда отвечает
на выбранный вопрос, то вместо номера вопроса на этой клетке поля
ставится знак, соответствующий названию команды. Если команда не может
ответить, отвечает вторая команда. В случае, если вторая команда не даёт
правильного ответа, вопрос снимается, клетка на игровом поле остаётся
пустой. Дальше выбирает вопрос следующая по очереди команда. Игровая
цель команды:1) первой ответить на 3 вопроса, под номерами,
находящимися на одной прямой линии по горизонтали, вертикали или
диагонали; 2)не допустить выигрыша другой команды, открывая вопросы на
выбранной ей линии. Выигрывает та команда, которая первой ответила на 3
вопроса, лежащих на одной прямой, если в ходе игры складывается ничья, то
победившей считается команда, ответившая на большее число вопросов.
Для определения очерёдности хода, каждый игрок команды решает задачу,
поэтому на каждую команду учитель готовит комплект задач на таких
карточках:
№ задачи ФИ игрока
Название команды
Текст задачи
Ответ
Примерный комплект задач
1.
Вычислите молярную массу ортофосфорной кислоты. (98г/моль)
2.
Какой массе (в г)соответствует количество вещества серной кислоты,
равное 0,2 моль? (19,6г)
3.
Масса одного литра газа при н.у. равна 1,52г. Чему равна молярная
масса этого газа?(34,05г/моль)
4.
Во сколько раз относительная молекулярная масса оксида серы
(IV)больше относительной молекулярной массы кислорода? (2 раза)
5.
Сколько атомов водорода содержит 1 моль воды? (12х10
23
атомов)
6.
Какое количество вещества соответствует углекислому газу массой 11г?
(0,25 моль)
Учителю понадобится помощник, который быстро проверит правильность
решения задач каждой командой и по числу правильно решенных задач
установит очередность хода.
Ход игры.
Учитель приветствует команды, напоминает правила игры. Для
установления очередности хода учитель дает командам комплект задач
для индивидуального решения. Задачи решаются в течении 5 минут, затем
каждый игрок на карточке с задачей записывает свою фамилию, имя,
название команды и проставляет ответ карандашом. Карточки сдаются
помощнику учителя, а решения задач на отдельных подписанных листах
бумаги сдаются учителю. Задачи проверяются учителем после игры, и
каждый ученик получает оценку за решение задачи.
Команда, у которой больше всего правильно решенных задач, имеет
право первого хода.
Первая команда называет номер вопроса, учитель демонстрирует
вопрос на экране, команда выполняет задание: если ответ верный, то
вместо номера вопроса ставится буква команды. Ход переходит к
следующей команде и так до тех пор, пока одна из команд не выиграет
или пока не сложится ничья.
Примерный комплект заданий к игре.
1.
В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной
кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя
хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает
раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого
постороннего запаха. Много ли молекул HCl оказалось в воздухе,
если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние,
равна 1г?
2.
В процессах фотосинтеза зелёные растения усваивают из воздуха
газообразный оксид углерода, относительная плотность которого по
водороду составляет 22. Какова формула этого оксида?
3.
При рентгеноскопическом исследовании организма человека
применяют так называемые рентгеноконтрастные вещества. Так,
перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию
труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего
рентгеновское излучение. Какие количества оксида бария и серной
кислоты потребуются для получения 100г сульфата бария?
4.
Важнейшая проблема в промышленном производстве удобрений –
получение так называемого «связанного азота». В настоящее время
её решают путём синтеза аммиака из азота и водорода. Какой
объём аммиака (при н.у.) можно получить в этом процессе, если
объём исходного водорода равен 300л, а практический выход –
43%?
5.
Долгое время йод не находил применения в медицине. Только в
1904г. Русский военный врач Филончиков ввёл в практику 5-10%-е
спиртовые растворы йода для обработки краёв свежих ран. Какой
объём 5%-го спиртового раствора йода можно приготовить, имея в
своём распоряжении 10г йода? Плотность спиртового раствора йода
примите равной 0,950г/мл.
6.
Эксперимент. В трёх пробирках без этикеток даны растворы солей
хлорида, сульфата и фосфата калия. С помощью нитрата серебра и
хлорида бария определите, в какой пробирке находится каждое из
предложенных веществ.
7.
Эксперимент. С помощью гидроксида кальция, соляной кислоты и
гидрокарбоната натрия получите карбонат кальция
8.
Мысленный эксперимент. При помощи качественных реакций
определите растворы солей в пробирках: KCl, FeCl3, CaCl2. Составьте
уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
9.
Определите сумму всех коэффициентов в уравнении окислительно-
восстановительной реакции, идущей по схеме
Cr(NO
3
)
3
→ Cr
2
O
3
+ NO
2
+ O
2
Литература:
1.
Аликберова Л.Ю., Рук Н.С. «Полезная химия: задачи и истории» М.
Дрофа, 2006.
2.
Знаете ли вы химию? Вопросы и ответы/Авт.-сост. Г.С.Качалова,
Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004г
3.
Курганский С.М. «Внеклассная работа по химии. Викторины и
химические вечера»М.:5 за знания, 2007
4.
«Открытые уроки по химии 8-11 классы» Автор составитель
В.Г.Денисова, Волгоград, изд. Учитель, 2000г.