Автор: Белова Анастасия Сергеевна
Должность: магистр заочного отделения
Учебное заведение: ЮУрГУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: Профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях
Раздел: высшее образование
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Белова А.С.
Белова Анастасия Сергеевна - магистр заочного отделения,
юридический факультет, Южно-Уральский Государственный Университет,
г. Челябинск
Аннотация:
В
работе
рассматриваются
вопросы,
связанные
с
предупреждением
преступности
несовершеннолетних
в
общеобразо-
вательных
учреждениях.
Также
в
статье
анализируются
проблемы,
решение которых необходимо для минимизации преступности.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступление, предупреждение
преступности, общеобразовательное учреждение.
На
сегодняшний
день
состояние
преступности
в
нашей
стране,
согласно криминологическим исследованиям, характеризуется постоянным
ростом преступлений. Несмотря на намеченные положительные тенденции в
развитии
общества,
преступность
по-прежнему
остается
актуальной
проблемой,
для
решения
которой,
требуется
непрерывная,
комплексная
работа. В данной работе, я планирую рассмотреть проблему преступности
несовершеннолетних,
а
также
её
профилактику
на
уровне
общеобразовательных учреждений.
За
последние
столетия
было
подготовлено
большое
количество
научных
статей,
монографий,
связанных
с
изучением
преступности.
В
середине XX века были выделены отрасли, которые определяли взаимосвязь
преступности с отдельными функциональными системами общества. Так,
например, в 70-х годах XX века в Санкт-Петербурге возникла семейная
криминалистика, исследования которой были направлены на взаимодействие
института семьи и преступности. В ней описаны возможности регулирования
и воздействия на преступность посредством воздействия на семью.
Говоря
о
преступности,
как
о
сложнейшем
социальном
явлении,
хотелось
бы
отметить,
что
такая
разновидность
преступности,
как
преступность несовершеннолетних, всегда вызывала, и вызывает у ученных
различных областей повышенное внимание и интерес. Это связано с тем, что
молодое поколение является естественным резервом социального развития.
Нарушение уголовного закона, лицами юного возраста, свидетельствуют о
существовании серьезных недостатков в развитии личности, в социальной
адаптации подростков и конечно же, в воспитании [3, с 67].
Обращаясь
к
проблеме
преступности несовершеннолетних,
следует
исходить из того, что она представляет собой часть преступности в обществе,
которая развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в
целом. В России исследованию проблемы преступности несовершеннолетних
и
причин
её
изменений
посвящены
труды
многих
авторов.
Во
многих
аспектах
они
изучены
и
представлены
в
научной
литературе.
Западные
ученные, как правило, не дают развернутых определений из убеждения в их
ненужности или невозможности их дать.
Преступность несовершеннолетних представляет собой совокупность
преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Преступность несовершеннолетних,
является
одной
из
составных
частей
преступности, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет
рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического
изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями
соматического,
психического
и
нравственного
развития
несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом,
юношеском
возрасте
в
момент
нравственного
формирования
личности
происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может
внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием [2,
с 58].
Условиями
преступности
являются
различные
явления
социальной
жизни, которые не порождают преступность, но содействуют, способствуют
ее
возникновению
и
существованию.
Причина
создает
возможность
определенного
следствия.
Условия
же
способствуют
реализации
этой
возможности [4, с 95].
Взаимодействие
и
роль
причин
и
условий
можно
рассмотреть
на
следующем примере. В формировании личности подростка решающую роль
сыграл
рецидивист.
Этому
способствовало
совместное
потребление
спиртных
напитков,
праздное
времяпрепровождение,
развитие
навыков
преступного поведения и т.д. В результате подросток совершил ряд краж. В
этом
случае
влияние
рецидивиста
можно
рассматривать
как
основное
условие формирования криминогенной мотивации у подростка, явившейся
причиной
его
преступного
поведения.
Другие
жизненные
условия:
отсутствие надзора родителей, безразличие окружающих, слабое воспитание
в школе следует рассматривать в качестве обстоятельств, способствовавших
совершению преступления. Прежде всего, на воспитание ребенка оказывают
влияние родители, но на этапах социальной адаптации к данному процессу
подключаются и другие [4, с 96].
С раннего возраста ребенку в семье, в садике, в школе рассказывают
про нормы поведения, поощряют за хорошие поступки и дают понять, как
вести
себя
не
нужно,
но
не
для
всех
этот
способ
может
оказаться
действенным. Как говорилось ранее, большое влияние оказывает социальная
среда. Не обязательным фактором может стать неблагополучная семья или
отсутствие семьи. На не сформированную психику ребёнка может повлиять
поведение
сверстников,
просмотр
фильмов,
видеороликов,
где
явно
демонстрируются примеры преступного поведения и многое другое.
Для
предупреждения
отклонений
в
поведении
ребенка
непосредственную
роль
принимают
сотрудники
общеобразовательных
учреждений.
Нарушения
в
психическом,
умственном
развитии
могут
возникнуть
в
любом
возрасте
и
причины
этих
нарушений
могут
быть
разными.
Задача
сотрудников
общеобразовательных
учреждений
своевременно выявить отклонения и создать все необходимые условия для
предотвращения дальнейших отрицательных последствий.
При
выявлении
отклонений
в
поведении
ребенка
необходимо
организовать
комплексную
работу,
в
которой
будут
принимать
участие
родители, классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя по
предметам.
Только
в
случае
взаимодействия
можно
выявить
истинную
причину изменений в поведении ребенка и предотвратить его отрицательные
последствия.
Профилактическая
работа
с
обучающимися
–
процесс
сложный,
многоаспектный,
продолжительный
по
времени.
Специфическая
задача
общеобразовательных
учреждений
заключается
в
проведении
ранней
профилактики,
то
есть создание
условий,
обеспечивающих
возможность
нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению
морально-правовых
норм,
изучение
педагогами
индивидуальных
особенностей
таких
школьников
и
причин
нравственной
деформации
личности,
своевременное
выявление
типичных
кризисных
ситуаций,
возникающих
у
обучающихся
определенного
возраста,
использование
возможностей
ученического
самоуправления,
вовлечение
в
проведение
школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Подводя итог следует отметить, что для нашего общества крайне важна
грамотная работа общеобразовательных учреждений, должна проводиться
профилактическая
работа
по
предотвращению
преступлений
среди
несовершеннолетних, работа с семьями, в которых присутствует аморальное
поведение, проведение мероприятий, способствующих формированию норм
и
правил
поведения
в
обществе,
а
также
индивидуальная
работа
с
учащимися. Вместе с тем необходимо помнить о том, что несформированная
психика
ребенка
делает
его
более
ранимым.
Несмотря
на
все
присутствующие в его жизни проблемы, не стоит забывать о том, что он
прежде всего ребенок и главной задачей является создание благоприятной
среды
для
его
развития.
Проблемы
воспитания
не
должны
становиться
главным воспоминанием о детстве.
Список литературы
1
Уголовный
кодекс
Российской
Федерации"
от
13
июня
1996
г.
Консультант Плюс.
2
Забрянский,
Г.И.,
Емельянов,
Л.В.
Статистика
преступности
несовершеннолетних в России/ Г.И. Забрянский. – Москва, – 2000.
3 Закалюк, А.П., Прогнозирование и предупреждение индивидуального
преступного поведения/ А.П. Закалюк – Москва, – 1986.
4 Малков, В.Д. Криминология: учебник для вузов/ В.Д. Малков
–
Москва: ЮСТИЦИНФОРМ – 2006.
5
Наумов,
А.В.
Российское
уголовное
право.
Общая
часть.
Курс
лекций. – Москва: Издательство БЕК, – 1996.