Автор: Солодовникова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО школа №2
Населённый пункт: Алейск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Учебная программа по окружающему миру 2 класс"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Алейска Алтайского края
«Принято»
Школьным методическим
объединением учителей
начальных классов
Протокол № 1
от «28» августа 2017г.
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
_______О. Н.Халина
«30»августа 2017г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №2
О.В. Горбунова______
Приказ № 144
от «30» августа 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
Окружающий мир
Предметная область
Обществознание и естествознание
Начальное общее образование
2 Б класс
2017-2018 учебный год
Разработчики: Солодовникова Т.М.
учитель начальных классов
Алейск – 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе авторской программы «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой.
Учебно-методический комплект:
1.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. :
учебник в печатной— М.: Академкнига/Учебник.
2.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия. —
М.: Академкнига/Учебник.
3.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: методическое
пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
4.
Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа на основе
единого текста. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
5.
Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 2
класс. — М.: Академкнига/Учебник.
6.
Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / О.Н.
Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. — М. : Академкнига/Учебник, 2016. —112 с.
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа адаптирована для обучения учащихся с ОВЗ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 кл
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой
(например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на
растительный и животный мир);
• выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
•
устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и
сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года
и называть их;
•
сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп
животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
•
сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты,
заботы о потомстве и называть их;
• выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;
• оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;
•
искать
и
выделять
необходимую
информацию
для
классификации
объектов
природы
по
заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние–
многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды,
воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
•
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни
растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;
•
использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для
поиска необходимой информации;
•
устанавливать
простейшие
взаимосвязи
в
живой
природе,
использовать
эти
знания
для
объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
•
оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира,
занесенных в Красную книгу России;
• оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены,
правильного питания);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний
(Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
•
сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей
оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой
времен года;
• группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа
насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
•
анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве,
выделяя их особенности;
• искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников
знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем или другим
признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения;
цветковые и хвойные и др.);
• сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках
знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
•
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор;
бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;
• оценивать важность профессий взрослых;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях:
День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Нового года;
• выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля,
находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную
форму учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского
Кремля и истории родного города (села, поселка));
• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;
•
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в
Интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя
безопасность») для сообщений и презентаций;
•
проявлять
уважение
и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности
(традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения»
обучающиеся научатся:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;
•
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением
взрослых;
• контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по
инструкции учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе
и дома;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в
соответствии со своими потребностями и склонностями;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
•
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при
необходимости и родителей;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас
мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек
разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю.
Человек и природа (36 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого
на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель
Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия,
необходимые
для
жизни
растений
(свет,
тепло,
вода,
воздух).
Питание
и
дыхание
растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли.
Культурные и дикорастущие растения. Виды культурных растений (декоративные, овощные,
плодовые, бахчевые, зерновые, бобовые и др.). Продолжительность жизни растений. Размножение
растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники
шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их
отличия.
Особенности
питания
малышей
млекопитающих
животных.
Особенности
питания
разных
взрослых
животных,
в
том
числе
и
млекопитающих
(хищники,
растительноядные,
всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные
родного края, названия, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек разумный — как часть живой природы (человек млекопитающее). Внешнее строение
человека. Отличие одного человека от другого по внешним признакам. Изучение окружающего
мира с помощью органов чувств и информационных источников.
Человек и общество (21 ч)
Информационные источники: учебники, словари, справочники, художественная литература,
электронные приложения, письма, общение со старшими и сверстниками, результаты опытов,
экспериментов и наблюдений и т.д.
Семья
— самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное
отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники,
совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный
общественно
полезный
труд
и
отдых,
участие
в
спортивных
мероприятиях,
во
внеурочной
деятельности, в охране окружающей среды.
Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому
мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии
людей, создавших учебник.
Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей
возникновения, с занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Семья ребенка и его родословная.
Человек в ответе за тех животных, которых приручил. Красная книга России. Бережное
отношение человека к природе. Правила поведения на природе. Труд людей при выращивании
культурных растений.
Наша Родина — Россия. Конституция России — Основной закон страны. Важнейшие права
граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь,
на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции
России, День Государственного флага.
Государственные
символы
России
(Государственный
герб,
Государственный
флаг,
Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание
Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена
великих
князей,
связанных
с
историей
возникновения
и
строительства
Москвы:
Юрий
Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила здорового образа жизни и безопасного поведения (11 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление
режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода,
проветривание
помещения).
Питание
и
здоровье.
Причины
простудных
заболеваний.
Профилактика заболеваний. Советы старших: освещение рабочего места школьника, правила
предупреждения
простудных
заболеваний,
правила
поведения
при
простудных
заболеваниях.
Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым
человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).
Правила
дорожного
движения.
Правило
перехода
проезжей
части
улицы.
Знаки
дорожного
движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек,
оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Раздел: Человек и природа:
• классификация объектов окружающего мира;
• выделение отличительных признаков живой природы;
• распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы);
• обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы;
• изучение разнообразия растений и животных родного края;
• осуществление посильных осенних работ на участке;
• сбор природного материала;
• проведение сравнений, выбор правильного ответа;
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
• самостоятельное маркирование;
• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах;
• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус;
• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля;
• усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений;
• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле;
•
определение в ходе опытов свойств воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление
сходных свойств;
• обсуждение особенностей процесса питания растений;
•
высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения
существенных признаков растений разных групп);
• выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих;
• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края;
• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду;
• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края;
• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов;
• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и
определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности);
• классификация отличительных признаков животных разных групп;
• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,
зверей, приобретение новой информации;
• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой
ферме;
• повторение и расширение знаний о диких животных;
• знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся
под охраной;
•
обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек
отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от
друга;
• проведение наблюдений, постановка опытов.
Раздел 2. Человек и общество:
• участие в исследовательской деятельности;
• проведение сравнений, выбор правильного ответа;
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
• самостоятельное маркирование;
• описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;
• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе;
• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме;
• знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают
учебники;
• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве;
• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой;
• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села);
•
расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и
достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах;
• изучение родословной;
• рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи;
• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам;
• моделирование (составление маршрута экскурсии).
Раздел 3. Правила безопасного поведения:
• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий;
• приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов;
• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как
следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
• использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека;
• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье;
• знакомство и применение основных правил личной гигиены;
•
классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках,
выявление мер их предупреждения;
• использование основных правил дорожного движения;
• моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече
с оставленными предметами;
• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правил безопасного обращения с
электроприборами,
с
газовыми
установками,
правил
общения
через
закрытую
дверь
с
незнакомыми людьми.
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
Для обеспечения учебного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в
школе в соответствии с учебными планами и программами устанавливаются следующие основные
виды работы:
групповые и индивидуальные занятия с преподавателем (урок);
самостоятельная работа учащихся.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает
ему:
на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему
миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников
по другим
предметам,
дополнительный материал
в
учебниках
«Готовимся к школьной
олимпиаде»);
участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или
проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом
клуба или через Интернет;
социальные
игры
на
уроках
(роль
консультанта,
экспериментатора, докладчика,
председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных
достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и
контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 Б класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
фактически
1
Письмо экологов школьникам
1
06.09
06.09
2
Мишины вопросы. Советы старших
1
08.09
08.09
3
Ищем ответы на вопросы в учебнике
1
13.09
13.09
4
Ищем ответы на вопросы в учебнике
1
15.09
15.09
5
Опыт и наблюдение
1
20.09
20.09
6
Земля. Модель Земли
1
22.09
22.09
7
Почему на Земле день сменяется ночью?
1
27.10
27.10
8
Почему на Земле день сменяется ночью?
1
29.09
29.09
9
Звезды и созвездия
1
04.10
04.10
10
Звезды и созвездия
1
06.10
06.10
11
Планеты
1
11.10
11.10
12
Планеты
1
13.10
13.10
13
Поход в планетарий
1
18.10
18.10
14
Поход в планетарий
1
20.10
20.10
15
Движение Земли вокруг Солнца
1
25.10
25.10
16
Как связаны неживая и живая природа?
1
27.10
27.10
17
Условия жизни на планете Земля
1
08.11
08.11
18
Свойства воздуха (заседание клуба)
1
10.11
10.11
19
Кому и для чего нужна вода? Вода и ее свойства
(заседание клуба)
1
15.11
15.11
20
Условия, необходимые для развития растений
1
17.11
17.11
21
Корень, стебель и лист
1
22.11
22.11
22
Питание растений
1
24.11
24.11
23
Цветковые и хвойные растения
1
29.11
29.11
24
Папоротники, мхи и водоросли
1
01.12
01.12
25
Красная книга России. Правила поведения на природе
1
06.12
06.12
26
Для чего люди выращивают культурные растения?
(заседание клуба)
1
08.12
08.12
27
Какие части культурных растений используют люди?
(заседание клуба)
1
13.12
13.12
28
Можно ли все огородные растения высаживать
одновременно? (заседание клуба)
1
15.12
15.12
29
От чего зависит урожай зерновых? (заседание клуба).
Растения сада
1
20.12
20.12
30
Сколько живут растения? (заседание клуба)
1
22.12
22.12
31
Размножение растений своими частями (заседание
клуба)
1
27.12
27.12
32
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
1
12.01
12.01
33
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Как правильно собирать грибы?
1
17.01
17.01
34
Контрольная работа
1
19.01
19.01
35
Разнообразие животных
1
24.01
24.01
36
Насекомые
1
26.01
26.01
37
Рыбы
1
31.01
31.01
38
Земноводные
1
02.02
02.02
39
Пресмыкающиеся
1
07.02
07.02
40
Птицы
1
09.02
09.02
41
Предварительная контрольная работа
1
14.02
14.02
42
Звери
1
16.02
16.02
43
Как животные защищаются
1
21.02
21.02
44
Домашние животные. Живой уголок (заседание
клуба)
1
28.02
28.02
45
Значение диких животных. Человек в ответе не
только за тех, кого приручил!
1
02.03
02.03
46
Про тебя. Что умеет человек?
1
07.03
07.03
47
Про тебя. Что умеет человек?
1
14.03
14.03
48
Расти здоровым
1
16.03
16.03
49
Питание и здоровье
1
21.03
50
От кого зависит твой режим дня? (заседание
клуба)
1
23.03
51
Чистота — залог здоровья
1
04.04
52
Берегись простуды!
1
06.04
53
Твоя безопасность на улице (заседание клуба)
1
11.04
54
Твоя безопасность дома
1
13.04
55
Имя города, села, поселка
1
18.04
56
Поход в Краеведческий музей
1
20.04
57
Поход в Краеведческий музей
1
20.04
58
История Московского Кремля
1
25.04
59
История Московского Кремля
1
27.04
60
Экскурсия в город (заседание клуба)
1
04.05
61
Экскурсия в город (заседание клуба)
1
04.05
62
Общий дедушка
1
11.05
63
День Победы
1
16.05
64
День Победы
1
18.05
65
День Конституции России
1
23.05
66
День Конституции России
1
23.05
67
Контрольная работа
1
25.05
68
Контрольная работа
1
30.05