Напоминание

"Учебная программа по окружающему миру 2 класс"


Автор: Солодовникова Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО школа №2
Населённый пункт: Алейск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Учебная программа по окружающему миру 2 класс"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г.Алейска Алтайского края

«Принято»

Школьным методическим

объединением учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «28» августа 2017г.

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР

_______О. Н.Халина

«30»августа 2017г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №2

О.В. Горбунова______

Приказ № 144

от «30» августа 2017г.

Рабочая программа учебного предмета

Окружающий мир

Предметная область

Обществознание и естествознание

Начальное общее образование

2 Б класс

2017-2018 учебный год

Разработчики: Солодовникова Т.М.

учитель начальных классов

Алейск – 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на

основе авторской программы «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой.

Учебно-методический комплект:

1.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. :

учебник в печатной— М.: Академкнига/Учебник.

2.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия. —

М.: Академкнига/Учебник.

3.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: методическое

пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

4.

Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа на основе

единого текста. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

5.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 2

класс. — М.: Академкнига/Учебник.

6.

Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / О.Н.

Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. — М. : Академкнига/Учебник, 2016. —112 с.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа адаптирована для обучения учащихся с ОВЗ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 кл

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

(например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на

растительный и животный мир);

• выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и

сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года

и называть их;

сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп

животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты,

заботы о потомстве и называть их;

• выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;

• оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;

искать

и

выделять

необходимую

информацию

для

классификации

объектов

природы

по

заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние–

многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды,

воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни

растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;

использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для

поиска необходимой информации;

устанавливать

простейшие

взаимосвязи

в

живой

природе,

использовать

эти

знания

для

объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих

отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира,

занесенных в Красную книгу России;

• оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены,

правильного питания);

• извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний

(Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;

сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые,

рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

• устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей

оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой

времен года;

• группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа

насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);

анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве,

выделяя их особенности;

• искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников

знаний для выделения основания для классификации объектов природы по тем или другим

признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения;

цветковые и хвойные и др.);

• сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках

знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор;

бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для

сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной

гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных

несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;

• оценивать важность профессий взрослых;

• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях:

День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Нового года;

• выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля,

находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную

форму учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского

Кремля и истории родного города (села, поселка));

• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;

использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в

Интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя

безопасность») для сообщений и презентаций;

проявлять

уважение

и

готовность

выполнять

совместно

установленные

договоренности

(традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.

В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения»

обучающиеся научатся:

• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением

взрослых;

• контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;

• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по

инструкции учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе

и дома;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в

соответствии со своими потребностями и склонностями;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для

сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной

гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при

необходимости и родителей;

• выполнять правила безопасного поведения в природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас

мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек

разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю.

Человек и природа (36 ч)

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого

на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель

Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена

дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг

Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Условия,

необходимые

для

жизни

растений

(свет,

тепло,

вода,

воздух).

Питание

и

дыхание

растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли.

Культурные и дикорастущие растения. Виды культурных растений (декоративные, овощные,

плодовые, бахчевые, зерновые, бобовые и др.). Продолжительность жизни растений. Размножение

растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники

шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,

пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их

отличия.

Особенности

питания

малышей

млекопитающих

животных.

Особенности

питания

разных

взрослых

животных,

в

том

числе

и

млекопитающих

(хищники,

растительноядные,

всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и

жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные

родного края, названия, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек разумный — как часть живой природы (человек млекопитающее). Внешнее строение

человека. Отличие одного человека от другого по внешним признакам. Изучение окружающего

мира с помощью органов чувств и информационных источников.

Человек и общество (21 ч)

Информационные источники: учебники, словари, справочники, художественная литература,

электронные приложения, письма, общение со старшими и сверстниками, результаты опытов,

экспериментов и наблюдений и т.д.

Семья

— самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное

отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники,

совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный

общественно

полезный

труд

и

отдых,

участие

в

спортивных

мероприятиях,

во

внеурочной

деятельности, в охране окружающей среды.

Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому

мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии

людей, создавших учебник.

Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей

возникновения, с занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Семья ребенка и его родословная.

Человек в ответе за тех животных, которых приручил. Красная книга России. Бережное

отношение человека к природе. Правила поведения на природе. Труд людей при выращивании

культурных растений.

Наша Родина — Россия. Конституция России — Основной закон страны. Важнейшие права

граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь,

на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции

России, День Государственного флага.

Государственные

символы

России

(Государственный

герб,

Государственный

флаг,

Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание

Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена

великих

князей,

связанных

с

историей

возникновения

и

строительства

Москвы:

Юрий

Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила здорового образа жизни и безопасного поведения (11 ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление

режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие

сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода,

проветривание

помещения).

Питание

и

здоровье.

Причины

простудных

заболеваний.

Профилактика заболеваний. Советы старших: освещение рабочего места школьника, правила

предупреждения

простудных

заболеваний,

правила

поведения

при

простудных

заболеваниях.

Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым

человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками).

Правила

дорожного

движения.

Правило

перехода

проезжей

части

улицы.

Знаки

дорожного

движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек,

оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел: Человек и природа:

• классификация объектов окружающего мира;

• выделение отличительных признаков живой природы;

• распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы);

• обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы;

• изучение разнообразия растений и животных родного края;

• осуществление посильных осенних работ на участке;

• сбор природного материала;

• проведение сравнений, выбор правильного ответа;

• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

• самостоятельное маркирование;

• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах;

• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус;

• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля;

• усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений;

• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле;

определение в ходе опытов свойств воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление

сходных свойств;

• обсуждение особенностей процесса питания растений;

высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения

существенных признаков растений разных групп);

• выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих;

• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края;

• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду;

• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края;

• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов;

• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и

определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности);

• классификация отличительных признаков животных разных групп;

• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,

зверей, приобретение новой информации;

• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой

ферме;

• повторение и расширение знаний о диких животных;

• знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся

под охраной;

обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек

отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от

друга;

• проведение наблюдений, постановка опытов.

Раздел 2. Человек и общество:

• участие в исследовательской деятельности;

• проведение сравнений, выбор правильного ответа;

• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

• самостоятельное маркирование;

• описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе;

• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме;

• знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают

учебники;

• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве;

• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой;

• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села);

расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и

достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах;

• изучение родословной;

• рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи;

• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам;

• моделирование (составление маршрута экскурсии).

Раздел 3. Правила безопасного поведения:

• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий;

• приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов;

• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как

следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

• использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека;

• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье;

• знакомство и применение основных правил личной гигиены;

классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках,

выявление мер их предупреждения;

• использование основных правил дорожного движения;

• моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече

с оставленными предметами;

• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правил безопасного обращения с

электроприборами,

с

газовыми

установками,

правил

общения

через

закрытую

дверь

с

незнакомыми людьми.

Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности

Для обеспечения учебного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в

школе в соответствии с учебными планами и программами устанавливаются следующие основные

виды работы:

групповые и индивидуальные занятия с преподавателем (урок);

самостоятельная работа учащихся.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает

ему:

на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему

миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников

по другим

предметам,

дополнительный материал

в

учебниках

«Готовимся к школьной

олимпиаде»);

участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или

проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом

клуба или через Интернет;

социальные

игры

на

уроках

(роль

консультанта,

экспериментатора, докладчика,

председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных

достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и

контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 Б класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Письмо экологов школьникам

1

06.09

06.09

2

Мишины вопросы. Советы старших

1

08.09

08.09

3

Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

13.09

13.09

4

Ищем ответы на вопросы в учебнике

1

15.09

15.09

5

Опыт и наблюдение

1

20.09

20.09

6

Земля. Модель Земли

1

22.09

22.09

7

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

27.10

27.10

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

29.09

29.09

9

Звезды и созвездия

1

04.10

04.10

10

Звезды и созвездия

1

06.10

06.10

11

Планеты

1

11.10

11.10

12

Планеты

1

13.10

13.10

13

Поход в планетарий

1

18.10

18.10

14

Поход в планетарий

1

20.10

20.10

15

Движение Земли вокруг Солнца

1

25.10

25.10

16

Как связаны неживая и живая природа?

1

27.10

27.10

17

Условия жизни на планете Земля

1

08.11

08.11

18

Свойства воздуха (заседание клуба)

1

10.11

10.11

19

Кому и для чего нужна вода? Вода и ее свойства

(заседание клуба)

1

15.11

15.11

20

Условия, необходимые для развития растений

1

17.11

17.11

21

Корень, стебель и лист

1

22.11

22.11

22

Питание растений

1

24.11

24.11

23

Цветковые и хвойные растения

1

29.11

29.11

24

Папоротники, мхи и водоросли

1

01.12

01.12

25

Красная книга России. Правила поведения на природе

1

06.12

06.12

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

(заседание клуба)

1

08.12

08.12

27

Какие части культурных растений используют люди?

(заседание клуба)

1

13.12

13.12

28

Можно ли все огородные растения высаживать

одновременно? (заседание клуба)

1

15.12

15.12

29

От чего зависит урожай зерновых? (заседание клуба).

Растения сада

1

20.12

20.12

30

Сколько живут растения? (заседание клуба)

1

22.12

22.12

31

Размножение растений своими частями (заседание

клуба)

1

27.12

27.12

32

Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

12.01

12.01

33

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Как правильно собирать грибы?

1

17.01

17.01

34

Контрольная работа

1

19.01

19.01

35

Разнообразие животных

1

24.01

24.01

36

Насекомые

1

26.01

26.01

37

Рыбы

1

31.01

31.01

38

Земноводные

1

02.02

02.02

39

Пресмыкающиеся

1

07.02

07.02

40

Птицы

1

09.02

09.02

41

Предварительная контрольная работа

1

14.02

14.02

42

Звери

1

16.02

16.02

43

Как животные защищаются

1

21.02

21.02

44

Домашние животные. Живой уголок (заседание

клуба)

1

28.02

28.02

45

Значение диких животных. Человек в ответе не

только за тех, кого приручил!

1

02.03

02.03

46

Про тебя. Что умеет человек?

1

07.03

07.03

47

Про тебя. Что умеет человек?

1

14.03

14.03

48

Расти здоровым

1

16.03

16.03

49

Питание и здоровье

1

21.03

50

От кого зависит твой режим дня? (заседание

клуба)

1

23.03

51

Чистота — залог здоровья

1

04.04

52

Берегись простуды!

1

06.04

53

Твоя безопасность на улице (заседание клуба)

1

11.04

54

Твоя безопасность дома

1

13.04

55

Имя города, села, поселка

1

18.04

56

Поход в Краеведческий музей

1

20.04

57

Поход в Краеведческий музей

1

20.04

58

История Московского Кремля

1

25.04

59

История Московского Кремля

1

27.04

60

Экскурсия в город (заседание клуба)

1

04.05

61

Экскурсия в город (заседание клуба)

1

04.05

62

Общий дедушка

1

11.05

63

День Победы

1

16.05

64

День Победы

1

18.05

65

День Конституции России

1

23.05

66

День Конституции России

1

23.05

67

Контрольная работа

1

25.05

68

Контрольная работа

1

30.05



В раздел образования