"Дыхательные тренажеры в практике работы с детьми с ОНР"
Автор: Тюляпина Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: НДОУ Детский сад №26 ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Дыхательные тренажеры в практике работы с детьми с ОНР" Раздел: дошкольное образование
ДЫХАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ
В ПРАКИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
Тюляпина Татьяна Александровна
воспитатель НДОУ № 26 ОАО «РЖД» г. Мурманск
В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. С
каждым
годом
увеличивается
количество
детей
с
различными
речевыми
нарушениями. У детей с общим недоразвитием речи дыхание поверхностное,
ритм речи неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной
нагрузке. Объём легких у них ниже возрастной нормы. Такие дети не могут
сделать достаточно глубокий вдох перед началом речи, поэтому воздушная
струя на выходе будет слабой, а значит, многие звуки даже при правильной
артикуляции не будут получаться. Кроме того, таким детям трудно на одном
выдохе плавно произносить длинные фразы.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Речевое дыхание - основа
звучащей
речи,
источник
образования
звуков,
голоса.
Речь,
как
известно,
является составляющей общего здоровья. У детей с речевыми нарушениями, а
также
у
часто
болеющих
детей,
необходимо
развивать
правильное
физиологическое
дыхание,
увеличивать
объём
легких,
формировать
грудобрюшной
тип
дыхания,
развивать
речевое
дыхание
с
помощью
специальных дыхательных упражнений. Правильная, хорошо сформированная
речь – это непременное условие готовности ребенка к школьному обучению.
Поэтому основная цель моей работы – формирование четкой, грамматически
правильной связной речи у детей дошкольного возраста.
Работу
по
формированию
правильного
речевого
дыхания
провожу
в
следующей последовательности:
Развитие грудобрюшного типа дыхания.
Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность,
постепенность, целенаправленность:
- Умение длительно и многократно произносить звук на одном выдохе;
- На одном выдохе произносить 3-4 слога;
- Правильно произносить фразу из 2-3 слов;
- Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
- Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;
- Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы;
- Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
Для более эффективной работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР
использую
дыхательные
тренажеры,
которые
изготавливаю
сама.
Дыхательные тренажеры можно использовать на занятиях c подгруппой детей
и индивидуально. Использование дыхательных тренажеров вызывает у детей
положительные эмоции, повышает интерес к дыхательной гимнастике, а также
развивает творческое воображение и фантазию.
Свою
работу
по
развитию
у
ребенка
речевого
дыхания,
начинаю
с
формирования сильного плавного ротового выдоха. При этом стараюсь научить
его
контролировать
время
выдоха,
расходовать
воздух
экономно,
делать
каждый
вдох
и
каждый
выдох
осознанно,
а
не
как
получится.
Во
время
дыхательных
упражнений
у
ребенка
развивается
способность
направлять
воздушную струю в нужном направлении.
Чтобы
ребенок
научился
дышать
правильно,
использую
существующую
технику выполнения дыхательных упражнений:
Воздух набираем через нос;
Плечи не поднимать;
Выдох должен быть длительным и плавным;
Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их
можно придерживать руками);
Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может
привести к головокружению.
Все
занятия
с
дыхательными
тренажерами
провожу
в
игровой
форме.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка
положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует
формированию практических умений.
Регулярные занятия с дыхательными тренажерами способствуют тренировке
длинного плавного выдоха, умения рационально расходовать запас воздуха во
время речи.
Основная
цель
занятий
на
дыхательных
тренажерах
–
формирование
правильного
речевого
дыхания,
тренировка
и
укрепление
дыхательного
аппарата.
В
ходе
работы
с
дыхательными
тренажерами
вырабатывается
«речевой»
механизм
дыхания,
и
специфические
«речевые»
движения
диафрагмы.
Работу
по
развитию
речевого
дыхания
начинаю
с
упражнений,
которые
направлены
только
на
координацию
ротового
и
носового
дыхания
при
активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они
вырабатывают целенаправленную воздушную струю. Все эти упражнения учат
ребенка управлять своим вдохом и выдохом: при разговоре – вдох носом,
выдох – ртом.
Постепенно
от
беззвучных
дыхательных
упражнений
перехожу
на
фонационные, на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Затем
постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе учу
детей произносить звук с остановкой и без, или на одном выдохе произносить
сочетание согласных.
По
мере
закрепления
фонационного
дыхания
у
детей
формируется
и
правильное
речевое
дыхание,
которое
обеспечивает
нормальное
голосообразование. С умения произносить на длительном выдохе гласных и
согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса.
Постоянно
слежу
за
тем,
чтобы
во
время
выполнения
дыхательных
упражнений не напрягались мышцы рук, плеч, шеи.
Для более эффективной работы над развитием речевого дыхания и укрепления
общего
здоровья
детей
разработала
комплекс
дыхательной
гимнастики
с
использованием дыхательных тренажеров и нетрадиционного оборудования.
Комплекс дыхательной гимнастики с использованием дыхательных
тренажеров .
«Порхающая бабочка»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
активизация
губных мышц.
Ход игры:
- Посмотри, какая красивая бабочка! Она умеет летать, если на нее подуть.
Крылья сложила – стала листком,
Крылья раскрыла – стала цветком,
А запорхала – сама собою стала!
Педагог дует на бабочку.
- Смотри, как она порхает над цветком, как живая.
Ребенок дует на бабочку.
«Медуза»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха, активизация губных
мышц.
Ход игры:
- Посмотрите, сколько щупальцев у медузы. Благодаря им, она плавает в воде.
Подуйте на щупальца медузы, чтобы они плавно шевелились, как в воде.
Дети плавно дуют на щупальца.
- Вот и ваши медузы поплыли.
«Плывут облака»
Цель:
развитие
длительного
направленного
ротового
выдоха,
активизация
губных мышц.
Ход игры:
- Посмотри, какие красивые и пушистые облака на небе. Подул ветер, и
поплыли облака по небу.
Педагог дует на облака.
- Подуй на облака, чтобы они поплыли по небу.
Следить, чтобы выдох был длительным и плавным.
«Кораблик»
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных
мышц.
Ход игры:
- Наш кораблик украсили разноцветными флажками. Подул ветерок и флажки,
стали развиваться на ветру.
Педагог дует на флажки.
- Подуй на свой кораблик, и твои флажки тоже будут развиваться на ветру.
«Китенок»
Цель:
развитие
сильного
ротового
выдоха;
обучение
умению
дуть
через
трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры:
- Плавает в океане китенок, и пускает через дыхательное отверстие фонтан.
Наш китенок тоже умеет пускать фонтан.
Педагог дует в трубочку.
- Посмотри, какой фонтанчик у нашего китенка. Подуй сильно в трубочку и у
твоего китенка появится фонтанчик.
«Веселый лягушонок»
Цель:
развитие
сильного
ротового
выдоха;
обучение
умению
дуть
через
трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры:
-
Сидит
лягушонок
на
берегу
реки.
Летит
мимо
стрекоза.
Высунул
свой
длинный язычок, вот так и поймал стрекозу.
Педагог
сильно
дует
в
трубочку,
чтобы
полностью
раскрылся
язычок
у
лягушонка.
- Подуй в трубочку и твой лягушонок сможет поймать стрекозу.
«Осеннее дерево»
Цель:
развитие
сильного
плавного
ротового
выдоха;
активизация
губных
мышц.
Ход игры:
- Какого цвета листья на осенних деревьях?
- На нашем осеннем дереве желтые листочки. Подул ветерок и зашелестели на
дереве листочки.
Педагог дует на листочки.
- Подул ветер: «У-у-у…»
- Задрожали желтые листочки: «Ф-ф-ф…»
Ребенок повторяет за педагогом.
«Горячий чай»
Цель:
развитие
сильного
плавного
ротового
выдоха;
учить
на
длительном
выдохе, произносить согласный звук С.
Ход игры:
- Ребята, какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С, теплая
или холодная?
Дети: «Холодная!»
- Посмотрите, над нашими чашечками поднимается горячий пар. Давайте
остудим чай, подуем на него и произнесем звук: «С-с-с…»
«Снежинки»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса, от тихого к громкому и
от громкого к тихому.
Ход игры:
- Ребята, вспомните, какую песенку поет вьюга: «У-у-у…» Давайте подуем на
снежинки и споем песенку вьюги.
По
сигналу
«вьюга
начинается»
дети
тихо
гудят:
«У-у-у…»
По
сигналу
«сильная вьюга» дети гудят громко, по сигналу «вьюга затихает» - замолкаю.
«Петушок»
Цель: учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Ход игры:
- Пришли мы с тобой на птицеферму. Идем, а на встречу нам петушок.
Педагог показывает петушка.
- Как он с нами поздоровается?
Ребенок произносит фразу на одном выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»
Благодаря дыхательным тренажерам мои ребята
научились дышать глубже,
делать длинный целенаправленный выдох. Такие дыхательные упражнения
способствуют
формированию
правильного
произношения
и
выработке
четкости речи.
В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его
проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания.
Управляя дыханием, мы управляем всем телом».
Литература:
1.
Белякова
Л.И.,
Гончарова
Н.Н.,
Шишкова
Т.Г.
Методика
развития
речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004.
2.
Новикова
Е.Л.
Здоровьесберегающая
технология
формирования
правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР.// Дошкольная педагогика, №
3, 2010.