Автор: Наумова Лена Савитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО № 193
Населённый пункт: Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль игр в развитии, воспитании и обучении детей
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МАДОУ №193
Наумова Л.С
РОЛЬ ИГР В РАЗВИТИИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Важнейшее место в развитии детей занимают игры. Необходимо, чтобы
игры были разнообразными (как по типу, так и по названию). Во-первых, для
того, чтобы развивать разные стороны личности ребенка, во-вторых, потому,
что
дети
устают
от
однообразия,
что
в
свою
очередь
влечет
за
собой
нежелание очередной раз участвовать в игре. Использовать можно не только
общеизвестные игры, но и давать детям возможность развиваться творчески,
давая им напутствие: «А кто придумает свою игру?» Это же тоже получается
игра: кто придумал больше игр, тот и победитель.
Также нельзя исключать и воспитательную роль игры. Играя, дети
познают мир, учатся общаться, договариваться, регулировать человеческие
отношения.
Со
временем
дети
через
сюжетно-ролевые
игры
начинают
первоначально осознавать, кем бы они хотели стать, когда вырастут.
Участвуя в подвижных играх, дети закаляют характер; развивают силу
воли,
что
в
дальнейшем,
бесспорно,
будет
их
помощником
по
жизни;
ловкость; быстроту реакции; укрепляют свое физическое здоровье.
Играя
в
настольные
игры,
дети
развивают
свои
умственные
способности, учатся думать, размышлять, добиваться поставленной цели:
дойти до конца игры и выиграть!
Любое, даже самое неинтересное и требующее усилий дело, например:
уборка игрушек, приведение в чистоту своего рабочего места, соблюдение
санитарно-гигиенических норм и т.д., можно перевести в полезное русло,
нацелив детей в направлении игры. Устраиваем конкурс «Чистюлька»: «У
кого самые чистые ручки?», «Чей стол самый красивый?», «Чья одежда висит
аккуратнее?» Делимся на две команды. Затеваем игру: «Чья команда быстрее
соберет игрушки на своей половинке?».
И вы увидите, как озарятся дети, и любое занятие, которое им кажется
бесполезным, превратится не только в веселое непринужденное дело, но и в
дальнейшем окажется даже очень полезным. Дети приходят на следующий
день в группу, а воспитатель проводит беседу: «Вчера мы с вами убрали все
игрушки на свои места. Они ночью хорошо поспали в чистоте и порядке, и
теперь вновь готовы с вами играть. Ну что, достаем их? А когда поиграете,
уложите
своих
друзей-игрушек
спать
на
те
же
места,
откуда
их
сейчас
взяли?»
Все, у детей есть мотивация. Все рады увидеть своих друзей-игрушек в
целости и сохранности, и счастливы, что их друзья-игрушки опять готовы с
ними встретиться, что они не обиделись на них, так как их не бросили
вечером, куда попало, а как положено – уложили спать.
Невозможно отрицать то, что у каждого ребенка есть любимая игрушка
и игра. Свои игрушки дети ассоциируют с каким-либо событием в своей
жизни:
подарок
на
день
рождения,
на
Новый
год
и
т.д.;
взаимообмен
игрушками
с
друзьями,
находка
на
детской
площадке,
покупка
понравившейся
игрушки
в
магазине;
с
героями
мультфильмов
или
кинофильмов, на которых они хотели бы быть похожими.
Они
подражают
этим
героям
во
всем:
в
поведении,
в
прическе,
в
одежде,
в
манерах
и
т.д.
Поэтому
главное,
чтобы
эти
герои
были
положительными
и
не
несли
агрессию.
В
связи
с
этим,
родителям
и
воспитателям
надо
быть
предельно
аккуратными
в
выборе
показа
детям
мультфильмов, особенно иностранных. Среди импортных мультфильмов есть
хорошие,
красочные,
добрые.
Но
большинство
из
них
содержат
либо
грубость, либо глупость, либо зло, что в свою очередь формирует агрессию у
подрастающего поколения.
Уважаемые
родители
и
педагоги
детских
учреждений,
внимательно
относитесь к тому, какую игрушку или игру вы даете в руки ребенку, и какое
влияние оказывают они на него.
Играя, дети не только развиваются и воспитываются, но и обучаются
счету (количество, порядковый номер; учатся складывать, отнимать); изучают
буквы (игра в кубики с нарисованными буквами); научаются читать (игра «В
школу»); развивается грамотная речь.
Главная цель воспитателя – грамотно направлять детей в процессе игры
в нужную сторону, приносящую пользу. Также важно, чтобы и родители
понимали, что с детьми нужно играть и заниматься еще и дома. Ведь давно
доказано психологами, что те дети, которые не доиграли в детстве, не могут
вырасти счастливыми и полноценными людьми.