Напоминание

"Формирование УУД младших школьников во внеурочной и урочной деятельности"


Автор: Нагуманова Нурия Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №126
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД младших школьников во внеурочной и урочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование УУД младших школьников во внеурочной и урочной

деятельности
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гете Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В современной школе приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Что в результате приведёт к развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию
системы

универсальных

учебных

действий

(УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Н а ч а в з а н и м а т ь с я н о в о й т е м о й д л я с а м о о б р а з о в а н и я : несформированность универсальных учебных действий, я нашла ответы на многие вопросы. Система универсальных учебных действий прописана во
ФГОС второго поколения для начальной школы. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работать над данной темой. Работу я разделила на этапы: 1.Подготовительный. Провела диагностику сформированности УУД обучающихся. Как известно, УУД делятся на 4 группы: регулятивные, лично стные, познавательные и коммуникативные. Для определения у р о в н я сформированности УУД каждой группы использовала различные методики, их можно взять из опыта работы коллег в методических изданиях и в Интернете. 2.Теоретический. Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой. На основании результатов диагностики я составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности. 3. Практический. Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы.
Личностные

действия
позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Для формирования личностных УУД – использую задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Регулятивные

действия
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Для формирования регулятивных УУД – подбираю задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Познавательные действия
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. К познавательным УУД относятся умения: осознавать
познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Для формирования познавательных УУД – подбираю задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Коммуникативные

действия
обеспечивают возможно сти сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаю задания для работы в паре, группе. Так как одним из эффективных методов формирования УУД, является п р о е кт н о е о бу ч е н и е , кото р о е п р ед п ол а га е т в ы с о ку ю с т е п е н ь самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, главной педагогической задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Работу в группах я начала с выработки основных правил, в обсуждении которых активное участие принимали все учащиеся:  Думать самому…  Высказывать свое мнение…  Выслушивать соседа…  Не критиковать, а предлагать  Уважать мнение каждого участника
 Приходим к общему мнению…  Терпимость, дружелюбие:  Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Совместное, групповое выполнение заданий: разбор слов и л и предложений на уроках русского языка, решение математических задач и т. п. -
привлекает

детей

тем,

что

разрешаются

и

даже

поощряются

их

коммуникативные

действия:
дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». В процессе выполнения подобных заданий, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково- символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Часто предлагаю ученикам парные задания, где универсальным
учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. На уроках русского языка, с целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю
правила

проверки

текста
, определяющий алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. На уроках литературы формируется и совершенствуется значительная часть логических познавательных УУД. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика. На уроках окружающего мира развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме ( и л л ю с т р ат и в н о й , схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно- знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.). Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия
.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия? 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. 5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, об на руж ива я противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. 8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. 10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. 14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Успешное обучение в начальной школе не возможно без сформированности у ребёнка УУД, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся.


В раздел образования