Авторы: Алексеева Ольга Валентиновна, Елисеева Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 муниципального образования Каневской район
Населённый пункт: Станица Каневская
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование карточек- схем в опытно -экспериментальной деятельности с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Использование карточек – схем в опытно-экспериментальной
деятельности
(Слайд 1)
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
(Слайд 2)
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро
стоит проблема организации основного вида детской деятельности в
познании окружающего мира — экспериментирования.
Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка
как и игровая.
Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является
благоприятным условием для развития дошкольников.
(Слайд3)
Экспериментирование — это практическая деятельность,
направленная на активный поиск решений задач, выдвижение
предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение
доступных выводов.
В своей работе с детьми мы используем карточки – схемы.
(Слайд 3)
Цель: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования, установление причинно – следственной зависимости,
умение делать выводы.
Задачи использования карточек схем:
(Слайд 4)
Задачи: расширение знаний об окружающем мире
-развитие у детей представлений о химических свойствах веществ
(растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении,
фильтрация)
-развитие у детей элементарных представлений об основных физических
свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук,
плавучесть.
-развитие элементарных представлений из области естествознания: о
разнообразии видов и составе почвы, песка.
Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение:
Умение читать схематично изображенные действия, планировать свою
работу.
(Слайд 5)
Отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности,
давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и
сообразительность. Осуществлять эксперимент, делать выводы.
В соответствии с поставленной целью и задачами нами были определены
формы организации исследовательской деятельности. Мы подобрали
картотеку в соответствии с каждым возрастом.
Как всем известно, не каждый взрослый, может пользоваться или
«читать» схемы. Для этого с самого раннего возраста совместно с детьми
и с помощью воспитателя выполняется изучение схемы, подбирается
необходимое оборудование для проведения опыта и эксперимента.
(Слайд 7)
Со второй младшей группы детям предлагаются простейшие карты –
схемы, первично рассматриваются со взрослыми, а затем дети могут
самостоятельно выполнить.
(Слайд8)
Со среднего возраста дети могут самостоятельно выполнить опыт под
присмотром воспитателя.
(Слайд 9)
В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется больше
самостоятельности, дети сами берут карту – схему подбирается нужный
материал, и могут провести опыт.
(Слайд 10)