Автор: Беляева Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель подготовительной группы
Учебное заведение: МБДОУ №28 "Колосок"
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольского края
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: "Перспективное планирование по ПДД в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
Российская Федерация, Ставропольский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №28 «Колосок»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ПДД
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
МБДОУ детского сада № 28«Колосок»
на 2017 -2018 учебный год
Воспитатель: Беляева Н.В.
г. Ессентуки
2017 г.
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей
Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество ав-
томобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств.
Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добрать-
ся в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно,
требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой
забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков
сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна
психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях авто-
мобили оглушают людей шумом, заставляя морщиться от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомо-
бильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над
этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Го-
сударственной
автомобильной
инспекции.
Созданы
специальные
научно-
исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, стро-
ятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усо-
вершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – боль-
шого скопления автомобилей, создать максимум удобства транспорту и безопас-
ность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоян-
но наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зави-
сит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность до-
рожно-транспортных
происшествий. Зачастую
даже
незначительные
нарушения
пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах при-
водят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, слу-
чайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди
жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют де-
ти.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом
была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на
100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3
раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с
участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше,
чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.)
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с уча-
стием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма в
Ставропольском крае продолжает оставаться недопустимо высоким. С начала года
в
Ставропольском
крае
зарегистрировано
около
восьмидесяти
дорожно-
транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых четыре
ребенка погибли и свыше ста человек получили ранения различной степени тяже-
сти.
Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Ос-
новными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних
пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сиг-
налам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают
травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах авто-
мобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, тре-
бующих безотлагательного решения задача.
Цель: сохранить
жизнь
и
здоровье
детей,
способствовать
формированию
осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения,
начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки во-
дителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Задачи для воспитателей:
1.
Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с
родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о пра-
вилах дорожного движения.
2.
Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
3.
Укрепить материально-техническую базу для работы по данному на-
правлению.
4.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей дошкольного возраста:
1.
Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице
(виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
2.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запре-
щающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
3.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
4.
Расширять знания о городском транспорте.
5.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
6.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
7.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения
надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и про-
гулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьника-
ми. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому
его надо подготавливать.
Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять,
расширять и углублять представления о правилах дорожного движения,
полученные
в
других
группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта,
работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе со-
трудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии ( слева -
справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на про-
тивоположной стороне, посередине и т. д. ). Дети должны хорошо ориентировать-
ся в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них прави-
лами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны поль-
зоваться только ими,
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безо-
пасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода
дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при
разрешающем жесте регулировщика,
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми,
- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадоч-
ных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями
на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более
усложняется:
собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сде-
лать импровизированный телевизор);
организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим
экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления до-
школьников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды дея-
тельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе
проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений,
по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы
создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространст-
венных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Акти-
визируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – иг-
ровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по
знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения на-
правление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для
этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без ко-
лёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся прави-
ла безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим
индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на
улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду
проходят
выставки:
«Азбука
маленького
пешехода»,
«Здравствуй
пешеход»,
«
Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где
развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании
спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют
различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии
может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и
т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с
группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий ха-
рактер.
Художественная литература.
Тематический словарь для детей дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочи-
на, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеход-
ный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная
дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллей-
бус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина,
грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная маши-
на, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь,
машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, при-
цеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный
переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка
троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движе-
ние, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС,
объезд.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПДД МБДОУ детского сада № 28
«Колосок» на 2017-2018 учебный год
№
Мероприятия
Сроки
Ответствен-
ные
Укрепление материально-технической базы
1.
Пополнить оборудование, игрушки и игры
по ПДД, приобрести плакаты, детскую лите-
ратуру.
Сентябрь –
ноябрь 2017г
Заведующий
Ст.воспитат.
2
Изготовить новые дорожные знаки и фор-
мы работников ГИБДД
Сентябрь –
ноябрь 2017г
Ст.воспитат.
Воспитате-
ли
Работа с кадрами
1
Участие в конкурсе «Зеленый огонек»
Сентябрь
2018г
Ст.воспитат.
2
Смотр-конкурс уголков по ПДД
Сентябрь
2017г
Ст.воспитат.
3
Консультация «Организация игр – тренин-
гов по безопасности и ПДД»
Октябрь
2017г
Крисько С.В.
4
Открытый просмотр НООД «Юные знатоки
дорожного движения»
Январь
2018г
Вос-
пит.подгото
в.гр.
5
Консультация «Организация эксперимен-
тальной работы по обучению детей безопас-
ному поведению на улице»
Апрель
2018г
Ст
воспитатель
6
Консультация «Закрепляем правила пожар-
ной безопасности в играх»
Март 2018г
Работа с детьми
1
Провести досуг для младших групп «Жел-
тый, красный, зеленый»
Февраль -
18г.
воспит.
млад.и
сред.гр.
2
Провести досуг для старших групп «При-
ключения в сказочном городе»
Март-18г.
вос-
пит.старшей
гр.
3
Выставка детского творчества «Дорожная
азбука»
Апрель -18г.
воспитатели
подготови-
тельных гр.
4
Экскурсии и целевые прогулки по улицам и
тротуарам города (заочно)
В течение
года – 1р в
неделю
Воспитате-
ли подгото-
вительных
гр.
Работа с родителями
1
КВН «Правила дорожные знать каждому по-
Декабрь-17г.
Воспит.
ложено» в старшей группе
2
Собрание «Воспитывайте дисциплиниро-
ванных пешеходов» в ср.гр.
Март 2018
Воспитате-
ли ср.гр.
3
Собрание «Ребенок и дорога» в подг. гр.
Апрель 18г.
Воспит.
3
Консультация «Правила безопасности знай и
уважай»
Ноябрь 17г.
Воспит.
4
Анкетирование родителей «Я и мой ребенок
на улицах города»
Сентябрь,
Апрель
Восп.подгот
. гр.
5
Оформление информационно-
просветительского материала «Школа безо-
пасности» в родительских уголках
1 раз в квар-
тал
Восп.подгот
. гр.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ПДД
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Формы работы с
детьми и родите-
лями
Содержание знаний
СЕНТЯБРЬ
Занятия
Рисование. Тема: «Улица».
Цели: закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего
мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы,
светофор, знаки
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка к перекрестку: показать работу пешеходного и транс-
портного светофоров.
Беседа
«Два светофора»: уточнить представления о назначении разных светофоров
на пешеходном переходе.
«Железнодорожный транспорт и его опасность»: закрепить представления
о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около
железнодорожной дороги.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Разложи по группам»: закрепить умение дифференцировать запрещающие,
предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса.
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: грузовые и легковые машины едут по улице, пешеходы идут по
тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пе-
шеходы обращают внимание на светофор для пешеходов.
Игровые ситуации
«Расставь знаки»: (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг,
дорожный знак»): упражнять в правильном расположении знаков на улице
Двигательная дея-
тельность
Игра в футбол: закреплять знание о том, что играть можно только в специ-
ально отведенном месте.
Езда на велосипеде с поворотами, змейкой, через ворота
Чтение
С. Михалков. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица»
Другие формы ра-
боты с детьми
Изготовление пешеходного светофора из бросового материала
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора (для
транспорта и для пешеходов), уточните их назначение.
Закрепляйте с детьми правила перехода проезжей части: по прямой
линии со спокойным шагом (см. Приложение 1).
Отправляя гулять ребенка на улицу, уточните с ним место игры.
Доведите до сознания ребенка, что нельзя играть на проезжей части.
Выезжая с ребенком за город, учите его ходить по краю обочины, на-
встречу транспорту
ОКТЯБРЬ
Занятия
Конструирование. Тема: «Транспорт».
Цели: совершенствовать умение создавать постройки, используя разные гео-
метрические фигуры; закрепить знание видов транспорта, уточнить представ-
ление о том, как знаки «говорят» с водителями.
Ознакомление с окружающим. Тема: «Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Цели: познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, вос-
питывать уважение к их работе.
Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток),
случаях ДТП в районе
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при
ходьбе по тротуару: на узком месте пропустить девочку, пожилого человека.
Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», по-
жарная машина): при включенном сигнале (мигалка, звук) движение пешехо-
дов запрещено.
Беседа
«Кто регулирует движение транспорта»: закрепить знание о сигналах све-
тофора, уточнить представление о труде работников дорожно-патрульной
службы, которые регулируют движение транспорта и пешеходов
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Автотрасса», лото «Осторожность»: закреплять знания о правилах дорож-
ного движения и дорожных знаках
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах,
проверяют документы у водителей, следят за соблюдением правил дорожного
движения, иногда сами регулируют движение при помощи жезла
Игровые ситуации
«Кому и что говорят сигналы»: закрепить знания сигналов регулировщика
Чтение
Я.Пишумов. «Говорящая машина», Н.Носов. «Милиционер»
Другие формы ра-
боты с детьми
Диафильм «Замечательный подарок»
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо про-
сматриваются обе стороны дороги в радиусе 200 метров.
Объясните ребенку, что если он упал при езде на велосипеде, то следу-
ет обратиться за помощью к взрослому.
Учите ребенка правилам оказания первой помощи себе и окружаю-
щим, соблюдая правила санитарии и гигиены
НОЯБРЬ
Занятия
Развитие речи. Тема: Составление рассказов по опорным словам (дорога,
пешеход, знак, машина).
Цель: учить составлять творческий рассказ на основе личного опыта
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят
проезжую часть.
Наблюдение за ремонтными работами: дать представление о работе ремонт-
ной службы, познакомить со знаком «Дорожные работы»
Беседа
«Опасные предметы на дороге» дать представление о том, что нельзя бро-
сать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешехо-
дов.
Рассматривание и анализ типичных ошибок на иллюстрациях.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пеше-
ходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по
иллюстрациям.
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»:
за
движением
транспорта,
пешеходов
наблюдает
сотрудник
ГИБДД. Нарушителей дорожного движения штрафует, отправляет учиться в
«Школу Светофора».
Игровые ситуации
«Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы» закреп-
лять правила перехода через проезжую часть
Чтение
Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»,
С.Михалков «Скверная история»,
А.Северный «Светофор»
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
При поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устой-
чивое положение (ноги слегка расставить, правой рукой держаться за
поручень).
Познакомьте детей с указателем «Аварийный выход»
ДЕКАБРЬ
Занятия
Развитие речи. Тема: «Составление рассказов по серии картинок «Авто-
бус».
Цели: учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять
по ним связный, последовательный рассказ, закреплять знания о поведении в
автобусе.
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажи-
ров, уточнить номера транспорта, проходящего вблизи дома и детского сада
Беседа
«Ежели вы вежливы»: закрепить знание о необходимости помогать пожи-
лым, уступать место в транспорте.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Как львенок оказался в больнице»: совершенствовать умение расклады-
вать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним
связный рассказ.
«Ладошки»: закрепить знания культуры поведения во дворе, на тротуаре, ос-
тановке, в транспорте, при переходе через дорогу, использовать цветовые
обозначения (красные, зеленые ладошки).
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщи-
ка, который регулирует движение, используя положение корпуса и жезл
Игровые ситуации
«Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу»: учить составлять
рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги (пере-
крестки, повороты) и дорожные знаки.
Другие формы ра-
боты с детьми
Диафильм «Уроки за рулем».
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Не разрешайте кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на
проезжую часть двора или улицы
ЯНВАРЬ
Занятия
Рисование. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице».
Цель:
побуждать
отражать
впечатления
в
рисунке
(улица,
разные
дома,
транспорт, переход, знаки).
Развитие речи. Тема: Придумывание конца рассказа «Как мы переходим
через улицу».
Цели: закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать при-
думывать разные способы перехода проезжей части улицы (знак, «зебра»,
светофор), способствовать закреплению алгоритма действий при переходе
через улицу.
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка на санках за пределы участка: учить правильно перено-
сить санки, уточнить место безопасного катания на них, чтобы спуск не вы-
ходил на проезжую часть улицы или двора.
Беседа
«Полезные знаки»: дать представление о том, что нельзя повреждать дорож-
ные знаки, это может привести к несчастным случаям.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Составь рассказ про знак»: учить составлять короткие рассказы о дорож-
ных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник
ДПС проверяет удостоверения у водителей и пешеходов
Игровые ситуации
«Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей»: уточнить знание места
для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы.
Чтение
В.Семернин. « Запрещается – разрешается».
Другие формы ра-
боты с детьми
Изготовление удостоверений пешеходов.
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой вы-
ходит на проезжую часть двора, улицы.
Покажите безопасные места для катания.
ФЕВРАЛЬ
Занятия
Развитие речи. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил до-
рожного движения – «В городе светофорных наук».
Цели: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их
последствия, закрепить знания о правилах дорожного движения и поведении
на улицах города.
Рисование по замыслу. Тема: «Дорожное движение».
Цели: закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать
особенности дорожной обстановки.
Аппликация. Тема: «Наш город».
Цели: побуждать вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя
различные технические приемы, создавать сюжетную композицию, дополняя
работу прорисовыванием деталей.
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка к автобусной остановке: наблюдать за переходом проез-
жей части пешеходами после выхода из транспорта, уточнить правило: спе-
реди и сзади обходить транспорт нельзя
Беседа
«Как ходить по улице»
«Играем в хоккей»: уточнить, как и где можно играть в хоккей.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Дорожная грамота»: закрепить знания дорожных знаков, умения состав-
лять изображение из 8-10 частей
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: объединить с играми «Школа», «Библиотека» и др.
Чтение
И.Лешкевич. «Азбука безопасности», Я.Аким. «Улица»
Другие формы ра-
боты с детьми
Аудиозапись «Приключения в городе поющих светофоров»
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Отправляя ребенка гулять, уточните место для игры.
Доведите до сознания ребенка, что нельзя играть в снежки на проез-
жей части или около нее
МАРТ
Занятия
Конструирование. Тема: «Светофор».
Цели: учить делать игрушку из бросового материала (бумаги, катушки, ко-
робки), дополнять работу прорисовыванием деталей.
Ознакомление с окружающим. Тема: «Примерный пешеход».
Цель: закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице.
Конструирование. Тема: «Дорожные знаки».
Цели: побуждать выбирать материал для изготовления знаков, объяснять свой
выбор и значение знака
Целевые прогулки,
наблюдения
Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, познакомить со зна-
ком «Дети».
Беседа
«Знаки в треугольнике»: дать знания о назначении предупреждающих до-
рожных знаков.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Три письма» (настольно – печатная игра): выявить умение ориентироваться
в окружающем пространстве.
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки
«Дети», «Пункт питания», «Больница» и др.
Игровые ситуации
«Вежливые дети»: ходьба по тротуару, придерживаясь правой стороны, на
узком месте пропустить вперед девочку.
Другие формы ра-
боты с детьми
Диафильм «По улице, по мостовой».
Работа с родителя-
ми
Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожно-
го движения»
Рекомендации для родителей:
Учите детей элементарным правилам вежливости: пропускать вперед
пожилых, девочек, малышей.
Покажите детям безопасный путь в школу, магазин, к почтовому ящи-
ку, упражняйте детей в движении по этим маршрутам
АПРЕЛЬ
Занятия
Развитие речи. Тема: Составление рассказов «Мой путь от дома до шко-
лы».
Цель: учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до шко-
лы, используя схему маршрута.
Рисование. Тема: «Опасности вокруг нас».
Цели: побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях, изображать
опасные ситуации на улице.
Целевые прогулки,
наблюдения
Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов: познако-
мить со знаком «Пешеходная дорожка».
Беседа
«Примерный пассажир»: закрепить правила поведения в транспорте, уме-
ние принимать устойчивое положение, держаться правой рукой за поручень,
ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать по-
жилых людей и т.д.
Дидактические иг-
ры и упражнения
«Люди на дорожных знаках»: закрепить знания о дорожных знаках с изо-
бражением людей («Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы»,
«Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка»).
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: способствовать объединению различных игр в единый сюжет.
Чтение
Я.Пишумов. «Самый лучший переход»
Другие формы ра-
боты с детьми
КВН по правилам безопасности движения
Работа с родителя-
ми
Рекомендации для родителей:
Учите уступать место пожилым, женщинам и девочкам в обществен-
ном транспорте.
Пройдите с детьми от дома до школы и выберите безопасный путь.
Помогите нарисовать план дороги в школу.
Закрепите с детьми правила поведения в местах отдыха, за городом
МАЙ
Занятия
Конструирование. Тема: «Улица».
Цели: закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию кол-
лективной композиции, передающей вид близлежащей улицы.
Развитие речи. Тема: Составление рассказов по набору игрушек: маши-
на, кукла с перевязанной рукой, мяч.
Цель: учить составлять связный, последовательный рассказ по плану, пред-
ложенному воспитателем.
Целевые прогулки,
наблюдения
Наблюдение перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки: уточ-
нить правила безопасности.
Беседа
«Кого мы называем примерным пешеходом»: закреплять правила пере-
движения пешеходов по улицам.
Дидактические иг-
«Найди отличие»: учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» (1.22 и
ры и упражнения
5.19).
Сюжетно – ролевые
игры
«Улица»: закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на
велосипеде и самокате.
Чтение, заучивание
Н. Кончаловская. Самокат.
Другие формы ра-
боты с детьми
Целевая прогулка по улице: упражнять в практическом применении знаний
правил поведения при ходьбе по обочине и переходе проезжей части улицы.
Развлечение «На лесном перекрестке».
Работа с родителя-
ми
Родительское собрание: «Безопасность детей на дорогах».
Рекомендации для родителей:
Учите детей переходить проезжую часть там, где она хорошо просмат-
ривается в обе стороны.
Расскажите о сигналах, которые подает велосипедист при повороте.
Если вы купили ребенку велосипед, покажите ему, как с ним обра-
щаться.
Объясните, где можно кататься, определите наиболее безопасное ме-
сто для катания.
Объясните, как показывать направление движения на велосипеде.
При езде на велосипеде учите ребенка сбавлять скорость, объезжая
маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей.
Запрещайте возить пассажиров на велосипеде без сиденья
Требования к уровню подготовки воспитанников
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
не играть на дороге или около проезжей части;
переходить улицу только по пешеходному переходу;
при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – на-
право;
знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов
и водителей.
Ребенок должен уметь:
с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избе-
гать на улице;
различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятель-
ности человека;
называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя си-
туацию, в которой применяется данный знак;
отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопас-
ности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
о работе милиционера – регулировщика;
о работе водителя;
о том, как водители заботятся об автомобиле;
об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
1.
Иллюстративно-наглядный материал.
2.
Целевые прогулки.
3.
Экскурсии.
4.
Игры на «макетах улиц».
5.
Настольно-печатные игры.
6.
Сюжетно-ролевые игры.
7.
Детская художественная литература.
8.
Видеофильмы, диафильмы, слайды.
Список литературы:
1.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице:
Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
2.
Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей»,
2009.
3.
Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы:
Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
4.
Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей
дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
5.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипто-
рий 2003», 2009.
6.
Ключанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. Методическое пособие по
правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы:
Ростов-на –Дону, 2004.
7.
Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода / Г.П.Шалаева.- М.:Филол.о-во
СЛОВО, Эксмо, 2008.-176с.
8.
Всероссийская газета. Добрая дорога детства.