Автор: Землякова Тамара Николаевна
Должность: учитель и педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СОШ № 41
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий, посвященный Дню Победы "ПОДВИГ НАРОДА ПАМЯТЬ ХРАНИТ."
Раздел: дополнительное образование
СЦЕНАРИЙ К празднику ДНЮ ПОБЕДЫ «ПОДВИГ НАРОДА ПАМЯТЬ ХРАНИТ .»
Звучит музыка, идут кадры из военных кинофильмов. На фоне кадров выходит вокальная
группа. Звучит песня.
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Ведущий 1. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью
народа. Многочисленные трудности перенесли жители нашей страны. Мир ужаснулся
небывалой трагедии и не скрывал восхищения героями, отстоявшими страну в самых
тяжелых условиях. Казалось, что вся страна лишилась света, воды, топлива, хлеба,
опустилась кромешная мгла и что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло
убить волю советского народа.
Ведущий 2. День 22 июня 1941 г. памятен нам как один из самых трагических дней в
истории страны. В этот день фашистская Германия, без объявления войны, напала на
СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
Ведущий 3..Страна дышала в мирном изобилии, в сверканье жизни, песен и труда.
(мелодия вальса………………………
.. .В то утро ранее враги бомбили Советские порты и города...
Звучит один куплет песни «Вставай страна огромная»
Солдат:
На закате горят города,
Задыхаются дымными снами.
Эшелоны уходят туда,
Эшелоны набитые нами. Там
трещит за редутом редут,
Там сломался рубеж обороны.
Эшелоны идут и идут,
Днем и ночью идут эшелоны.
-инсценировка песни Б.Акуджавы «Ах война, что ты подлая сделала».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
На фоне песни идут солдаты различных родов войск, а так же простые рабочие.
Ведущий 1. По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три
месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, пушки, заводы и
рабочую силу покоренной Европы. Враг был жесток и силен.
Ведущий 2. В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков,
самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к
перевооружению нашей армии и флота. По этим причинам советские войска несли
огромные, неоправданные потери.
Ведущий 3. Но у советских солдат была отвага, стойкость и мужество. Солдаты шли на
смертный бой, сражались, не жалея жизни. Многие уходили на фронт прямо со школьной
скамьи. Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в
телефонисты, кого в разведчики.
Ведущий 1На фронте солдаты и офицеры служили в различных войсках: пехотинцы,
танкисты, артиллеристы, летчики, моряки….
Простой солдат-пехотинец играл в бою важную роль. Ведь не зря пехоту называли –
«царица полей».
Ведущий 2. Кровью закат окрашен,
Молча идет без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Ноги твои босые,
Кровь посреди дорог.
Труден твой путь, Россия,
С Запада на Восток.
(Звучит отрывок песни «Эх, дороги», сл. Л. Ошанин, муз.А. Новиков, на экране слайд-шоу
с изображением различного оружия пехотинцев).
Ведущий 3..Но весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли
в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым
лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.
Ведущий1. Большое значение имела в бою артиллерия, которую фронтовики называли
«богом войны»..
Ведущий2. Бои в годы войны шли не только на суше, но и на воде. И тогда удар на себя
принимали военные моряки
Ведущий 3..К началу Великой Отечественной войны был создан Военно–Морской Флот,
способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с
сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны
побережья и срыва морских перевозок.
Ведущий1. Северный флот, содействуя 14-й армии, оборонявшейся на мурманском
направлении, в немалой степени помог ей сорвать наступление немецко-фашистской армии
"Норвегия"
.Ведущий2. Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы
румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную
группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем
наступлении на юге в 1942 г..
Ведущий 3..Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху
оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе. Черноморский флот в
начале второго периода войны участвовал в наступательной операции, высадив морской
десант в районах Южной Озерейки и Станички.
Ведущий1. Крупную стратегическую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот в
обороне Ленинграда. За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых
кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн тонн, в том числе 2
линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных
лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС
флота произвели более 158 тысяч самолёто-вылетов.
Ведущий2. Самоотверженно сражались моряки в годы войны, и Родина воздала им по
заслугам. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными,
орденоносными, многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов.
Звучит песня «Прощайте, скалистые горы», («Прощай, любимый город»)
На одной стороне сцены появляется связист, а с другой два летчика. Один из них в
наушниках.
Связист (связист, на голове наушники, в руках – микрофон или телефон)
Не танк ведём мы в бой за Родину,
Лишь чёрный шнур потянем мы вперёд.
И в гимнастёрке рыжей дырочку для ордена
Связисту вражеская пуля провернёт..
Сгоревший лес чернеет ветками.
Чадит во мгле ,грохочет лишь война.
А в трубке, в трубке слышим мы отчетливо
Одни и те же, громкие слова.
Алло, Юпитер? Я – Алмаз, Почти совсем не слышу вас,.
Алло, Юпитер? Я – Алмаз,, передаю для вас приказ
(Запись морзянки –передача координат)
1-й лётчик.
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.
2-й лётчик.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдёт от нас.
Летчики рассматривают карту, что-то отмечают(хлопают друг по плечу и уходят)
Один куплет песни «Пора в путь дорогу».
.Ведущий 3..конечно же ни одно важное сражение не обходилось без помощи с воздуха,
которую оказывали наши доблестные летчики.
Затем звучит песня « Огромное небо» и идет под нее танец.( На экране слад неба).
Ведущий1.Добрая слава у храбрых российских солдат. Четыре года шла Великая
Отечественная война. Одни солдаты дрались с врагом на земле, другие били фашистов в
воздухе. На морях и реках, в степях и лесах побеждали врага наши войска.
Ведущий2. И в каждую трудную минуту солдатам помогала песня:
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Так сказал поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач
«Тучи в голубом»
Ведущий 3.. Песня военных лет. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с
первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного
ее окончания.
Ведущий 1. .. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их
веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых.
Песня помогала переносить голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и
победить.
Звучит песня ……Катюша…………………………………………………
Ведущий2. (На фоне слайдов- танкистов ) В годы Второй мировой войны, бронетанковые
войска, как показал опыт их боевого применения, играли решающую роль в сражениях,
выполняя широкий круг задач во всех видах боя как самостоятельно, так и вместе с дру-
гими родами войск.
Ведущий 3.. Они росли как количественно, так и качественно, по праву став главной
ударной силой армий различных государств. За время Второй мировой войны в сражениях с
обеих сторон приняли участие около 350 000 бронированных боевых машин: танков,
самоходных артиллерийских установок (САУ), бронеавтомобилей (БА) и
бронетранспортеров (БТР).
Танкист Везде, как будто вездеход,на гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди, опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней ,и сможет встретить бой!
Пусть знают фашисты, кто с нами знаком,
Танкисты не любят шутить с огоньком.
От наших орудий, от пуль и огня,
Врага не спасет стальная броня.
/А. Фатьянов/
..(девушка-)
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 1.. Отважные женщины участвовали во многих жестоких боях на земле и в
воздухе.
Ведущий 2 Летчицы на легких самолетах-бомбардировщиках сбрасывали бомбы на
вражеские позиции. Они бомбили немецкие аэродромы, железнодорожные станции,
склады боеприпасов. Немцы прозвали этих бесстрашных русских женщин «ночными
ведьмами», ведь летали они по ночам, когда в темноте врагам труднее было их заметить и
сбить.
Ведущий 3. Женщины во время Великой Отечественной войны освоили также нелегкую
профессию снайпера. Девушки-снайперы сражались стойко и мужественно наравне с
мужчинами, меткими выстрелами уничтожали вражеских солдат».
Чтец. Война и женщина – слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.
Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.
Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.
Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.
Ведущий 1. Известный советский историк проф. Н.Н.Яковлев писал, что «ни одна армия в
мире не имела столь высокого процента бойцов, возвращавшихся в строй по излечении от
ран». Эти слова - дань уважения советским медикам.
Ведущий2. Перед медицинскими работниками госпиталей стояли очень важные задачи:..
Надо отметить, что врачи, медицинские сестры, санитарки проявляли подлинный героизм в
борьбе за восстановление здоровья воинов.
Ведущий3. Более 700тысяч врачей, медсестер, других медицинских работников спасали
раненых и восстанавливали их здоровье, что позволило вернуть в строй более 17 млн.
бойцов.
Ведущий 1. Рабочий день врачей и медсестёр медсанбатов и фронтовых госпиталей
нередко длился несколько суток. Бессонные ночи медицинские работники неотступно
стояли возле операционных столов, а кто-то из них вытаскивал на своей спине поля боя
убитых и раненых.
(Звучит мелодия и на сцену вносят на носилках раненого солдата и идет операция, затем
его уносят . А на сцену выходят раненые и медсестры………………………………………
Зв. Песня «школьный вальс» После песни раненые расходятся……………………………
Чтец (раненый) Глаза открыв – передо мной лицо,
Оно глядело на меня смешно…
Я застонал и тихо прошептал:
«Прости, родная, город немцам сдал…».
Она тихонько тронула меня,
И мне сказала тёплые слова:
«Поспи, родной мой, всё ещё вернёшь,
Поправишься, и снова в бой пойдёшь».
Ведущий:2. А пока наша армия вела бои на фронтах, оставшиеся в тылу тоже не сидели
без дела. Они изготавливали оружие (автоматы, винтовки); технику (танки, пушки,
самолеты); боеприпасы (патроны, бомбы, гранаты); шили одежду. И, самое главное – они
ждали своих солдат с победой, поддерживали их дух добрыми письмами.
Ведущий:3. Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют.
А в доме том солдата ждут.
/А.И. Фатьянов/»Темная ночь.»
Ведущий1. На священную войну, на подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к
мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано
повзрослевших детей.
Ведущий:2. В письмах неизменно стояли рядом два слова: «Мама, Родина». Мать не просто
провожала на войну – она провожала своих сыновей на подвиги.
Солдат. (в воен.форме) Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Звучит один куплет песни «Баллада о матери»
Ведущий:3. Сквозь пот и кровь, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шёл, Россия, твой солдат.
Ведущий1. И не сломила, сердце не сгубила
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана.
Ведущий 2. От Бреста до Москвы -1000 км, от Москвы до Берлина - 1600, если считать по
прямой, - это 2600 км. Это 7,5 тыс. убитых на 1км - 15 человек на каждые 2 м земли...
Ведущий 3.. А сколько было убито детей?!..
А замученных в концлагерях?!..
Сколько было раненых, сколько молодых парней осталось инвалидами?!..
Сколько осталось после войны вдов и сирот?!..
Тысячи героев оставили о себе память потомкам. Их имена навечно сохранит наша
история.
Ведущий 1.В этот день мы не можем не вспомнить всех тех, кто остался в списках на
мемориальных досках, тех, кто ушел на фронт и не вернулся, кто воевал, видел воочию
смерть, кто подвигом своим приближал победу.
Ведущий 2. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата.
Почтим память всех павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше
Отечество минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Песня «Журавли»
Ведущий 3.. Тебе благодарны мы, павший солдат:
Отец или дед, сестренка иль брат!
Ты Родину сердцем закрыл от врага,
И слава за подвиг пройдёт сквозь года!
Ведущий 1. Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы
черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов,
которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.
Ведущий 2. Мир и дружба всем нужны!
Мир важней всего на свете!
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Ведущий 3.. Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят!
Нужен мир на всей планете!
Общая песня ……………День Победы…………………………………………….
.
.