Автор: Бурка Татьяна Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ"Гимназия №1 г.Нерюнгри им.С.С. Каримовой"
Населённый пункт: г.Нерюнгри Республика СахаЯкутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации по составлению пакета диагностического инструментария при проведении психологического мониторинга сформированности УУД"
Раздел: среднее образование
Рекомендации по составлению пакета диагностического инструментария
при проведении психологического мониторинга сформированности УУД
(педагог-психолог высшей категории Бурка Т.В.)
Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения
школьников
в
учебно-воспитательном
процессе.
Сама
идея
сопровождения,
как
воплощение
гуманистического
и
личностно-
ориентированного подходов, связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса, в рамках
учебной и внеурочной деятельности.
В условиях внедрения ФГОС
одним из наиболее эффективных
способов отслеживания динамики сформированности у учащихся
универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является психологический мониторинг.
Задачи психологического мониторинга:
1.
Отслеживание динамики развития индивидуально - психологических свойств личности, формирующихся в результате участия
во внеурочной деятельности.
2.
получение максимально полной психологической информации, характеризующей внеурочную деятельность;
3.
предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
4.
структурирование системы психолого-педагогических мероприятий.
Методический комплекс «Типовые задачи для оценки сформированности
универсальных учебных действий»
А.Г.Асмолова,
для
предшкольного и начального общего образования по заявлению авторов ФГОС, «нуждается в широкой апробации и соответствующей
доработке - как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий.
При измерении метапредметных компетенций и личностных качеств во внеурочной деятельности возникла необходимость в дополнении
данного комплекса диагностическим инструментарием.
Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, УУД во внеурочной деятельности
мы стремились создать батарею тестов, отвечающую всем требованиям ФГОС, деятельности гимназии и отражающую результативность
внеурочной деятельности в начальной, в основной школе, по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень
достижения
обучающимися
таких
результатов,
как
сформированность
коммуникативных
и
исследовательских
компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное
изменение
в
личностном
развитии,
усвоении
гражданских
и
нравственных
норм,
духовной
культуры,
гуманистического отношения к окружающему миру (уровень воспитанности).
Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче:
1 этап - подготовительный. Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач
мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы;
2 этап - полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор информации по всей выборке;
3 этап - обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание
аналитической справки по результатам мониторинга;
4 этап - составление рекомендаций.
Исследования могут проходить во внеурочное время, частота исследования - два раза в год (первичная диагностика - сентябрь-октябрь,
динамика развития –апрель май).
Объекты психологического мониторинга во внеурочной деятельности :
личностные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия,
познавательные универсальные учебные действия.
Сводная таблица диагностических методик по ступеням образования.
УУД
Компоненты
Ступени образования
Начальная школа
5-7 классы
8-11 классы
Личностные
Самоопределение
М е т о д и к а
в ы я в л е н и я
х а р а к т е р а
а т р и б у ц и и
(Г.Цукерманн)
- Методика «КТО Я?» (Кун)
«Эмоциональный
уровень
самооценки» (А.В.Захарова
)
Методика
«Определение
у р о в н я
с а м о о ц е н к и »
(автор
М.К.
Тутушкина
модификация
опросника
Будасси)
«Исследование
самооценки»
(Дембо-
Рубинштейн)
«Тип личности» (Д. Голланд)
Опросник СЛК (А.М.Эткинд)
Профиль (А.Е. Голомштока)
Смыслообразован
ие
«Мотивационные
предпочтения» (Н.
Ильин)
Ш к а л а
в ы р а ж е н н о с т и
познавательного
интере с а
(В.Осницкий)
Диагностика
учебной
мотивации
школьников
(автор
М.В.Матюхина,
модификация
Н.Ц.Бадмаевой)
ТМД (А.Мехрабиан)
Тест креативности (Торренс)
Нравственно-
этическая
ориентация
У р о в е н ь
м о р а л ь н о й
децентрации (Пиаже)
Анкета
«Оцени
поступок»
(Э.Туриэль)
Методика
сформированности
нравственно-этической
ориентации (разработана
Лабораторией воспитания
нравственно-этической
культуры ГосНИИ семьи и
воспитания РАО)
Методика ценностных ориентаций
(М.
Рокич)
Методика
«Свободный
в ы б о р » (Л.В.
Байбородова)
Коммуникати
вные
Взаимодействие
«Потребность
в
общении»
(Н.Платонова)
«Кто прав?» (Цукерманн)
«Ваза с яблоками» (Пиаже)
Социометрия (Р.В. Овчарова)
Методика диагностики
общей
коммуникативной
толерантности
(автор В.В.Бойко)
Д и а г н о с т и к а
к о м м у н и к а т и в н о й
толерантности (В.В.Бойко)
Кооперация
«Рукавички» (Цукерманн)
« С о в м е с т н . с о р т и р о в к а »
(Бурменская)
Методика «Направленность
личности на себя, на
коллектив, на задачу»
(авторы: Е.Н. Прошицкая ,
С.С. Гриншпун)
Тест
по
выявлению
организаторских
способностей. (Е.Н. Прошицкая)
Интериоризация
« У з о р
п о д
д и к т о в к у »
(Цукерманн)
«Дорога к дому» (Цукерманн)
Методика выявления уровня
интериоризации
продуктивности
ассоциаций (автор
Г.Эббингауз)
М е т о д и к а
в ы я в л е н и я
у р о в н я
и н т е р и о р и з а ц и и
п р о д у к т и в н о с т и
ассоциаций (Г.Эббингауз)(модификация)
Регулятивные
целеполагание
В ы к л а д ы ва н и е
у з о р а
и з
кубиков (П.Гальперин)
«Домик»
(модификация
А.Ануфриева)
ГИТ
(автор
Дж.
Вана
адаптация
А к и м о во й
М.К.,
Козловой
В . Т. )
задание №2
«Древо целей» (А.И. Пригожин)
Контроль
деятельности
П р о б а
н а
в н и м а н и е
(П.Гальперин)
« Р и с о в а н и е
п о
т о ч к а м »
(А.Ануфриев)
Оценка продуктивной
деятельности. (Э.Крепелин
)
М е т о д и к а
и с с л е д о в а н и я
в о л е в о й
организации личности. (Г.Гуткин)
Оценка
деятельности
Тест Тулуз-Пьерона
Методика «Диктант» (Л.А. Венгера
и Л.И. Цеханской)
Оценка
продуктивной
деятельно сти.
(Э.Крепелин)
Познавательн
ые
Общеучебные
Прогре ссивные
м ат р и ц ы
(Дж.Равена)
«Зрительно-моторный
гештальт-тест» (Л.Бендер)
Кодирование (Векслер)
«
Зрительно-моторный
гештальт-тест» (Л.Бендер)
Методика
«Кодирование»
(Векслер)(модификация)
ГИТ (автор Дж.
Вана
адаптация Акимовой М.К.,
Козловой В.Т.)
ШТУР
Логические
По строение
ч и с л о в о го
эквивалента (Ж. Пиаже)
Приёмы
решения
задач (А.Л.
Лурия)
П о с т а н ов ка
и
решение
проблемы
Нахождение
схем
к
задачам
(Рябинкина)
Поисковое
п л а н и р о ва н и е
(А.Зака)