Напоминание

"Рекомендации по составлению пакета диагностического инструментария при проведении психологического мониторинга сформированности УУД"


Автор: Бурка Татьяна Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ"Гимназия №1 г.Нерюнгри им.С.С. Каримовой"
Населённый пункт: г.Нерюнгри Республика СахаЯкутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рекомендации по составлению пакета диагностического инструментария при проведении психологического мониторинга сформированности УУД"
Раздел: среднее образование





Назад




Рекомендации по составлению пакета диагностического инструментария

при проведении психологического мониторинга сформированности УУД

(педагог-психолог высшей категории Бурка Т.В.)

Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения

школьников

в

учебно-воспитательном

процессе.

Сама

идея

сопровождения,

как

воплощение

гуманистического

и

личностно-

ориентированного подходов, связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса, в рамках

учебной и внеурочной деятельности.

В условиях внедрения ФГОС

одним из наиболее эффективных

способов отслеживания динамики сформированности у учащихся

универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является психологический мониторинг.

Задачи психологического мониторинга:

1.

Отслеживание динамики развития индивидуально - психологических свойств личности, формирующихся в результате участия

во внеурочной деятельности.

2.

получение максимально полной психологической информации, характеризующей внеурочную деятельность;

3.

предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

4.

структурирование системы психолого-педагогических мероприятий.

Методический комплекс «Типовые задачи для оценки сформированности

универсальных учебных действий»

А.Г.Асмолова,

для

предшкольного и начального общего образования по заявлению авторов ФГОС, «нуждается в широкой апробации и соответствующей

доработке - как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий.

При измерении метапредметных компетенций и личностных качеств во внеурочной деятельности возникла необходимость в дополнении

данного комплекса диагностическим инструментарием.

Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, УУД во внеурочной деятельности

мы стремились создать батарею тестов, отвечающую всем требованиям ФГОС, деятельности гимназии и отражающую результативность

внеурочной деятельности в начальной, в основной школе, по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень

достижения

обучающимися

таких

результатов,

как

сформированность

коммуникативных

и

исследовательских

компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

качественное

изменение

в

личностном

развитии,

усвоении

гражданских

и

нравственных

норм,

духовной

культуры,

гуманистического отношения к окружающему миру (уровень воспитанности).

Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче:

1 этап - подготовительный. Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач

мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы;

2 этап - полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор информации по всей выборке;

3 этап - обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание

аналитической справки по результатам мониторинга;

4 этап - составление рекомендаций.

Исследования могут проходить во внеурочное время, частота исследования - два раза в год (первичная диагностика - сентябрь-октябрь,

динамика развития –апрель май).

Объекты психологического мониторинга во внеурочной деятельности :

личностные универсальные учебные действия,

регулятивные универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия,

познавательные универсальные учебные действия.

Сводная таблица диагностических методик по ступеням образования.

УУД

Компоненты

Ступени образования

Начальная школа

5-7 классы

8-11 классы

Личностные

Самоопределение

М е т о д и к а

в ы я в л е н и я

х а р а к т е р а

а т р и б у ц и и

(Г.Цукерманн)

- Методика «КТО Я?» (Кун)

«Эмоциональный

уровень

самооценки» (А.В.Захарова

)

Методика

«Определение

у р о в н я

с а м о о ц е н к и »

(автор

М.К.

Тутушкина

модификация

опросника

Будасси)

«Исследование

самооценки»

(Дембо-

Рубинштейн)

«Тип личности» (Д. Голланд)

Опросник СЛК (А.М.Эткинд)

Профиль (А.Е. Голомштока)

Смыслообразован

ие

«Мотивационные

предпочтения» (Н.

Ильин)

Ш к а л а

в ы р а ж е н н о с т и

познавательного

интере с а

(В.Осницкий)

Диагностика

учебной

мотивации

школьников

(автор

М.В.Матюхина,

модификация

Н.Ц.Бадмаевой)

ТМД (А.Мехрабиан)

Тест креативности (Торренс)

Нравственно-

этическая

ориентация

У р о в е н ь

м о р а л ь н о й

децентрации (Пиаже)

Анкета

«Оцени

поступок»

(Э.Туриэль)

Методика

сформированности

нравственно-этической

ориентации (разработана

Лабораторией воспитания

нравственно-этической

культуры ГосНИИ семьи и

воспитания РАО)

Методика ценностных ориентаций

(М.

Рокич)

Методика

«Свободный

в ы б о р » (Л.В.

Байбородова)

Коммуникати

вные

Взаимодействие

«Потребность

в

общении»

(Н.Платонова)

«Кто прав?» (Цукерманн)

«Ваза с яблоками» (Пиаже)

Социометрия (Р.В. Овчарова)

Методика диагностики

общей

коммуникативной

толерантности

(автор В.В.Бойко)

Д и а г н о с т и к а

к о м м у н и к а т и в н о й

толерантности (В.В.Бойко)

Кооперация

«Рукавички» (Цукерманн)

« С о в м е с т н . с о р т и р о в к а »

(Бурменская)

Методика «Направленность

личности на себя, на

коллектив, на задачу»

(авторы: Е.Н. Прошицкая ,

С.С. Гриншпун)

Тест

по

выявлению

организаторских

способностей. (Е.Н. Прошицкая)

Интериоризация

« У з о р

п о д

д и к т о в к у »

(Цукерманн)

«Дорога к дому» (Цукерманн)

Методика выявления уровня

интериоризации

продуктивности

ассоциаций (автор

Г.Эббингауз)

М е т о д и к а

в ы я в л е н и я

у р о в н я

и н т е р и о р и з а ц и и

п р о д у к т и в н о с т и

ассоциаций (Г.Эббингауз)(модификация)

Регулятивные

целеполагание

В ы к л а д ы ва н и е

у з о р а

и з

кубиков (П.Гальперин)

«Домик»

(модификация

А.Ануфриева)

ГИТ

(автор

Дж.

Вана

адаптация

А к и м о во й

М.К.,

Козловой

В . Т. )

задание №2

«Древо целей» (А.И. Пригожин)

Контроль

деятельности

П р о б а

н а

в н и м а н и е

(П.Гальперин)

« Р и с о в а н и е

п о

т о ч к а м »

(А.Ануфриев)

Оценка продуктивной

деятельности. (Э.Крепелин

)

М е т о д и к а

и с с л е д о в а н и я

в о л е в о й

организации личности. (Г.Гуткин)

Оценка

деятельности

Тест Тулуз-Пьерона

Методика «Диктант» (Л.А. Венгера

и Л.И. Цеханской)

Оценка

продуктивной

деятельно сти.

(Э.Крепелин)

Познавательн

ые

Общеучебные

Прогре ссивные

м ат р и ц ы

(Дж.Равена)

«Зрительно-моторный

гештальт-тест» (Л.Бендер)

Кодирование (Векслер)

«

Зрительно-моторный

гештальт-тест» (Л.Бендер)

Методика

«Кодирование»

(Векслер)(модификация)

ГИТ (автор Дж.

Вана

адаптация Акимовой М.К.,

Козловой В.Т.)

ШТУР

Логические

По строение

ч и с л о в о го

эквивалента (Ж. Пиаже)

Приёмы

решения

задач (А.Л.

Лурия)

П о с т а н ов ка

и

решение

проблемы

Нахождение

схем

к

задачам

(Рябинкина)

Поисковое

п л а н и р о ва н и е

(А.Зака)



В раздел образования