Автор: Павельчик Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с. "Колольчик"
Населённый пункт: село Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Раздел: дошкольное образование
). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных
ролей
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а
особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их
активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру
как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых
моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь
детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой
социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно
взаимодействовать с окружающими.
Игра ребенка – это жизненная лаборатория.
Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Немного остановимся на
сюжетных самодеятельных играх:
Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного
возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры –
действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка
реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как
деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих
формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-
ролевой игрой предъявляются определенные требования:
-воспитатель должен играть вместе с детьми;
на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы
детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо
ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его
смысла партнерам.
Также
необходимо
применять
комплексный
метод
руководства
игрой,
который
заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении
педагогических условий развития игры.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это
лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная
деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с
ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают
особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные,
эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным
требованиям, и в том числе школьным.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:
творческие игры;
игры с правилами;
народные.
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Театрализованные, сюжетно – ролевые, конструкторские.
Театрализованные игры: режиссёрские, игры драматизации.
Сюжетно – ролевые игры: игры с элементами труда, игры с элементами художественно-
творческой деятельности.
Рассмотрим театрализованные игры (какие задачи они ставят) .
ЗАДАЧИ:
развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый
интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают
окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
У каждого есть в жизни «Берег детства»,
Где море сказок и волшебных снов.
На эту красоту не наглядеться…
Так хочется вернуться вновь и вновь…
Море синее нас ждёт. По местам! Полный вперёд!
Остров сказок вижу я. Кто же там живёт, друзья?
В гостях у Красной Шапочки. (У Красной Шапочки беда, все сказки перепутались,
поможем распределить героев сказок по своим местам)
Инсценировка сказок: «Теремок», «Репка», «Петух, да собака», «Айболит».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в
самом процессе.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает,
думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление,
воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для каждой
такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
«На приёме у врача», «Салон красоты», «Продуктовый магазин», «Водители», «Наша
Армия сильна», «На стройке», «Внимательный водитель», «Послушный пешеход».
КОНСТРУКТОРСКИЕ ИГРЫ
В процессе игры с конструктором ребенок развивает:
мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
концентрацию внимания;
мелкую моторику;
умение следовать образцу;
пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и
построек;
добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных
действий.
«Мы постройки смастерим, результатом удивим»
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:
дидактические и подвижные.
Дидактические: игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Подвижные игры:
игры с бегом, прыжками, лазаньем, метанием и ловлей, игры на ориентировку в
пространстве.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью
дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает
познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших
явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения,
памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.
Вашему вниманию предлагаются следующие игры: «Кто быстрее надует шарик»,
«Волшебные пузыри», «Математические игры», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи
узор», «Палочки Кюнзенера», «Пазлы», «Мозаика», «Шашки», «Формы», «Машенька и
медведь», «Зоологическое лото», «Ассоциации», Лото «Спорт», «С какого дерева листок»,
«Родина животных». Словесные игры: «Назови - не ошибись», «Один – много», «Скажи
наоборот», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Найди лишний».
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и
общего воспитания.
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом
воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на
ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных
заданий.
Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные
задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные,
воспитательные и образовательные.
«Кот и мыши», «Морская фигура», «Змейка», «День – ночь».
На асфальте в классики
Любим мы играть.
И все дружно хором
Можем посчитать:
«Раз, два, три, четыре, пять» -
Дружно прыгаем опять.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Не можем мы стоять на месте.
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Индивидуальные, коллективные, сюжетные, игры – забавы, бытовые, игры – ловишки,
театрализованные, игры – аттракционы, сезонно – обрядовые.
Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или
просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят
двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое
интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый
элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало. Народные
подвижные игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания,
координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения,
выразительности речи, навыков общения.
«Гуси – лебеди», «Ворон», «Плетень», «Бай-качи, бай-качи».
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.
Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими
на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие,
формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к
школе и успешного обучения в начальных классах.
Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по
отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта