Напоминание

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей


Автор: Павельчик Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с. "Колольчик"
Населённый пункт: село Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Раздел: дошкольное образование





Назад




). Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных

ролей

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а

особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их

активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру

как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых

моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь

детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой

социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно

взаимодействовать с окружающими.

Игра ребенка – это жизненная лаборатория.

Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Немного остановимся на

сюжетных самодеятельных играх:

Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного

возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры –

действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка

реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как

деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих

формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетно-

ролевой игрой предъявляются определенные требования:

-воспитатель должен играть вместе с детьми;

на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы

детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо

ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его

смысла партнерам.

Также

необходимо

применять

комплексный

метод

руководства

игрой,

который

заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении

педагогических условий развития игры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это

лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная

деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с

ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают

особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные,

эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным

требованиям, и в том числе школьным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:

творческие игры;

игры с правилами;

народные.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Театрализованные, сюжетно – ролевые, конструкторские.

Театрализованные игры: режиссёрские, игры драматизации.

Сюжетно – ролевые игры: игры с элементами труда, игры с элементами художественно-

творческой деятельности.

Рассмотрим театрализованные игры (какие задачи они ставят) .

ЗАДАЧИ:

развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый

интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают

окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

У каждого есть в жизни «Берег детства»,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться…

Так хочется вернуться вновь и вновь…

Море синее нас ждёт. По местам! Полный вперёд!

Остров сказок вижу я. Кто же там живёт, друзья?

В гостях у Красной Шапочки. (У Красной Шапочки беда, все сказки перепутались,

поможем распределить героев сказок по своим местам)

Инсценировка сказок: «Теремок», «Репка», «Петух, да собака», «Айболит».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в

самом процессе.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает,

думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление,

воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для каждой

такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

«На приёме у врача», «Салон красоты», «Продуктовый магазин», «Водители», «Наша

Армия сильна», «На стройке», «Внимательный водитель», «Послушный пешеход».

КОНСТРУКТОРСКИЕ ИГРЫ

В процессе игры с конструктором ребенок развивает:

мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

концентрацию внимания;

мелкую моторику;

умение следовать образцу;

пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и

построек;

добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных

действий.

«Мы постройки смастерим, результатом удивим»

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

дидактические и подвижные.

Дидактические: игры с предметами, настольно – печатные, словесные.

Подвижные игры:

игры с бегом, прыжками, лазаньем, метанием и ловлей, игры на ориентировку в

пространстве.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью

дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает

познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших

явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения,

памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.

Вашему вниманию предлагаются следующие игры: «Кто быстрее надует шарик»,

«Волшебные пузыри», «Математические игры», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи

узор», «Палочки Кюнзенера», «Пазлы», «Мозаика», «Шашки», «Формы», «Машенька и

медведь», «Зоологическое лото», «Ассоциации», Лото «Спорт», «С какого дерева листок»,

«Родина животных». Словесные игры: «Назови - не ошибись», «Один – много», «Скажи

наоборот», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Найди лишний».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и

общего воспитания.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом

воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на

ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных

заданий.

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные

задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные,

воспитательные и образовательные.

«Кот и мыши», «Морская фигура», «Змейка», «День – ночь».

На асфальте в классики

Любим мы играть.

И все дружно хором

Можем посчитать:

«Раз, два, три, четыре, пять» -

Дружно прыгаем опять.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Не можем мы стоять на месте.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Индивидуальные, коллективные, сюжетные, игры – забавы, бытовые, игры – ловишки,

театрализованные, игры – аттракционы, сезонно – обрядовые.

Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или

просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят

двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое

интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый

элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало. Народные

подвижные игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания,

координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения,

выразительности речи, навыков общения.

«Гуси – лебеди», «Ворон», «Плетень», «Бай-качи, бай-качи».

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.

Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими

на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие,

формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к

школе и успешного обучения в начальных классах.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по

отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта



В раздел образования