Напоминание

"Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми"


Автор: Беседина Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 9
Населённый пункт: город Гуково, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми"
Раздел: полное образование





Назад




Беседина Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Современные инновации и образовательные технологии в работе

с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: - отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; - функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; - ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие (в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию). Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности: · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Вот почему методы и формы работы учителя способствуют решению обозначенной задачи. В работе с одаренными детьми предпочитаю современные инновационные технологии: исслед овательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; предметные кружки (кружок «Родное слово», конкурсы (Интернет-конкурс «Любимый учитель»), курсы по выбору, элективные курсы (10 кл. «Практическая грамматика», «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»), участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, занятия в профильных классах, интеллектуальные марафоны.  На занятиях кружка «Родное слово» (6 класс) большое внимание уделяю функциям русского языка в современном мире, разным способам хранения информации – вербальным и невербальным. На практических занятиях отрабатываются навыки нахождения орфограмм в словах и определения их места в слове, проводится анализ текста с точки зрения взаимосвязи в нём единиц языка друг с другом. Основной задачей занятий кружка ставлю углубление знаний по русскому языку, развитие интереса к предмету, применяю самые разные методы обучения: сообщения, беседы, наблюдения над языком, лингвистические эксперименты, упражнения – игры. Учащиеся самостоятельно готовят небольшие видео-, компьютерные презентации по изучаемому материалу.  На занятиях элективных курсов «Практическая грамматика» и «Лингвистика в помощь учащимся при совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков» (10 класс), имеющим практическую направленность, ориентирую старшеклассников на дальнейшее обучение языку. Активные формы организации учебной деятельности: работа в группах; сюжетно – ролевые игры; семинар; защита творческих работ. На занятиях стараюсь научить школьников читать художественные произведения «филологически вооруженным взглядом», раскрывая тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон: фонетической, словообразовательной, лексической, морфологической, синтаксической. Цель учителя совместно с психологом школы: выявить явно и потенциально одарённых детей и использовать специальные педагогические технологии, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.
Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами. 1. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей- предметников. 2. Организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам. Участвовать в таких олимпиадах может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и знающий современные языки программирования. Ученик может попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. В основе обучения одаренных детей – личностно-ориентированные технологии, в рамках которых выстраиваются индивидуальные программы. Одно из деятельностных направлений этих программ – развитие и реализация творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет-олимпиадах «Эйдос», творческих Интернет - конкурсах. Образование в области информационных технологий позволили мне как учителю-предметнику активно внедрять информационные технологии в преподавание русского языка и литературы:  Использую в обучении мультимедийные диски («Русский язык» 5-9кл., электронное учебное пособие, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки русского языка 5-9кл., Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 5-11 кл., Русская литература Мультимедийная энциклопедия 8-11 кл. и др.)  Создаю презентации к урокам в системе Power Point.  Организую проектную деятельность учащихся по русскому языку и литературе. Кружковая работа, элективные курсы, индивидуальная работа с учащимися позволили добиться результативности в научно – исследовательских конференциях, конкурсах и фестивалях. Результатом внедрения современных образовательных технологий считаю победы своих учеников (одаренных детей) в олимпиадах и конкурсах разного уровня. На протяжении последних 5 лет старшеклассники занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе. И этот учебный год не исключение: два вторых места по русскому языку и литературе среди учащихся 10-х классов. Ученица 9 класса стала победителем областной олимпиады по русскому языку в г. Ростове-на-Дону, заняв 1 место, участвовала во Всероссийской олимпиаде в г. Брянске. Участие в областных и городских творческих конкурсах и фестивалях:  Городской конкурс «Гордость земли Донской» Сочинение ученицы 9 класса Бяковой Екатерины (Тема памяти в повести А.Калинина «Эхо войны») – 1 место
 . Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края», посвященного 100-летию со дня рождения В.А.Закруткина Сочинение уч-ся 11кл. Бяковой Е. «Баллада о солдате» (по рассказу В.А.Закруткина «Помненька») – 1 место  Городской конкурс детского литературного творчества «Певец Донского края», посвященного 100-летию со дня рождения В.А.Закруткина Сочинение ученицы 11 класса Шкаруппа Юлии «Исповедь об испытаниях души на войне» (по пове сти В.А.Закруткина «Матерь человеческая») – 3 место  Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы 6 класса «Б» Шендер Алины – 2 место  Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы 10 класса Кислухиной Дарьи – 2 место  Городской конкурс «Уроки демократии» Сочинение ученицы 11 класса Куралесовой Анны «Если бы депутатом выбрали меня…» - 1 место (награда мэра города Гуково)  Городской конкурс «Спорт вместо наркотиков» Сочинение ученицы 9 класса «А» Бабченко Юлии – 2 место  Городской конкурс, посвященный донскому атаману М.И.Платову Сочинение ученицы 11 класса Бяковой Екатерины «Легенда о донском атамане Платове» (по исторической повести А.Корольченко) – 2 место  Областной фестиваль литературно-художественного творчества «В Чехове Россия полюбила себя» Сочинение ученицы 9 класса «А» Струговец Елены «Евангельские мотивы в рассказе А.П.Чехова «Студент» - 2 место  Конкурс «Лучший урок письма» Сочинение ученика 5 класса «А» Головко Кирилла – 1 место  2015 : конкурс «Лучший урок письма» номинация «Я выбираю спорт» Сочинение Третьякова Егора «Команда, без которой мне не жить» 2 место региональный уровень; 11класс  Конкурс «Я выбираю профессию» Сочинение Соленого Артема 10 класс «Покорители голубого огня» 1 место  Конкурс творческих работ «Почему я хочу работать в органах прокуратуры?» 1м Суворова Дарья.  Конкурс , посвященный 175-летию П.И.Чайковского Сочинение «Триумф девятой оперы Чайковского» Бузак Аделины 11 класс 1м в городе, особо отмечено приказом области. С каждым годом все большее количество учащихся принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок». Многие участники набрали большое количество баллов, выполнив 99,4% заданий (Головко Кирилл, 5 кл.), 93% (Бурцев Владимир, 5 кл.), 98% (Бабченко Юлия, 9 кл.) Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.


В раздел образования