"Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми"
Автор: Беседина Валентина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СШ № 9 Населённый пункт: город Гуково, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми" Раздел: полное образование
Беседина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Современные инновации и образовательные технологии в работе
с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие
одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать
развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и
их
разнообразие
у
наших
детей,
но
не
менее
важно
уметь
правильно
осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в
исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое
позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает
в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду
самопознанию.
Работа
по
обучению
одарённых
детей
-
задача,
требующая
совместных
действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В
школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены
необходимой
для
развития
их
талантов
поддержки.
Одаренный
ребенок,
в
отличие
от
одарённого
взрослого,
сформировавшаяся
личность,
будущее
которого
ещё
не
определено.
Поэтому
и
заниматься
с
такими
детьми
необходимо.
Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными
детьми:
-
отсутствие
у
педагогов
знаний
об
особенностях
проявления
детской
одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта
учащихся;
-
ориентация
школы
на
"уравнивание"
под
"среднего"
без
прогноза
на
индивидуальное
развитие
(в
этом
случае
одарённые
дети
чувствуют
дискриминацию).
Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих
способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития,
то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его
природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения
и
воспитания.
Поэтому
нужно
не
столько
измерять
одарённость,
сколько
создавать соответствующую инновационную образовательную среду.
В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами
педагогической деятельности:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип
создания
условий
для
совместной
работы
учащихся
при
минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
В
учебном
процессе
развитие
одарённого
ребёнка
следует
рассматривать
как
развитие
его
внутреннего
деятельностного
потенциала,
способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.
Вот
почему
методы
и
формы
работы
учителя
способствуют
решению
обозначенной задачи. В работе с одаренными детьми предпочитаю современные
инновационные
технологии:
исслед овательские, частично-поисковые,
проблемные, проектные.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; предметные
кружки
(кружок
«Родное
слово»,
конкурсы
(Интернет-конкурс
«Любимый
учитель»),
курсы
по
выбору,
элективные
курсы
(10
кл.
«Практическая
грамматика»,
«Трудные
вопросы
орфографии
и
пунктуации»),
участие
в
олимпиадах, работа по индивидуальным планам, занятия в профильных классах,
интеллектуальные марафоны.
На занятиях кружка «Родное слово» (6 класс) большое внимание уделяю
функциям
русского
языка
в
современном
мире,
разным
способам
хранения
информации
–
вербальным
и
невербальным.
На
практических
занятиях
отрабатываются навыки нахождения орфограмм в словах и определения их
места в слове, проводится анализ текста с точки зрения взаимосвязи в нём
единиц
языка
друг
с
другом.
Основной
задачей
занятий
кружка
ставлю
углубление знаний по русскому языку, развитие интереса к предмету, применяю
самые разные методы обучения: сообщения, беседы, наблюдения над языком,
лингвистические эксперименты, упражнения – игры. Учащиеся самостоятельно
готовят
небольшие
видео-,
компьютерные
презентации
по
изучаемому
материалу.
На занятиях элективных курсов «Практическая грамматика» и «Лингвистика
в
помощь
учащимся
при
совершенствовании
орфографических
и
пунктуационных навыков» (10 класс), имеющим практическую направленность,
ориентирую старшеклассников на дальнейшее обучение языку. Активные формы
организации учебной деятельности: работа в группах; сюжетно – ролевые игры;
семинар; защита творческих работ. На занятиях стараюсь научить школьников
читать художественные произведения «филологически вооруженным взглядом»,
раскрывая тайны удивительной выразительности родной речи, всех ее сторон:
фонетической,
словообразовательной,
лексической,
морфологической,
синтаксической.
Цель
учителя совместно
с психологом
школы:
выявить
явно
и
потенциально
одарённых
детей
и использовать
специальные
педагогические
технологии, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной
творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые
возникают
в
классе
и
в
разнообразных
творческих
объединениях,
в
повседневной
жизни
и
могут
способствовать
развитию
у
ребёнка
положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.
Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными
детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития
информационный
потенциал
нашей
школы
позволяет
использовать
информационные технологии разными способами.
1. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе
является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись
без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-
предметников.
2. Организация интернет-олимпиад и конкурсов по предметам. Участвовать в
таких олимпиадах может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и
знающий современные языки программирования. Ученик
может попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности,
встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.
В основе обучения одаренных детей – личностно-ориентированные
технологии, в рамках которых выстраиваются индивидуальные программы.
Одно из деятельностных направлений этих программ – развитие и реализация
творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет-олимпиадах
«Эйдос», творческих Интернет - конкурсах.
Образование в области информационных технологий позволили мне как
учителю-предметнику
активно
внедрять
информационные
технологии
в
преподавание русского языка и литературы:
Использую в обучении мультимедийные диски («Русский язык» 5-9кл.,
электронное учебное пособие, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Уроки русского языка 5-9кл., Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Уроки
литературы
5-11
кл.,
Русская
литература
Мультимедийная
энциклопедия 8-11 кл. и др.)
Создаю презентации к урокам в системе Power Point.
Организую проектную деятельность учащихся по русскому языку и
литературе.
Кружковая работа, элективные курсы, индивидуальная работа с учащимися
позволили
добиться
результативности
в
научно
–
исследовательских
конференциях, конкурсах и фестивалях.
Результатом внедрения современных образовательных технологий считаю
победы своих учеников (одаренных детей) в олимпиадах и конкурсах разного
уровня. На протяжении последних 5 лет старшеклассники занимают призовые
места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе. И этот учебный
год не исключение: два вторых места по русскому языку и литературе среди
учащихся
10-х
классов.
Ученица
9
класса
стала
победителем
областной
олимпиады по русскому языку в г. Ростове-на-Дону, заняв 1 место, участвовала
во Всероссийской олимпиаде в г. Брянске.
Участие в областных и городских творческих конкурсах и фестивалях:
Городской конкурс «Гордость земли Донской» Сочинение ученицы 9
класса Бяковой Екатерины (Тема памяти в повести А.Калинина «Эхо
войны») – 1 место
.
Городской
конкурс
детского
литературного
творчества
«Певец
Донского
края»,
посвященного
100-летию
со
дня
рождения
В.А.Закруткина
Сочинение
уч-ся
11кл.
Бяковой
Е.
«Баллада
о
солдате» (по рассказу В.А.Закруткина «Помненька») – 1 место
Городской
конкурс
детского
литературного
творчества
«Певец
Донского
края»,
посвященного
100-летию
со
дня
рождения
В.А.Закруткина
Сочинение ученицы 11 класса Шкаруппа Юлии
«Исповедь
об
испытаниях
души
на
войне»
(по
пове сти
В.А.Закруткина «Матерь человеческая») – 3 место
Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы 6
класса «Б» Шендер Алины – 2 место
Городской конкурс «Я люблю тебя, мой город!» Сочинение ученицы
10 класса Кислухиной Дарьи – 2 место
Городской
конкурс
«Уроки
демократии»
Сочинение
ученицы
11
класса Куралесовой Анны «Если бы депутатом выбрали меня…» - 1
место (награда мэра города Гуково)
Городской конкурс «Спорт вместо наркотиков» Сочинение ученицы 9
класса «А» Бабченко Юлии – 2 место
Городской
конкурс,
посвященный
донскому
атаману
М.И.Платову
Сочинение ученицы 11 класса Бяковой Екатерины «Легенда о донском
атамане Платове» (по исторической повести А.Корольченко) – 2 место
Областной
фестиваль
литературно-художественного
творчества
«В
Чехове Россия полюбила себя» Сочинение ученицы
9
класса
«А»
Струговец
Елены
«Евангельские
мотивы
в
рассказе
А.П.Чехова «Студент» - 2 место
Конкурс «Лучший урок письма» Сочинение ученика 5 класса «А»
Головко Кирилла – 1 место
2015 : конкурс «Лучший урок письма» номинация «Я выбираю спорт»
Сочинение Третьякова Егора «Команда, без которой мне не жить» 2
место региональный уровень; 11класс
Конкурс «Я выбираю профессию» Сочинение Соленого Артема 10
класс «Покорители голубого огня» 1 место
Конкурс
творческих
работ
«Почему
я
хочу
работать
в
органах
прокуратуры?» 1м Суворова Дарья.
Конкурс
,
посвященный
175-летию
П.И.Чайковского
Сочинение
«Триумф девятой оперы Чайковского» Бузак Аделины 11 класс 1м в
городе, особо отмечено приказом области.
С каждым годом все большее количество учащихся принимают участие
в конкурсе «Русский медвежонок». Многие участники набрали большое
количество баллов, выполнив 99,4% заданий (Головко Кирилл, 5 кл.),
93% (Бурцев Владимир, 5 кл.), 98% (Бабченко Юлия, 9 кл.)
Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих
направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа», предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки
талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода
становления личности.