Автор: Мурашова Марина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ црр – детский сад №129 Выборгского района
Населённый пункт: город Санкт – Петербург
Наименование материала: Конспект НОД для детей подготовительной группы в области познавательного развития
Тема: Беседа на тему: "До свидания, осень!"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №129
Выборгского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
в области познавательного развития
Беседа на тему: «До свидания, осень!»
Воспитатель: Мурашова М.Г.
Санкт – Петербург
2018г.
Тема: «До свидания, осень!»
Образовательная область: познавательное развитие /мир природы/
Виды детской деятельности: игра, беседа, ответы на вопросы, рассказывание,
рассматривание иллюстраций.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи
Образовательные:
1. закрепить умение устанавливать связи между продолжительностью дня,
температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и
приспособлением их к зиме;
2. закрепить навыки выделять характерные признаки основных периодов сезона и
рассказывать об этом.
Развивающие
1.
развивать логическое мышление;
2.
развивать творческое воображение;
3.
развивать умение сотрудничать и взаимодействовать при работе в коллективе.
Воспитательные
1.
воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие
Задачи:
а. обогатить словарь за счет слов: дубрава, ельник, березовая роща, сосновый бор;
б. продолжать формировать навыки составлять небольшие рассказы;
в. работать над интонационной выразительностью, связной речью.
Социально-коммуникативное развитие
а. закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
Предварительная работа с детьми:
Беседы: «Как лето с осенью встречаются»,
« Для чего деревьям листья»,
«Ноябрь – ворота зимы»,
«Какие семена путешествуют по воде и воздуху?»
Экскурсия детей с родителями в Шуваловский парк и наблюдения за сезонными
изменениями в природе.
Наблюдения
на
прогулке:
за
изменениями
в
живой
и
неживой
природе,
продолжительностью светового дня, температурой воздуха, осадками.
Наблюдение за тем, какое дерево последним сбросило листву. Наблюдение
за почками деревьев /почки плотно закрыты/ и молодыми ветками деревьев
/не растут/. Наблюдение за первым снегом и изморозью.
-1-
Опыты и эксперименты: «Растения путешествуют» /способы распространения
растений/.
Труд в природе: изготовление и установка кормушек для подкормки птиц,
уборка опавших листьев на участке.
Экологические игры: «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Овощное лото»,
«Что, где растет», «Собери ягоды», «Сварим борщ и компот», «Времена года»,
«С какой ветки детки», «За грибами», «Когда это бывает?», «Что лишнее?»,
«Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Что сначала, а что потом?»
Подвижные и хороводные игры: «Жнец», «Следопыт», «Дубок – дубок».
Чтение
художественной
литературы: В.Бианки «Белкина сушильня», «Молоденькие
зимовщицы», «Спешите видеть», «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»;
Н.Сладков
«Синичкин
запас»;
М
Пришвин
«Хитрый
коврик»;
Л.Толстой
«Лебеди»;
И
Василевский
«Что-то
тучи
зачастили»,
«Осень»;
А.Блок
«Зайчик»;
В.Гаршин
«Лягушка
путешественница»; Г.Снегирев
«Как птицы и звери к зиме готовятся»;
Г.Скребицкий
«Осень»; И.Соколов-Микитов
«Листопадничек»; И.Бунин «Первый снег»; К.Ушинский «История одной яблоньки».
Рассматривание
репродукции
картины
И.Левитана
«Золотая
осень»
и
книжных
иллюстраций с изображением осенних пейзажей.
Разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени по мнемотаблицам и крокам.
Отгадывание загадок.
Рисование на тему «В осеннем парке».
Оборудование и наглядные материалы:
1. ноутбук, презентация «Красавица осень!»
2. системный оператор
3. иллюстрации с изображением 3-х периодов осени
4. иллюстрации с изображением перелетных птиц
5. фонограммы звуков леса, реки, дождя
6. модели приспособления животных к зиме
7. модели признаков осени
8. карточки с названиями осенних месяцев
9. гербарий листьев деревьев
10. д/и: «Чей силуэт?»,
«Живая модель»,
«Отвечай быстро»,
«Кто лишний?»,
«На что это похоже?»,
«Хорошо – плохо»,
-2-
«С какого дерева лист?»
«Помоги птице»
11. скамейка
12. обручи
13. две вазы
14. листья деревьев
Организация детей:
перемещение детей по зонам развивающей среды группы.
Ход НОД:
1. Дети сидят на стульчиках . Входит воспитатель в костюме «Осень».
-Здравствуйте, дети! (Ответы детей)
- Вы, наверное, меня не узнали. (Ответы детей)
- Тогда загадайте загадку обо мне.
(Дети загадывают загадку: Несете урожаи,
Поля вновь засеваете,
Птиц к югу отправляете,
Деревья раздеваете,
Но не коснетесь сосен
И елочек. Вы…)
- Так кто же я такая? (…Осень!!!)
- Правильно! Прошел год, и я снова пришла к вам в гости. Я рада вас всех видеть.
Вы повзрослели, поумнели. Мне очень хочется понять, что вы узнали за это время.
2. Д/и «Отвечай быстро»:
- Я сейчас задам вам «сложные» вопросы, а вы ищите ответ на фланелеграфе и
показывайте их мне и всем ребятам:
- Сколько месяцев длится год? (Дети подбирают ответы)
- Правильно! А сколько месяцев в году длится осень?
- Сколько недель в месяце?
- Сколько дней в неделе?
- Умницы!
Д/и «Живая модель»
- Смотрите! Здесь лежат какие-то карточки/дети читают слова на карточках: ноябрь,
сентябрь, октябрь/.
- Что это за названия? (Это осенние месяцы)
-3-
- Сейчас первый месяц осени должен встать перед стулом, а второй и третий месяц
должны встать направо от первого месяца. (Дети выстраиваются: сентябрь, октябрь,
ноябрь).
- Ребята, правильно? (Ответы детей)
«Волшебный Экран» /системный оператор/
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года? В этом нам
поможет наш волшебный экран.
На фланелеграфе прикрепляется системный оператор (система-иллюстрация осени;
подсистема-модели «признаки осени»).
- Какое время года было перед осенью? (Ответы детей)
- Какое время года будет после осени? (Ответы детей)
- Какие периоды осени вы знаете? (Ответы детей)
- Правильно!
- Какие признаки осени вы знаете? (Листья желтеют и опадают, стали короче дни,
стало холодно, идут часто дожди, птицы улетают, животные запасают корм или
ложатся спать).
- Давайте проверим ваши ответы в моем «Волшебном окошечке».
Презинтация (слайд «Волшебница Осень»)
- Молодцы! Все правильно рассказали о моем времени.
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в осенний лес. Как мы туда сможем
добраться? (Ответы детей)
- Да, ребята, я же волшебница и лес мой находится совсем недалеко. Мы туда
пойдем пешком! Становитесь за мной друг за другом и пошли…
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Дети за воспитателем идут по скамейке.
- Смотрите, мы шагаем по мягкому ковру из листьев.
Д/и «С какого дерева лист?»:
-4-
воспитатель
раздает
детям
гербарий
с
засушенными
листьями
деревьев.
На
фланелеграфе
прикреплены
иллюстрации
с
изображением
деревьев.
Дети
определяют, какой у них листок и находят дерево, которому листок принадлежит.
-Хорошо! А как называется лес, в котором растут только березы? (Березовая роща)
Презентация (слайд «Березовая роща»)
- Как называется лес, в котором растут дубы? (Дубрава)
Презентация (слайд «Дубрава»)
- Как называется лес, в котором растут ели? (Ельник)
Презентация (слайд «Ельник»)
- Как называется лес, в котором растут сосны? (Сосновый бор)
Презентация (слайд «Сосновый бор»)
- Умницы!
Звучит фонограмма звуков весеннего леса.
- Друзья, а что это мы с вами слышим? (Пение птиц)
- Как вы считаете, пение птиц слышно в осеннем лесу? (Так птицы поют весной)
- Правильно, мы слышим пение птиц в лесу моей любимой сестры-весны.
- А почему мы не слышим веселых птичьих голосов осенью? (Ответы детей)
- Да, правильно говорите. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называются птицы, которые остаются зимой в наших краях? (Ответы детей)
Д/и «Помоги птице»:
Презентация (слайд «Смешанный лес»)
на фланелеграфе – изображение дерева.
Рядом разложены перелетные и зимующие птицы.
- Ребята, здесь находятся птицы, которые запутались и не знают улетать им в теплые
края или нет. Надо назвать и посадить на верхние ветки перелетных птиц, а зимующих
птиц посадить на нижние ветки. (Ласточка, скворец, жаворонок, грач – верхние ветки.
Синица, воробей ворона, дятел – нижние ветки).
- Молодцы, помогли птицам. Идем дальше!
Фонограмма звуков текущей реки. Презентация (слайд «Лесная речка»)
- Дети, как нам перейти реку, если нет моста? (Ответы детей)
- Интересные предложения, но у нас есть мостик:
Мы в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись,
-5-
На мосток другой взошли –
Вот и речку перешли.
(дети идут по скамейке)
Мы лужочек обежали
И к болоту прибежали…
Как пройти нам по болоту?
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг-прыг-прыг! (дети прыгают из обруча в обруч,
разложенных на полу)
Только к лесу подошли-
Обнаружили…
- А вот кого мы обнаружили, вы сейчас мне скажете.
Д/и «Чей силуэт?»
(Силуэты: белка, заяц, медведь, лиса, лось, дельфин)
Д/и «Кто лишний?»
- Какой силуэт животного лишний? (Дельфин)
- Почему? (Ответы детей)
- Правильно.
-
Что
вы
можете
рассказать
о
жизни
зверей
осенью?
(Ответы
детей
с
использованием моделей: заготавливают корм на зиму, некоторые звери готовятся к
спячке; шерсть становится гуще, меняется ее окраска, чтобы их не было видно на
снегу).
- Например, у кого? (Ответы детей)
- Докажите.
Дети демонстрируют «передвижение» моделей серого и белого зайца по «снегу».
- Умницы, все-то вы знаете!
- Пока мы гуляли, погода испортилась. А что произошло, узнаете, отгадав загадки:
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распустила,
Солнышко застлала.
(Туча)
Презентация (лайд «Дождь в лесу»)
Д/и «На что это похоже?»
(рассматривание симметричных пятен группами детей)
- О, ребята, какие вы все фантазеры. Это просто здорово!
-6-
Звучит фонограмма дождя.
- Дождь все сильнее и сильнее. Давайте возвращаться скорее в группу, пока совсем
не промокли!
Дети за воспитателем идут по скамейке и садятся на стульчики.
3. Осень: - О чем, ребята, мы сегодня говорили? (Ответы детей)
-Что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
Д/и «Хорошо-плохо»:
ставятся 2 вазы и поднос с листьями.
Дети перечисляют признаки осени в живой и неживой природе, жизни животных
и людей. Если названный признак, с их точки зрения, им больше нравится, то дети
ставят листок в одну вазу, а если не нравятся, то в другую. Затем надо посмотреть,
какой букет получился больше. (Ответы детей)
-
Смотрите,
ребята,
«положительный»
букет
самый
большой!
Значит
у
меня,
Осени,
больше того, что вам нравится и что вы любите! Это очень приятно! Вы меня очень
порадовали! Но пора уходить. Чтобы вы меня вспоминали, я дарю вам книгу обо мне и
моих сестрах. Читайте ее! А еще оставляю вам вкусные подарки, которые вы скушаете
после прогулки. До свидания, друзья! Встретимся через год!
Литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое
планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе 6-7 лет
(методический комплект парциальной программы). ФГОС. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. ФГОС ДО. 2-е издание.
-Волгоград : УЧИТЕЛЬ, 2017.
3. Николаева С.Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе
детского сада (6-7лет).- М., Мозайка-Синтез, 2016.
4.Соломенникова О.А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (6-7 лет).
Подготовительная к школе группа. –М., Мозайка-Синтез, 2017.
-7-