Автор: Татаркина Светлана Евгеньевна
Должность: учитель географии и обж
Учебное заведение: МБОУ "Краснопольская СШ"
Населённый пункт: с. Краснополье
Наименование материала: Статья
Тема: Интегрированные уроки литературы и географии, как способ реализации метапредметных компетенций в образовательном процессе
Раздел: среднее образование
«Интегрированные уроки
литературы и географии, как
способ реализации
метапредметных компетенций в
образовательном процессе».
Учитель географии
Татаркина С.Е.
М
етапредметные результаты -
это «освоенные обучающимися
универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения
учиться». (Стандарт)
Основная цель
метапредметного подхода
–
создание условий для формирования у
учащихся целостной картины мира,
представления о единстве методов
его познания и овладения этими
методами
на достаточном для дальнейшего
самообразования уровне.
Интеграция географии и литературы
позволяют достичь следующих
метапредметных результатов:
•
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-
следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
•
умении самостоятельно организовывать собственную
деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
•
умении работать с разными источниками информации,
находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности».
В своей работе мы применяем следующие методы интеграции:
1) Анализ поэтического описания природы
(научный и художественный)
Пример: поэзия Лермонтова в стихотворении
«Дары Терека»
2. Сопоставительный анализ описаний природы из
произведений писателей и статей из учебника
географии.
Например: Сопоставьте картины русской природы в
рассказах И.С.Тургенева из цикла «Записки
охотника»
3. Внеклассное чтение по произведениям
приключенческой литературы и книг знаменитых
путешественников.
Система интегрированных уроков
литературы и географии
Тема урока по географии
Тема урока по литературе
Крупные природные районы
России.
«Бежин луг» И. С. Тургенев
Движение земной коры.
«Таинственный остров» Ж.
Верн.
Рельеф суши. Горы.
Образ Кавказа в поэзии М.
Ю. Лермонтова
Погода и климат.
Рассказ «Малиновая вода» И.
С. Тургенева.
Влияние природы на жизнь и
здоровье человека
«Жизнь и приключения
Робинзона Крузо» Д. Дефо.
Практика применения элементов
метапредметного подхода в
обучении показала, что данный подход
обеспечивает организацию
деятельности учащихся не с целью
передачи им знаний, а с целью
передачи им способов работы со
знаниями.
Образование – это то, что
остаётся после того,
как всё выученное
забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ,
лауреат Нобелевской премии
за 1914 год по физике