Напоминание

"Роль устного народного творчества в развитии речи детей"


Автор: Гнездилова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10"
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль устного народного творчества в развитии

речи детей»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое

народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость

трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя

высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения,

начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям

уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы,

взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки,

пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы,

влияют на развитие речи детей:

обогащая словарь,

развивая артикуляционный аппарат,

фонематический слух,

давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку

значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки,

потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить.

Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И

здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый

приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из

нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок

подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой

выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый

источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм

учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и

словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-

признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов,

антонимов и т.п.Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные

движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты

песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и

звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи

ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют

колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».Колыбельные, наряду с

другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую

развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь

детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде

всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним

видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует

освоению грамматического строя речи.Обучая детей образовывать однокоренные

слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям

образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик",

"котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели

знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.Колыбельная

песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие

возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.-

напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие

повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное

народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном

учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме,

еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с

выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с

ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому

человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить

любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период

различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития

речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной

деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного

языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности

слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети

начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или

укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в

которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются

их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я киска мяу-мяу-мяу.

- Иди, киса, в теремок, иди, иди!

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью,

образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на

народной мудрости,Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки

звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное

будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.Они удовлетворяют

рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.Заклички и считалки

украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают

воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок

должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким

именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и

только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой

особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих

поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться

лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою

речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы,

давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками,

необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения

материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками,

затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после

этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление

небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления

материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети

продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее

заканчивает.

Нарисуй пословицу (домашнее задание).

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет

пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить

пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми

пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже

известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над

созданием этого альбомом.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали

их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой

ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят:

«Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и

принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей:

«Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда

как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и

отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи

ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий,

помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том,

что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки

помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок

позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать

умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять

наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и

выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко

работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают

преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких

упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки

правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с

часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме,

глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению,

проходят школу художественной фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она

возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у

всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми

меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,

живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа

ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая

необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить

одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор

развития связной речи детей первенствующего значения.

Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает

готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми

оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения

грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические

нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь

обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать

свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие

средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи.

Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой

"словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его

влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества

можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными

методами и приемами речевого развития.

Литература:

1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 №

4

3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12



В раздел образования