Автор: Гнездилова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10"
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование
«Роль устного народного творчества в развитии
речи детей»
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое
народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость
трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя
высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения,
начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям
уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы,
взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки,
пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы,
влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь,
развивая артикуляционный аппарат,
фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку
значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки,
потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.
Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить.
Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И
здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый
приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из
нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок
подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой
выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Ай, люли, ай люли,
Прилетели журавли,
Сказку Маше принесли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип-скрип.
Вы, ворота, не скрепите,
Нашу Машу не будите.
(Из русской народной поэзии)
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм
учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и
словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-
признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов,
антонимов и т.п.Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные
движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты
песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и
звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи
ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют
колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».Колыбельные, наряду с
другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую
развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь
детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде
всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним
видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует
освоению грамматического строя речи.Обучая детей образовывать однокоренные
слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям
образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик",
"котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели
знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.Колыбельная
песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие
возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.-
напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие
повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное
народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном
учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме,
еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с
выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с
ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому
человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить
любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период
различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития
речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной
деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного
языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности
слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети
начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или
укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в
которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются
их повадки, например:
Тук-тук-тук. Кто там?
- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
- А я киска мяу-мяу-мяу.
- Иди, киса, в теремок, иди, иди!
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью,
образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на
народной мудрости,Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки
звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.Они удовлетворяют
рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.Заклички и считалки
украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают
воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок
должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким
именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и
только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой
особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих
поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться
лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою
речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы,
давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками,
необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения
материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками,
затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после
этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление
небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления
материала можно использовать такие формы работы, как:
Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети
продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее
заканчивает.
Нарисуй пословицу (домашнее задание).
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет
пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить
пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми
пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже
известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над
созданием этого альбомом.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали
их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой
ситуации.
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят:
«Человек без друзей, что дерево без корней»
• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и
принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей:
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда
как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и
отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи
ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий,
помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том,
что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки
помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок
позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать
умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять
наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и
выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко
работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают
преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких
упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки
правильной, фонетической чистой речи.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с
часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме,
глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению,
проходят школу художественной фонетики.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она
возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у
всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми
меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,
живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа
ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая
необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить
одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор
развития связной речи детей первенствующего значения.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает
готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми
оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения
грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические
нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать
свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие
средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи.
Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой
"словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его
влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества
можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития.
Литература:
1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 №
4
3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12