Автор: Коваль Ангелина Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №1" Населённый пункт: г. Касимов Наименование материала: методическая разработка Тема: Неопределённая форма глагола Раздел: начальное образование
Фамилия, имя,
отчество
Коваль Ангелина Валерьевна
Район
Рязанский
Место работы
МБОУ СШ № 1 г. Касимов
Должность
Учитель начальных классов
УМК
Школа 2100
Тема урока
Неопределённая форма глагола
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом
Цель урока:
познакомить детей особенностями глаголов неопределённой
формой
Планируемые
результаты
Предметные результаты
-содействовать систематизации знаний учащихся о
неопределенной форме глагола;
-упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной
формы;
-способствовать совершенствованию умения выполнять
морфемный и фонетический разборы слов;
-содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
-продолжать работу по развитию каллиграфического почерка
учащихся;
-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
–-учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные УУД
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения
учебных задач;
- учить использовать знаково-символические средства, схемы;
Коммуникативные УУД
- использовать речь для регуляции своего действия; формировать
собственное
Личностные
-
формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Оборудование:
у учителя:
-ноутбук , мультимедийный
проектор, экран,
карточки ,
презентация учителя,
у учащихся:
-учебник и тетрадь Климанова Л.Ф.
Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник
для четвёртого класса четырёхлетней
начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./Л.Ф.
Климанова, Т.В. Бабушкинак – 5-е изд.
– М.: Просвещение, 2014.
литература
1.
Русский язык. Методическое пособие с поурочными
разработками. М. Просвещение 2012г.
2.
Сборник рабочих программ « Школа 2100» М. Просвещение
2011г.
3.
Интернет – ресурсы
Этап урока
Деятельность учителя,
применяемые
методы и приемы
работы
Деятельность
обучаю
щихся с
указани
ем форм
организ
ации
Формируемые УУД
(с указанием
конкретны
х
действий)
1.Мотивация
(самоопредел
е н и е )
к
учебной
деятельност
и .
2 мин
Здравствуйте, ребята.
Начинаем урок.
Пожалуйста улыбнитесь
друг другу. Надеюсь, что на
уроке вам будет интересно,
и вы будете активно
работать.
Учащиеся
настраиваются на
позитивное
начало урока.
Личностные УУД
- сформировать
мотивационную
основу учебной
деятельности,
положительное
отношение к уроку.
2.
Актуализаци
я
знаний
и
фиксация
индивидуаль
ного
затруднения
в
п р о б н о м
действии.
Этап
предполагает
создание
м о т и в а ц и и
к
самостоятельно
му
выполнению
пробного
учебного
действия;
актуализацию
знаний,
умений
и
н а в ы к о в ,
достаточных для
построения
нового
способа
действий;
тренировку
соответствующи
х мыслительных
операций;
создание
Запишите в тетради число и
классная работа.
Для орфографической
разминки я задумала слово
- узнайте его
Жёлтый- прилагательное,
2 слога, 6 букв, 6 звуков
- Составьте предложение с
этим словом.
Ученики задают
вопросы о составе
слогов, звуков.
букв ,
запрашивают
информацию с
какой буквы
начинается и
обобщают.
Затем находят это
слово в словаре и
записывают в
тетрадь.
Познавательные
УУД.
-уметь
ориентироваться
в
с в о е й
с и с т е м е
знаний:
отличать
н о в о е
о т
у ж е
и з в е с т н о г о
с
помощью учителя
Коммуникативные
УУД
-умение слушать и
понимать речь
других
затруднения
в
индивидуальной
деятельности
учащихся,
фиксируемое
ими самими.
3 мин
3.
Выявление
м е с т а
и
причины
затруднения.
Этап
предполагает
в ы я в л е н и е
и
фиксацию
учащимися
места, шага, где
возникло
затруднение;
определение
причины
затруднения
-
каких конкретно
знаний,
умений
не
хватает
для
решения
исходной задачи
такого
к л а с с а
или типа.
4 мин
Подберите к слову жёлтый
родственные слова ( работа
в парах)
Желтизна, желтеть,
желтоватый, жёлтенький
( На какие группы мы
можем разделить
родственные слова)
Назовите грамматические
характеристики слов
Желтеет, желтел,
пожелтеет
( работа в группах)
А можно ли отнести глагол
Желтеть к одной из этих
групп?
Учащиеся
рассуждают,
анализируют,
делают вывод
Желтеет – глагол,
наст. времени. ед.
ч. . 3л.
Желтел- глагол
прош. вр., ед. ч.,
м. р.
Пожелтеет –
глагол будущего
времени, ед.ч.. 3л.
Фиксируют
индивидуальное
затруднение
Коммуникативные
УУД
- у м е т ь
оформлять
свои мысли в устной
форме).
Осознанное
выполнение
заданий,
прослеживание
связи между целью и
мотивом
способствуют
формированию
личностных УУД
Познавательные
УУД:
-общеучебные:
структурирование
знания, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности;
-логические: анализ,
синтез, выбор
оснований для
сравнения.
4.
Построение
проекта
в ы хо д а
и з
затруднения
("открытие"
детьми
нового
знания).
Этап
предполагает
обдумывание
у ч а щ и м и с я
в
коммуникативно
й форме проекта
будущих
учебных
действий:
постановку
цели,
построение
Так какая будет сегодня
тема урока.(
неопределённая форма
глагола )
Какую поставим цель?
Что нас может
заинтересовать ?
(можно ли определить
время , число, лицо у
глагола неопределённой
формы)
Выделяют тему
и цель урока.
Предполагают ,
что будет
изучаться на
данном уроке.
Регулятивные УУД
- планирование
своей деятельности
- прогнозирование
поиска информации
Познавательные
УУД
- самостоятельное
выделение цели
Коммуникативные
УУД
- умение выражать
свои мысли
плана
достижения
ц е л и ,
в ы б о р
метода и средств
разрешения
проблемной
ситуации
(алгоритмы
модели,
учебник).
5 мин
5.Реализация
построенног
о
п р о е к т а .
Этап
предполагает
решение
исходной задачи
(обсуждение
различных
вариантов,
предложенных
учащимися,
выбор
оптимального
варианта);
фиксацию
преодоления
затруднения;
уточнение
характера
нового знания
.
3 мин
Где можно найти
интересующую нас
информацию?
Книгу нужно
содержать в чистоте.
Нельзя перегибать
переплет. Нельзя
вырывать из книги
страницы, писать в
ней.
Найдите глаголы.
Составим алгоритм
определения глагола
неопределённой формы
1 на какой вопрос отвечает
2 какой суффикс.
Что можете сказать
Сделаем вывод.
Как мы будем находить
глаголы неопределённой
формы
Учащиеся
предлагают найти
информацию в
учебнике, сети
интернет в книге
Из
предложенного
текста находят
глаголы.
Составляют
алгоритм.
Анализируют .
делают вывод
У глаголов в
неопределённой
форме нельзя
определить
время, число и
лицо
Коммуникативные
УУД:
-планирование
учебного
сотрудничества со
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
управление
поведением
партнера; умение
выражать свои
мысли.
Регулятивные УУД:
-прогнозирование
(при анализе
пробного действия
перед его
выполнением).
6. Первичное
закрепление
с
проговарива
н и е м
в о
внешней
речи.
Этап
предполагает
усвоение детьми
нового
способа
действий
пр и
решении
типовых задач с
их
проговаривание
м
во
внешней
речи
(фронтально,
в
п а р а х
и л и
Учащиеся работают в
группах. Обсуждают.
Задание. Читают текст
учебника. Отвечают на
вопросы по карточке.
Коммуникативные
УУД:
-сотрудничество
со сверстниками в
поиске и сборе
информации
Познавательные
УУД
общеучебные:
-поиск и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
группах).
8 мин
Поработаем
по тесту
упражнения
№ 136 с. 84-
85
Прочитайте
задание. Как
вы понимаете
.
Поупражняем
ся ещё .
Давайте
разделимся
на группы
1и 2 группа
– замените
словосочетан
ие глаголом
неопределённ
ой формы
3 и 4группа –
Замените
фразеологизм
глаголом
неопределённ
ой формы
5 группа
-
заменяет
каждое
словосочетан
ие глаголом в
неопределённ
ой форме
6 группа
-
попробует
образовать
глаголы
неопределенн
ой формы от
других
частей речи
информационного
поиска;
смысловое чтение
и выбор чтения в
зависимости от
цели; умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание;
логические:
построение
рассуждений,
анализ, синтез.
Регулятивные
УУД постановки и
решения проблем:
самостоятельное
создание
способов решения
проблем
поискового
характера
логической цепи
7.
Самостоятел
ьная
работа
с
самопроверк
о й
п о
эталону .
Этап
предполагает
самостоятельное
выполнение
учащимися
з а д а н и я
с
использованием
нового
способа
действия,
самопроверку на
основе
сопоставления с
эталоном.
Эмоциональная
направленность
данного
эт апа
с о с т о и т
в
организации
,
по
возможности,
д л я
к а ж д о г о
ученика
ситуации
успеха,
мотивирующей
его к включению
в
дальнейшую
познавательную
деятельность.
8 мин
Проверим работу наших
групп. Проверим, что
хотели нам рассказать
авторы учебника.
Игра «Узнай меня».
Помогите найти глаголы
неопределённой формы
.
Скрипач, зажечь,
испечь, речь, обжечь,
ночь, врач, беречь,
ткач, прилечь, грач,
беречься
1 ученик от
группы
рассказывает по
своей карточке .
Другие учащиеся
могут дополнять ,
оценивают ответ.
Находят отличия
неопределённой
формы глагола от
других частей
речи
РегулятивныеУУД :
-контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном;,
коррекция; оценка –
оценивание качества
и уровня усвоения;
коррекция.
Познавательные
УУД:
общеучебные:
-умение осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание
8.
Включение в
систему
з н а н и й
и
повторение .
Этап
предполагает
выявление
границ
применения
нового
знания,
повторение
учебного
содержания,
необходимого
для обеспечения
содержательной
непрерывности.
5 мин
Поработаем в тетради
- зачем нам так важно
изучить глаголы
неопределённой формы.
Проведём исследование
Поставьте глагол учить во
все возможные временные
формы наст. вр- учит прош.
вр - учил
буд. вр будут учить
А теперь попробуем
поставить глагол научить
почему не получается
форма настоящего времени.
– действие уже произошло
Анализируют,
сравнивают
заполняют
модель, делают
вывод
Познавтельные УУД
-моделирование
вид
Нас.
в
Про
ш. в
Буд.
в
Нес
ов. в
+
+
2
слов
а
Сов.
В.
-
+
+
- анализ и синтез
9. Рефлексия
Какую мы поставили цель.
Учащиеся
Регулятивные УУД.
учебной
деятельност
и .
Этап
предполагает
оценивание
учащимися
собственной
деятельности,
фиксацию
неразрешённых
затруднений
на
у р о к е
к а к
направлений
будущей
учебной
деятельности,
обсуждение
и
запись
домашнего
задания.
2 мин
Мы её достигли. Где ещё
можно потренироваться.
В с е
н ау ч н ы е
г р у п п ы
х о р о ш о
п о р а б о т а л и .
С п р а в и л и с ь
с о
с в о е й
задачей без ошибок, сумели
выделить главное, поэтому
вашу
работу
оценю
на
отлично.
-
Какое
настроение
у
вас
после этого урока?.
.
оценивают свою
деятельность на
уроке.
-оценивание
правильности
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки.
Личностные УУД
-способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности)
Приложение
Карточки
для работы в группах
1 группа
Замените каждое словосочетание
глаголом в неопределённой форме
и запишите
Разговаривать громко- кричать
дать ответ -
покрыть краской -
лить слёзы -
сделать подарок -
сделать проверку -
2 группа
Замените каждое словосочетание
глаголом в неопределённой форме и
запишите
Сделать подарок- подарить
сделать покупку-
одержать победу-
резать пилой-
оказывать помощь-
давать корм -
3 группа
Объясните фразеологизм одним
глаголом, употребив его в
неопределенной форме
Следите за вопросом
!
Держать язык за зубами -
Зарубить на носу -
Повесить нос -
Слова для справок: радовался,
похвалить, запомнили, грустил,
голодал, молчал, обманывали,
кричали, наказал
5 группа
«
Замени одним словом». (Нужно
4 группа
Объясните фразеологизм одним
глаголом, употребив его в
неопределенной форме
Следите за вопросом!
Показать, где раки
зимуют -
Пускать пыль в глаза -
Слова для справок: радовался,
похвалить, запомнили, грустил,
голодал, молчал, обманывали,
кричали, наказал
6 группа
Образуйте глаголы неопределенной
заменить каждое словосочетание
глаголом в неопределённой форме).
Есть вечером-
Становиться зелёным-
Находиться в действии-
Уничтожаться огнём-
Испытывать желание-
формы от других частей речи:
От имени существительного:
бритва - брить
коса -……..
пила -……..
свет -…….
чтение -……
смех -…….
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
На уроке использовались методы и приёмы , направленные на формирование УУД
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных
его этапах.
Так личностные
УУД
формируются
во время организационного момента
(самоопределение),
при
проверке
домашнего
задания
и
постановке
проблемы
(смыслообразование).
Морально-этическая
ориентация
осуществляется
в
рамках
работы при затрагивании вопросов отношения к книге
Познавательные
УУД формируются в исследовательской работе при добывании
новых знаний (работа с новой информацией из учебника, словаря и дополнительной
литературой);
при
подготовке
выступлений
по
инструкционным
картам
(
использование
знако-символических
средств,
схем
решения);
при
постановке
проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических
операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД
формируются
на
этапах
деления
на
группы,
выборе
выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью,
проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД
- речевая деятельность, навыки
сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах .Особенно
эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены
планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.