Напоминание

Неопределённая форма глагола


Автор: Коваль Ангелина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г. Касимов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Неопределённая форма глагола
Раздел: начальное образование





Назад




Фамилия, имя, отчество Коваль Ангелина Валерьевна Район Рязанский Место работы МБОУ СШ № 1 г. Касимов Должность Учитель начальных классов УМК Школа 2100 Тема урока Неопределённая форма глагола Тип урока Урок ознакомления с новым материалом
Цель урока:
познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой Планируемые результаты Предметные результаты -содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола; -упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы; -способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов; -содействовать развитию письменной связной речи учащихся; -продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся; -воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве. Метапредметные результаты РегулятивныеУУД –-учить принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; - учить использовать знаково-символические средства, схемы; Коммуникативные УУД - использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное Личностные - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию - формирование мотивации к обучению и познанию - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии - формирование уважительного отношения к иному мнению Оборудование: у учителя: -ноутбук , мультимедийный проектор, экран, карточки , презентация учителя, у учащихся: -учебник и тетрадь Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./Л.Ф.
Климанова, Т.В. Бабушкинак – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. литература 1. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. М. Просвещение 2012г. 2. Сборник рабочих программ « Школа 2100» М. Просвещение 2011г. 3. Интернет – ресурсы Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучаю щихся с указани ем форм организ ации Формируемые УУД (с указанием конкретны х действий)
1.Мотивация

(самоопредел

е н и е )

к

учебной

деятельност

и
.
2 мин
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать. Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока. Личностные УУД - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
2.

Актуализаци

я

знаний

и

фиксация

индивидуаль

ного

затруднения

в

п р о б н о м

действии.
Этап предполагает создание м о т и в а ц и и к самостоятельно му выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и н а в ы к о в , достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующи х мыслительных операций; создание Запишите в тетради число и классная работа. Для орфографической разминки я задумала слово - узнайте его Жёлтый- прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков - Составьте предложение с этим словом. Ученики задают вопросы о составе слогов, звуков. букв , запрашивают информацию с какой буквы начинается и обобщают. Затем находят это слово в словаре и записывают в тетрадь. Познавательные УУД. -уметь ориентироваться в с в о е й с и с т е м е знаний: отличать н о в о е о т у ж е и з в е с т н о г о с помощью учителя Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать речь других
затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
3 мин

3.

Выявление

м е с т а

и

причины

затруднения.
Этап предполагает в ы я в л е н и е и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого к л а с с а или типа.
4 мин
Подберите к слову жёлтый родственные слова ( работа в парах) Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький ( На какие группы мы можем разделить родственные слова) Назовите грамматические характеристики слов Желтеет, желтел, пожелтеет ( работа в группах) А можно ли отнести глагол Желтеть к одной из этих групп? Учащиеся рассуждают, анализируют, делают вывод Желтеет – глагол, наст. времени. ед. ч. . 3л. Желтел- глагол прош. вр., ед. ч., м. р. Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л. Фиксируют индивидуальное затруднение Коммуникативные УУД - у м е т ь оформлять свои мысли в устной форме). Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД Познавательные УУД: -общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
4.

Построение

проекта

в ы хо д а

и з

затруднения
("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание у ч а щ и м и с я в коммуникативно й форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение Так какая будет сегодня
тема урока.(
неопределённая форма глагола
)
Какую поставим
цель?
Что нас может заинтересовать ? (можно ли определить время , число, лицо у глагола неопределённой формы) Выделяют тему и цель урока. Предполагают , что будет изучаться на данном уроке. Регулятивные УУД - планирование своей деятельности - прогнозирование поиска информации Познавательные УУД - самостоятельное выделение цели Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли
плана достижения ц е л и , в ы б о р метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
5 мин

5.Реализация

построенног

о

п р о е к т а
. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания .
3 мин
Где можно найти интересующую нас информацию? Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя перегибать переплет. Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней. Найдите глаголы. Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы 1 на какой вопрос отвечает 2 какой суффикс. Что можете сказать Сделаем вывод. Как мы будем находить глаголы неопределённой формы Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет в книге Из предложенного текста находят глаголы. Составляют алгоритм. Анализируют . делают вывод У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, число и лицо Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). 6.
Первичное

закрепление

с

проговарива

н и е м

в о

внешней

речи.
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий пр и решении типовых задач с их проговаривание м во внешней речи (фронтально, в п а р а х и л и Учащиеся работают в группах. Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке. Коммуникативные УУД: -сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов
группах).
8 мин
Поработаем по тесту упражнения № 136 с. 84- 85 Прочитайте задание. Как вы понимаете . Поупражняем ся ещё . Давайте разделимся на группы 1и 2 группа – замените словосочетан ие глаголом неопределённ ой формы 3 и 4группа – Замените фразеологизм глаголом неопределённ ой формы 5 группа - заменяет каждое словосочетан ие глаголом в неопределённ ой форме 6 группа - попробует образовать глаголы неопределенн ой формы от других частей речи информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

7.

Самостоятел

ьная

работа

с

самопроверк

о й

п о

эталону
. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися з а д а н и я с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного эт апа с о с т о и т в организации , по возможности, д л я к а ж д о г о ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8 мин
Проверим работу наших групп. Проверим, что хотели нам рассказать авторы учебника. Игра «Узнай меня». Помогите найти глаголы неопределённой формы . Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься 1 ученик от группы рассказывает по своей карточке . Другие учащиеся могут дополнять , оценивают ответ. Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи РегулятивныеУУД
:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные УУД: общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
8.

Включение в

систему

з н а н и й

и

повторение
. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
5 мин
Поработаем в тетради - зачем нам так важно изучить глаголы неопределённой формы. Проведём исследование Поставьте глагол учить во все возможные временные формы наст. вр- учит прош. вр - учил буд. вр будут учить А теперь попробуем поставить глагол научить почему не получается форма настоящего времени. – действие уже произошло Анализируют, сравнивают заполняют модель, делают вывод Познавтельные УУД -моделирование вид Нас. в Про ш. в Буд. в Нес ов. в + + 2 слов а Сов. В. - + + - анализ и синтез
9. Рефлексия
Какую мы поставили цель. Учащиеся Регулятивные УУД.

учебной

деятельност

и
. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на у р о к е к а к направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
2 мин
Мы её достигли. Где ещё можно потренироваться. В с е н ау ч н ы е г р у п п ы х о р о ш о п о р а б о т а л и . С п р а в и л и с ь с о с в о е й задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично. - Какое настроение у вас после этого урока?. . оценивают свою деятельность на уроке. -оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Приложение
Карточки для работы в группах
1 группа Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите Разговаривать громко- кричать дать ответ - покрыть краской - лить слёзы - сделать подарок - сделать проверку - 2 группа Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите Сделать подарок- подарить сделать покупку- одержать победу- резать пилой- оказывать помощь- давать корм - 3 группа Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме Следите за вопросом ! Держать язык за зубами - Зарубить на носу - Повесить нос - Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал 5 группа « Замени одним словом». (Нужно 4 группа Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме Следите за вопросом! Показать, где раки зимуют - Пускать пыль в глаза - Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал 6 группа Образуйте глаголы неопределенной
заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме). Есть вечером- Становиться зелёным- Находиться в действии- Уничтожаться огнём- Испытывать желание- формы от других частей речи: От имени существительного: бритва - брить коса -…….. пила -…….. свет -……. чтение -…… смех -…….
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
На уроке использовались методы и приёмы , направленные на формирование УУД В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так
личностные
УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках работы при затрагивании вопросов отношения к книге
Познавательные
УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, словаря и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные
УУД формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно,
коммуникативные
УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах .Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. На уроке проведена
рефлексия
учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


В раздел образования