Напоминание

Ролевая игра в обучении английскому языку


Автор: Журавлева Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Ролевая игра в обучении английскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Ролевая игра в обучении английскому языку.

Проблема

использования

игр

в

методике

обучения

английскому

языку

не

нова.

Ее

актуальность остается и по сей день. Игра является самым сильным мотивирующим фактором,

который

удовлетворяет

потребность

школьников

в

новизне

изучаемого

материала

и

разнообразии

выполняемых

упражнений.

Использование

разнообразных

приемов

обучения

способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и

слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра, а именно ролевая игра,

дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра – методический

прием,

относящийся

к

группе

активных

способов

обучения

практическому

владению

иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной

практической

деятельности

людей,

создает

условия

реального

общения.

Эффективность

обучения

обусловлена

в

первую

очередь

взрывом

мотивации,

повышением

интереса

к

английскому языку. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и

старшем.

Ролевая

игра

мотивирует

речевую

деятельность,

так

как

обучаемые

оказываются

в

ситуации, когда есть потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-либо

поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия

равенства

в

речевом

партнерстве.

Игра

дает

возможность

робким,

неуверенным

в

себе

учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый

получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,

поддержать

ее,

прервать

собеседника,

в

нужный

момент

согласиться

с

его

мнением

или

опровергнуть, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и

т.д.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников,

способствуют осознанному освоению английского языка. Они развивают такие качества, как

самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работают. Помогают друг

другу, внимательно слушают своих товарищей.

Е. И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре на иностранных языках

как особому виду детской деятельности:

* Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать

дети, а также ролей игровых предметов;

* Обязательное осознание детьми игрового результата;

* Осознание

детьми

правила,

соблюдение

которого

позволяет

достичь

требуемого

результата;

* Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает

индивидуальную активность при коллективной форме игры.

При этом важен учет следующих обстоятельств:

1)

Учитель должен четко понимать, какой именно навык, умение тренируется в игре;

2)

Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительного усилия;

3)

Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках –

таким правилам может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не

механического подражания;

4)

В обучении младших школьников не следует пользоваться системой отметок;

5)

Выбор игры должен органически вплетаться в план занятия.

Наблюдения показывают, что школьники сохраняют в себе потребность игры, которая

была их основным видом деятельности в детском возрасте. Способность играть выражается в

том, что ученики охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный

или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры

сказочного

содержания.

Например,

с

целью

отработки

в

устном

высказывании

некоторых

вопросов о погоде, временах года, природных явлениях используется ролевая игра по сюжету

сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных

ответов разрешают им войти. Вопросы могут быть следующие: Who are you? What season is it

now? Is it warm or cold today? When does it snow? etc. Участники игры не только охотно

принимают принимаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, элементы костюмов,

в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Являясь

моделью

межличностного

общения,

ролевая

игра

вызывает

потребность

в

общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, в этом смысле она

выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую

игру

моно

отнести

к

обучающим

играм,

поскольку

она

определяет

выбор

языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать

общение учащихся в различных речевых ситуациях. В этом плане ролевая игра обеспечивает

обучающую функцию.

В ролевых играх воспитываются дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность,

готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность и т.д., т. е. можно

говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть

себя

с

позиции

партнера

по

общению.

Она

ориентирует

учащихся

на

планирование

собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать

свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра

выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность

выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление

желания подростков, ролевая игра реализует компенсаторную функцию.

Конечно,

урок

английского

языка

это

не

только

игра.

Доверительность

и

непринужденность

общения

учителя

учениками,

возникшие

благодаря

общей

игровой

атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых

реальных ситуаций.

Примеры ролевых игр.

Ролевая игра «Театралы» (“Theatre – Goes”). Упражнение в подстановке.

Задание первому партнеру (девочке).

Вы – Алиса. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера.

Задание второму партнеру – мальчику.

Вы – Майкл. Скажите, в каком театре побывали на прошлой неделе.

I went to the Opera and Ballet Theatre yesterday.

And I went to the Puppet Theatre last week.

Ролевая игра «Близнецы» (“Twins”). Упражнение в имитации.

Задание первому партнеру.

Вы

участник

школьной

художественной

самодеятельности.

Мечтаете

стать

профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами.

Задание второму партнеру.

Вы – одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас

прозвали близнецами.

I am interested in opera.

I am interested in opera too.

Примеры варьируемых элементов: opera and ballet, drama, comedy, tragedy, musical

comedy, classical music, pop music.

Ролевая игра «Послы».

Класс делится на подгруппы, не менее пяти человек. Каждая группа загадывает,

например, профессию или животного, или знаменитость и т.д. Приняв на себя данную

роль, один представитель идет в другую группу и отвечает там, на вопросы от имени этого

персонажа. Если догадываются, кто он, берут его в «плен», а группа выбирает другого

посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен больше пленников.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении

английского языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение

иностранным языком радостным, творческим и коллективным.



В раздел образования