Напоминание

Формирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей участие обучающихся в исследовательских конкурсах.


Автор: Брежнева Ольга Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ОБУ ДО "Курский ОДЭБЦ"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей участие обучающихся в исследовательских конкурсах.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Формирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей

участие обучающихся в исследовательских конкурсах.
Запрос общества на способность самостоятельно добывать знания, способность к творчеству, особенно интеллектуальному, ставит перед учреждениями дополнительного образования детей задачу поиска таких инновационных форм, которые будут способствовать усилению внутренней мотивации интеллектуального, творческого развития и саморазвития обучающихся. К таким формам относится исследовательская деятельность обучающихся. Начинать любую исследовательскую деятельность нужно с понимания того, что такое исследовательская работа. Это творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Педагог на всех этапах работы должен ясно осознавать, что ожидаемых результатов должно быть два – внешний и внутренний. Внешний – это то, что ребёнок творит своими руками: проект, макет, поделка, исследовательская работа. Внутренний, самый главный – опыт ребёнка, новые знания, которые выделяют его как творческую личность. Кроме того, исследовательская работа – это результат сотрудничества педагога и обучающегося. Успешно развивать творческие способности обучающихся можно через их участие в исследовательских конкурсах. В ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ» ежегодно проводится более 18 областных массовых мероприятий, которые имеют различную тематическую направленность: природоохранную, эколого-краеведческую, эколого- эстетическую, естественнонаучную. Остановимся на 4-х областных конкурсах е сте ственнонаучной направленности: юниорский лесной конкурс «Подрост», «Конкурс юных исследователей окружающей среды», областная выставка «Юннат», конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
Почему выбраны именно эти конкурсы? 1. Результаты этих конкурсов оцениваются на различных уровнях: районный, региональный, всероссийский. 2. В данных конкурсах есть исследовательские номинации. Анализ результатов конкурсов позволил выявить следующие тенденции (анализ проводился за три последних года). Таблица 1. Количество районов, участвовавших в конкурсах. " " " " " " " "
14

21

12

14

8

22

12

16

15

25

15

17

Количество районов, участвовавших в конкурсах
2012-2013 2013-2014 2014-2015 Таблица 2. Участие обучающихся Центра в конкурсах Период Название исследовательских конкурсов Юниорский лесной конкурс «Подрост» Областная выставка «Юннат» Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Конкурс юных исследователей окружающей среды 2012-2013 - - - - 2013-2014 - - - - 2014-2015 Соломатина Юлия, обучающаяся объединения «Наш лес» (рук. пдо Винакурова Ж.И.) - - Легощева Екатерина, Зубкова Ксения, обучающиеся объединения «Друзья природы» (рук. пдо Мальцева Е.И.)
Такая картина объясняется двумя причинами: 1. Объективный фактор – возрастной критерий (в соответствии с Положениями о конкурсах) Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» - возраст 12-18 лет; Конкурс юных исследователей окружающей среды – возраст 14-18 лет; Юниорский лесной конкурс «Подрост» - возраст 12-18 лет; Областная выставка «Юннат» - возраст 12-18 лет. 2. Субъективный фактор – контингент обучающихся – начальная школа; наличие 1-годичных общеразвивающих программ дополнительного образования детей; от сут ствие у педагогов интере с а к исследовательской деятельности. Возникает вопрос как активизировать деятельность педагогов по отношению к исследовательской деятельности? Необходимо формировать предметно-пространственную среду, которая обеспечит участие обучающихся в исследовательских конкурсах. Предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и поисковыми материалами. В Центре компонентами предметно-пространственной среды являются учебно-опытный участок, живой уголок, оранжерея, теплица, сад, дендропарк, учебные лаборатории. При формировании среды необходимо знать, что она должна быть вариативной, насыщенной, трансформируемой. Насыщенность среды-должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов детей. Вариативность среды предполагает наличие различных объектов для исследования, разнообразие материалов, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Исследовательской деятельностью мы должны заниматься и это не зависит от нашего желания, существуют нормативно-правовые документы, где прописано что исследовательская деятельность является нашей обязанностью. Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. N1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». В котором говорится, что в рабочее время педагогических работников, в зависимости от занимаемой должности, включается учебная работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методиче ская, подготовительная, организационная, диагностическая работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Почему обучающимся необходимо участвовать в исследовательских конкурсах? Участие в конкурсах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентноспособность, бе з которой в современном м и р е необычайно сложно достичь успеха. Обучающиеся начинают создавать и пополнять свой портфолио. Напомню, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы наряду с аттестатом об образовании. Для справки: портфолио – это индивидуальный "портфель" образовательных достижений, в том числе результаты районных, областных олимпиад, конкурсо, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
У детей расширяется кругозор, мышление выходит на новый уровень, становится понятийным, логиче ским, повышаются умственные возможности поисково-творческой деятельности. Пошаговая методика исследовательской деятельности может выглядеть следующим образом: 1 шаг. Найти проблему – что нужно изучать. Проблема берётся из реальной жизни. 2 шаг. Выбор темы – её формулировка. Тема должна быть яркой, интересной, конкретной и соответствовать возрасту ребёнка. 3 шаг. Актуальность – почему эту проблему надо изучать? 4 шаг. Цель – какой результат работа должна принести? 5 шаг. Гипотеза – что не очевидно (здесь уместны фразы: «если…, то…») 6 шаг. Задачи: что делать – теоретически и практически. 7 шаг. Методы исследования – как что исследовать. 8 шаг. Сбор информации, выбор способа представления работы (в нашем случае это презентация), практическая деятельность. 9 шаг. Выводы (соотносятся с задачи). 10 шаг. Подведение итогов должно быть ярким: опыта, выставки, поделки, участие в конкурсах. 11 шаг. Осмысление итогов работы, её значимости, как влияют результаты работы на практику, перспективы на будущее.


В раздел образования