Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры с обучающимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья."


Автор: Ходус Валерия Сергеевна
Должность: учитель физической ккультуры
Учебное заведение: ГКОУ "Волжская школа №1"
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры с обучающимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья."
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры с обучающимися

начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Ходус Валерия Сергеевна

учитель по физической культуре, ГКОУ «Волжская школа №1

г. Волжского Волгоградской области.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет

собой совокупность требований обязательных при реализации основных

образовательных программ общего образования, требований к структуре,

результатам и условия реализации основной образовательной программы.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из

главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о

здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом

состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу поставлено общее здоровье:

физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И

теперь задача учителя - не просто вести уроки в чистом помещении, следить

за осанкой и проводить общеукрепляющие упражнения. Важнее создавать

психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе,

формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья

ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим,

многогранным, затрагивающим множество

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения

центральной нервной системы различной степени, отклонения в

психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью.

Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет

восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет

познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в

практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном

щадящем режиме и таком же отношении к ним. Таким образом, возрастает

потребность реализации педагогами образовательных учреждений

технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие

психофизического потенциала школьников, активизацию двигательной

деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к

разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. На решения проблем,

связанных с ОВЗ были призваны здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система

воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и

педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Здоровьесберегающее

обучение ориентировано на обеспечение психического, физического и

нравственного здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров: 1) учёт

особенностей класса (изучение и понимание человека); 2) создание

благоприятного психологического фона на уроке; 3) использование приёмов,

способов, соответствующих появлению и сохранению интереса к учебному

материалу; 4) создание условий для самовыражения учащихся; 5) обращение

к разнообразным видам деятельности; 6) предупреждение гиподинамии.

Правильно организованное здоровьесберегающее обучение.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к

укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках

осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды

деятельности: проведение комплексной диагностики физического здоровья

обучающихся; организация учебных занятий со здоровьесберегающей

направленностью; пропаганда здорового образа; применение физических

упражнений для профилактики заболеваний; применение комплексов

упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные

заболевания. Организация учебных занятий со здоровьесберегающей

направленностью для детей с ОВЗ предполагает более тесное сотрудничество

преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский

контроль здоровья школьников.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть,

основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17

минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части

урока, активизируют функциональные системы для выполнения

последующей 4 физической работы в течение занятия и оказывают

непосредственный лечебно профилактический эффект. Основными в

подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на

профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по

канату, передвижение по гимнастической стенке и др.); беговые упражнения

не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, с крестными

шагами); дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с

элементами дыхательной гимнастики).

Здоровьесберегающие технологии «Волжская школа №1» интегрирует все

направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению

здоровья учащихся.

Деятельность педагога при реализации здоровьесберегающих технологий на

уроках физической культуры включает знакомство с результатами

медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе;

помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и

семьи в целом. Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из

приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и

педагога по физической культуре.

При планировании и проведении урока для детей с ОВЗ акцент ставится на

основные современные требования к уроку физической культуры с

комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность

урока; включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся,

способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа

жизни и потребностей в нем; оптимальное сочетание различных видов

деятельности; выбор методов и приёмов обучения, способствующих

активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся с ОВЗ;

формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных

возможностей; создание благоприятного психологического климата,

ситуации успеха и эмоциональной разрядки; включение в урок приемов и

методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма,

развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в

итоговой его части. Основные ориентиры при проведении уроков,

направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья

учащихся с ОВЗ определяются принципами: принцип двигательной

активности; принцип оздоровительного режима; принцип формирования

правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.; принцип

реализации эффективного закаливания; принцип психологической

комфортности; принцип опоры на индивидуальные особенности и

способности ребёнка.

В процессе всех уроков прививаются гигиенические навыки ребенку,

предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в

частности, режима движений в течение дня. Учим детей правильному

дыханию, приемам массажа (самомассажа).

В

ГКОУ

«Волжской

школе

№1»

организуются

и

проводятся

утренние

зарядки,

спортивные

праздники,

«Весёлые

старты»,

Дни

здоровья,

товарищеские

встречи

по

футболу

с

игроком

ФК

«Ротор»,

«Недели

здоровья»,

ежегодная

спортивно-патриотическое

мероприятие

«Зарница»,

«Мама папа я-спортивная семья!», конкурс «Силачей», товарищеские матчи

по «пионерболу», футболу, организуется подготовка команд к школьным,

районным

и

областным

соревнованиям. В

спортивно-массовых

мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше

детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и областного уровня во

многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

Вместе

с

учащимися

ведем

активную

агитационную

работу

по

пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные

уголки, стенды.



В раздел образования