Автор: Ходус Валерия Сергеевна
Должность: учитель физической ккультуры
Учебное заведение: ГКОУ "Волжская школа №1"
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры с обучающимися начальных классов с ограниченными возможностями здоровья."
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры с обучающимися
начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Ходус Валерия Сергеевна
учитель по физической культуре, ГКОУ «Волжская школа №1
г. Волжского Волгоградской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет
собой совокупность требований обязательных при реализации основных
образовательных программ общего образования, требований к структуре,
результатам и условия реализации основной образовательной программы.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из
главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о
здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом
состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу поставлено общее здоровье:
физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И
теперь задача учителя - не просто вести уроки в чистом помещении, следить
за осанкой и проводить общеукрепляющие упражнения. Важнее создавать
психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе,
формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья
ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим,
многогранным, затрагивающим множество
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения
центральной нервной системы различной степени, отклонения в
психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью.
Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет
восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет
познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в
практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном
щадящем режиме и таком же отношении к ним. Таким образом, возрастает
потребность реализации педагогами образовательных учреждений
технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие
психофизического потенциала школьников, активизацию двигательной
деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к
разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. На решения проблем,
связанных с ОВЗ были призваны здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система
воспитательнооздоровительных, коррекционных и профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и
педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Здоровьесберегающее
обучение ориентировано на обеспечение психического, физического и
нравственного здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров: 1) учёт
особенностей класса (изучение и понимание человека); 2) создание
благоприятного психологического фона на уроке; 3) использование приёмов,
способов, соответствующих появлению и сохранению интереса к учебному
материалу; 4) создание условий для самовыражения учащихся; 5) обращение
к разнообразным видам деятельности; 6) предупреждение гиподинамии.
Правильно организованное здоровьесберегающее обучение.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к
укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках
осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды
деятельности: проведение комплексной диагностики физического здоровья
обучающихся; организация учебных занятий со здоровьесберегающей
направленностью; пропаганда здорового образа; применение физических
упражнений для профилактики заболеваний; применение комплексов
упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные
заболевания. Организация учебных занятий со здоровьесберегающей
направленностью для детей с ОВЗ предполагает более тесное сотрудничество
преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский
контроль здоровья школьников.
Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть,
основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17
минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части
урока, активизируют функциональные системы для выполнения
последующей 4 физической работы в течение занятия и оказывают
непосредственный лечебно профилактический эффект. Основными в
подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на
профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по
канату, передвижение по гимнастической стенке и др.); беговые упражнения
не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, с крестными
шагами); дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с
элементами дыхательной гимнастики).
Здоровьесберегающие технологии «Волжская школа №1» интегрирует все
направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению
здоровья учащихся.
Деятельность педагога при реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры включает знакомство с результатами
медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе;
помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и
семьи в целом. Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из
приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и
педагога по физической культуре.
При планировании и проведении урока для детей с ОВЗ акцент ставится на
основные современные требования к уроку физической культуры с
комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность
урока; включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся,
способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа
жизни и потребностей в нем; оптимальное сочетание различных видов
деятельности; выбор методов и приёмов обучения, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся с ОВЗ;
формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных
возможностей; создание благоприятного психологического климата,
ситуации успеха и эмоциональной разрядки; включение в урок приемов и
методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма,
развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в
итоговой его части. Основные ориентиры при проведении уроков,
направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья
учащихся с ОВЗ определяются принципами: принцип двигательной
активности; принцип оздоровительного режима; принцип формирования
правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.; принцип
реализации эффективного закаливания; принцип психологической
комфортности; принцип опоры на индивидуальные особенности и
способности ребёнка.
В процессе всех уроков прививаются гигиенические навыки ребенку,
предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в
частности, режима движений в течение дня. Учим детей правильному
дыханию, приемам массажа (самомассажа).
В
ГКОУ
«Волжской
школе
№1»
организуются
и
проводятся
утренние
зарядки,
спортивные
праздники,
«Весёлые
старты»,
Дни
здоровья,
товарищеские
встречи
по
футболу
с
игроком
ФК
«Ротор»,
«Недели
здоровья»,
ежегодная
спортивно-патриотическое
мероприятие
«Зарница»,
«Мама папа я-спортивная семья!», конкурс «Силачей», товарищеские матчи
по «пионерболу», футболу, организуется подготовка команд к школьным,
районным
и
областным
соревнованиям. В
спортивно-массовых
мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше
детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и областного уровня во
многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
Вместе
с
учащимися
ведем
активную
агитационную
работу
по
пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные
уголки, стенды.