Автор: Леонова Анна Германовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 518
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Возможности Столичного Образования для формирования коммуникативной компетенции современных московских школьников.
Раздел: среднее образование
ВОЗМОЖНОСТИ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
В
настоящее
время
перед
образовательной
системой
города
Москвы
стоит
множество различных задач. Одна из первоочередных – подготовить школьников к жизни
в быстроменяющемся обществе.
В основе Федерального государственного стандарта второго поколения общего
образования лежит системно-деятельностный подход, при котором важной составляющей
является
умение
человека
самостоятельно
действовать
в
нестандартных
ситуациях,
добывать нужную информацию и генерировать новые решения.
Особое внимание при этом уделяется метапредметным результатам и ключевым
компетенциям,
в
частности,
говорится,
что
социальная,
коммуникативная,
информационная
и
образовательная
осведомленность
является
совокупностью
формирования компетентностной значимости школьника.
Коммуникативная
компетенция
школьника
–
это
способность
правильно
действовать в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы
деятельности. Эти навыки нужны для социальной адаптации учащегося. Таким образом,
формирование
коммуникативной
компетенции
школьников
становится
приоритетной
задачей для школы.
Кроме
того,
Федеральный
Государственный
Общеобразовательный
Стандарт
уделяет особое внимание овладению универсальными действиями, такими как, готовность
участвовать в диалоге, умение аргументировать, оценивать происходящее, распределять
ключевые позиции в социуме, находить решение в нестандартных моментах с учетом
позиции всех сторон.
В этой связи особо следует отметить Федеральную целевую программу развития
образования на 2016-2020 годы, Национальную образовательную инициативу «Наша новая
школа», где необходимость формирования наиболее значимых компетенций обозначена
как одна из ключевых задач образования.
В частности, в этом проекте говорится, что школа будущего – это, прежде всего,
центр взаимодействия с родителями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта,
дополнительного образования, а также с другими организациями социальной сферы.
Что же предлагает Правительство Москвы, Московский Департамент Образования
для развития коммуникативной компетенции школьника? Первоочередная роль в этом,
безусловно, отводится развитию городской среды, которая способствует всесторонней
социальной интеграции школьника.
Использование и внедрение современных информационных технологий создает
условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Что особенно важно, в
столице наращивает обороты массовое участие детей в интеллектуальных соревнованиях,
олимпиадном движении. Множество кружков в настоящее время работают не только в
школах, но и при таких городских и муниципальных организациях как музеи, театры,
промышленные предприятия. В настоящее время в городе работают более 120 тысяч
кружков и секций, которые посещают более 80 тысяч детей.
Особо следует отметить два глобальных проекта. Один из них это проект «Готов к
учебе,
жизни
и
труду
в
современном
мире!».
В
его
основе
лежит
слияние
общего,
профильного, высшего и дополнительного образования на межпредметной основе, что
помимо прочего, способствует развитию навыков социального общения и коммуникации.
Важную
роль
в
развитии
профильного
обучения
играют
научные
организации
и
технопарки.
Второй глобальный проект – это проект «Московская Электронная Школа». В
настоящее
время
начата
полномасштабная
информатизация
столичной
системы
образования.
Особый
интерес
представляет
создание
общегородской
платформы
электронных образовательных материалов, электронные журнал и дневник. Благодаря
возможностям Московской Электронной Школы московский школьник адаптируется к
требованиям современного мира, получает навыки владения электронными средствами
для дополнительного овладения умениями дистанционной коммуникации на микро и на
макроуровне, учится контактировать посредством современных электронных систем.
Новая информационная среда и учебники позволяют детям дома просматривать
заранее записанные уроки, причем нужное количество раз, самостоятельно добывать
информацию и строить свою образовательную траекторию.
Такого рода возможности ведут к изменению метода обучения с объяснительного
на
деятельностный,
что
формирует
умение
школьника
самостоятельно
развиваться,
находить нужные знания, быть готовым к саморазвитию. Ведущую роль здесь призвана
занять стремительно развивающаяся в настоящее время проектная деятельность.
Новая система образования помогает школьникам чувствовать себя неотъемлемой
частью общества, вводит новую возможность – не только познавать, но и применять свои
навыки на практике.
Значимую роль в развитии городской среды играет создание новых архитектурных
решений, высококачественных ученических мест, благоустроенных школьных территорий,
новейшей школьной технологической среды.
Следует
отметить
особую
роль
программы
«Столичное
образование»,
которая
направлена на модернизацию образовательных учреждений в мегаполисе, в том числе
создание условий для детей с ограниченными возможностями и их социальной адаптации,
которая напрямую связана с уровнем коммуникативной компетенции всех участников
образовательного процесса. В столичных школах учатся более 20 тысяч таких детей. И их
количество растет.
Таким образом, развитие коммуникативной компетенции посредством создания
всех
необходимых
для
этого
условий
является
первоочередной
задачей
развития
столичного
образования
и
решается
Правительством
города
Москвы
и
Управлением
Столичного
Образования
в
полном
объеме.
Процесс
продолжает
стремительно
развиваться.