Автор: Терехова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Карачевский дом детского творчества
Населённый пункт: г. Карачев, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Традиции"
Раздел: дополнительное образование
Родительское собрание на тему: «Традиции в моей семье».
Цель родительского собрания: раскрыть влияние этнокультурных условий
на социального ребенка.
План:
1.
Исследовать культурное наследие семьи обучающегося.
2.
Объяснить понятие «ментальность», «традиции», «наследие».
3.
Обмен опытом с целью повышения культурного уровня.
Подготовка к родительскому собранию.
1.
Ученики получают задание исследовать традиции своей семьи.
2.
Школьники выбирают одну из понравившихся семейных
традиций и готовят проект.
3.
Подобрать высказывания, раскрывающие понятия
«ментальность», «традиции», «наследие».
4.
Подготовить похвальные грамоты и ценные призы для
награждения победителей.
Традиции - это прогресс в минувшем; в будущем прогресс станет
традицией. (Э. Эррио).
Владыка наш – традиция. А в ней
Свои благословения и препоны;
Неписаные правила сильней,
Чем самые свирепые законы. (И. Губерман).
Менталитет – это глубинный духовный склад, совокупность
коллективных представлений на неосознанном уровне,
присущий этносу, как большой группе людей.
Ход собрания:
1.
Вступительное слово п.д.о.
2.
Защита совместных проектов родителей и учеников.
3.
Награждение.
1.
Беседа педагога дополнительного образования.
Особенности психики и поведения, связанные с этнической
принадлежностью людей, складываются из двух составляющих:
биологической и социально – культурной. В актуальной жизни
значительно большую роль играет социально – культурная
составляющая психики и поведения людей. Влияние
этнокультурных условий на социализацию человека наиболее
существенно определяются тем, что принято называть
менталитетом.
Менталитет определяет свойственные его представителю
способы видеть и воспринимать окружающий мир и на
когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях.
Менталитет, в связи с этим, проявляется и в свойственных
представителям способах действовать в окружающем мире.
Менталитет, проявляясь в стабильных особенностях его
культуры, определяет, главным образом, глубинные основания
восприятия отношения его представителей к жизни.
Конкретизируя эти положения, можно говорить о том, что
менталитет во многом определяет отношение его представителей
к труду, специфические традиции, связанные с трудовой
деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем
уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного
счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого
поведения, в частности, понятия о приличиях, проявлениях
чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта,
сдержанности и т.д. В целом менталитет характеризует
оригинальность культуры той или иной нации. Влияние
менталитета очень велико во всех аспектах социализации
человека. Этот процесс связан с процессом воспитания и
образования. Менталитет влияет на воспитание подрастающих
поколений, как на относительно социально контролируемую
социализацию в связи с тем, что включает в себя концепции
личности и воспитания. В основе менталитета лежит социальный
опыт, который представляет самобытный синтез различного рода
умений и навыков, знаний и способов деятельности и мышления,
стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных
установок, запечатленных ощущений и переживаний.
Приобретение социального опыта способствует традиции,
сложившейся в семье и воспитательной организации.
Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее
поддержания и развития новыми поколениями. Семейные
традиции – самые важные в формировании ценностных
ориентаций ребенка. Сегодня мы проводим защиту проектов
«Традиция в моей семье». С этой целью ученики провели
исследования традиций в своих семьях и выбрали наиболее
значимую для них. Учащиеся подготовили проект, содержащий
рассказ о традиции, иллюстрации к нему. Защита проектов.
2.
Для того, чтобы оценить проект, мы пригласили жюри.
Кроме того, мы разработали критерии оценки проектов:
1.
Значимость традиции для семьи.
2.
Преемственность традиции поколениями.
3.
Иллюстрированность.
4.
Соблюдение регламента времени.
Далее каждая семья представляет проект «Традиции в моей семье».
Показ может сопровождаться рисунками, песнями или
приготовленными заранее блюдами.
3.
Церемония награждения победителей
. (Желательно
продумать так, чтобы не было проигравших).
Вывод
.
Мы еще раз пришли к выводу о значимости
семейного воспитания и примеры семьи в жизни ребенка. На
мой взгляд, очень наглядным было взаимодействие родителей
и детей. За время составления проекта почти все свободное
время вы провели со своими детьми. Многие дети впервые
узнали историческое прошлое своей семьи, возможно,
некоторые впервые услышали рассказ о прабабушках и
прадедушках. Представив свою семью на этом конкурсе, дети
по – другому будут относиться к своему прошлому; кто – то
займется историей своей семьи более подробно, узнает еще
более древние традиции своей семьи и составит свою
родословную. Кто – то решит повысить успеваемость, чтобы
не отставать от своих предков. Самое главное, чтобы дети
начали осознавать свою значимость в истории своей семьи.
Памятка для родителей:
1.
Чаще проводите положительные примеры из жизни
предков и современников в вашей семье.
2.
Искать и закреплять в сознании ребенка позитивные
традиции вашей семьи.
3.
Проследить жизнь предков и современников ваших
ближних родственников.
4.
Развивать культурные традиции вашей семьи.
5.
Попытаться внести свой вклад в развитие традиций
вашей семьи.
6.
Попытаться составить родословную своей семьи.