Напоминание

Групповая работа на уроке в начальной школе как средство повышения познавательной активности школьников.


Автор: Кузнецова Галина Рейнгольдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№8 г.Новоалтайска Алтайского края"
Населённый пункт: г.Новоалтайск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Групповая работа на уроке в начальной школе как средство повышения познавательной активности школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Групповая работа на уроках в

начальной школе как средство

повышения познавательной

активности школьников

.

Кузнецова Галина Рейнгольдовна

АКТУАЛЬНОСТЬ :

В

течение

многих

лет

школьное

обучение

основывалось

на

принципах

индивидуализма и соперничества. Такое обучение носило односторонний характер. Для

ученика

главным

становился

личный

успех,

который

противопоставлялся

неудачам

другого

ученика.

Безусловно,

умение

работать

самостоятельно

и

достигать

поставленных целей очень важно, но мы призваны готовить детей к жизни в мире

взрослых, где в настоящее время нормой профессиональной деятельности становится

взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под

силу

выполнить

в

одиночку.

Большую

роль

приобретает

умение

сотрудничать.

А

сотрудничество

в

группах

совместно

работающих

детей,

по

мнению

психологов,

является

«инкубатором»

самостоятельного

мышления,

познавательной

активности

ребенка.. Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего

обучения , стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей

умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в

получении новых знаний. Проблема развития познавательного интереса учащихся на

уроках

волнует

многих

учителей.

Меня

заинтересовал

такой

факт,

что

развитие

познавательного интереса учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся

знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников,

таких как учителя, сверстники, учебники. Учащиеся имеют склонности к некоторым

предметам,

для

их

развития,

учителю

необходимо

создать

условия,

чтобы

эти

склонности проявились, то есть заинтересовать предметом всех учеников.

Считаю, что использование групповой технологии:

- обеспечивает эффективность академических успехов обучающихся

-создает возможность понять индивидуальные потребности обучающихся,

-позволяет

формировать

коммуникативные

умения,

повысить

качество

ответов

обучающихся,

-

создает

позитивный

климат

для

изучения

предмета,

мотивируя

обучающихся

к

активной учебной деятельности на уроке,

-

позволяет

развивать

познавательную

самостоятельность

обучающихся

и

умения

ориентироваться в потоке информации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Исходя из темы самообразования было выбрано обучение в сотрудничестве , как одного

из направлений личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь девиза: « Саморазвитие

и самосовершенствование – залог успешности человека». Выстраивая свою

методическую систему, поставила для себя цель: создать на уроках и во внеурочной

деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных

возможностей обучащихся, их взаимодействия и сотрудничества в процессе обучения и

воспитания.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

-

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую

литературу по теме.

- Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии группового

обучения в образовательный процесс.

- Выявить и создать условия для внедрения технологии группового обучения в практику

работы (разработка заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с

элементами группового обучения).

-Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность группового

обучения, мотивацию обучающихся.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В своей работе я придерживаюсь правила — групповое обучение основывается на

четырех основных принципах:

- социальное взаимодействие;

- позитивная взаимозависимость;

- личная отчетность;

- доля участия каждого.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение

работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы.

В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для

работы лишь часть материала (структура типа “пила”);

-за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль; \

-вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;

-успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;

Принципы личной отчетности и доли участия каждого. Я считаю, очень важно обратить

внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной

работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но очень часто

инструкции учителя не приносят в этом смысле желаемого результата: некоторые

участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных товарищей,

которые фактически выполняют всю работу. Я задалась вопросом, каким образом

построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности за успех? При

планировании групповой работы я продумываю:

- каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы,

- дифференцированные задания для групп и отдельных учеников,

- личную отчетность каждого в той или иной форме.

Теоретическая база

Теоретическим основанием организации групповой работы являются идеи Л,В,

Выготского, Гальперина П. Я., Цукермана Г.А., М.С. Соловейчик.

Выдвигая идею ближайшего развития ребёнка Л.В. Выготский обосновывает

необходимость его сотрудничества со взрослыми.Как показывают исследования учёных, в

том числе и Л.В. Выготского сотрудничество- взаимопомощь, подражание необходимыми

факторами учебного процесса.Благодаря сотрудничеству учащийся приобретает

уверенность в своих знаниях, умениях, проявляет большую сообразительность, смекалку.

Сотрудничество не должно ограничиваться лишь взаимодействием ученика с учителем ,

оно обязательно должно предполагать и сотрудничество со сверстниками. Главная идея

обучения в сотрудничестве : учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Технология обучения в сотрудничестве обеспечиваетнеобходимые условия для

активизации познававательной и речевой деятельности каждого ученика группы,

предоставляет каждому из нихвозможность осознать, осмыслить новый материал.

Педагогическая значимость сотрудничества может быть понята на основе одного из

психологических законов , описанных С. Л. Рубинштейном.Этот закон подчёркивает

связь деятельности и развития личности.Взаимодействие является одним из основных

способов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка.В совместной

деятельности способности и возможности участников реализуются наиболее

полно.Дополняя друг друга , они достигают качественного нового уровня развития.

Успешность обучения обсловливается ещё и тем , что при сотрудничестве увеличивается

время активного говорения каждого ученика.Согласно теории поэтапного

формирования умственных действий любое такое действие сначала формируется во

внешней речи и лишь затем переходит во внутренний план. Групповая форма обучения –

это некое среднее звено , диалетически соединяющее в себе особенности фронтальной и

индивидуальной работы.

Образовательные технологии

При работе на уроках я использую технологию системно – деятельностного подхода.

Почему за основу взята именно технология деятельностного подхода? Можно ответить

словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках

интеллекта, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их

применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Одним словом, то, что сегодня

ребенок

умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится

способен

выполнять

самостоятельно.

При

составлении

рабочей

программы

с

использованием

УМК

по системе Л.В. Занкова я использую здоровьесберегающую,

технологию проблемного обучения , технологию разноуровнего обучения .

Методы обучения

В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса использую

различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего

использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для

формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации

работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и

навыков репродуктивные методы заменяю частично-поисковыми и исследовательскими,

так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в

нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе

обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и

исследовательские методы, в частности, метод проектов. В своей работе использую

методы групповой работы:

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах,

объединенных для решения общей задачи.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под

руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения

участников в процессе общения.

Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.

Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения

этих идей.

Групповой опрос - проводится для повторения и закрепления материала после завершения

определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в

соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. В своей

работе чаще всего использую кооперативное обучение, т.к. решение общей задачи

сплачивает учащихся, а также, работают все члены группы и мозговой штурм – при

изучении нового материала.

Средства обучения

Необходимым условием осуществления группового обучения является создание

комфортной удобной обстановки в учебном кабинете, который может рассматриваться как

элемент программно-методического обеспечения .Работа в группах требует

нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Если для парной работы

удобны обычные ряды, то для групповой работы столы надо ставить так, чтобы каждый

ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске; был в пределах

досягаемости от членов группы.

В кабинете есть современные технические средства: компьютер, мультимедиа-проектор,

подобран набор электронных изданий учебного назначения на( CD-ROM)

Формы обучения

Чтобы учебное сотрудничество было плодотворным , нужны активные формы

организации деятельностиобучающихся : работа в парах, группах, так как группова форма

организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному

обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений , и в

максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе

усвоения знаний. Достоинством этой формы является то, что каждая группа (пара)

работает в своём темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации

взаимопомощи.

Работа в паре

Одной из самых распространённых форм групповой работы, пожалуй , является работа

в парах.

Работу в парах начала вводить с первого класса, потомучто не научив детей

работать в паре очень сложно, применять групповую форму работы. Главным на

данном этапе становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомства

с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо

говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как

помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь

исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было,

вызываем любую пару к доске и на примере показываем ,как нужно работать.

Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с

использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей

взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по

которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный

счет 5 минут в начале урока).

Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить

вопросы и раскрывать их: - Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

-Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. - Задайте друг другу по два

любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что?

почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут

ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них

повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика,

но и учителя .Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала,

так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде

урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга.

Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание

и т. д.

Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой

динамическую паузу, не прерывающую структуру урока. При построении учебного

сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не

было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой

навык. (Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А.

Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь».) Вводя новую форму сотрудничества,

первоначально я даю ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах

взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы

запуска дискуссий, которыми каждая пара пользуется при работе. По-настоящему

образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо

разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша пара

доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую работу ,а не

давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за

карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово,

2-й ученик кладет карточку,

1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую

карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации,

вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары

выбирают тот вариант, который им удобнее.

Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам

диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками

письма, счета. На некоторых этапах урока эти дети выступают в роли консультантов. То

есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и

консультантами.

Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся.

''Открытие'' нового для основного количества детей происходит в процессе

систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое

количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под

руководством педагога осуществляет совместное ''открытие''. При этом учитель

использует технологию деятельностного подхода.

Создание группы

Как может происходить деление на группы?

-По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

-Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности

-По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным

участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в

соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз

(карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

-По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться

организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать

и аутсайдер), либо выбираться игроками.

-Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

-По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному

для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может

объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим

темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. ( В моём классе

чаще всего происходит деление на группы по желанию, если задаётся внеклассное

задание, случайным образом – влияет посадка детей по рядам и по выбору педагога, т.

к. делаю группы равноценные)

Основные противопоказания при организации работы в группе:

Детей, которые по каким бы то ни было, причинам отказываются сегодня работать

вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть

вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц,

вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты

хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе

предупредите учителя до урока».Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель

разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия,

ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком

старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или

получить чью-то помощь).

Вот некоторые «нельзя» при организации работы в руппе:

-Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но

обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке

(договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

-Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и

более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

-Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны

обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться

надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться

мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному

самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о

превышении уровня шума.

Прежде чем перейти к групповой работе , мы с ребятами установили

Правила

работы в группе:

Смотреть на собеседника при разговоре.

Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

Говорить только по делу.

Внимательно слушать ответ.

Обращаться друг к другу по имени.

Ролевые функции членов группы

Прежде чем начинать работу в группах дети должны знать о своей роли на данном

этапе работы.Возможны следующие ролевые функции:

1) Писарь – записывает решение;

2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов

группы.

Позднее

4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу

5) исполнитель – осуществляет попытки решения;

6) критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает

сомнению мнение группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо

учителю

отслеживать

перераспределение

между

детьми

ролей.

Перераспределение,

обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на

то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения

партнеров,

согласовывать

разные

способы

действий,

учитывать

замыслы

другого

человека.

Порядок работы в группе

Существуют определённые этапы в работе группы и дети должны это знать.

1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции,

от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения,

безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все

высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам

групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением:

умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое

согласие и несогласие.

3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической

оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих

рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп

фиксируются на доске и затем обсуждаются.

5 этап: обсуждение процесса работы(этот этап не так часто встречается в реальной

практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения

гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли

вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении

участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было

изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»

Для более эффективной организации урока с использованием групповой формы можно

использовать карточку-инструкцию для организатора (лидера) в группе

Функции учителя

Функции учителя при групповой работе сводятся к следующему:

1.

объяснение цели предстоящей работы;

2.

комплектование групп;

3.

комментарий к заданиям для групп;

4.

контроль за ходом групповой работы;

5.

попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения

как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

6.

после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает

внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Обсуждение результатов групповой работы

Когда

истекло

отведенное

для

работы

время

или

когда

работа

завершена,

учитель

организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был

получен

не

интуитивно,

а

был

продуктом

определенном

мыслительной

работы.

Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому

акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на

задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо

спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся

окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и

другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать

вопросы:

Формирование

самоконтроля

и

самооценки

должно

прсутствывать

на

всех

этапах

урока.Это можно осуществить с помощью следующих вопросов:

Что ты узнал ? - Чему научился? - За что себя можешь похвалить? - Над чем еще надо

поработать? - Какие задания тебе понравились? - Какие задания оказались трудными? -

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен

спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в

чем?)?

Как ты оцениваешь свою работу?

Место групповой работы на уроке

Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при

закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои

знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового

материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении

пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).При отборе учебного

материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут

представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты,

законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий

учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней

мере, два требования:по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно

было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;содержание материала должно

быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения,

не совпадение позиций.Чем более трудным является задание, тем больше информации

необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие

между участниками группы.

Задания для работы в группе

Задания для работы в группе могут быть самыми разнообразными. Вот лишь некоторпые

из них.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать

класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна

даже самому эгоцентрическому сознанию.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1 Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия

учителя.

Учитель

задает

вопрос,

и,

работая

вместе

с

классом,

присоединяется

к

неверному

детскому

ответу

или

сам

дает

неверные

ответ.

Детям

предоставляется

открытый

выбор:

либо

сразу

повторить

ответ

учителя,

либо

попробовать

ответить

самостоятельно.

Задания-ловушки,

различающие

понятийную

и

житейскую

логики.

Здесь

учителю

необходимо

знать,

что

понятийное

мышление

не

станет

подлинно

содержательным,

понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет

в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример:

червяк

змея,

корова

теленок).

Если

подобные

задания

сразу

выносить

на

общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале

организовывать микродискуссии.

Задачи,

не

имеющие

решения.

Такие

задачи

воспитывают

небуквальное,

неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4

Задачи

с

недостающими

данными.

Также

культивируют

небуквальное

учебное

отношение с взрослыми.

Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии –

способности знать о своем незнании

Все группы могут выполнять одинаковое задание. Группы могут отличаться по типу

работы, т.е.

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру

По

теме

работы.

Например,

составление

различных

типов

задач

к

одной

схеме,

исследование природы различных природных зон и т.д..

По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.

По интересам.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы

независимо

друг

от

друга.

Таким

образом,

можно

организовать

решение

задачи,

изготовление поделок на уроках технологии.

2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например,

при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого

члена группы со всеми остальными.

Дети, работая группами: - решают, составляют задачи

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют;

-готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки .

Результативность методической системы

Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие результаты

обученности и качества знаний в классе.

4класс 1 класс 2 класс

Математика 91% качество безотметочное 87%качество

русский язык 90% качество обучение 82% качество

чтение 95% качество 93% качество

Также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность

работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и

инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи

информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку

своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную,

способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца,

обоснованное желание учиться. Ученики перешли в среднее звено, где подтвердили

результаты данного опыта.

Апробированность методической системы в педагогическом сообществе

Представленный опыт был распространён среди коллег на школьном и городском уровне.

Мои коллеги стали использовать элементы моей методической системы.Мною был дан

мастер-класс для директоров и завучей города Новоалтайска, мастер-класс для учителей

Алтайского края.

В дальнейшем я планирую изучить и организовывать работу на уроках в парах сменного

состава и группах сменного состава т.к. этими формами работы я ещё не владею.



В раздел образования