Автор: Назарова Дарья Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Колледж при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: г. Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности"
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональная компетентность преподавателей средних и
высших музыкальных учебных заведений в формировании
эстетической потребности
Развитие творческого начала в любой профессиональной деятельности, а тем
более в деятельности музыканта, требует повышения общего образования
человека и его профессиональной подготовки. Это предполагает развитие не
только интеллектуальных и волевых, но и эмоциональных сторон личности,
творческого воображения, широты взглядов, интуиции и способности быстро
ориентироваться в сложных ситуациях, высокой сенсорной культуры. Здесь
требуется всестороннее и гармоническое развитие всех духовных задатков
человека. В этом плане приобретает огромное значение сфера эстетического,
область искусства. « Тесный контакт с искусством, восприятие произведений
искусства, участие в творческом процессе способствует всестороннему
духовному развитию личности, содействуют преодолению стереотипов
мышления, интеллектуального схематизма и догматизма».
Эстетическое развитие индивидуальности – это развитие творческого
воображения, преодоление узости взглядов и приземлённости мысли,
культивирование творческого процесса во всех важных проблемах
общественной жизни. Задача состоит в том, чтобы студент-музыкант
чувствовал потребность утверждать прекрасное и возвышенное в своём
труде, в общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в морали – эту
потребность нужно формировать и воспитывать. Для реализации этой задачи
необходимо развитие профессиональной компетентности преподавателей в
направлении формирования эстетической потребности у студентов.
С целью выяснения компетентности преподавателей музыкальных
дисциплин в формировании у будущих музыкантов эстетической
потребности, нами было проведено анкетирование профессорско-
преподавательского состава музыкальных учебных заведений г. Тамбова.
В анкетировании принимали участие более 30 преподавателей ТГМПИ им.
С.В. Рахманинова, колледжа искусств и преподаватели музыкальных
дисциплин ТГУ им. Г.Р. Державина.
Были задействованы преподаватели с педагогическим стажем от 5 до 35
лет. Для молодых преподавателей характерна неуверенность в силе своего
авторитета, которая приводит к недопониманию между студентом и
преподавателем, что несомненно отрицательно влияет на формирование
эстетических потребностей у студентов. Многие преподаватели со стажем
работы от 10 до 20 лет, подчёркивают потребительское отношение к жизни
современной молодёжи. Преподаватели с педагогическим стажем более 20
лет, также отмечают тенденцию к снижению нравственных качеств
молодёжи, к отсутствию у них идеала, к концентрации всех сил на
материальной стороне жизни. В связи с этим можно привести в пример
высказывание одного из профессоров: «Подозреваю, что в своих стремлениях
к высокому, в воспитании профессионалов, личностей – я одинок. В наше
время всех занимают деньги, где бы побольше их заработать». В
подтверждение этих слов, около 20% опрошенных нами преподавателей
проявили равнодушие к данной проблеме, решив, что семейное воспитание
является превалирующим в становлении личности, и педагог не в состоянии
изменить уже сложившееся духовное состояние молодых людей.
В результате нашего анкетирования было выявлено, что в процессе
эстетического воспитания в основном делается акцент на теорию, чем на
практику. Многие преподаватели из-за нехватки времени, а в большей
степени из-за незнания методики по развитию эстетических потребностей, не
уделяют должного внимания данной проблеме.
Полученные результаты показали, что:
1.
Более 80% преподавателей сходятся в едином мнении, что снизился
уровень нравственности молодёжи и преобладает потребительское
отношение к жизни.
2.
Многие преподаватели подчёркивают безысходность, невозможность
противостоять сложившейся тенденции в жизни общества,
складывающейся под давлением рыночных отношений -53,4%.
3.
в связи с перегруженностью учебными поручениями и
ограниченностью времени данного на урок, многие преподаватели не
успевают уделять должного внимания нравственному, эстетическому
воспитанию студентов – 64,8 %.
4.
Профессиональная компетентность по вопросам формирования
эстетической потребности имеет низкий уровень знаний – 93%.
5.
В общей сложности – 96,9 % опрошенных преподавателей считают, что
для решения проблемы духовного развития личности студента
необходимо более тщательно и подробно разработать методику
(технологию) по эстетическому воспитанию, по формированию
эстетических потребностей у студентов.
Литература
1.
Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов учёных
социалистических стран./ Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Высшая
школа, 1980.
2.
Бореев. Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 399 с.
3.
Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и
возможности // Вопросы психологии. 1989, №5.