Напоминание

"Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности"


Автор: Назарова Дарья Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Колледж при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: г. Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональная компетентность преподавателей средних и

высших музыкальных учебных заведений в формировании

эстетической потребности

Развитие творческого начала в любой профессиональной деятельности, а тем

более в деятельности музыканта, требует повышения общего образования

человека и его профессиональной подготовки. Это предполагает развитие не

только интеллектуальных и волевых, но и эмоциональных сторон личности,

творческого воображения, широты взглядов, интуиции и способности быстро

ориентироваться в сложных ситуациях, высокой сенсорной культуры. Здесь

требуется всестороннее и гармоническое развитие всех духовных задатков

человека. В этом плане приобретает огромное значение сфера эстетического,

область искусства. « Тесный контакт с искусством, восприятие произведений

искусства, участие в творческом процессе способствует всестороннему

духовному развитию личности, содействуют преодолению стереотипов

мышления, интеллектуального схематизма и догматизма».

Эстетическое развитие индивидуальности – это развитие творческого

воображения, преодоление узости взглядов и приземлённости мысли,

культивирование творческого процесса во всех важных проблемах

общественной жизни. Задача состоит в том, чтобы студент-музыкант

чувствовал потребность утверждать прекрасное и возвышенное в своём

труде, в общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в морали – эту

потребность нужно формировать и воспитывать. Для реализации этой задачи

необходимо развитие профессиональной компетентности преподавателей в

направлении формирования эстетической потребности у студентов.

С целью выяснения компетентности преподавателей музыкальных

дисциплин в формировании у будущих музыкантов эстетической

потребности, нами было проведено анкетирование профессорско-

преподавательского состава музыкальных учебных заведений г. Тамбова.

В анкетировании принимали участие более 30 преподавателей ТГМПИ им.

С.В. Рахманинова, колледжа искусств и преподаватели музыкальных

дисциплин ТГУ им. Г.Р. Державина.

Были задействованы преподаватели с педагогическим стажем от 5 до 35

лет. Для молодых преподавателей характерна неуверенность в силе своего

авторитета, которая приводит к недопониманию между студентом и

преподавателем, что несомненно отрицательно влияет на формирование

эстетических потребностей у студентов. Многие преподаватели со стажем

работы от 10 до 20 лет, подчёркивают потребительское отношение к жизни

современной молодёжи. Преподаватели с педагогическим стажем более 20

лет, также отмечают тенденцию к снижению нравственных качеств

молодёжи, к отсутствию у них идеала, к концентрации всех сил на

материальной стороне жизни. В связи с этим можно привести в пример

высказывание одного из профессоров: «Подозреваю, что в своих стремлениях

к высокому, в воспитании профессионалов, личностей – я одинок. В наше

время всех занимают деньги, где бы побольше их заработать». В

подтверждение этих слов, около 20% опрошенных нами преподавателей

проявили равнодушие к данной проблеме, решив, что семейное воспитание

является превалирующим в становлении личности, и педагог не в состоянии

изменить уже сложившееся духовное состояние молодых людей.

В результате нашего анкетирования было выявлено, что в процессе

эстетического воспитания в основном делается акцент на теорию, чем на

практику. Многие преподаватели из-за нехватки времени, а в большей

степени из-за незнания методики по развитию эстетических потребностей, не

уделяют должного внимания данной проблеме.

Полученные результаты показали, что:

1.

Более 80% преподавателей сходятся в едином мнении, что снизился

уровень нравственности молодёжи и преобладает потребительское

отношение к жизни.

2.

Многие преподаватели подчёркивают безысходность, невозможность

противостоять сложившейся тенденции в жизни общества,

складывающейся под давлением рыночных отношений -53,4%.

3.

в связи с перегруженностью учебными поручениями и

ограниченностью времени данного на урок, многие преподаватели не

успевают уделять должного внимания нравственному, эстетическому

воспитанию студентов – 64,8 %.

4.

Профессиональная компетентность по вопросам формирования

эстетической потребности имеет низкий уровень знаний – 93%.

5.

В общей сложности – 96,9 % опрошенных преподавателей считают, что

для решения проблемы духовного развития личности студента

необходимо более тщательно и подробно разработать методику

(технологию) по эстетическому воспитанию, по формированию

эстетических потребностей у студентов.

Литература

1.

Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов учёных

социалистических стран./ Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Высшая

школа, 1980.

2.

Бореев. Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 399 с.

3.

Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и

возможности // Вопросы психологии. 1989, №5.



В раздел образования