Напоминание

Использование дифференцированного подхода как эффективного средства развития творческих способностей на примере изостудии в системе УДОД"


Автор: Хамматова Альбина Муллануровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование дифференцированного подхода как эффективного средства развития творческих способностей на примере изостудии в системе УДОД"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

Использование дифференцированного подхода как эффективного

средства развития творческих способностей

(на примере изостудии в системе УДОД)»

Автор: Хамматова Альбина Муллануровна,

педагог ДО,

Уфа – 2018

Пояснительная записка

Как показала практика, занятия в УДО организуются по форме урочной

системы.

Педагог

ориентируется

на

среднего

ученика,

не

учитывает

индивидуальные особенности и способности ученика.

Результатом подобной

организации

обучения

являются

слабая

учебная

мотивация

детей,

недостаточно высокий уровень творческих способностей. В таких условиях в

основном дети работают по образцу педагога. Художественные работы детей

однообразны.

Возникают

проблемы:

что

надо

сделать,

чтобы

за

занятие

дать

качественные знания обучающимся и как рационально использовать время,

чтобы

повысить

интерес

у

обучающихся,

как

повысить

уровень

художественно-творческих способностей?

Актуальность.

Д и ф ф е р е н ц и р о ва н н ы й

п од ход

в

у с л о в и я х

разновозрастных

групп

как

средство

решение

проблемы

наиболее

актуальный на сегодняшний день. Данный подход позволяет обучать каждого

на уровне его возможностей, интересов, способностей обучающихся. Таким

образом,

использование

дифференцированного

подхода

в

обучении

повышает

качество

в

знаниях

и

умениях

обучающихся,

учитывается

индивидуальные возможности и

способствует развитию художественно-

творческих способностей детей.

Анализ

научно-методической

литературы

показывает,

что

тема

дифференцированного подхода на занятиях изобразительной деятельностью в

условиях УДОД недостаточно разработана.

Исходя, из этого возникла необходимость исследовать и разработать

систему занятий для развития художественно-творческих способностей на

основе дифференцированного подхода в изостудии «Вернисаж», разрешая

возникающие противоречия и проблемы.

Одной из основных проблем в дифференциации процесса обучения

является проблема конструирования содержания образования.

Цель

создания

методической

разработки:

обобщение

опыта

практической

деятельности

в

организации

процесса

обучения,

занятий

с

использованием дифференцированного подхода.

Новизна

опыт а состоит

в

разработке

системы

занятий

по

изобразительной

деятельности

для

развития

творческого

мышления

обучающихся.

Определены параметры диагностики и методики оценивания учебных и

творческих работ по изобразительному искусству младших школьников.

Спроектированы

и

апробированы

учебно-творческие

задания

и

упражнения ориентированные на развитие индивидуальных художественно-

творческих способностей.

Исследованы

и

обоснованы

педагогические

условия

развития

художественно-творческих

способностей

детей

в

изостудии

на

основе

дифференцированного подхода.

Практическая

значимость

заключается

в

том,

что

результаты

исследования

могут

быть

использованы

и

применены

в

образовательном

процессе

других

учреждениях

дополнительного

образования

детей,

общеобразовательных

школах

для

формирования

у

детей

художественно-

творческих способностей.

Сведения об авторе

Хамматова Альбина Муллануровна.

Должность: педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Вернисаж»

Образование: высшее.

Квалификационная категория: высшая.

План

открытого занятия

педагог МБОУ ДО «ЦДТ «Созвездие» Хамматова А.М.

Тема занятия: «Композиция натюрморта в технике диатипия».

Возраст детей: 8-9 лет.

Год обучения: третий.

Особенность занятия: развивающее, разноуровневое.

Методическая цель: показать использование разноуровневых заданий

в работе по созданию композиции натюрморта.

Цель

занятия: изобразить

натюрморт

на

плоскости,

в

технике

диатипия.

Задачи:

- развивать навыки работы над композицией;

- развивать творческое мышление, умение анализировать, обобщать;

-

развивать

умение

грамотно

пользоваться

средствами

художественной

выразительности,

способствовать

развитию

навыков

работы

в

технике

диатипия;

- способствовать самовыражению детей;

- воспитывать интерес к данной теме

Материалы и оборудование.

Зрительный ряд: работы в жанре натюрморт

Для педагога: рисунки, иллюстрации натюрмортов, плакат основных

понятий занятия.

Для детей: альбом, карандаш, ластик

Методы обучения на занятии:

- метод словесный – знакомство с понятием техникой диатипия

- метод сравнения видов творчества как путь активизации мышления

- метод вариативности задания

Формы обучения на занятии:

- индивидуальная работа

- групповая работа

Ожидаемые результаты:

1.Правильная

компоновка

листа,

усвоение

термина

композиция,

диатипия и степени их понимания.

2. Знают последовательность составления композиции натюрморта в

технике диатипия

3.Используют

вариативно

в

работе

средства

художественной

выразительности

4. Умеют выполнять натюрморт в технике диатипия.

5. Умеют творчески комбинировать элементы композиции натюрморта.

План занятия

1. Организационная часть.

2.Основная часть.

1.

Теоретическая

часть.

Работа

в

малых

группах,

индивидуальная

работа

2.Практическая часть. Индивидуальная работа, в технике диатипия.

3.Заключительная часть.

1. Выставка-просмотр детских работ.

2. Анализ выполненных работ детьми.

3.Контроль усвоения теоретического материала.

4. Рефлексия.

Обучающихся

педагог

делит

на

три

группы

по

принципу

годов

обучения. Первая группа - первого года обучения, вторая группа – второго

года обучения, третья группа третьего года обучения.

Детям нужно сказать, что разделение на этом занятии детей на три

группы нужно для того, чтобы попробовать изобразить в разных плоскостях

и увидеть как по-разному может выглядеть натюрморт.

Этапы

Задания для обучающихся

1 группы

Задания для

обучающихся 2 группы

Задания для

обучающихся 3 группы

1.Вводно –

мотивационный

этап. (1 мин.)

Организационная часть

2.Основной этап.

(35 мин.)

Работа над термином «Натюрморт»

Дифференцированное

задание

по

уровню

освоению

образовательной

программы. Игра “В мире натюрморта”.

Задания:

- Выбрать наиболее

правильное расположение

натюрморта.

Задания:

- Из предложенных

предметов составить

натюрморт

Задание:

- Последовательная

работа компоновки

натюрморта.

По итогам задания совместно с детьми закрепить смысловое понятие

«натюрморт». В результате беседы сделать вывод, что натюрморт необходимо

правильно расположить. Композиция.

Постановка темы, цели занятия

Составление эскиза. (5 мин.)

Дифференциация по низкому

уровню сложности работы

Задание первого уровня.

(Линейная композиция)

Составление эскиза. (5

мин.)

Дифференциация по

среднему уровню

сложности работы

Задание второго

уровня. (композиция с

2 планами)

Составление эскиза. (5

мин.)

Дифференциация по

высокому уровню

сложности работы

Задание третьего

уровня. (Композиция в

круге)

Демонстрация педагогом новой техники «диатипия»

Практическая работа.

3. Подведение

итогов

(3мин.+3 мин.)

Выставка-просмотр

детских работ.

Анализ

выполненных

работ

детьми. Обобщение анализа.

Выставка-просмотр

детских работ.

Анализ выполненных

работ детьми.

Обобщение анализа.

Выставка-просмотр

Дети - организаторы

выставки детских

работ.

Дети - зрители, наблюдатели

Дети - зрители,

наблюдатели

Анализ выполненных

работ.

Обобщение анализа.

4. Рефлексивный

этап

(3 мин.)

Коллективная рефлексия занятия

Ход занятия

1. Организационная часть.

1. Приветствие

2. Организационный момент.

(подготовка материала, организация рабочих мест, правила поведения на уроке,

техника безопасности)

2.Основная часть.

1. Теоретическая часть.

Педагог: Ребята, перед вами работы мастеров изобразительного искусства.

Посмотрите иллюстрации, рисунки и ответьте на вопросы:

Что объединяет эти работы? (все представленные работы выполнены в

жанре НАТЮРМОРТ.)

Дифференцированное

задание

по

уровню

освоению

образовательной

программы. Игра “В мире натюрморта”.

Задание для 1 группы:

- Выбрать наиболее правильное расположение натюрморта.

Задание для 2 группы:

- Из предложенных предметов составить натюрморт

Задание для 3 группы:

- Последовательная работа компоновки натюрморта.

Взаимопроверка

игры

«В

мире

натюрморта».

Вторая

группа

проверяет

работу 1 группы, третья группа проверяет работу 2 группы, третья группа

рассказывает первой и второй группам.

Педагог:

По

итогам

задания

совместно

с

детьми

закрепить

смысловое

понятие «натюрморт». В результате беседы сделать вывод, что натюрморт

необходимо правильно расположить. Повторить правила компоновки листа.

Педагог: Композиция – это составление, соединение частей в единое целое.

В изобразительном искусстве композиция- это построение художественного

произведения. Композиция помогает передать содержание картины. Главное

в

композиции

выразительность

и

раскрытие

художественного

образа.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным, круглым.

Для того, чтобы натюрморт получился выразительным, гармоничным, надо

соблюдать законы построения композиции.

1 .Определить расположение листа бумаги.

2. В зависимости от расположения листа бумаги и его размера определить

правильные размеры предметов.

3.Композиция должна быть уравновешенной.

Постановка темы занятия

Тема

нашего

сегодняшнего

занятия

«Композиция

натюрморта

в

технике

диатипия». Мы должны создать натюрморт в изученной технике.

2. Практическая часть

Педагог: В первую очередь мы должны выполнить эскиз на заданную тему.

1)Выполнение эскиза.

Самое главное – идея. Отбирая различные детали и решая, каким именно

образом разместить их на формате, художник стремится в первую очередь

отразить

свое,

индивидуальное

отношение

к

выбранному

сюжету,

собственное его понимание.

Во-первых, предметы должны располагаться гармонично, один предмет -

композиционный центр, вокруг которого строится ваша история. И все

вместе они составляют единое целое, то есть должен читаться ваш

замысел.

Грамотно

компонуем

предметы,

целостность

композиции

и

единство

ее

элементов

проявляются

в

таком

качестве,

как

гармонично сть.

Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во

взаимной соразмерности. При отсутствии единства и целостности форма

теряет свои выразительные свойства.

Дифференциация по уровню сложности:

1 гр.- построение натюрморта в одну линию

2гр. – построение натюрморта с 2 планами

3гр. – построение натюрморта в круге

Все обучающиеся показывают эскизы педагогу. Совместно обсуждаем и

выбираем наиболее удачный эскиз.

2) Практическая работа.

Педагог: Сегодня я вас ознакомлю с простейшей техникой печатной графики

– диатипией. Диатипия (в переводе с греческого dia — сквозь, через) – это

так называемая "обратная" печать.

Этапы работы в технике диатипия:

1. Разработка эскиза и нанесение рисунка на бумагу путем обратного

изображения.

2. Обезжиривание и протирание стекла.

3. Равномерная раскатка валиком краски тонким слоем.

3. Аккуратное накладывание бумаги с предварительным рисунком на стекло с

подготовленным красящим слоем (бумагу с чистой стороной – на стекло).

4. Обводка по рисунку с определенным нажимом (стараться не давить на

бумагу руками).

5. Аккуратно взять работу за край бумаги, не спеша приподнять ее и на

обратной стороне бумаги получается оттиск.

Оттиск – это отпечаток, в данном случае получается зеркальное повторение

рисунка с интересной фактурой.

Педагог:

Во время практической работы педагог дает советы:

1.

контроль организации рабочего места;

2.

контроль правильности выполнения приёмов работы;

3.

оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднение.

4.

контроль объёма и качества выполненной работы.

Педагог: Посмотрите на выставку работ выполненных в технике «диатипия»

Выполнение практической работы.

Требования к рисункам:

композиция рисунка;

оправданное заполнение места;

завершенность работы

3. Заключительная часть.

1.

Выставка-просмотр детских работ.

Анализ выполненной работы детьми. Обобщение анализа.

Анализ по требованиям рисунка.

Требования к рисункам:

композиция рисунка;

оправданное заполнение места;

завершенность работы

2.

Контроль усвоения теоретического материала

Вопросы:

- что такое композиция? (это построение художественного произведения)

- какую технику вы сегодня изучили? (диатипия)

3. Рефлексия

- что нового вы сегодня узнали?

- что особенно вам понравилось на занятии?

- какие сложности вы испытали в ходе выполнения задания?

4. Вывод. Что получилось? Как работали учащиеся? Итог. Перспектива.

Таким образом, на нашем занятии познакомились с новой техникой диатипия,

но

самое

главное,

дети

смогли

увидеть,

почувствовать

красоту

и

безграничные

творческие

возможности

графики.

Больше

рисуя

в

этой

технике, ваше мастерство растет.

5. Уборка рабочих мест.

Список рекомендуемой и использованной литературы

1.

Алексич М.Н. Школа изобразительного искусства. – М.:

«Изобразительное искусство» - 1994

2.

Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих

способностей// Психологический журнал 1995.

3.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте. - М.:

Просвещение, 1968.

4.

ГорбуноваГ.А. Инновационные технологии дифференцированного и

индивидуального подхода к развитию художественно-творческих

способностей младших школьников.

5.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., «Мозаика –

Синтез» 2006г

6.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

7.

Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и

технологии. - Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998.

8.

Осмоловская И,М. Как организовать дифференцированное обучение. –

Москва., Сентябрь, 2002.

9.

Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор

школы. – 2000. – № 2

10.Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство. Уфа-2006.

11.Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения М., :

Педагогика, 1990 .

12.Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников - М.: Просвещение,

1990.



В раздел образования