Автор: Нистратова Римма Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Аннинская СОШ №6
Населённый пункт: п.г.т. Анна, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы учителя начальной школы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование
Система работы учителя начальной школы
с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности.
Современная школа нуждается в детях творческих и активных, способных
решать
поставленные
перед
ними
задачи
нестандартно,
а
главное
–
формулировать новые цели и достигать их.
Детская
одаренность
–
явление
сложное,
поэтому
перед
учителем
начальной школы стоит сложная задача – организовать работу с учащимися
начальной школы таким образом, чтобы выявить различные виды одаренности
ребенка уже в первом классе, а затем создать среду для полноценного развития
и самовыражения каждого ребенка.
ФГОС НОО делает акцент на деятельностном подходе в образовательном
процессе, который не может заканчиваться урочной формой, а продолжается и
во
внеурочное
время,
так
как
у
одаренных
детей
высока
потребность
в
исследовательской и поисковой активности.
В своей работе выделяю три основных этапа в работе с данной категорией
учащихся: первый этап (первое полугодие 1 класса) – диагностика одаренности
детей. Второй этап (второе полугодие 1 класса) – привитие ребенку вкуса к
серьезной,
включающей
в
себя
элементы
творческого
подхода
работе:
особенности
самостоятельной
работы
со
справочной
литературой,
электронными ресурсами, компьютером, принтером и фотоаппаратом, умение
обозначить проблему,
поставить цель и задачи работы, получить результат
деятельности.
Третий
этап
(2
–
4
классы)
–
работа
над
проектами
и
исследованиями,
творческая
деятельность
с
обязательным
вынесением
результата
работы
каждого
одаренного
ребенка
на
НОУ
школы,
очные
и
заочные конкурсы и олимпиады регионального и всероссийского уровней.
Осуществить
данную
работу
мне
помогает
программа
внеурочной
деятельности
«Школа
Почемучек».
Цель
данной
программы
–
выявление
одаренности учащихся и развитие способностей через включение в следующие
виды творческой самореализации (олимпиады, конкурсы, исследовательские
работы). Программа делится на несколько разделов, реализация которых идет от
нескольких
недель
до
нескольких
четвертей:
«Будь
исследователем»,
«Литературная гостиная», «Школа математика», «Удивительный русский язык»,
«Поговорим об экологии», «Творчество – это интересно».
Программа реализовывалась в течение четырех лет обучения и принесла
свои положительные результаты. Шесть человек, которые были вовлечены в
работу клуба «Школа Почемучек» показали в начальной школе следующие
результаты:
2
призера
очной
муниципальной
олимпиады
среди
учащихся
начальной
школы
по
русскому
языку,
1
–
по
математике;
1
место
во
всероссийском
конкурсе
«Творчество
А.С.
Пушкина»;
диплом
победителя
конкурса проектов «Мой четвероногий друг»; 1 место всероссийского конкурса
«Усатые
–
полосатые
и
другие»;
международный
литературно
–
художественный
конкурс
«Гренадеры,
вперед»
-
диплом
победителя,
региональный очный конкурс исследовательских работ младших школьников
«Будь экспериментатором» - в разные годы 1 и 2 место; областная очная
олимпиада
в
рамках
фестиваля
«Мечтай,
исследуй,
твори!»
-
диплом
победителя;
всероссийский
конкурс
экологических
проектов
«Твой
след
на
планете» - диплом лауреата; международный конкурс «Страницы семейной
славы» - диплом лауреата и приглашение на награждение в Москву.
Данные
успехи
детей
говорят
о
том,
что
систематиче ская,
целенаправленная
работа
с
одаренными
детьми
дает
положительные
результаты,
приносит
удовлетворение
и
детям,
и
педагогу,
и,
конечно,
родителям, которые гордятся достижениями своих детей. Год назад мои дети
перешли в пятый класс, они уверены в своих силах и так же успешны, как и в
начальной школе.
Главным результатом своей работы считаю следующие достижения: дети
поняли, что а) в любом предмете школьной программы есть правила и законы,
но они не так скучны, если смотреть глубже; б) в каждую работу, даже очень
маленькую, нужно вложить большое количество труда; в) в любой ситуации
необходимо оставаться Человеком.
.