Напоминание

"Правильная осанка через укрепление мышц спины".


Автор: Фомина Анжела Николаевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МАУ ДО СДЮСШОР "Авангард"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий а.о., Пуровский р-н, г. Тарко-Сале
Наименование материала: план-конспект урока по АФК
Тема: "Правильная осанка через укрепление мышц спины".
Раздел: дополнительное образование





Назад





ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого учебно-тренировочного занятия по адаптивной физической культуре для слабовидящих детей (группа начальной группы подготовки 2 года обучения)
Тема:
«Правильная осанка через укрепление мышц спины».
Место проведения:
спортивный зал СДЮСШОР «АВАНГАРД».
Дата проведения: 17.12.2015
год.
Цели урока:
 сформировать у учащихся интерес к занятиям адаптивной физической культурой;  объяснить особенности правильной осанки, факторов формирующих осанку и видов нарушений;  обучить методике проведения занятий направленных на коррекцию осанки с применением упражнений из йоги;  развить способности ориентации в пространстве и физические качества;
Метод проведения:
индивидуальный, поточный, словесный.
Инвентарь:
индивидуальные коврики, скакалка, мяч звенящий, обруч, музыкальный центр.
Время проведения:
90 минут.
Конспект составила и провела занятие:
тренер-преподаватель по АФК Фомина А.Н.
Задачи урока:

Образовательные:
 Обеспечение прочного формирования транзитивных базовых технических элементов и приемов, являющихся базисом при дальнейшем расширении технического арсенала, обучение основных, технических действий.  Обучение технике выполнения упражнений с поэтапным расчленением из йоги.  Обучение техники безопасности при выполнении сложных упражнений, правилам самостраховки.
Воспитательные:
 Воспитание дисциплинированности и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.  Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.  Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

Оздоровительные:
 Формирование у детей правильной осанки.  Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.  Формирование знаний о личной гигиене, влияние физических  упражнений на организм и сохранения здоровья.
Образовательные технологии:
 здоровьесбережения,  поэтапное формирование умственных и двигательных действий,  дифференцированного подхода в обучении,  педагогики сотрудничества, проблемного обучения,  развитие творческих способностей учащихся,  личностно-ориентированные.
Тип урока
: «Открытие нового знания»
Планируемый результат
: «Обучение методике проведения занятий с включениями упражнений йоги для формирования правильной осанки и упражнений на укрепление мышечного корсета». Формирование умения диагностики нарушений осанки».
Универсальные учебные действия
: Личностные: - формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения двигательных действий, собственные возможности решения данной задачи; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; Познавательные: - владение знаниями об осанке; - -владение знаниями о факторах, формирующих правильную осанку, способствующих ее нарушению и способах профилактики нарушений осанки. Коммуникативные: - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнером во время выполнения
упражнений.
Система деятельности.

Познавательная деятельность:
 информационная – владение информацией;  деятельностная – владение техникой упражнений;  личностная – осознание личного значения в познании двигательной активности.
Преобразующая деятельность:
 самостоятельность, которая выражается в познавательной активности, проявляющей в интересах, стремлении и потребностях;  готовность к преодолению трудностей связанных с силой воли;  оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач и действия их решения.
Общеучебная деятельность:
 разностороннее развитие ребенка, вооружение его знаниями, умениями и навыками необходимыми в спорте и жизни;  применение современных технологий обучения, предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков;  занимательный, познавательный интерес – игры, которые вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания, помогают освоить учебный материал.
Самоорганизующаяся деятельность:
 владение знаниями ОРУ, которые являются содержанием навыков в пространственной ориентировке, динамических пауз для сохранности остаточного зрения;  умение пользоваться знаниями для развития мышечно-суставного чувства, применяя компенсаторные упражнения;  владение двигательными качествами, подсчитывать изменения частоты сердечных сокращений;  оказывать помощь в организации спортивных соревнований.
Часть

урока

Содержание занятия

Дозировка

Общие методические

указания

I.

Вводно-подготовительная часть


I
Построение, расчет группы. Отметка в журнале посещаемости учебно-тренировочных занятий. Сообщение задач занятия. Разминка: 1.Ходьба в разных построениях – в колонне по одному, в колонне по два: обычным шагом, на носочках, руки вверх, на пяточках руки на пояс, спина прямая. На наружном ребре стопы, на внутреннем ребре стопы, руки на поясе. И.п. стоя ноги вместе. Встать на носочки, прямые руки поднять над головой – вдох, выдох- руками и макушкой потянуться вверх, а пятками вниз, одновременно растягивая позвоночник по вертикальной оси, вдох- вернуться в и.п. (стоя на носочках). И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища –вдох. Выдох- поднять прямую правую руку и потянуться вверх влево, левую руку свободно держать вдоль туловища, но не на поясе, чтобы не фиксировать плечевой пояс. Вдох – вернуться в и.п., выдох- сменить руку. И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки в замке, на затылке – вдох. Выдох – потянуться за локтем в сторону и вверх всем корпусом, вдох – вернуться в и.п., выдох – это же выполнить в другую сторону. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и согнуты под углом 90 градусов, так, что локти находятся на уровне плеч - вдох, выдох- отвести руки (локти и кулаки) назад, не отпуская локти, вдох – вернуться в и.п. 2. ОРУ Переходим к наклонам: И.п. Стоя ноги на ширине плеч выполняем наклоны на 1-3 к левой ноге, на 4 в и.п., на 1-3 к правой ноге, на 4 в и.п. ОРУ со скакалкой. 6 мин 6-8 раз 2 мин. 1 мин. 5-6 раз 1 мин. 15-20 раз 2 мин. 5-6 раз 2 мин. 15-20 раз 1 мин. 6-8 раз Построение в шеренгу, выполнение команд «Ровняйся!», «Смирно!», «По порядку рассчитайся!» Выполнять по команде. Следить за дистанцией между занимающимися, следить за положением спины. Следить за правильным дыханием. Выполнять не торопясь. Выполнять не торопясь. Выполнять с полной амплитудой Следить за руками и удерживать угол 90 градусов. Наклоняться как можно ниже Следить за сохранением равновесия.
И.п.Стойка ноги врозь, руки вперёд, скакалка, сложенная вчетверо, в руках(натянуть). Счёт: 1-наклон вниз к левой ноге(касание носка ноги правой рукой); 2-и.п; 3-то же наклон к правой ноге; 4-и.п. И.п. о.с-скакалка, сложенная вчетверо, внизу в руках. Счёт: 1-руки вперёд; 2-руки вверх; 3-руки вперёд; 4-и.п. И.п. пятки вместе, носки врозь, присесть поднимая руки вперед, вверх. То же упражнение с мячом в руках. И.п. стоя у стены, присесть касаясь стены затылком, данное и.п. помогает принять правильную осанку. Затем повторить это упражнение уже отойдя от стены. (это упражнение для тех у кого не получается держать ровную спинку). И.п. – стоя. Выполнять махи прямой ногой прямой с одновременным хлопком под ней. И.п. – стоя, в руках мяч. Поднимать поочередно согнутые в коленях ноги, и перекладывать под ними мяч из одной руки в другую. И.п. –лежа на животе, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч, пальцы вперед.. Вернувшись в и.п. – выдох. 3. Подготовка к основной части Объяснение - показ упражнений на укрепление мышечного корсета и формирование правильной осанки. 4 фазы: 1. показ упражнения по частям, изучаем каждую фазу отдельно 2. объединяем их в целое 3.выполнение движений в облегченных условиях 4. использование страховки, помощи и 2 мин. 5-6 раз 2 мин. 5-6 раз 1 мин. 6-8 раз 2 мин. 6-8 раз 1 мин. 6-8 раз 1 мин. 6-8 раз 1 мин. 6-8 раз 5 мин. Следить за правильным выполнением задания. Выполнять с полной амплитудой Следить за тем, чтобы не разводить колени и пятки, не наклонять туловище вперед. Следить за правильной осанкой, не наклоняться вперед, стараясь как можно выше поднимать ногу, оттягивая носок. Выполнять упражнение в медленном темпе. Выполнять в медленном темпе, следить за равновесием. Медленно выпрямляя руки, поднять сначала голову, потом грудь, прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову-вдох.
сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения. Итого: 30 минут.
Основная часть занятия

II
Что такое правильная осанка и метод определения нарушений: 5 мин. Правильная осанка – это поддержание оптимального положения позвоночника, костей, суставов, мышц и прочих тканей организма в естественном положении, то есть положении задуманной природой, именно оно обеспечивает максимальную эффективность жизнедеятельности и производительности человеческого организма. Правильную осанку называют – нейтральным выравниванием, при котором вес тела поддерживается не мышцами, а скелетом. Определить правильность осанки можно босиком встать у ровной стены и если ваше тело касается стены пятью контрольными точками – это пятки, икры, ягодицы, плечи и затылок, и в данном положении вы чувствуете себя комфортно, это и есть правильная осанка. Но у детей слабовидящих часто наблюдаются нарушения в правильной вертикализации тела, т.е. нарушена осанка. Правила сохранения осанки (приложение 1)
И.п. сидя со скрещенными ногами, спина ровная, расслабленная. И.п. – сидя со скрещенными ногами, руки лежат на коленях. На вдохе развести руки в стороны поднять вверх, переплести пальцы и развернуть ладони вверх. На выдохе немного согнуть локти. На выдохе немного расслабить позу. На последующем выдохе расслабить пальцы и опустить руки медленно. И.п. сидя, соедините стопы, притягивая их к себе. Руками раскройте стопы, как книгу, опустите бедра к полу. Удерживая стопы вдохните. Выпрямите руки, вытяните позвоночник. Опустите подбородок на грудь, удерживайте позу в течении шести циклов дыхания, добавляя небольшую паузу. Сделать выдох, округлить спину, наклониться вперед и вытянуть руки перед собой, удержать такое положение в течении шести циклов дыхания. На коврике: и.п. упор на коленях и ладонях, поза кошки. Голову поднять вверх, на вдохе спину прогнуть дугой, на выдохе выгнуть спину. И.п. упор на коленях и ладонях. Сделать глубокий вдох, на выдохе сесть себе на ноги и руки вытянуть вперед, потянуться. На вдохе вернуться в и.п. И.п. упор на коленях и ладонях, глубокий вдох, пальцы ног подвернуть и на выдохе поднять таз вверх, выпрямив руки, голова опущена вниз. На вдохе вернуться в и.п. Объединить три упражнения, выполнить их вместе. И.п. - Лежа на животе, вытянуть руки вдоль туловища, ладони вверх. На вдохе поднимите голову, грудь ноги и руки, развернув ладони вниз. На выдохе опустите голову, грудь, ноги, разверните ладони вверх. И.п. лежа на спине, обхватите колени 4-6 раз 2 мин. 2 мин. 6-8 раз 2 мин. 5-6 раз 2 мин. 4-6 раз 3 мин. 5-6 раз 3 мин. 6-8 раз 5 мин. 4-6 раз 4 мин. 3-4 раза 3 мин. Выполнить глубокие вдохи и выдохи. Выполнять упражнения в медленном темпе, стараясь правильно дышать. На четвертом и шестом выполнении удерживайте позу стрекозы в течении шести дыхательных циклов. Наклоны вперед выполнять как можно дальше. На 4 и 6 выполнении удерживайте позу моста на шесть дыхательных циклов. На вдохе раскрывайте грудную клетку, на выдохе втягивайте живот к позвоночнику. Следить за правильным выполнением упражнения. Выполнить объединенное упражнение в медленном темпе, стараясь правильно дышать. Правильно напрягать и расслаблять мышцы тела
согнутых ног руками. На вдохе перенесите руки за голову и положите их достаточно далеко друг от друга, чтобы плечи удобно лежали на полу. Поднять ноги вверх и стопы тянуть на себя. На выдохе согните ноги и обхватите колени руками. И.п. лежа на спине, согнуть колени, поставить стопы на пол, параллельно на ширине бедер, вытяните руки вдоль туловища. На вдохе перенесите вытянутые руки за голову, и опираясь на стопы, поднимите таз. На выдохе опустите таз на пол, руки в и.п. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, поясница плотно прилегает к полу. Поднять плечи и грудь от пола, вытягиваем одну ногу вперед и вверх. Тянемся руками к ноге, чувствуя напряжение в мышцах пресса и спины. И.п. – лежа на спине, скрестить лодыжки подогнуть к корпусу колени и опустить голову, касаясь подбородком груди. Из такого положения плавно перекатывайтесь сначала на лопатки, затем обратно. Звучит расслабляющая музыка. И.п. – сидя на коврике ноги вытянуты вперед, руки вверх, свободное покачивание в стороны. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, на 1-2- руки поднять вверх-вдох, на 3-4 опустить руки вниз- выдох. 4-5 раз 3 мин. 4-6 раз 2 мин. 4-6 раз 4 мин. 6-8 раз 2 мин. 2 мин. 4-6 раз При поднятии ног держать их ровно под углом 90 градусов. Следить за правильным дыханием Следить за правильным дыханием Выполнять упражнение медленно Спину держать ровно, вдох выполнять глубокий.
Итого:
45 мин
II.

Заключительная часть

III
Игра «найди себе пару» По кругу лежат 5 обручей, ребята шагают по кругу, выполняя упражнения на укрепление осанки. Тренер произносит слова «Стоп ребята не зевайте, быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуя пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Выбывает из игры тот, кто не успел забежать в обруч Заминка Построение, подведение итогов занятия. 10 мин 3 мин 2 мин (описание игры в приложении 2). Выделить активных спортсменов. Задание на дом.( повторить
упражнения: «кошечка», «поза ребенка», «собака мордочкой вниз»
Итого:
15 мин.
Общее время занятия:
90 минут. Примечание: общее время занятия в основной части учитывается вместе со временем отдыха -И.П. – исходное положение; о.с. – основная стойка, Сек. – секунда; Мин. – минута;
Приложение 1.
Правила поддержания правильной осанки
: 1. Ежедневно, в день по несколько раз вставайте у стены, фиксируйте правильную осанку. Стойте в таком положении 1 минуту, запоминая положение, а затем сохраняя его. 2. При сидении, не наклоняйтесь вперед и не нависайте над столом, а облокачивайтесь о спинку стула, удерживая спину прямо. 3. Во время работы делайте каждые пол часа небольшой перерыв во время которого, обязательно вставайте и разминайтесь. 4. Когда идете по улице, следите за положением своего тела в отражении зеркал и витрин. 5. Ежедневно выполняйте специальные упражнения. Приложение 2

Специальные упражнения на формирование осанки, для игры «Найди

себе пару» (для слабовидящих детей)
1. Ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить. 2. Ходьба в полуприсяди спина прямая, ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала. 3. Ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего. 4. Легкий бег с сохранением правильной осанки. 5. И.о. основная стойка, на счет 1 – наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны, 2-3 держать, 4 – и.п. 6. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движениями рук назад.


В раздел образования