Напоминание

" Бюджет семьи. Заработная плата".


Автор: Дубинина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Климовская школа-интернат
Населённый пункт: р.п.Климово,Брянская обл.
Наименование материала: конспект внеклассного занятия
Тема: " Бюджет семьи. Заработная плата".
Раздел: среднее образование





Назад




« Бюджет семьи. Заработная плата». Воспитательное занятие.

Цель: Формирование представления о структуре семейного бюджета.

Задачи:

1.Познакомить с понятиями «семейный бюджет», «доход» и «расход».

2.Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на вопросы, активизировать словарь воспитанников через

усвоение новых терминов; развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;

3.Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни; воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать

мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.

Форма проведения: занятие

Участники: воспитанники 14-15 лет.

Оборудование: школьная доска, столы и стулья по количеству детей.

Этапы занятия.

Деятельность педагога и воспитанников.

Формируемые БУД.

I.Организационный

момент

Создать благоприятный

эмоциональный настрой

детям на работу.

II.Вступительная часть.

Цель: подвести детей к

теме, цели и задачам

воспитательного занятия.

1.-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

Улыбнёмся друг другу.

Здравствуйте!

2. Сообщение темы.

Воспитатель: - В каждом из нас изначально заложена потребность любить и быть

любимым. Каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и

жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести. Так образуется

семья. Вот и вы уже учитесь в школе последний год, а дальше перед вами

открывается большая дорога в мир взрослых. Кто-то из вас раньше, кто-то позже

создаст свою семью. И это прекрасно. Но помимо счастья, доброты,

взаимопонимания, существуют в семье и повседневные дела, часто возникают

КУД: вступить в контакт

и работать в коллективе;

слушать собеседника.

РУД: принимать цели и

произвольно включаться в

деятельность, следовать

предложенному плану.

вопросы, которые необходимо решать каждый день. И один из таких вопросов:

как правильно потратить деньги, заработанные мужем и женой. И хотя это будет

в будущем, но задуматься об этом вы должны уже сейчас. Этому и будет

посвящено сегодняшнее занятие. Тема нашего занятия: «Бюджет семьи». Давайте

попробуем разобраться, что это такое?

III.Основная часть.

Цель: Раскрытие основного

содержания

воспитательного занятия.

Прежде чем приступить к изучению этого вопроса, ответьте мне на вопрос:

- Что такое семья?

(Семья - это родственники, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают

друг за другом, помогают друг другу.

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят и ждут)

-Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого

члена семьи есть свои обязанности.

Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

Как помогаете маме и папе дети? (Дети моют посуду, помогают готовить обед,

убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно,

красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей

можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить…

(продукты).

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того,

чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее

средство).

КУД: дифференцированно

использовать разные виды

речевых высказываний

( вопросы, повествование,

отрицание)

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не

отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, откуда в семье берутся деньги?

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен

оплачиваться.

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают

дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию)

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и

дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий

семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое - доход?

Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных

источников.

Что еще может приносить доход семье?

(Ответы детей : доход от приусадебного хозяйства, вознаграждения или подарки

от государства, премии за хорошую работу или учебу и другие).

Ребята , с помощью этих доходов мы можем удовлетворить потребности семьи.

Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно,

что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на

стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в

размере – 6000 рублей, а дедушка – 6500 рублей Дочка за учебу в училище

ПУД: работать с

информацией (понимать

текст, устное

высказывание)

получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)

Воспитатель: С доходами семьи мы разобрались. Но в каждой семье не обойтись

без расходов.

Ребята, как вы думаете, что такое расходы?

(Ответы детей)

Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.

Ребята, какие вы знаете расходы?

(Ответы детей)

(Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды,

плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в

некоторых учебных учреждениях, прочие расходы).

Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на обязательные

(основные) и текущие.

-Как вы думаете, какие у семьи обязательные (основные) ежемесячные

расходы?

(Расходы на питание, оплата за ребенка в детском саду, оплата за свет, газ,

телефон, коммунальные услуги)

Какие текущие расходы?

(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные

расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Но в большей степени расходы

семьи идут на питание. Давайте с вами подумаем и составим продовольственную

ПУД: использовать

логические действия

(сравнение, анализ, синтез,

обобщение,

классификацию,

установление аналогий,

закономерностей,

причинно-следственных

связей) в соответствии с

индивидуальными

возможностями;

корзину для семьи, состоящую из продуктов питания, которые необходимы для

проживания каждой семьи.

Физминутка.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я попрошу вас встать и немного поиграть. Я буду

говорить небольшие фразы, а вы внимательно их слушайте и выполняйте

соответствующее действие:

(Дорого – поднимаем руки вверх, дёшево – опускаем руки вниз, хлопая по

бедрам).

Фразы:

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром,

цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с

Гулькин нос.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Прошу вас сесть на свои места и продолжим

работать дальше.

Продовольственная корзина.

Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей

семьи на месяц из 26 предложенных:

1)хлеб

) сахар

3) минеральная вода

4) масло сливочное

5) кукурузные хлопья

6) масло растительное

7) рыба

8) кальмар сушеный

9) газированные напитки

10) молоко

11) яйцо

ПУД: применять

начальные сведения о

сущности социальных

процессов и явлений

действительности в

соответствии с

содержанием конкретной

темы и для решения

познавательных задач;

12) майонез

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др)

15) сухофрукты

16) соль

17) креветки

18) кондитерские изделия

19) сельдь иваси

20) финики сушеные

21) маринады

22) сало копченое

23) орешки соленые

24) конфеты

25) чипсы

26) мясо

Правильный ответ.

В продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие

наименования продуктов:

1)хлеб

2) сахар

3) масло

4) мясо

5) рыба

6) молоко

7) яйцо

8) картофель

9) овощи

10) фрукты

Воспитатель: Правильно, ребята! Вот 10 основных видов продуктов питания

включает продовольственная корзина, которые необходимы каждой семье для

полноценного питания на каждый день.

Как мы уже подсчитали бюджет семьи – 49.100 рублей.

Они заплатили: коммунальные услуги и телефон –9.000 рублей

Продукты питания –20.000 рублей;

Одежда ,обувь –10.000 рублей;

Медицинское обслуживание-7.000 рублей;

Второстепенные траты. - Сколько у вас осталось денег? (3.000 руб.) Это много

или мало? (Мало.) Вот эти деньги и пойдут на второстепенные нужды.

На проезд в транспорте. На хозяйственные и бытовые нужды. На досуг и отдых.

Тратить их нужно бережно, экономя каждую копейку.

Игра – диалог «Доход-расход».

Правила игры. Воспитатель предлагает детям определить, является ли названное

доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 20 рублей— Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных

источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

КУД: излагать своё мнение

и аргументировать свою

точку зрения.

Что такое бюджет? Бюджет - это структура доходов и расходов за определенный

период

времени

(неделю,

месяц,

год).

А

что

обозначает

словосочетание

«семейный бюджет»? Это денежные доходы и денежные расходы одной семьи.

-Я

предлагаю

вам

заглянуть

в

одну

семью

и

посмотреть,

как

супруги

распределяют семейный БЮДЖЕТ.

Муж. - А я рассчитывал отложить деньги, чтобы купить ботинки. Ведь

скоро осень, пойдут дожди, и мне нечего будет надеть.

Жена. - Неужели ты хочешь, чтобы я ходила на работу пешком! Давай мы купим

ботинки потом.

Муж. - Но в таком случае я не успею купить их до осени. А мне – мерзнуть!

Жена. - А мне пешком ходить?

Итак, в семье спор. Кто же из супругов прав? На что нужно потратить деньги?

Посмотрите

на

таблицу,

что

является

первоочередной

тратой:

обувь

или

проездной?

Вспомним, в каком тоне общались ребята. Они почти кричали друг на друга.

Правильно ли это? Почему? (нет, потому что они лишь поругались, а что делать,

так и не решили.)

Как же нужно было разговаривать, в каком тоне?

- Посмотрим, как распределяет семейный бюджет другая молодая пара. Жена. –

Саш, посчитай, сколько у нас осталось денег? Муж. - 1500руб. Жена - До

следующей зарплаты, сколько дней осталось? Муж. – 10 дней. Жена. – Давай

купим на эти деньги обои в комнату, а то они уже такие старые, некрасивые.

Муж. – Ты права. Эти, уже какие - то серые, поцарапанные. Давай купим.

Супруги пошли и купили на все оставшиеся деньги обои. – Верно, ли поступили

супруги? (Нет.) Почему? Ответ: Оставили себя без средств к существованию, а

если вдруг заболеешь? Покупка обоев относится, к какому пункту расходов? Это

первоочередные расходы? (Нет.) Как надо было поступить? Ответ: отложить в

этом месяце 500 руб. и в следующем 500 руб., а затем купить.

Благосостояние

каждой

семьи

во

многом

зависит

и

от

семейного

бюджета.

Неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми

средствами, которые у нас есть, приводит многие семьи к разочарованию, обидам

и недовольству, а некоторые семьи даже и к разводу.

Чтобы

бюджет, как говорится, ломился от денег, для этого не обязательно

каждый

месяц

зарабатывать

по

миллиону

долларов

(хотя

и

это

можно),

необходимо

всего

лишь

научиться

правильно

вести

семейный

бюджет

и

распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша

семья.

-Могут

ли

в

семье

появиться

незапланированные

доходы?

Лотерея,

премия,

наследство

- А непредвиденные расходы? - Болезнь, несчастье.

В семейном бюджете может складываться такая ситуация: Д > Р; Д = Р; Д < Р;

- Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?

– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

-Что значит экономить?

-На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

Где и как мы ещё сможем сэкономить? (ответы детей)

1. Экономно расходовать электроэнергию, воду, газ, телефон.

2. Найти возможность подработать.

3. Пользоваться услугами магазинов экономкласса, рынком.

4. Осуществлять по возможности самостоятельный ремонт сломавшихся вещей.

5. Копить денежные средства, откладывая каждый месяц небольшие суммы.

6. Сажать фрукты и овощи на приусадебном участке, разводить птицу, домашних

РУД: принимать цели и

произвольно включаться в

деятельность, следовать

предложенному плану и

работать в общем темпе;

-активно участвовать в

деятельности,

контролировать и

оценивать свои действия и

действия одноклассников;

животных, пчёл.

А на чём нельзя экономить?

Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

Воспитатель:

Молодцы,

ребята!

Правильно!

Нужно

учиться

экономить,

но

разумно. Ни в коем случае нельзя экономить ни на питании, отдыхе или вещах

первой необходимости.

Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать

так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать

деньги на сбережения, на крупные покупки, на отдых и на обучение?

(Нужно планировать бюджет семьи.

Важно, чтобы расходы не превышали доходы).

ПУД: использовать в

жизни и деятельности

некоторые межпредметные

знания, отражающие

доступные существенные

связи и отношения между

объектами и процессами

IV.Заключительная часть

А сейчас мы с вами проведём викторину и посмотрим, как вы усвоили

ЛУД: принятие

Цель: подведение итогов

занятия.

тему доходов, расходов и семейного бюджета.

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Что такое семейный бюджет?

(это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени).

-Что такое доход семьи?

(Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи)

Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных

источников)

-Что такое расходы?

( Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги).

Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы. Молодцы. А это значит, что

вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете

хорошими хозяевами, умеющими грамотно планировать в будущем свой

семейный бюджет.

соответствующей возрасту

информации о

доходах, расходах и

бюджете семьи.



В раздел образования