Автор: Асютина Наталья Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР -д/с " Калинка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Осенние листочки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ИЗО деятельности в
старшей группе
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе
Ф. И. О. педагога: Асютина Н.В. Номинация: Образовательная
ситуация с дошкольниками
Образовательная область: Художественно-эстетическая
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: Осенние листья
Основные цели:
1) Учить рисовать кленовые листья, передавая характерные
особенности формы, цвета.
2) Развивать технические навыки в рисовании карандашом –
нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
3) Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать
характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать
творческие проявления.
Дидактические материалы: 3-4 картинки осенних
деревьев (береза, рябина, осина, клен) – для оформления «парка»,
осенние листья из цветной бумаги по количеству детей (например, 3
березовых, 3 рябиновых, 3 осиновых и 1 кленовый); кленовые
листья (из цветной бумаги) разной расцветки по количеству детей.
Оборудование: мольберт или магнитная доска, альбомные
листы, простые и цветные карандаши.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация знакомит
детей с новым способом рисования листьев – с помощью своей
ладони; желательно проводить осенью, во время листопада.
Образовательная ситуация разработана в северном регионе, где
клены не растут, поэтому для детей это дерево не знакомо.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в
игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает
детей, знают ли они кто такие художники? Как называются
художники, рисующие природу?
- А вы хотите сегодня побыть художниками-пейзажистами? Тогда
давайте пойдем в парк, рассматривать осенние деревья.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о
признаках осени, о названии деревьев, о форме листьев.
- Пока мы добираемся до парка, кто скажет какое время года
сейчас?
А какие бывают листья на деревьях осенью? И что же происходит
с листьями осенью? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы рассказали все правильно. Вот мы и
добрались до нашего парка. Посмотрите, сколько листьев упало с
деревьев и все разные. Давайте поднимем себе по одному листику.
А вы можете назвать деревья, с которых упали эти листья?
Дети отвечают, рассматривая листья. Можно задавать
дополнительные вопросы: по какому признаку ты узнал дерево,
назови цвет своего листа и т. п.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для
формирования представлений о кленовом листе; сформировать
опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и
понимания его причины.
- Скажите, ребята, все смогли назвать с какого дерева упал ваш
листик?
Если все дети отвечают утвердительно, заострить внимание нам
том, ребенке, которому достался кленовый лист.
- А с какого дерева упал это лист?
- Смогли вы назвать дерево? (Нет)
-А почему не смогли? (Не знаем названия).
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи: изучить особенности кленового листа
(форма, цвет, закрепить умение преодолевать затруднение
способом «спросить у того, кто знает»
А если мы не знаем, что мы делаем?
Выслушиваются ответы детей.
- Кто задаст мне нужный вам вопрос? Воспитатель дает
возможность 2-3 детям проговорить вопрос вслух, а затем отвечает
на него.
- Так вот, ребята, дерево, с которого упал этот лист называется
клен. Как будет называться этот лист? (Лист с березы – березовый,
лист с клена – кленовый) Давайте его внимательно рассмотрим.
Воспитатель раздает всем детям кленовые листья одинакового
размера, но разного цвета. Дети изучают листья.
5. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для
формирования способа изображения кленового листа;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения и понимания его причины.
- Ребята, мы же с вами художники. А давайте подумаем, как нам
нарисовать кленовый лист.
Выслушиваются предложения детей.
- Сможете вы нарисовать такой листок? Кто хочет попробовать?
Педагог предлагает детям лист бумаги (на мольберте) и простой
карандаш. 1-2 ребенка пытаются изобразить кленовый лист.
- Смогли мы нарисовать кленовый лист? (Нет)
- А почему не смогли? (Не знаем, как это делается)
6. «Открытие» нового способа действия.
Дидактические задачи: сформировать представление о способе
изображения кленового листа; сформировать опыт
самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального
переживания радости открытия.
- Давайте вернемся из парка в наш сад и подумаем, каким
способом удобнее нарисовать такой лист.
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям высказать
свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей,
вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости
наводящие вопросы:
- Может форма листа на что-то похожа?
Задача воспитателя – подвести детей к тому, что форма
кленового листа похожа на ладонь с широко расставленными
пальчиками.
- Посмотрите, ребята, как с помощью своей ладошки легко
нарисовать кленовый лист.
Воспитатель показывает способ изображения кленового листа.
- Сначала обводим свою ладонь простым карандашом, затем
проводим пять линий – прожилки листа. Затем дугами соединяем
изображения пальчиков между собой так, чтобы получился контур
кленового листа.
Воспитатель подводит итог: нарисовать кленовый лист мы
смогли, потому что нашли форму, на которую он похож (ладошка).
7. Включение нового способа действия в систему знаний и
умений ребенка.
Дидактические задачи: закрепить умение рисовать кленовый лист
с помощью ладони; развивать технические навыки в рисовании
карандашом – нажим, правильная штриховка, подбор оттенков.
- Ребята перед вами альбомный лист и простой карандаш.
Давайте вспомним, что мы сегодня художники и попробуем
нарисовать кленовый лист с помощью своей ладони. Напомните,
пожалуйста, порядок изображения.
Опросить 1-2 ребят или проговаривают все вместе.
- Молодцы, приступаем.
Пока дети рисуют, воспитатель индивидуально помогает тем, кто
испытывает затруднения.
- Молодцы, ребята. А что теперь не хватает нашим
листикам? (Цвета) Давайте их раскрасим. В какие
цвета? (Желтый, красный, оранжевый). А почему? (Осенние
цвета). В одном листике можно использовать несколько цветов. Не
забываем правильно держать карандаш. Приступаем.
Воспитатель продолжает индивидуальную помощь детям.
- Молодцы, ребята, очень нарядные осенние листочки у вас
получились. И теперь как настоящие художники давайте устроим
выставку ваших работ.
Воспитатель закрепляет работы детей на магнитной доске. Все
вместе любуются.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они
делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня стали?
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если б они не смогли
найти форму, на которую похож кленовый лист, то не смогли бы
нарисовать такие замечательные листья.