Автор: Сергеенко Виктория Валерьевна Должность: заведующий Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 57 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: доклад Тема: Инновации в современной системе образования Раздел: дошкольное образование
Тема: «Инновации в современной системе образования».
Ф.И.О.: Сергеенко Виктория Валерьевна
Должность: заведующий
Наименование учреждения: МБДОУ 57 г. Мурманска
Адрес: 183031, г. Мурманск, ул. Павлика Морозова, д. 7
Введение
В
период
глубоких
социально-экономических
изменений
в
России,
когда
происходит
переоценка
всей
системы
общественных
отношений,
существенные
изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего
времени
является
активизация
инновационных
процессов
в
образовании.
Происходит
смена
образовательной
парадигмы:
предлагается
иное
содержание,
иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все
это
свидетельствует
о
развертывании
инновационных
процессов
в
системе
образования.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в
тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в
совокупности
приводит
к
качественным
изменениям
его
содержательных
и
технологических аспектов.
В настоящее время
происходят существенные изменения в национальной
политике
образования.
Это
связано
с
переходом
на
позиции
личностно-
ориентированной
педагогики.
Одной
из
задач
современных
дошкольных
учреждений
становится
раскрытие
потенциала
всех
участников
педагогического
процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных
процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды
образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического
осмысления.
Изменение
роли
образования
в
обществе
обусловило
большую
часть
инновационных
процессов.
«Из
социально
пассивного,
рутинизированного,
совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится
активным.
Актуализируется
образовательный
потенциал,
как
социальных
институтов, так и личностный»
1
.
Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний,
навыков,
информационных
и
социальных
умений
(качеств),
обеспечивающих
«готовность
к
жизни»,
в
свою
очередь,
понимаемую
как
способность
приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование
все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на
личность,
в
которых
обеспечивается
баланс
между
социальными
и
индивидуальными
потребностями,
и,
которые,
запуская
механизм
саморазвития
(самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к
реализации
собственной
индивидуальности
и
изменениям
общества.
Многие
образовательные
учреждения
стали
вводить
некоторые
новые
элементы
в
свою
деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием
между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это
делать.
Чтобы
научиться
грамотно
развивать
детский
сад,
нужно
свободно
ориентироваться
в
таких
понятиях,
как
«новое»,
«новшество»,
«инновация»,
«инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это
может показаться на первый взгляд.
1
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004 – С.25
2
В
отечественной
литературе
проблема
инноваций
долгое
время
рассматривалась
в
системе
экономических
исследований.
Однако
со
временем
встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во
всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только
в
рамках
экономических
теорий
невозможно.
Необходим
иной
подход
к
исследованию
инновационных
процессов,
где
анализ
инновационных
проблем
включает в себя использование современных достижений не только в области науки
и техники, но и в сферах управления, образования, права и других.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом
имеющихся
результатов
исследования
сущности,
структуры,
классификации
и
особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема
нововведений
отражена
в
работах
М.
М.
Поташника,
А.
В
Хуторского,
Н.
Б
Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно - деятельностного
подхода,
что
дает
возможность
анализировать
не
только
отдельные
стадии
инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
2
Исследования
нововведений
в
области
образования
представлены
в
работах
К.
Ангеловски, Л.Г. Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В.
Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова,
В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и других.
3
Сегодня
существует
огромное
множество
нововведений,
применимых
к
образованию
вообще
и
в
частности
к
дошкольным
учреждениям.
Они
играют
огромную роль в существовании и дальнейшем развитии ДОУ.
1 Современные тенденции в системе образования
Тема образования в современном
м и р е
о ч е н ь актуальна.
Глобальность
выступает одним
и з
в а ж н е й ш и х п а р а м е т р о в
с у щ е с т в о в а н и я
человеческого общества.
Отражая
проце ссы
взаимообусловленности и
взаимозависимости различных компонентов
мирового
сообщества,
глобальность
выражает
идеи
целостности
всего
человечества
как
социобиологического
образования.
Особенности
современного
этапа развития
российского
общества
усиливают значимость
и
необходимость преобразования
различных
с ф е р
жизнедеятельности,
включая сферу
образования.
Решение проблем стоящих
перед современным обществом
обуславливается потенциальными
возможностями
и имеет некоторые тенденции.
Первая
тенденция
представляет
собой
постепенный
переход
к
постиндустриальному
обществу
на
основе
развития
и
широкого
применения
информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного
и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и
распространения
методик,
средств
и
технологий
образования.
Следовательно,
в
современных
условиях
существенно
возрастает
роль
образования,
растут
потребности
общества
в
образовательных
услугах. Чтобы
система
образования
2
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998 – С. 45
3
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. –
2004- С. 56
3
была
готова
принять
вызовы
современности,
необходимы
определенные
преобразования
системы
на
базе
использования
современных
информационных
технологий.
Основные
надежды
возлагаются
на
создание
и
сопровождение
информационно-образовательных
сред
(ИОС)
открытого
и
дистанционного
обучения,
на
развитие
новых
объектных
технологий
создания
баз
учебных
материалов
(БУМ),
наряду
с
развитием
традиционных
технологий
разработки
электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.
Соответственно, информационные технологии и образование — это две тенденции,
которые
в
совокупности
становятся
теми
сферами
человеческих
интересов
и
деятельности,
которые
знаменуют
новую
эпоху
и
должны
стать
основой
для
решения стоящих перед человечеством проблем.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является
модернизация
системы
образования,
становящейся
основой
динамичного
экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия
граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования
стала
ключевым
элементом
глобальной
конкуренции,
требующей
постоянного
обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к
запросам
и
требованиям
динамично
меняющегося
мира.
Одновременно
возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из
наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной
справедливости.
Стратегическая
цель
государственной
политики
в
области
образования
–
повышение
доступности
качественного
образования,
соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным
потребностям
общества
и
каждого
гражданина.
4
Реализация
этой
цели
предполагает
решение
следующих приоритетных задач:
–
модернизация
институтов
образования
как
инструментов
социального
развития;
–
формирование
механизмов
оценки
качества
и
востребованности
образовательных
услуг
с
участием
потребителей,
участие
в
международных
сопоставительных исследованиях;
– обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии
с требованиями экономики, основанной на знаниях;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и
переподготовки профессиональных кадров.
Роль
образования
на
современном
этапе
развития
России
определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью
преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и
общественного развития.
Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого
капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от
поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в
эффективной
динамичной
системе
образования,
основанной
на
инновационных
технологиях.
4
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004 – С. 12
4
В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в
обеспечении
современного
качества
образования
на
основе
сохранения
его
фундаментальности,
соответствия
актуальным
и
перспективным
потребностям
личности, общества и государства. Важнейшей мировой тенденцией современного
образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению
стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного
пространства. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в
системе
российского
образования
не
означает
тождества,
простого
копирования
опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было
накоплено
за
многие
десятилетия
в
отечественной
системе
образования,
м од е р н и з и р о в ат ь
е е
н а
о с н о в е
с о в р е м е н н о го
м и р о в о го
о п ы т а .
Интеграция
и
интернационализация
образования
формируют
мировой
рынок
образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные
открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги
независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным
(классическим)
образованием
стали
широко
использоваться
инновационные
способы
обучения,
основанные
на
современных
образовательных
и
информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и
дистанционного
обучения,
которые
основаны
на
Интернет
-
технологиях
или
электронном
образовании. А
также,
появилась
возможность
развития
государственного
и
негосударственного
образования,
основанных
на
новых
информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе
образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К
современным
тенденциям
развития
образования
относятся
такие,
как
диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего
и
непрерывного
образования,
его
интенсификация
и
компьютеризация,
а
также
развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны
способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными
требованиями социально-экономического развития общества.
Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в
современных
условиях
возможен
лишь
на
основе
инноваций
и
использования
инновационных
технологий.
Информатизация
образования
направлена
на
реализацию
замысла
повышения
качественного
содержания
образования,
на
проведение
исследований
и
разработок,
их
внедрение,
предполагает
замену
традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах
деятельности
в
национальной
системе
образования
России.
Важнейшими
направлениями информатизации образования являются: формирование виртуальной
информационной
среды
на
уровне
учебного
заведения; системная
интеграция
информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения,
научных
исследований
и
организационного
управления; построение
и
развитие
единого образовательного информационного пространства; постоянное обеспечение
новой научно-технической и научно-методической информацией; создание широкой
сети
информационных
центров,
ориентированных
на
решение
задач
информационного
обеспечения
системы
образования
компьютерными
программами. Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к
5
полноценному
и
эффективному
участию
в
общественной
и
профессиональной
областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств
открытой
системы
влечет
кардинальное
изменение
ее
свойств
в
направлении
большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в
переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через
всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий.
Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение
среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены
отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.
Сегодня
открытое
и
дистанционное
обучение
предоставляет
возможность
различным
группам
населения
с
помощью
Интернет
получить
дополнительное
образование.
Количество
образовательных
учреждений,
отделений
и
цент ров
дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.
В
системе
российского
образования
использование
информационно-
коммуникационных
технологий
чаще
встречается
в
нетрадиционной
(негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты
активно
используют
информационные
и
сетевые
технологии
в
системе
очного
обучения.
В
результате
этого
более
эффективное
использование
современных
образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет
к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными
формами
обучения,
что
и
является
характерной
чертой
системы
открытого
образования.
Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только
квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную.
Компетентностный
подход
в
образовании
является
сегодня
важнейшей
инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном
этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и
способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста,
цели
образования,
связываются
с
междисциплинарными
интегрированными
требованиями
к
результату
образовательного
процесса.
Если
целью
профессионального
образования
является
приобретение
профессиональной
квалификации, то целью компетентностной модели специалиста является обучение
работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в
различных ситуациях.
Современность
остро
ставит
вопрос
о
смене
педагогической
парадигмы,
внесении
в
массовое
сознание
нового
понимания
сущности
образовательной
деятельности.
И
в
этом
направлении
уже
много
сделано.
Завоевал
широкое
признание субъект - субъектный подход к образовательному процессу (В.В.Давыдов,
Ш.А. Амонашвили), который нашел свое воплощение в идее школы сотрудничества,
реализованной
целым
рядом
авторских
и
инновационных
образовательных
учреждений.
5
Коллективы
школ,
учреждений
дополнительного
и
н ач а л ь н о го
профессионального
образования
стали
рассматриваться
как
разновозрастные
5
Микляева Н.В. Инновации в детсом саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008 – С. 10
6
сообщества
(В.И.
Слободчиков).
6
Нашел
практическое
применение
проектный
подход к построению деятельности образовательного учреждения (Н.Г.Алексеев,
Ю.В.Громыко).
7
В массовой педагогической практике прочно закрепились принципы
вариативности и адаптивности (Е.А.Ямбург, Е.Л. Рачевский).
8
В современных условиях каждое образовательное учреждение, имея свою
неповторимую специфику и особенности ресурсных возможностей, сталкивается с
необходимостью фиксации оснований и определения принципов проектирования
образовательной деятельности, то есть разработки собственной модели образования,
соответствующей
местной
специфике
и
отвечающей
государственному
и
социальному заказу на образование.
Динамика общественного развития набрала темп. От человека требуется не
только способность усваивать и переносить накопленный человечеством опыт в
условия
его
собственной
жизнедеятельности,
но
и
готовность
пойти
на
риск,
действовать в нестандартных ситуациях. «Сегодня все труднее быть ребенком и
становиться
взрослым,
потому
что
условия
социализации
и
условия
жизни
становятся все более импульсивными, нестабильными и необъятными».
9
Большие
изменения
в
Российской
школе
произошли
в
связи
с
ее
компьютеризацией, особенно с внедрением в практику новых обучающих программ.
В арсенале мировой и отечественной педагогики одним из эффективных методов
обучения, способствующих максимальному развитию личности учащегося, является
проектно-исследовательский метод обучения.
Современная система образования построена на предоставлении учащимся
возможности
размышлять,
сопоставлять
разные
точки
зрения,
разные
позиции,
формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания
фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой
опыт.
Указанные
факторы
стимулируют
развитие
в
образовательной
сфере
различных
социально-педагогических
инициатив,
пытающихся
разрешить
эти
противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них
можно квалифицировать как образовательные технологии.
Развитие
исследования
в
сфере
образования,
его
применение
в
качестве
основы при построении образовательных технологий дает возможность развития у
учащихся
важнейшего
инструмента
оперативного
освоения
действительности.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является
учебным.
Это
означает,
что
его
главной
целью
является
развитие
личности
учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Исследовательская
деятельность
обучающихся
-
деятельность
учащихся,
связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех
или
иных
законов
природы)
и
предполагающая
наличие
основных
этапов,
характерных для исследования в научной сфере.
10
6
Там же – С. 13
7
Там же – С. 16
8
Там же – С. 18
9
Там же – С. 23
10
Там же – С. 49
7
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных
представлений
о
конечном
продукте
деятельности,
этапов
проектирования
(выработка
концепции,
определение
целей
и
задач
проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая
его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
11
Проектная деятельность
обучающихся
-
совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности,
направленная
на
достижение
общего
результата
деятельности.
12
Проектно-исследовательская
деятельность
-
деятельность
по
проектированию
собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение
принципов
отбора
методик,
планирование
хода
исследования,
определение
ожидаемых
результатов,
оценка
реализуемости
исследования,
определение
необходимых ресурсов.
13
Создаваемая
единая
система
управления
качеством
образования
является
методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние,
обеспечивающее
открытость
и
новое
качество
образования,
адекватное
потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом,
становление
и
развитие
открытой
образовательной
системы
предполагает
разработку
современных
технологий
качества,
включая
технологии
качества
управления этими сложными системами.
1.1 Основные понятия инноватики
Основными
понятиями
инноватики
являются:
новшество,
инновация,
инновационный процесс, нововведение.
Новшество: идея, являющаяся для конкретного лица новой; средство (новый
метод).
14
Р.Н. Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание
возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в
области
педагогической
действительности,
развивающих
теорию
и
практику
обучения и воспитания. Инновация: обновление, изменение; введение чего-либо
нового; процесс освоения новшества.
15
В.И. Сластенин и Л.С. Подымова отметили, что инноватика как наука изучает
закономерности
создания,
освоения
и
распространения
новшеств;
в
частности
изучает феномен сопротивления новшествам.
16
Инновационный
процесс
-
инновации,
нововведения
и
условия,
обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
11
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998 – С. 17
12
Там же – С. 19
13
Там же – С. 22
14
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. –
2004 – С.67
15
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика. –
2004 – С. 56
16
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность – М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997
– С. 145
8
Инновация - содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и
технологии их реализации).
17
А.И. Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное
изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию,
общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.
18
В.И.
Сластенин,
Л.С.
Подымова
охарактеризовали
это
понятие
как
комплексный,
целенаправленный
процесс
создания,
распространения
и
использования
новшества,
цель
которого
-
удовлетворение
потребностей
и
интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным
изменениям
(способов
обеспечения
эффективности,
стабильности
и
жизнеспособности).
19
А
вот
ещё
несколько
значений
нововведения:
механизм
использования
инновации (новшество и процесс введения его в практику); динамическая система,
характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного
процесса),
так
и
закономерным
развитием
во
времени
её
взаимодействия
с
окружающей средой (жизненный цикл новшеств).
20
К нововведениям в сфере образования относят изменения:
- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
- в структуре системы образования;
- в содержании образования;
- во внутренней организации образовательного учреждения;
- в методах обучения;
-
в
оборудовании
образовательных
учреждений
и
использовании
информационных технологий в образовании;
- в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.
Изменение
-
замена
одного
на
другое
(перемена,
вариация)
как
видимое
отклонение от прежнего.
21
Если отклонение происходит в лучшую сторону - это
новшество. Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы - это
реформа.
Выделяют основные показатели инновации:
а) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация
содержит новое решение этой проблемы);
б)
возможность
использования
в
широкой
педагогической
практике;
использование
педагогических
инноваций
должно
приводить
к
обновлению
педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов;
эффективность
-
влияние
реализованного
потенциала
на
различные
параметры
системы, в которых реализуется инновация;
22
в) адаптируемость (вне зависимости от условий);
г) наличие научной идеи;
17
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика. –
2004 – С.28
18
Там же – С. 35
19
Там же – С.54
20
Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М.,Ю. 2008 – С. 46
21
Там же – С. 50
22
Там же – С. 55
9
д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале
переход от простого воспроизводства к расширенному.
В.И.
Сластенин,
Л.С.
Подымова,
А.И.Пригожин
и
другие
исследователи
выделяют специфику новшеств:
- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;
- объект воздействия и предмет деятельности - развивающаяся личность;
- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;
-
необходима
психологическая
готовность
педагогического
сообщества
к
восприятию, принятию и реализации новшеств;
- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;
-
наблюдается
относительная
растянутость
инновационных
процессов
времени;
- целостный характер целей инновации;
-
существующая
зависимость
инновационных
процессов
от
социально-
педагогических условий;
- сложность определения результатов инновации.
23
Определены основные требования к новшествам:
-
сбалансированность
целей
с
целями
дошкольного
образовательного
учреждения;
- относительная стабильность.
Существует определенная классификация новшеств:
1.
По
уровню
инновационного
потенциала
(формализованная
шкала):
построение известного в другом виде - формальная новизна (фактическое отсутствие
нового)
-
условная
новизна;
повторение
известного
с
несущественными
изменениями:
частная
новизна;
уточнение,
конкретизация
уже
известного;
дополнение известного существенными элементами; создание качественно нового
объекта.
2. По массовости: единичные; массовые.
3. По масштабу: частные; модульные; системные.
4. По новизне: абсолютно новые; относительно (субъективно) новые.
5. По типу возникновения: стихийные; целенаправленные.
6.
По
типу
новше ства:
материально-техниче ские;
социа льные
(педагогические).
7.
По
характеру
возникновения:
внешние
(заимствования,
инициируемые
органами управления); внутренние (ноу-хау).
8.
По
инновационному
потенциалу:
модификационные
(изменение
существующего);
комбинаторные
(сочетание
элементов
прежнего);
радикальные
(принципиально новые).
9. По характеру нацеленности на будущее: оперативные; стратегические.
10.
По
отношению
к
существующему:
замещающие;
открывающие;
отменяющие; ретровведение.
11. По характеру получаемых результатов: ожидаемые (плановые); случайные
(неплановые).
23
Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008 – С. 58
10
12.
По
своевременности:
своевременные;
несвоевременные;
актуальные;
нацеленные на будущее.
13. По завершенности: завершенные; незавершенные.
14. По процессу освоения: легко осваиваемые; трудно осваиваемые.
Такое
обилие
классификационных
оснований
затрудняет
целостное
восприятий
новшества.
Большинство
классификаций
появилось
в
процессе
обобщения
практики
и
теоретического
осмысления
проблемы.
Тем
не
менее,
необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения
отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же
определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:
1. управление учреждением;
2. структура воспитательно-образовательного и процесса;
3. содержание воспитательно-образовательного процесса.
Указанные
сферы
взаимодействуют
посредством
создания
и
освоения
новшеств.
Специфика
управления
инновационными
процессами
определяется
областью их внедрения.
Под
педагогической
инноватикой
понимается
учение
о
создании
педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,,
использовании
и
применении
на
практике.
24
Методология
педагогической
инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и
структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
25
Педагогическая
инноватика
и
её
методологический
аппарат
могут
являться
действенным
средством
анализа,
обоснования
и
проектирования
происходящей
сегодня модернизации образования. Многие новшества, такие, как стандарты, новая
структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый
государственный
экзамен,
не
являются
в
методологическом
смысле
проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и
применения заявленных новшеств.
Очевидно,
что
требуется
специальная
работа
по
научному
обоснованию
глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий
проектирования
широкомасштабного
педагогического
эксперимента.
Рассмотрим
некоторые
понятия
и
особенности
педагогической
инноватики
как
средства
преобразования
образования.
Прежде
всего,
следует
различать
новшества
и
нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод,
средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс
внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений
можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на
уровне региона, страны. Понятие "нововведение" считается синонимом понятия
"инновация".
Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими
бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без
надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы
24
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика. –
2004 – С. 125
25
Там же – С. 126
11
нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями
и вынуждены будут искать пути их решения.
Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется
понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс.
26
Инновационные
процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-
экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От
этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы
происходят.
Имеющиеся
условия
могут
способствовать,
либо
препятствовать
инновационному
процессу.
Инновационный
процесс
может
иметь
характер
как
стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего,
функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
27
Подчеркнём
единство
трёх
составляющих
инновационного
процесса:
создание,
освоение
и
применение
новшеств.
Именно
такой
трёхсоставный
инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической
инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования
выступает процесс обучения.
Другое
системное
понятие
-
инновационная
деятельность
-
комплекс
принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином
уровне образования, а также сам процесс.
28
К основным функциям инновационной
деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла,
целей,
содержания
образования,
форм,
методов,
технологий,
средств
обучения,
системы управлении. Инновационный процесс представляет собой совокупность
процедур
и
средств,
с
помощью
которых
педагогическое
открытие
или
идея
превращаются
в
социальное,
в
том
числе,
образовательное
нововведение.
Инновационные
процессы
следует
отличать
от
локального
эксперимента
или
внедрения отдельных новшеств.
Например,
введение
дополнительного
элективного
курса
в
школу
ещё
не
делает
её
инновационной.
Инновационная
деятельность
характеризуется
системностью,
интегральностью,
целостностью.
29
Таким
образом,
деятельность,
которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему
управления этим процессом и есть инновационная деятельность.
В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное
и
часто
критикуемое
соотношение
науки
и
практики
(наука
разрабатывает
и
внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы
развитие
личностно-ориентированной
педагогической
парадигме,
определяющей
повышение роли субъекта в проектировании своего образования. Объект и предмет
педагогической инноватики можно сформулировать следующим образом.
26
Лазарев В.С. Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика. –
2004 – С.130
27
Там же – С. 135
28
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:
Академия, 1999 – С.125
29
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:
Акдемия, 1999 – С. 130
12
Объект
педагогической
инноватики
-
процесс
возникновения,
развития
и
освоения
инноваций
в
образовании.
30
Под
инновациями
здесь
понимаются
нововведения
-
целенаправленные
изменения,
вносящие
в
образование
новые
элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование
рассматривается
как
социально,
культурно
и
личностно
детерминированная
образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен
субъект
этой
деятельности.
Предмет
педагогической
инноватики
-
система
отношений,
возникающих
в
инновационной
образовательной
деятельности,
направленной
на
становления
личности
субъектов
образования
(учащихся,
педагогов, администраторов).
31
Понятие
«инновация»
(лат.
in
-
в,
novus
-
новый)
трактуется
как
нововведение.
32
Исследователь
нововведений
Н.И.
Лапин
отмечает,
что
уже
этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает
«введение», то есть создание и использование какого-либо новшества.
33
Итак, инновационный процесс привлекал и привлекает внимание ряда ученых
как на Западе, так и у нас в стране. Как было сказано выше, инноватика получила
становление
как
меж–дисциплинарнарная
и
много-дисциплинарная
сфера
исследований.
Ее
«родителями»
и
«родственниками»
оказались
философия
и
социология, теория управления и психология, экономика и культурология.
Этим и объясняется тот факт, что оформившаяся в самостоятельную отрасль
педагогическая инноватика имеет понятийный аппарат, изобилующий терминами,
заимствованными из вышеперечисленных областей человеческого знания.
1.2 Инновационная деятельность в дошкольном образовании
Предпосылки
и
источники
становления
инноватики
в
дошкольном
образовании
обусловлены
ходом
общественного
развития
и
образовательной
политики
в
целом:
инновационными
процессами
в
экономике,
производстве
и
других
сферах
жизни
(XIX-XX
в.в.),
демократизацией
общественной
жизни,
гуманизацией
отношений
участников
образовательного
процесса,
творчеством
субъектов
взаимодействия
в
образовании,
поисковой,
инновационной,
экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
Термин
«инновация»
появился
в
исследованиях
культурологов
XIX
в.
и
первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и
изучение их отношений.
34
В
начале,
XX
в.
инноватика
формируется
как
наука
о
нововведениях,
изучающая
закономерности
технических
нововведений
в
материальном
производстве.
Развивается
она
как
отражение
потребностей
в
деятельности
по
разработке,
внедрению
новых
услуг,
идей
в
основные
сферы
человеческой
активности.
30
Там же – С. 133
31
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997
– С. 112
32
Там же - С. 115
33
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:
Академия, 1999 – С.98
34
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность – М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997
– С.66
13
В.А. Сластенин, Л.С. Подымова в науке выделяют три типа исследований
инноваций:
- изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;
- исследование инновационного процесса;
- управлением инновационным процессом;
- анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.
35
Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в. на Западе, с
80-ых гг. - в России. Следует отметить, что степень инновационности образования
обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости»
образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть
потребность в изменениях и возможность их реализации.
Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает
накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы)
его
стабильному
функционированию.
Следовательно,
инновации
решают
определенное
противоречие
в
образовании
между
функционированием
как
стабильным
и
эволюционным
процессом
и
развитием
как
динамичным
и
революционным
процессом.
Существует
и
промежуточное
состояние,
когда
стабилизационные
результаты
начинают
дифференцироваться
или
же
когда
накопленные изменения стабилизируются (унифицируются).
Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании,
определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.
Источниками
инновационной
работы
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
выступают
противоречия
целеполагания,
целедостижения
и
целеизмерения.
В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем:
а) в целеполагании: несбалансированность целей (в программе развития и
годовом
планировании,
образовательной
и
авторских
программах,
у
педагогов
дошкольного образования, реализующих разные методики для любого возраста и
работающих с детьми определенной возрастной группы и т.д.); несогласованность
целей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей); отсутствие
измеряемых
целей
в
силу
их
неоперационализированности;
отсутствие
единой
программы
цели,
разделяемой,
понимаемой
и
принимаемой
всеми
субъектами
дошкольного образования;
б) в целедостижении: дублирование содержания и технологий его реализации
в различных методиках, в деятельности различных специалистов; использование
репродуктивных
технологий
образования;
противоречия
между
традиционным
уровнем реальности педагогической деятельности и современными требованиями к
педагогу дошкольного образования; противоречия между развитием инновационной
деятельности педагога и отсутствием системы её сопровождения;
в) в целеизмерении: отсутствие единых показателей и критериев результата;
отсутствие валидных и надёжных диагностических методик в деятельности всех
специалистов; рассогласованность результатов диагностики по различным аспектам
образовательного процесса в дошкольном учреждении.
35
Там же – С.154
14
Следует отметить, что это лишь небольшая часть проблем, требующих своего
решения посредством инновационной практики в дошкольном образовании.
В России с 80-ых гг. XX в. действуют Центр и Институт педагогических
инноваций: от теории и практики внедрения педагогической науки и обобщения и
распространения
передового
педагогического
опыта,
осуществляется
переход
к
систематическому исследованию инновационных процессов - источников, условий,
жизненного цикла, управления, правового обеспечения.
Центральной
фигурой
инновационного
процесса
становится
педагог,
способный
изменять
и
перестраивать
свою
деятельность
в
соответствии
с
потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития.
36
Его инновационный потенциал - определяющий в достижении эффективности
новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением
субъекта
-
действиями,
в
которых
проявляется
личностное
отношение
к
происходящим переменам. Носитель новшеств - педагог - как элемент в структуре
инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и
оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.
В
структуре
личности
и
инновационной
деятельности
педагога
можно
выделить следующие существенные элементы:
- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и
восприимчивость к новому;
-
творческие
способности,
такие
как
креативность
и
индивидуальность,
деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;
-
технологический
компонент,
обеспечивающий
вариативные
способы
реализации традиционных задач;
- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и
своём месте в инновационном процессе.
Не
менее
важны
и
такие
характеристики
педагога,
как
новаторство,
инновационный
потенциал
и
поведений,
восприимчивость
к
новому.
Феномен
новаторства проявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение
нового,
высокий
интеллектуальный
потенциал,
критичное
отношение,
поиск
альтернатив.
В.А. Сластенин и Л.С. Подымова охарактеризовали инновационный потенциал
коллектива как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а
т ак
же
своевременно
избавляться
от
уст аревшего,
п е д а го г и ч е с к и
нецелесообразного.
37
Восприимчивость
как
черта
инновационного
потенциала,
определяется
чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой,
анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий
выбора решения.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе
существенно
отличается
от
традиционной.
Во-первых,
значительно
усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности,
36
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.. 1998 – С. 47
37
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность – М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997
– С. 243
15
поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога
развития
специальных
навыков,
приемов
работы.
Кроме
того,
современные
информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству
деятельности
и
её
продуктам.
Во-вторых,
особенностью
современного
педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования,
где
в
качестве
центральной
фигуры
выступает
педагог,
основное
внимание
переключается на ребенка - его активность, избирательность, креативность. Важной
функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности,
способствовать
его
успешному
продвижению
в
мире,
облегчить
решение
возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
К.
Роджерс,
А.Б.
Орлов
и
С.Я.
Ромашина
отмечают,
что
в
мировом
образовательном сообществе в связи с этим появился и стал использоваться новый
термин - фасилитатор - тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.
38
В-третьих,
представление
познавательного
материала
и
способы
передачи
опыта
предполагают
интенсивную
коммуникацию
педагога
и
детей,
требуют
в
современном образовании более активных и интересных взаимодействий между
субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как
бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с
отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в
дошкольных
учреждениях
выступают
потенциал
и
поведение
педагога,
его
чувствительность
к
новому,
открытость
и
фасилитация.
39
Изменение
позиций
педагога
и
ребенка
в
образовательном
процессе
требуют
перестройки
системы
взаимодействия,
прежде
всего
взаимодействия
педагогов
-
их
интеграции
и
координации,
а
также
совершенствования
взаимодействия
в
триаде
«педагог
-
ребенок - родители». Это является с одной стороны, предпосылкой инновационного
процесса в дошкольном учреждении, с другой - результатом и показателем его
успешности.
Происходящие
трансформации
в
системе
дошкольного
образования
обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и
развитию образовательной системы, что отражается в осознании педагогической
общественностью
необходимости
существенных
изменений
прежнего
хода
функционирования
учреждения.
Основным
механизмом
оптимизации
развития
системы
дошкольного
образования
является
поиск
и
освоение
инноваций,
способствующих
качественным
изменениям
в
деятельности
дошкольного
образовательного учреждения, что выражается в переходе учреждений в режим
развития.
На
сегодняшний
день
можно
с
уверенностью
констатировать
факт
формального
или
содержательного
перехода
большинства
дошкольных
образовательных учреждений в режим поиска. Данный режим является переходным
на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой
аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации,
38
Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. // Педагогика. –
2004 – С. 62
39
Там же – С.68
16
реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его
развития,
удовлетворяют
интересы
и
потребности
детей,
родителей,
педагогов,
способствуют
достижению
устойчивых
высоких
показателей
развития.
Поэтому
вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее
важным.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере
дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии
системы:
а) гуманизация
—
определяет
личностное
развитие
субъектов
(родителей,
педагогов,
детей),
центрацию
образовательного
процесса
на
ценностях
человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление
личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе
раскрытия
сущностных
сил.
Гуманизация
образования
—
это
процесс,
направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что
«составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников,
предполагающую
установление
подлинно
человеческих
(гуманных)
отношений
между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового
педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности.
40
Ведущим
направлением
гуманизации
образования
считается «самоопределение
личности
в
культуре»,
ее
приобщение
к
национально-культурным
традициям,
обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к
личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на
формирование
гражданина
с
высокими
интеллектуальными,
моральными
и
физическими качествами;
б) демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников
образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных
потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для
развития
активности,
инициативы,
творчества
воспитанников
и
педагогов,
их
заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в
управлении дошкольным образованием;
в) диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие
типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в
целях
удовлетворения
разнообразных
и
разносторонних
запросов
участников
образовательного процесса в ДОУ.
Проекция
выделенных
оснований
на
учебно-воспитательный
процесс
в
дошкольном
образовательном
учреждении
по-новому
представляет
все
его
подсистемы. В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих
реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
— принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
—
принцип
целостности
педагогического
процесса
и
комплексности
целей;
— принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех
субъектов педагогического процесса.
40
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность – М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997
– С. 145
17
Модернизация
управления
дошкольным
образовательным
учреждением
связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих
комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую
систему
ДОУ
в
рамках
мотивационного
и
программно-целевого
подходов,
мотивационного
программно-целевого
управления,
рефлексивного
управления
и
самоуправления.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного
процесса в ДОУ, в частности, такие, как:
- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
-
раскол
педагогического
сообщества
и
сосуществование
представителей
различных педагогических концепций;
-
несоответствие
новых
типов
дошкольных
образовательных
учреждений
ожиданиям, требованиям родителей;
-
потребность
в
новом
научно-методическом
обеспечении
проводимой
образовательной деятельности;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к новым условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя
избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
-
проблема
воспроизводства
инновационности
и
формирования
условий,
способствующих этому.
На
основе
анализа
существующих
концепций
развития
дошкольного
образования
к
ведущим
направлениям
инноваций
в
ДОУ
можно
отнести
утверждение
гуманных
субъект
-
субъектных
отношений,
развитие
творческих
возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие
личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.
Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет
рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование
выступает
формой
психического
развития
дошкольника,
а
нормативы
развития
трансформируются в понимание развития как нормы.
Соответственно,
основные
тенденции
развития
дошкольного
образования
связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и
организацию
комплексного
сопровождения
индивидуального
развития
детей
дошкольного возраста. Насыщенное, безопасное жизнепроживание, событийность,
связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих
и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и
закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении
культуры.
18
Заключение
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за
собой
преобразования
в
работе
дошкольных
образовательных
учреждений.
В
настоящее
время
детский
сад
является
сложным
организмом,
стремящимся
к
развитию,
новым
возможностям;
создающим
необходимые
условия
для
удовлетворения
потребностей
дошкольников
и
их
родителей,
социума;
обеспечивающим
условия
для
творческой,
профессиональной
педагогической
деятельности, соответствующей самым современным требованиям.
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества
дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения
во
многом
зависит
не
только
от
руководителя,
но
также
от
каждого
члена
педагогического
коллектива
и
от
работы
методической
службы.
В
процессе
изменения
дошкольного
образовательного
учреждения
меняются
люди:
они
приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи,
совершенствуют навыки и умения.
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в
разных
направлениях:
повышается
интерес
к
личности
ребенка
дошкольного
возраста,
его
уникальности,
развитию
у
него
потенциальных
возможностей
и
способностей. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период
целенаправленного
развития
базовых
качеств
личности.
Учитывая
факт
явного
дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, наиболее актуальным
направлением развития системы дошкольного образования в современных условиях
является поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей
раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Для
решения этой проблемы разработаны и апробированы на практике новые формы
дошкольного
образования:
различные
консультативные
пункты,
гувернёрские
службы, службы ранней помощи.
В
ходе
подготовительной
работы
были
изучены
и
проанализированы
литературные источники по теме работы, на их основе определены основные тезисы
по данному вопросу.
Анализ проделанной работы определил перспективы развития описываемой
деятельности:
- продолжать работу по созданию механизма прогнозирования
п о т р е б н о с т е й
в
д о п о л н и т е л ь н ы х
у с л у г а х ,
к а к
р о д и т е л е й
детского сада, так и социума;
- расширять
спектр
дополнительных
услуг,
создавать
и
расширять
для
этого
материально
-
техническую
базу,
совершенствовать
развивающую среду;
- отрабатывать формы контроля над качеством предоставляемых услуг;
-совершенствовать
мониторинговую
деятельность
по
каждому
виду
предоставляемых услуг;
- продолжать обеспечивать услуги рекламой.
19
Опыт инновационной деятельности актуален и результативен, соответствует
социальному
заказу,
обладает
высокой
степенью
новизны
и
практической
значимости.
20
Глоссарий
№
п/п
Понятие
Определение
1.
«Инновация» -
термин в
исследованиях
культурологов
введение
некоторых
элементов
одной
культуры
в
другую и изучение их отношений
2.
Новшество
идея, являющаяся для конкретного лица новой
3.
Инновация
обновление,
изменение;
введение
чего-либо
нового;
процесс освоения новшества
4.
Инновационный
процесс
инновации, нововведения и условия, обеспечивающие
успешность перевода системы в новое качественное
состояние
5.
Нововведение
целенаправленное
изменение,
которое
вносит
в
определенную
социальную
единицу
н о в ы е ,
относительно стабильные элементы
6.
Источники
инновационной
работы в ДОУ
противоречия
целеполагания,
целедостижения
и
целеизмерения
7.
Центральная
фигура
инновационного
процесса
педагог, способный изменять и перестраивать свою
деятельность
в
соответствии
с
потребностями
и
возможностями ребенка и собственными ресурсами
развития
8.
Основные понятия
инноватики
новшество,
инновация,
инновационный
процесс,
нововведение
9.
Изменение
замена
одного
на
другое
(перемена,
вариация)
как
видимое отклонение от прежнего
10.
Гуманизация
образования
это процесс, направленный на развитие личности как
субъекта творческой деятельности, что «составляет и
важнейшую характеристику образа жизни педагогов и
воспитанников,
предполагающую
установление
подлинно человеческих (гуманных) отношений между
ними
в
педагогическом
процессе»
и
является
ключевым
компонентом
нового
педагогического
мышления, сфокусированного вокруг идеи развития
личности
11.
Апробация
порционное применение в практике, в зависимости от
результата – принятие или отказ
12.
Реализация
нововведения
практическое
применение,
доработка,
стойкий
результат, самостоятельное существование новшества
21
при условии восприимчивости
13.
Основная черта
современного
образования
д и а л о г и ч н о с т ь ,
к о т о р а я
п р о я в л я е т с я
в
сосуществовании
как
различных
подходов
к
преподаванию, так и самих методов преподавания
14.
Диверсификация
необходимое
и
достаточное
разнообразие
типов
и
видов учреждений, образовательных услуг и подходов
к
их
р е а лиза ции
в
це ля х
уд о в л е т в о р е н и я
разнообразных и разносторонних запросов участников
образовательного процесса в ДОУ
15.
Исследовательская
деятельность
деятельность,
связанная
с
решением
творческой,
исследовательской
задачи
с
заранее
неизвестным
решением
и
предполагающая
наличие
основных
этапов,
характерных
для
исследования
в
научной
сфере
22
Список использованных источников
1 Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академия,
2010. – 894 с. - ISBN 5-85971-071-2.
2 Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие [Текст] / Г.
М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 239 с. - ISDN 3-460-10656-5.
3 Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988 -235 с.
4 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.:
Творческий центр «Сфера», 2004 – 345 с.
5 Божович Л.И. Психология развития личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. –
Воронеж, НПО МОДЭК, 1996. – 345 с. - ISDN 5-230-10659-5.
6 Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований.- М.: Просвещение, 1982 - 235 с. - ISBN5-89123-236-7.
7 Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А.
Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Проспект, 2009. – 349 с. - ISBN5-89123-236-7
8 Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Гардарики, 2003. -475 с. - ISDN 5-8112-0575-9.
9 Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании / Н.И. Ерофеева //
Народное образование. – 2002. – 320 с.
10 Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990 – 340 с.
ISBN 5-89123-236-7.
11
Загвязинский
В.И.
Инновационные
процессы
в
образовании
и
педагогическая
наука
/
В.И.
Загвязинский
//
Инновационные
процессы
в
образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 2005. – 231 с. -
ISBN 978-5-469-
01447-8.
12 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А.
Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 416 с. -
ISBN 5-7695-0188-Х
13
Комплекс
методик
изучения
и
обобщения
педагогического
опыта
на
диагностической основе / Под ред. Я.С. Турбовского. – М.: Академия, 1989 -165 с.
14 Крутецкий В. А. Психология [Текст] / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение,
2009. – 456 с. - ISDN 6-458-21056-7.
15 Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет
и основные понятия // Педагогика. – 2004. - 256 с. - ISBN 5-89123-235-9.
16 Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы /
В.С.Лазарев // Сельская школа. – 2003. – 123 с.
17 Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие. - 4-е изд. перераб. и
доп. - М.: Юрайт, 2006. - 523 с. - ISBN 5-85294 – 080 -1
18 Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности. – М.: Просвещение,
2003. - 368 с. - ISDN 5-344-28156-4.
19 Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей.
«Айрис пресс», М., 2008. – 365 с.
20 Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,
отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 525 с. - ISDN 5-230-
28923-5.
23
21 Немов Р. С. Общие основы психологии. В трех книгах [Текст] / Р. С. Немов.
– М3.: Владос, 2007. – Кн.1. – 490 с. - ISDN 5-9268-0027-7.
22 Новиков А.М. Организация опытно – экспериментальной работы на базе
образовательного учреждения / А.М. Новиков // Дополнительное образование. –
2002. – 51 с.
23 Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее
образование, МГППУ, 2011. – 448 с. - ISDN 6-458-21056-7.
24 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
25
Педагогика:
учебное
пособие
для
студентов
факультета
педагогики
и
методики
начального
обучения
педагогических
институтов.
/
Под
редакцией
С.П.Баранова – М.: Просвещение, 1976. – 352 с.
26 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. – М.: Академия, 1999. – 304 с.
27 Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: Высшая
школа, 1989. – 154 с.
28 Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С.
Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 409 с. . - ISBN 978-5-469-01447-8.
29 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М., 1998. – 334 с.
30 Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
– М.: ИЧП Издательство «Магистр», 1997. – 205 с.
31 Управление развитием инновационных процессов / Под редакцией Т.И.
Шамовой и П.И. Третьяковой. – М.: Академия, 1995 – 205 с.
32 Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов университетов
и педагогических институтов. М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.
33
Хомерики
О.Г.,
Поташник
М.М.,
Лоренсов
А.В.
Развитие
школы
как
инновационный процесс. – М.: Просвещение, 1994. – 234 с.
34
Юсуфбекова
Н.Р.
Общие
основы
педагогической
инноватики:
опыт
разработки теории инновационных процессов в образовании. – М.: Высшая школа,
1991. – 198 с.
35 Эльконин Д. Б. Психическое развитие в разных возрастах [Текст] / Д. Б.
Эльконин. – Воронеж, 1997. – 389 с. - ISDN 5-222-02308-7
24