Напоминание

"Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Лофицкая Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ №3"
Населённый пункт: р.п.Елань, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в

начальной школе»

Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок

получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная

в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.

Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из

наиболее трудных. Проблемы правописания орфограмм, постановки знаков

препинаний возникают у учащихся с 1 по 11 класс. Анализ письменных работ

показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с

безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное

запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как

заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных

классов.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд

условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

Приведу пример некоторых упражнений, которые использую при работе со

словами с безударными непроверяемыми гласными:

Расположить словарные слова по алфавиту.

Группировка слов по орфографическим признакам.

Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.

Нужно распределить слова по столбикам: 1 столбик – с безударной а, 2 – с

безударной 0, 3 – с безударной е, 4 – с безударной и.

С целью закрепления знаний правила о правописании корней в

родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с

разными морфемами.

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

Подбор и запись синонимов, антонимов.

Цель: обогащение словаря учащихся; распознавание антонимов, синонимов.

Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг – север, запад – восток и т.д.

Подбор слов по темам.

Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)

Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Цель: узнавание предмета по заданным признакам.

Ящичек для ручек, карандашей (пенал).

Использование игровых моментов и игр повышает интерес у детей к

словарным словам.

Игра «Угадай слова».

Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.

Дается начало слова ка- .

Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста,

картофель и т.д.

Игра «Цепочка слов».

Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее

слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Береза, автобус, салют и т.д.

Игра «Собрать слова из слогов».

ро аг ном (агроном)

то ав биль мо (автомобиль)

Игра «Замена».

Заменить цифры буквами алфавита:

31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 (экскурсия)

Урок начинаю словами:

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили

Из книжки в норку утащили.

…робей

…рона

…тух

Дети восстанавливают слова.

Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает

мыслительные операции)

_о_о_ _ _ (воробей)

_о_о_ _ (ворона)

_е_ _ _ (петух)

Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».

Игра «Отгадай секрет».

На доске написаны слова. Они «засекречены». В каждое из них вставлен

лишний слог, например: собамока, оперсина, глорамм и т.д. Нужно

«рассекретить» слова и записать в тетрадь, указав непроверяемую гласную.

2. Игра «Распутай слова».

Вот так горе! Вот беда!

Как запутались слова!

Все они из трех слогов,

Кто помочь словам готов?

бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба

(береза, карандаш, молоко, собака)

Какое слово лишнее? Почему?

3. Игра «Шифровка».

Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем

столбиком. На каждую букву этого слова вспоминаем ранее изученные слова

из словарика.

Например: з – заяц

а – автобус

в – воробей

о – огурец

д – дежурный

На доске записаны слова. Задание: из каждого слова взять только первый

слог и составить новое слово, записать с тетрадь.

Машина, лисица, народ (малина)

Веер, семя, лопата (весело)

Колесо, рота, ваза (корова)

– На какие вопросы отвечают слова?

– Что обозначают? Подберите однокоренные слова.

С удовольствием дети выполняют задания «Рифмовки». Что помогает

установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной

записью, указывает на орфограмму, а главное способствует

произвольному запоминанию написания словарных слов. Ученики в

дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания

орфограмм.

Для лучшего запоминания использую схематические рисунки.

Для повышения интереса к предмету русского языка использую

игровые моменты, шарады, кроссворды, ребусы, анаграммы и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта

использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в

работе над трудными словами активизируется познавательная деятельность,

повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается

внимание к слову, обогащается словарный запас, что способствует быстрому

и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык

грамотного письма .

Литература

Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических

ошибок.// Начальная школа, 1995, №5, с. 69.

Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа,

2001, №9, с. 109.

Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с

непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2002, №2, с. 50.

Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа,

2006, №6, с.23.



В раздел образования