Автор: Степаненкова Ирина Валентиновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад № 6 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Содержание работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе " автоматизации звука""
Раздел: дошкольное образование
Содержание работы по обучению детей правильному звукопроизношению с
использованием малых форм фольклора на этапе “автоматизация звуков”
На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была проведена работа по
подготовке речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, дыхания.
Использовались различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”,
“Чей домик?”).
Предлагалось детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком
“как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны,
жужжанию жука и д. р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение
лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляляет детей и не даёт положительных
результатов. В своей работе мной были использовали тексты сказок из книги Н. А. Герман
и М. Г. Генинг “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в
интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в
“Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, связывала
его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, сказка
“О веселом ветре”, попросила детей внимательно смотреть на меня и повторять, когда
потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул
по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить
свечку, и подует и т. д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям
представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все
дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению опираюсь на
различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).
Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, стараюсь
выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть и выполнять, следуя
образцу. В работе над трудными для произношения звуками - свистящими и шипящими и
сонорными звуками объясняю артикуляцию. Используя, показ и доступное детям
объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать
нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс
овладения навыком. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в двух
формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи
вне занятий. Главную роль отводится специальным занятиям, сочетающим показ-образец
произношения с активным упражнением детей
Для развития речевого дыхания проводила с детьми игры на поддувание: сдувание
снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.
Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались, раздували щеки и не
могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения помогают ребенку научиться
правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный
выдох. Особенное внимание обращала на то, чтобы дети не напрягались и не уставали.
Упражнения проводили сидя, не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого
слуха, слухового внимания проводила с детьми следующие игры: “Угадай, как надо
делать”. Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в
реке” и д. р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от кого ушел
волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с
удивлением. Дети определяют, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто
позвал”, “Эхо” и д. р. В индивидуальной работе использовала артикуляционную
гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учила детей
делать язык “жалом”, “широкой лопаткой”.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для
мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), активно подключала малые
фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных
строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок,
скороговорок, заучивание стихов.
“С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь
созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные
последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или
пропускается совсем, или произносится неправильно ”. (О. В. Правдина).