Автор: Летун Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №3 г.Окуловка"
Населённый пункт: г.Окуловка
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: "Краеведение"
Раздел: начальное образование
Программа по внеурочной деятельности.
Краеведение (3-4 класс).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС,
утвержденным МО и МРФ от 06.10.2009 г №373, с изменениями,
внесенными Приказом МО и МРФ от 26.11.10 г №1241.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России
является
ключевым
фактором
развития
страны,
обеспечения
духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности.
Невозможно
создать
современную
инновационную
экономику,
минуя
человека,
состояние
и
качество
его
внутренней
жизни.
Основным
содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
являются
базовые
национальные
ценности,
хранимые
в
социально-
исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа
России,
передаваемые
от
поколения
к
поколению
и
обеспечивающие
успешное развитие страны в современных условиях.
Курс имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в
равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и
дает знания необходимые для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязей. Существенная его особенность в том, что в нем
заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин
начальной школы. Необходимость развития подрастающего поколения в
области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее,
глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его
лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к
родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении
и воспроизводстве социального опыта.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во
всех его формах способствует всестороннему развитию личности,
совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством
изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и
истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении
документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Цель:
способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности
посредством изучения родного края, гражданственности, бережного
отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя
через историю своей семьи;
- приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой
Родины через практическое участие в сборе и хранении документов,
изучении экспонатов природы и культуры;
- познакомить ребят с историей города и района, в котором они живут;
- организовать познавательную деятельность младших школьников;
- вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и
краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств
обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников;
- развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли
и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и
деятельности товарищей с поставленной целью;
-формирование у школьников навыков информационной культуры.
Использование Интернет и информационных технологий в изучении
краеведения.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Краеведение несет в себе большой развивающий потенциал: у детей
формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные
интересы и способности; создаются условия для самопознания и
саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного
предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания
этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления
естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к
расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников,
наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных
умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять
межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
«Краеведение» вносит существенный вклад в формирование
информационной культуры младших школьников; они осваивают различные
способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного
образования ориентирует педагогический процесс на формирование у
ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний
и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-
педагогические исследования показывают, что младший школьный
возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение
учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с
другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное
место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует
учитывать, что процесс формирования отношений у младшего школьника
имеет свои особенности. С одной стороны повышенная эмоциональность,
сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-
рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое
личностное отношение к тому, что его окружает. С другой младший
школьник воспринимает окружающий мир конкретно - образно и ему еще
сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и
объектов. Использование в учебно-воспитательном процессе
социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует
разрешению данного противоречия. Изучение родного края позволяет
сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения
социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.
Основное направление курса – формирование понятия о малой родине,
воспитание
любви
к
самому
дорогому
месту
человека
–
родному
дому,
ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта,
взаимоотношениями
взрослых
и
детей
в
семье,
представление
первоначальных
сведений
об
истории
города
Окуловка
и
людях,
его
прославивших.
Программа раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры.
Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления
младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми
для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время,
исторические источники.
3. Описание места курса в учебном плане.
Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности»,
имеет духовно – нравственное направление.
На изучение курса в 3 классе отводится –34 часа в год (1 час в неделю), в 4
классе – 34 часа в год(1 час в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в
природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации.
Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.
Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека,
выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
5. Результаты освоения учебного предмета
В результате обучения по данной программе, в контексте требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной художественной культурой;
эстетические
и
ценностно-смысловые
ориентации,
создающие
основу
для
формирования
позитивной
самооценки,
самоуважения,
жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной
устойчивой
учебно-познавательной
мотивации
учения;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности
личности в поступках и деятельности;
основ
гражданской
идентичности
путем
знакомства
с
героическим
историческим
прошлым
России
и
переживания
гордости
и
эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и
мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном
сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности;
выполнять
учебные
действия
в
м ат е р и а л и з о ва н н о й ,
гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
интернета;
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
использовать
знаково-символические
средства,
в
том
числе
модели
(включая
виртуальные)
и
схемы
(включая
концептуальные)
для
решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить
рассуждения
в
форме
связи
простых
суждений
об
объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
строить
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать
навыки
коллективной
и
организаторской
деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
расширение
знаний
о
городе
в
работе
с
дополнительными
источниками
информации,
в
посещении
музеев,
библиотек,
учебных
прогулках/экскурсиях,
в
исследовательской
деятельно сти,
в
интервьюировании, в проведении социологических опросов;
Приобщение к культурному наследию города других горожан,
одноклассников, родителей;
Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам
(знакам,
символам),
желания
«делать
открытия»
в
привычной
городской
среде.
Учащиеся научатся:
Находить
информацию
о
городе,
памятниках
наследия,
традициях,
а
также
о
различных
учреждениях,
необходимых
для
удовлетворения
жизненных
потребностей
горожан,
для
самореализации
(поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах,
кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях,
библиотеках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-
популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
Работать
с
картой,
проводить
ассоциации,
обобщать,
ориентироваться по карте-схеме города;
Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия,
музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из
семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и т.д.;
Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура»,
«городская среда», «облик города», «образ города» и использовать эти
понятия.
6. Содержание учебного предмета
Основными понятиями содержания данного предметного курса
выступают понятия государственности, малой родины, родного дома, родного
языка, народной культуры, окружающей природы и природных богатств,
истории родного края; включается поиск материалов о людях, живущих
рядом. Исследуются изменения природных объектов и человека во времени и
пространстве. Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы
организации учебной деятельности в данной программе определяются с
учетом возрастных особенностей школьников и доступности с
педагогической и практической сторон. При реализации данной программы
используются разные формы и методы учебной деятельности. Среди них
использование методов устного изложения материала (беседы, объяснения,
рассказы), выполнение творческих и практических работ, практические
занятия, экскурсии, опыты, наблюдения, исследовательская деятельность,
презентации, конкурсы, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,
групповая).
Рабочая
программа предусматривает
использование
ИКТ
для
обеспечения
высокого
качества
образования
при
сохранении
его
фундаментальности
и
соответствия
актуальным
и
перспективным
потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
построение
наглядного
и
красочного
занятия
в
сочетании
с
большей информативностью и интерактивностью;
приближение
материала
к
мировосприятию
ребенка,
который
лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
возможность
применять
личностно-ориентированный
подход
к
процессу обучения;
возможность дифференциации работы с различными категориями
обучающихся;
активизация познавательной деятельности;
поддержка устойчивого интереса к обучению;
формирование информационной грамотности и компетенции у
обучающихся;
развитие
навыков,
необходимых
для
дальнейшей
групповой,
исследовательской и проектной деятельности;
создание ситуации успеха.
При разработке занятий с использованием ИКТ учитываются возрастные
особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические
паузы,
зарядку
для
глаз,
использование
элементов
здоровьесберегающих
технологий.
7.Учебно-тематическое планирование.
3 класс.
№п/п
Тема
Основные виды деятельности
Колич.
часов
1.
Введение. Правила
техники
безопасности на
занятиях.
Краеведение –
наука
о родном крае.
Повторить правила техники
безопасности. Иметь представление о
взаимодействии людей и природы,
усвоение правил поведения в природе,
ориентирование на местности. Понятие
краеведение.
1ч
2.
Что такое Родина?
Моя малая родина
– Окуловка.
Объяснить происхождение слова
«родина».
Поэтические строки о родине.
1ч
3-5.
История моего
города.
Родной край в изучаемый
исторический период: территориальная
принадлежность, коренное население.
Народ, проживающий в данной
местности, обычаи, характерные
особенности быта, культура. Важные
сведения из истории родного края.
3ч
Исследовательская работа. Жизнь
людей в настоящее время.
6.
Заочная экскурсия
по городу.
1ч
7.
Моя школа.
Исследовательская работа по истории
школы.
Находить информацию. Наблюдать и
описывать факты, систематизировать
собранный материал, оформлять его.
1ч
8.
Люди моего города
Представить основные сведения о
выдающихся людях родного края (по
усмотрению учителя), составлять
описание добрых дел людей
(тружеников), живущих рядом.
1ч
9-10.
Люди моего
города.
Добрые дела
красят
человека
(выполнение
творческой работы
по теме).
Найти умельцев города, рассказать о
них.
2ч
11.
Мой город на карте
Новгородской
области. Герб и
гимн города.
Определять территориальную
принадлежность, называть коренное
население.
Узнавать гимн, герб города.
1ч
12.
Наш город на
карте
Новгородской
области.
Рельеф. Климат.
Изучение рельефа, ландшафта родного
края.
Называть характерные признаки
сезонов года
родного края, иметь представление о
климате.
1ч
13.
Водные ресурсы.
Природные
источники
минеральной воды.
Показывать на карте района реки,
озёра.
Рассказать об уникальной минеральной
воде «Семь ручьёв».
1ч
14-
15.
Озёрный край-
Окуловка.
Рассказывать об озёрах, которых на
территории района насчитывается
около 80. Учить показывать их на карте
района. Учить пользоваться ресурсами
Интернета для получения необходимой
информации.
2ч
16.
Святые источники
Окуловского
Узнать названия и месторасположение
святых источников.
1ч
района.
17-
18.
Природные
богатства моего
края. Подземные
богатства.
Плодородие почв.
Изучить состав почв и их образование.
Узнать, какие полезные ископаемые
есть в районе.
Составление
миниэнциклопедии «Полезные
ископаемые нашей местности».
2ч
19-
20.
Животный мир.
Изучить животный мир района.
Выявлять особенности состояния
природы в зависимости от времени
года;
составлять описание образа жизни
животных,
проживающих на территории района.
2ч
21-
22.
Растительный мир.
Изучить растительный мир района.
Узнать об охраняемых растениях
нашего района.
Выявлять особенности состояния
природы в зависимости от времени
года.
2ч
23.
Природные
богатства на
службе
человека.
Использовать приобретенные умения и
знания для оценки воздействия
человека на природу.
Составление правил поведения в
природе.
1ч
24.
Промышленность
и
сельское
хозяйство.
Рассказывать об особенности
хозяйственной
деятельности.
1ч
25.
Валдайский
национальный
парк.
Узнать о том, что на территории района
находится часть Валдайского
национального парка. Учить
пользоваться ресурсами Интернета для
получения необходимой информации.
1ч
26.
Как жили наши
предки раньше.
Понимать последовательность
событий. Воспроизводить
исторические события, рассказывать о
занятиях, образе жизни предков, их
обычаях, характерных особенностях
быта, культуры.
1ч
27.
Экскурсия в
Понимать последовательность
краеведческий
музей.
событий. Воспроизводить
исторические события, рассказывать о
занятиях, образе жизни предков, их
обычаях, характерных особенностях
быта, культуры.
1ч
28.
Культурное
наследие.
Объяснять роль музыки, литературы,
живописи, танца в жизни человека.
Важность сохранения самобытности
творчества народа.
Систематизировать собранный
материал, оформлять его.
1ч
29.
Мой дом.
Работать
с
понятием
« д ом » :
жилище, семья, место жизни человека.
Практическая
работа. Изображение
своего дома. Устный рассказ.
1ч
30-
31.
Мир твоего дома.
Беседовать
об
обрядах
и
обычаях,
связанных со строительством дома и
новосельем
(из
истории).
Интерьер
дома. Праздничное убранство.
2ч
32.
Я и моя семья.
История моей
семьи. Моя
родословная.
Рассуждать о родительском доме как
основе всей жизни, начале понимания
любви, гармонии и красоты.
Рассказывать о своей семье (называть
состав своей семьи, место работы
родителей), об отчем доме (составлять
описание своего дома).
1ч
33.
Я и моя семья.
История моей
семьи.
Рассказывать о своей семье (называть
состав своей семьи, место работы
родителей), об отчем доме (составлять
описание своего дома).
Презентовать свои работы.
1ч
34.
Обобщающее
занятие.
Урок-викторина
«Знаешь ли ты
свой район?»
Систематизировать знания.
1ч
4 класс.
№п/п
Тема
Основные виды
деятельности
Количество
часов
1-
Мой город.
Обсуждение понятия
2ч
2.
малой родины.
Первоначальные
исторические сведения о
названии города,
застройках, строительстве
железной дороги, занятиях
людей.
3-
4.
Заочное путешествие
по старому городу.
Практическая
работа. Рисование старого
города.
2ч
5.
Моя улица.
Названия
улиц
города
по
месту
жительства
детей.
Н а з в а н и е
у л и ц ,
прилегающих
к
школе.
История названия улиц, их
роль в жизни современного
человека.
1ч
6.
Их именами названы
улицы нашего города.
Поиск сведений о героях
ВОВ, имена которых носят
улицы родного города.
1ч
7-
8.
Путешествие в страну
книг.
Посещение библиотеки с
целью узнать о земляках –
писателях и поэтах.
Знакомство с их
творчеством.
2ч
9.
Достопримечательност
и города и района.
Дать понятие
«достопримечательность».
Овладение информацией о
культурных и исторических
ценностях района.
1ч
10.
В.В.Бианки в «Стране
Див». На берегу озера
Боровно, в чудесной
Стране Див.
П о з н а к о м и т ь с я
с
Боровновским
периодом
ж и з н и
и з в е с т н о г о
п и с а т е л я ,
п е д а г о г а ,
охотника
и
страстного
краеведа.
1ч
11.
Памятники на
окуловской земле
Экскурсия
к
памятнику
(по выбору учителя).
Памятники Н.Н.Миклухо-
Маклаю, Ю.Н.Рериху,
В.Цою.
1ч
12.
Памятник
Н.Н.Миклухо-
Маклаю - визитная
карточка нашего
города.
Познакомиться с жизнью
великого земляка,
путешественника, учёного,
общественного деятеля,
гуманиста.
Что такое Маклаевские
чтения.
1ч
13.
Музей им. Н. Н. Миклухо-
Маклая в Окуловке
Экскурсия в
краеведческий музей.
Знакомство с экспозицией,
посвящённой
путешественнику и
гуманисту Н.Н. Миклухо-
Маклаю.
1ч
14.
Старые усадьбы на
территории
Окуловского района.
Познакомиться с понятием
«усадьба».
Разъяснить причины
появления подлинных и
стилизованных
исторических памятников, а
также причины их
сохранения.
1ч
15.
Усадьба Языково-
Рождественское –
место рождения
Н.Н.Миклухо-Маклая.
Знакомство с историей
усадьбы. Поиск
необходимой информации
для выполнения учебных
заданий с использованием
учебной литературы,
энциклопедий,
справочников (включая
электронные, цифровые), в
открытом
информационном
пространстве.
1ч
16.
Усадьба Ф.Шаца
«Новинка».
Знакомство с историко-
архитектурными
памятниками.
Поиск сведений об усадьбе и
её обитателях.
1ч
17.
Усадьба Л.Берс (Мыза
Знакомство с историей
«Утешенье»).
имения «Утешенье».
Пребывание на мызе
великого русского писателя
Л.Н.Толстого.
Обучение пользованию
ресурсами Интернета для
получения необходимой
информации.
1ч
18.
Там, на неведомых
дорожках… Усадьба
«Заветное».
Знакомство с ансамблем
усадьбы «Заветное», с
жемчужиной усадьбы –
миниатюрной часовней.
Получение сведений о
владельце усадьбы –
инженере
М.А.Токарском.
1ч
19-
20.
Дворцово-парковый
ансамбль усадьбы
«Приволье».
Знакомство с одним из
немногих достаточно
полно сохранившихся
архитектурных и
природно-исторических
памятников
Новгородчины.
Экскурсия по усадьбе
«Приволье».
2ч
21.
Усадебный комплекс,
имение Горы.
Получение информации о
бывшем имении, о былом
величии этого места, о
владельце усадьбы –
герцоге
Н.Н.Лейхтенбергском.
1ч
22.
Памятник природы
-усадьба Матвейково
Н.Железнова.
Знакомство с
особенностями усадьбы,
которая была создана
буквально на пустом месте,
с уникальным садом и
пихтовой рощей. Поиск
информации о владельце
усадьбы – ботанике,
агрономе, профессоре
Н.И.Железнове.
1ч
23.
Церкви, храмы,
часовни в Окуловском
районе.
Получение общих сведений
о храмах, церквях и
часовнях, находящихся на
территории района.
1ч
24.
Церковь Александра
Невского.
Знакомство с историей
храма – одним из самых
заметных объектов в
Окуловке, т.к. имеет
недавно
реконструированную
колокольню.
1ч
25.
Церковь Святителя Николая
(д. Полищи).
Знакомство с историей
храма, пережившего
разрушение и
восстановление.
1ч
26.
Церковь Троицы
Живоначальной
(Перетно).
Знакомство с церковью,
стоящей на старинном
погосте Перетно,
являющейся одним из
наиболее посещаемых мест
в округе.
1ч
27.
Часовня Серафима
Саровского.
Знакомство со святым
колодцем и деревянной
часовней, освящёнными во
имя Серафима Саровского.
Обсуждение значения
святых мест для русского
народа.
1ч
28.
Часовня Казанской Иконы
Божией Матери (д.
Горушка).
Знакомство с часовней,
которая была разрушена в
начале XX века и вновь
отстроена при поддержке
петербургского художника
Н.С.Чукова.
Творчество живописца,
который живёт в д. Горушка
и в настоящее время.
1ч
29.
Урочище "Лихая круча" –
памятник природы
регионального
значения.
Экскурсия в урочище.
Знакомство с его древней
историей.
1ч
30-
31.
Заозерская гряда и оз.
Заозерье - памятник
природы регионального
значения.
Поиск информации об
озере, об истории деревни
Заозерье, о находках
археологов.
Выполнение проекта по
теме.
2ч
32.
Центр гребного слалома в г.
Окуловка.
Сообщения ребят о центре
гребного слалома на реке
Перетна в городе
Окуловка.
1ч
33-
34.
Проект «Люби и знай
свой край».
Подбор материала для
выполнения проекта
(литературные источники,
энциклопедии, Интернет).
Выражение эстетических
чувств и переживаний
творческими средствами.
2ч
8. Описание материально – технического обеспечения.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Медиапроектор
Экран
9. Литература.
1)Страна Див: Энциклопедия Окуловского края /Авт.- сост. Е. Н. Романова,
Л.Э. Бриккер; Ред. М. С. Кукина, Е. Н. Туманова; Под общей ред. А. И.
Белинского. – СПб.: Изд-во «ДУМА», 2014.
2)Старые усадьбы: краеведческая памятка/сост. Г.Н.Трифонова.- Окуловка:
Муниц. бюдж. учрежд. культуры «Окуловский межпоселенческий
библиотечно-информационный центр»,2014г.
3)Бриккер Л.Э. Путеводитель по Окуловскому району – СПб.: «Лема»,
2008г.
4)Бриккер Л.Э. Боровно: справочник. – В.Новгород, 2002г.
5)Бриккер Л.Э. Природная жемчужина нашего края//Окуловские вести,
2011г.
6)
Прогулки по старому городу. Краеведческая памятка/Сост. Г.Н.
Трифонова - Окуловка, 2012.- 14с.: [ил.]- (Муниципальное бюджетное
учреждение культуры "Окуловский межпоселенческий библиотечно-
информационный центр").