Напоминание

Культура как проводник нравственных ценностей


Автор: Пилипенко Лариса Геннадьевна
Должность: учитель искусства музыка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 имени Героя Советского Союза В.А.Борисова г.о.Лобня
Населённый пункт: Московская область г.о. Лобня
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: Культура как проводник нравственных ценностей
Раздел: среднее образование





Назад




Культура как проводник

нравственных ценностей

План

1.Цели и задачи проекта.

2.Актуальность выбранной темы.

3.Музыка как форма культуры.

5.Русская нравственная философия о роли музыки в

развитии человека.

6.Художественный вкус и совесть во взаимодействии

музыки и нравственности в развитии человека.

7.Новоевропейская философия о нравственном

содержании музыки.

8.Вывод.

Цели и задачи исследования

Определить значимость

музыкального воспитания для

формирования нравственно-

гармонической личности.

Выявить нравственное

воздействие музыкального

искусства на человека.

Дать общую характеристику

современной музыкальной

культуры в ее нравственной

направленности.

Актуальность выбранной темы

Актуальность выбранной темы обусловлена

рядом причин, вытекающих из внутренней

логики развития музыки, нравственности, а

также реального взаимодействия между

этими сферами культуры.

Музыка, являясь частью целостной

культуры человечества,

испытывает на себе влияние :

религии, науки, философии,

выразительных и изобразительных

видов искусства. Влияние

нравственности на музыку и по сей

день остается малоизученным, а

вот музыка всегда являлась самым

чудодейственным тонким

средством привлечения к добру,

красоте, человечности.

Актуальность обращения к названной теме усиливается

кризисным состоянием духовности в современной России,

деформацией системы нравственных ценностей, неясностью

дальнейшего пути развития морали. С одной стороны созданы

возможности для раскрепощения личности, свободы ее

творческого самовыражения. С другой стороны, падает престиж

высокообразованного человека, падает мораль,

распространяется массовая культура низкого качества,

утверждаются нигилизм и голый рационализм.

Музыка как форма культуры

Культура- всё созданное человеческим обществом, благодаря

умственному труду, всё ,что выражает его духовный облик,

взгляд на мир.,т.е. это и музыка, написанная творческими

личностями.

Если исходить из того, что культура - это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом, то понятно, что музыкальная

культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с

другой - показатель уровня этой общей культуры.

Музыкальная культура не может существовать на бумаге, она

функционирует, когда музыку много исполняют и много

слушают. И не только профессионалы, но и широкий слой

любителей.

Полем интенсивного и плодотворного взаимодействия

между музыкой и моралью стала русская нравственная

философия XIX - XX веков. Музыка стала одним из

ведущих факторов развития русской духовности, а

философская рефлексия венчает этот процесс.

Важнейшим положением философии византийского и

древнерусского музыкального искусства является идея

богоданности , богодуховности . Автор любого

произведения считал себя только послушным орудием

божественной воли, благодаря ему, божественная

мудрость передавалась людям.

Русская нравственная философия о роли

музыки в развитии человека

Таким образом, у своих истоков культура

музыкальная представляет собой единство

Истины, Добра и Красоты, а в будущем она

должна вернуться к этому единству на

качественно новой, свободной основе.

Взаимодействие музыки и

нравственности в развитии человека

Одним из важнейших итогов развития философии

музыки является догадка о том, что данный вид

искусства и нравственность сходятся там, где встает

вопрос вкуса. В этой точке или, может быть,

плоскости нравственное воспитание органически

переходит в эстетическое и наоборот. То, что

противоположно вкусу - безвкусица, пошлость

выступает одной из форм безнравственности или, по

крайней мере, содержательно во многом совпадает с

нею в том случае, если воплощается в поведении.

Понятие «вкус» прошло сложную, «извилистую», во

многом поучительную для нас историю. До XVIII века

понятие «вкус» не употреблялось в эстетическом

смысле и означало одно из пяти чувственных ощущений

(И. Кант назвал его «гастрономическим») - способность

различать свойства пищи.

Музыка, как мы уже отмечали, оценивалась корифеями

греческой философии не с точки зрения ее воздействия

на человеческую чувственность, а как выражение и

закрепление определенного эпоса. Не придавая

этического значения понятию вкуса, античная культура

не уделяет серьезного внимания понятиям пошлости и

безвкусицы.

Новоевропейская философия о нравственном

содержании музыки

В эпоху Возрождения

происходит ломка стержневой

системы взглядов на мир и

формируется новая,

гуманистическая идеология.

В соответствии с христианской традицией, существует

утверждение, что музыку создал Бог для своего собственного

услаждения и поскольку всякому мастеру свойственно

наслаждаться творением своих рук, так и Он создал музыку и

наслаждается ею сильнее всех прочих, и от церкви -

любимейшей своей невесты - он тоже желает слышать

сладостные звуки. Будучи творением божьим, музыка

представляет собой автономную субстанцию, стоящую над

человеком, она нисходит на человека как Божественная

благодать.

Так, мы видим, что XV век для музыкальной эстетики -

переломная эпоха. Новаторские по духу, критические по своей

направленности трактаты этого времени содержат в себе много

средневековых идей. Окончательный разрыв с ними относится к

XVI веку. Если средневековые авторы почти полностью отрицали

самостоятельное значение музыки, то философы и музыкальные

теоретики эпохи Возрождения считают, что главное в музыке - ее

способность доставлять радость человеку, возбуждать его

страсти и чувства.

Вывод

Музыка – прекрасный воспитатель, и

ценность её особенно велика в воспитании

духовного и нравственного облика человека.

Музыка постоянно заставляет меняться, и это

делает человека более восприимчивым и

социально адаптивным, ведь музыка – это

чрезвычайно важное и – главное! – ничем не

заменимое средство для воспитания

современной личности, умеющей применять

свои знания в жизни.

Спасибо за внимание!



В раздел образования