Напоминание

"Нравственное воспитание"


Автор: Шубина Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №44 "Дружок"
Населённый пункт: МО Дмитровский район, п.Подосинки
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание"
Дата публикации: 08.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственное воспитание по Ушинскому К.Д.»

В своей жизни мы часто слышим «морально устойчив» и понимаем, что с этим человеком

можно вести дружбу, такой человек не подведет, не предаст, и всегда поможет.

Мораль что же это такое?

Мораль – латинское слово, в русском переводе оно звучит как «нравственность».

Нравственность – совокупность норм и правил, принципов, которая определяет отношение

человека к жизни, природе, обществу, самому себе и другим людям.

Еще в 3 тысячелетие до нашей эры было сформировано золотое правило нравственности:

не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически

развит.

К.Д. Ушинский главное место среди различных сторон воспитания отводил воспитанию

нравственности. Он говорил, что «убежденные в том, что нравственность не является

естественным следствием образованности, мы утверждаем, что влияние

нравственности главнее, чем развитие ума вообще и наполнение головы познаниями в

частности».

К сожалению, многие родители считают, что научить ребенка читать, писать, считать – это

первостепенно. Увы! Гармонически развитая личность имеет твердый характер и волю,

стойкость, чувство долга.

А это и есть составляющая нравственного воспитания.

И начинать его надо с самого первого мгновения, как ребенок появился на свет.

«Мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей со всех сторон

и отовсюду ежеминутно проникая в его душу». (К.Д. Ушинский.)

К.Д. Ушинский считал, то главное место в воспитании нравственного человека занимает

именно воспитание патриотизма беззаветной деятельной любви к Родине. Любовь к

Родине, писал К.Д. Ушинский, это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в

дурном человеке последним.

«С чего начинается Родина?» Конечно, с семьи, с первой улыбки мамы и папы. Именно в

семье начинается воспитательный процесс, длящийся постоянно «и отдельные детали его

разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно

поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и

вашим собственным поведением». (А.С. Макаренко.)

К.Д. Ушинский отмечал, что труд укрепляет семейную жизнь. Труду человек обязан

минутами высокого наслаждения. По словам К.Д. Ушинского, воспитание, если оно

желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к

труду жизни.

Воспитание должно развить у человека любовь и привычку к труду.

Труд физический и умственный надо сочетать в человеческой деятельности. Он так же

указывал, что учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли.

«Учение есть труд и труд серьезный».

Воспитывая ребенка, прививая ему такие нравственные качества как любовь к ближнему,

природе, Родине, мы не можем забывать об истоках русского народа, а именно о родном

русском языке, ибо это основа обучения русских детей.

«Когда исчезает народный язык – народа нет более!»

Родной язык появился тогда, когда не было ни письменности, ни книг.

Слушая мамины колыбельные, напевные, протяжные, ребенок слышит звуки родного

языка, его интонацию. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не только сочетания

и видоизменения звуков, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств,

художественных образов.

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Проанализировав все выше сказанное, мы определяем цели нравственного воспитания, на

которые нам указал К.Д. Ушинский.

Педагогами ребенка в первую очередь являются его родители, а уже потом учителя,

воспитатели. Поэтому средствами нравственного воспитания, предложенные К.Д.

Ушинским, могут и должны использоваться все педагоги:

1.

Обучение;

2.

Личный пример педагога;

3.

Убеждение;

4.

Педагогический такт (умелое обращение с детьми);

5.

Меры предупреждения;

6.

Поощрение и взыскание.



В раздел образования