Напоминание

"Будь примером для ребенка"


Автор: Галимова Тансылу Фарусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №37
Населённый пункт: г.Уфа Октябрьский район с.Нагаево
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Будь примером для ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОДИТЕЛЬ – ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ!»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества,

которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у

родителей. Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим:

родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является

психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим,

так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям

положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в

воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение

должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно

ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает

радость.

Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых

обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки.

Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое, доступное в

том или ином возрасте: вытирать пыль, поливать цветы и др. Заставить-то вы его

заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае

— привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.

Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может

сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное

значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого,

что рядом с вами, вместе с вами.

Общение со взрослыми —мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот

почему

живой

пример,

который

вы

являете

ему

своим

трудолюбием

или

доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть

ему в душу.

Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Авторитет

родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их

человеческого достоинства и не превознося его. В семье воспитывают чувства любви,

сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые

чувства

побуждают

к

действию,

развивают

в

нем

активность,

отзывчивость,

жизнерадостность. Положительные эмоции -это большая нравственная сила. Постоянное

эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий

семейного воспитания. Если отношения между родителями не сложились, в семье

возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой

семье не бывает. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от

личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная

активность-все это не проходит незамеченным для ребенка. Если у отца или у матери нет

авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу.

Непризнание

влияния

родителей

выражается

обычно

в

невыполнении

ребенком

требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с

ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно

назвать «ребенок сел на голову».

В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители

начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна.

Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца

или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе,

навязывая ему свои позиции: «я- мать», «я- отец». Такие призывы не получают отклика в

душе ребенка. Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на

уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра - было не досуг,

послезавтра - оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены,

постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову,

ответственности за близких и т. д. А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и

матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С

обещаниями

надо

быть

особенно

острожными.

Невыполнения

даже

единожды

обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов

семьи, их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта.

Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время - большое искусство. В

дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой

деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре - слово

взрослого. Нередко встречаются родители, которые любят назидание, утомительные

беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу.

Вредны в воспитании, как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и

чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность,

во втором - чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить

ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких

условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то

мама должна поддержать, а бабушка напомнить.

Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «Будешь

слушаться - куплю». В таких семьях идет купля-продажа отношений: «Ты мне, я - тебе».

Успех такого воспитания сомнителен. Пример: Беря сына из детского садика, родители

постоянно спрашивают его:- «Кого ты больше любишь - меня или папу? », -«Тебя

больше!»-отвечает сын. Признание делается второпях, с одинаковой мягкостью папе и

маме: мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или

фрукты, конфеты. Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в

настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенок начинает спрашивать сразу:

«А что мне принесли?». Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми

и ребенком портятся и начинается: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему

пришла ты, а не папа!» и т. д. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку.

Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном.

Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и

хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь,

когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило,

не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и заключена

в нас самих, во взрослых членах семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и

заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили.

Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными

предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не люблю». Или

другая ситуация. Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех,

некоторые дети отвечают: «Моя мама не хочет». Так у ребенка вырабатывается позиция,

«Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый». «Особым» он продолжает

оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т.

д. Авторитет взрослых зависти от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни,

в нашем поведении, отношении к окружающим. Ответственные родители думают о своем

авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать

недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять

легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не

задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают,

оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по

отношению к отцу. Схема такова: отец, от большой занятости или, может, просто от

нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с

самого рождения. И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз

забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не

стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз

напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и,

вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет

говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не

сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы, который восстановить будет очень

сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы

и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями.

Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ,

потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит, так оно и есть).

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа

отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего

существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к

«второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как

свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать

другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько

меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца,

который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Как вернуть потерянный авторитет?

1. Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с

ним.

2. Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с

ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему

дать сейчас.

3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим

чего-то от вас добиться.

4. Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому

поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно

поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.

5. Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его

привлекает.

6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа.

Зато, если вам удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень

счастлива.

Подготовила: воспитатель старшей группы

Топчиева Марина Михайловна

19.04.2016



В раздел образования