Напоминание

Общение воспитанников с ТМНР в условиях реализации ФГОС


Автор: Севальнева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат № 22 Невского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Общение воспитанников с ТМНР в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОУ школа интернат №22 Невского района г. Санкт- Петербурга.

Тема:

«Общение воспитанников с ТМНР в условиях реализации ФГОС».

Воспитатель: Севальнева О.В.

Санкт- Петербург

2018год.

Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной

способ жизни человека и условие его развития, направленный на познание и

оценку самого себя посредством других людей и понятие, гораздо более

широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут

говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди,

которые могут говорить, но в общении слабы.

Все люди должны быть

уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой

ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять

обращенную к ним речь.

«В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах

инвалидов отдельно отмечается «необходимость использования

технологий, учитывающих разные формы инвалидности, принятие и

содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля,

дополнительных и альтернативных способов общения и всех других

доступных способов, методов и форматов общения по выбору

инвалидов».

В настоящее время отмечено, что большинство детей с ТМНР не могут

говорить. Эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность

«безречевого» ребёнка в общении являются методы и средства

альтернативной коммуникации. Одним из способов развития

коммуникативной функции у таких детей являются невербальные средства

коммуникации-(жесты, мимика, пиктограммы).

Жесты бывают - условными, указывающими, ритмичными, показывающими

и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью,

бедностью, маловыразительностью, спокойствием, порывистостью,

робостью, энергичностью.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об

определённых чувствах и настроениях ребёнка. Бытует мнение о том, что

эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребёнка

сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки

на лбу - сердится. О многом говорит взгляд, он может быть прямой,

потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный. Общее

выражение лица может быть грустное, безразличное, угрюмое. Мимика

бывает живой, вялой, напряжённой, спокойной.

Пиктография - рисуночное письмо, его принципиальная особенность состоит

в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.

Метод пиктограмм был предложен Л.С.Выгодским, ему принадлежит идея

исследования опосредованного запоминания посредством выбора

зрительного образа.

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации

обусловлена тем, что работа с данной категорией детей затруднена,

так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого.

Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства

аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры

головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата,

особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения

слуха и/или зрения, комплексные нарушения. Все выше

перечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию

ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в

обществе. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными

категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта

с ними, должен знать, как вступить в диалог с « безречевым»

ребенком.

Осознавая чрезвычайную важность общения для эффективного

обучения, мы должны понимать, что опыт взаимодействия ребёнка с

ТМНР с окружающим пространством является крайне необходимым

для возникновения потребности в таком общении. Практика

показывает, что окружающее пространство должно быть комфортным

для их общения, т.к.человек, который ощущает себя комфортно,

скорее станет инициировать контакты и конструктивно отвечать на

вопросы. Комфортность пространства, качество деятельности,

возможность участия в ежедневных режимных моментах, общение с

ребёнком в этих ситуациях формирует его развитие и обучения. В

основе обучения детей с ТМНР навыкам общения лежит ролевой

принцип, т.е.соответствие поведения в конкретной ситуации- это

позволяет осознать свою ролевую позицию ( мальчик-девочка,

учитель-ученик и т. п. ). Ещё одним успешным усвоением является

принцип сопереживания ситуации, стимулирующие активность детей

с ТМНР и побуждающие их к общению друг с другом и окружающими

людьми. Педагогу и родителям необходимо создавать ситуации,

стимулирующие речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную.

Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода

прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом

названиями (стол, стул, окно, дверь и т.п.). Кроме того, можно

прикрепить к стене таблички, на которых изображены слово и под

ним рисунок или , наоборот, рисунок, а под ним слово. Полезно

проводить работу с картинками. Вариантов работы с ними очень

много, главное чтобы рассматривание картинок вызывало у ребёнка с

ТМНР эмоции. Открытки, фотоснимки и другие картины малого

формата демонстрируют разными способами, во время демонстрации

изображения педагог проводит с воспитанниками беседу. Картины

применяются как при объяснении нового материала , так и при

повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно

использовать наборы предметных картинок (овощи, фрукты,

транспорт, т.д.) По степени самостоятельности и активности в

процессе общения воспитанников с ТМНР необходимо разбить на

группы, т.к. одни требуют особой методической организации занятий:

изменение соотношения индивидуальных, подгрупповых и

групповых форм, различной степени развёрнутости ориентировки и

интенсивности упражнений, разного количества и качества

наглядного материала. При работе с «безречевыми» воспитанниками ,

самостоятельное участие в которых невозможно, комментарии даёт

педагог. Дети с ТМНР в данном случае слушают и наблюдают за

взаимодействием педагога с другими детьми, отвечают движением

глаз, головы или отдельными звуками. Основные требования к методу

обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность

изложения, краткость. Педагог помогает детям с ТМНР выработать

навыки поведения в правилах доброжелательного общения с

незнакомыми, знакомыми, сверстниками. Понимание и значение

вербального и невербального обращения и правильного их

использования, умения вести диалог, установление контакта,

самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных

ситуациях. Важно добиваться, чтобы дети с ТМНР могли оформить

свои желания и действия. Опыт работы с детьми с ТМНР показывает,

что большие возможности для развития общения представляют

различные виды коллективной деятельности, совместный

труд( дежурство, уборка в игровых уголках),совместное создание

поделок, рисование, изготовление панно) и т.д.В процессе

организации речевого общения необходимо заботится о том, чтобы не

нарушить эмоциональную сторону общения.

1 сентября 2016 года в образовательных организациях Р.Ф. началась

реализация ФГОС общего начального образования для обучающихся с ( о. в.

з. ). В этом документе закреплены права детей с ТНР, которые ранее были

исключены из образовательного пространства в соответствии с их особыми

образовательными потребностями. По отношению к этой группе детей

Стандарт вводит новое понятие - дети с ТМНР. Дети с ТМНР - это

полиморфная группа, в которую включены дети с разными сочетаниями

двигательных, сенсорных, интеллектуальных нарушений. Степень

выраженности этих нарушений различна, структура дефекта развития крайне

вариативна, что требует индивидуализации специальных образовательных

условий и не позволяет обучать детей по типовым адаптированным

основным образовательным программам, разработанные в дополнение к

Стандарту обучения с менее выраженной патологией. Согласно Стандарту,

образование детей с ТМНР осуществляется не на основе АООП, а на основе

СИПР, учитывающей их вариативные специфические образовательные

потребности. СИПР - документ, отражающий общую стратегию и

конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов

и родителей, в организации образования и психолого - педагогического

сопровождения, обучающегося с ТМНР. Требования к содержанию

обучающихся с СИПР для каждого обучающегося с ТМНР определяет

ПМПК. Реализация СИПР предполагает формирование у ребёнка с ТМНР

жизненных компетенций. Компонент «жизненные компетенции»

рассматривается в структуре образования детей с ТМНР как овладение

знаниями, умениями, навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в

обыденной жизни. Учитывая психолого - педагогические особенности детей

этой группы, их дезадаптацию , выраженные астенические проявления,

тяжёлые ограничения жизнедеятельности, можно утверждать, что

главнейшее значение для них будут иметь коммуникативная компетентность,

самообслуживание и общение. Прежде, чем приступить к занятиям - было

подробно проанализировано, что на данный момент дети уже умеют делать.

Обучение началось с того уровня, который больше всего подходит для

каждого конкретного ребёнка. Первый шаг – это тесный, доброжелательный

контакт с ребёнком и родителями. Совместно с учителем началось

формирование навыков межличностного ситуативно - делового общения.

Именно на это и была нацелена диагностика общения , которая

осуществлялась путём наблюдения за ребёнком в режимных процессах,

предметно-игровой деятельности (специально подобранных играх).СИПР

была определена на каждого ребёнка (индивидуальна)и содержала комплекс

заданий, направленных на формирование общения, что является

необходимым условием определения содержания коррекционно-

развивающей работы с детьми данной категории. К концу 1 года в 1

дополнительном классе уже есть некоторые результаты и эти данные

заставляют нас задуматься над некоторыми проблемами, которые возникли в

ходе нашей работы. Среди таких проблем особое место занимает вопрос о

позиции родителей детей с ТМНР. Опыт показал, что родители не понимают

потенциальных возможностей ребёнка с ТМНР и перспектив их обучения.

Так через несколько месяцев после поступления в школу был вопрос «почему

ребёнок ещё не научился говорить? почему занятия не как в массовой

школе»? Высказывались недовольства организацией учебного процесса. На

первое место ставились уроки, а задачи по самообслуживанию, культура еды

и гигиена считались менее важными.

Учитывая сложность структуры нарушений детей с ТМНР - работа с ними

должна осуществляться междисциплинарной командой, необходимостью

повысить просветительскую работу среди родителей со стороны

специалистов, вести активную просветительскую работу в условиях школы.

Методика логопедического обследования должна выстраиваться включая

(изучение строения артикуляционного аппарата; изучение подвижности

органов артикуляции; обследование экспрессивной, импрессивной стороны

речи, лексического запаса). Также оцениваются следующие параметры

педагогом – психологом (особенности личностной, эмоционально- волевой

сферы и поведения; эмоциональное состояние ребёнка во время выполнения

заданий; особенности деятельности - понимание инструкции;

целенаправленность при выполнении заданий. Дети с ТМНР в силу

существенных ограничений жизнедеятельности нуждаются в постоянном

медицинском сопровождении. Обязательно должны учитываться

рекомендации по режиму, дозированию нагрузок.

Таким образом, следует отметить, что педагогам предстоит большая работа

по организации обучения детей с ТМНР. К сожалению, Стандарт не даёт

ответа на многие вопросы, которые возникают в ходе работы.

Следовательно, обучение « безречевого» ребенка использованию

альтернативных средств коммуникации является сложным процессом,

который должен охватывать специалистов из разных областей

(педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников). Всех

тех, кто работает с конкретным ребенком. Основным звеном в такой

работе является постоянное взаимодействие с родителями, т. к.

именно с ними ребенок проводит большую часть времени.

Родителям нужны знания о коммуникативных возможностях их

ребенка и о том, как они могут использовать эти возможности в своем

общении с ним. Они должны освоить, выработать и использовать

стратегии, которые дадут им возможность брать на себя

коммуникативную инициативу и участвовать в диалогах с реальным

содержанием. Если семья не получит достаточных знаний, недостаток

понимания с ее стороны может негативно сказаться на шансах

ребенка участвовать в коммуникации и интересных для него

занятиях.

Список литературы:

1.Агафонова И.Н. «Программа уроки общения для детей 6-10 лет «Я и Мы»:

С-Пб.,2003г.

2.БгажноковаИ.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития»: Москва «Владос» 2013г.

2.Бойков Д.И., Бойкова С.В. «Как учить детей общаться: Руководство для

детского психолога и логопеда»: С-Пб., НОУ «Союз» 2004г.

2. Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения»: С-Пб ,.2000г.

3. Л. М. Шипицына, А. П. Воронова, О. В. Защиринская , Т. А. Нилова :

«Основы коммуникации» С-Пб .,1995г.



В раздел образования