Автор: Севальнева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа - интернат № 22 Невского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Общение воспитанников с ТМНР в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
ГОУ школа интернат №22 Невского района г. Санкт- Петербурга.
Тема:
«Общение воспитанников с ТМНР в условиях реализации ФГОС».
Воспитатель: Севальнева О.В.
Санкт- Петербург
2018год.
Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной
способ жизни человека и условие его развития, направленный на познание и
оценку самого себя посредством других людей и понятие, гораздо более
широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут
говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди,
которые могут говорить, но в общении слабы.
Все люди должны быть
уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой
ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять
обращенную к ним речь.
«В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах
инвалидов отдельно отмечается «необходимость использования
технологий, учитывающих разные формы инвалидности, принятие и
содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля,
дополнительных и альтернативных способов общения и всех других
доступных способов, методов и форматов общения по выбору
инвалидов».
В настоящее время отмечено, что большинство детей с ТМНР не могут
говорить. Эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность
«безречевого» ребёнка в общении являются методы и средства
альтернативной коммуникации. Одним из способов развития
коммуникативной функции у таких детей являются невербальные средства
коммуникации-(жесты, мимика, пиктограммы).
Жесты бывают - условными, указывающими, ритмичными, показывающими
и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью,
бедностью, маловыразительностью, спокойствием, порывистостью,
робостью, энергичностью.
Мимика - выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об
определённых чувствах и настроениях ребёнка. Бытует мнение о том, что
эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка ребёнка
сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки
на лбу - сердится. О многом говорит взгляд, он может быть прямой,
потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный. Общее
выражение лица может быть грустное, безразличное, угрюмое. Мимика
бывает живой, вялой, напряжённой, спокойной.
Пиктография - рисуночное письмо, его принципиальная особенность состоит
в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.
Метод пиктограмм был предложен Л.С.Выгодским, ему принадлежит идея
исследования опосредованного запоминания посредством выбора
зрительного образа.
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации
обусловлена тем, что работа с данной категорией детей затруднена,
так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого.
Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства
аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры
головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата,
особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения
слуха и/или зрения, комплексные нарушения. Все выше
перечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию
ребёнка с окружающим миром, его социализации и адаптации в
обществе. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными
категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта
с ними, должен знать, как вступить в диалог с « безречевым»
ребенком.
Осознавая чрезвычайную важность общения для эффективного
обучения, мы должны понимать, что опыт взаимодействия ребёнка с
ТМНР с окружающим пространством является крайне необходимым
для возникновения потребности в таком общении. Практика
показывает, что окружающее пространство должно быть комфортным
для их общения, т.к.человек, который ощущает себя комфортно,
скорее станет инициировать контакты и конструктивно отвечать на
вопросы. Комфортность пространства, качество деятельности,
возможность участия в ежедневных режимных моментах, общение с
ребёнком в этих ситуациях формирует его развитие и обучения. В
основе обучения детей с ТМНР навыкам общения лежит ролевой
принцип, т.е.соответствие поведения в конкретной ситуации- это
позволяет осознать свою ролевую позицию ( мальчик-девочка,
учитель-ученик и т. п. ). Ещё одним успешным усвоением является
принцип сопереживания ситуации, стимулирующие активность детей
с ТМНР и побуждающие их к общению друг с другом и окружающими
людьми. Педагогу и родителям необходимо создавать ситуации,
стимулирующие речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную.
Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода
прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом
названиями (стол, стул, окно, дверь и т.п.). Кроме того, можно
прикрепить к стене таблички, на которых изображены слово и под
ним рисунок или , наоборот, рисунок, а под ним слово. Полезно
проводить работу с картинками. Вариантов работы с ними очень
много, главное чтобы рассматривание картинок вызывало у ребёнка с
ТМНР эмоции. Открытки, фотоснимки и другие картины малого
формата демонстрируют разными способами, во время демонстрации
изображения педагог проводит с воспитанниками беседу. Картины
применяются как при объяснении нового материала , так и при
повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно
использовать наборы предметных картинок (овощи, фрукты,
транспорт, т.д.) По степени самостоятельности и активности в
процессе общения воспитанников с ТМНР необходимо разбить на
группы, т.к. одни требуют особой методической организации занятий:
изменение соотношения индивидуальных, подгрупповых и
групповых форм, различной степени развёрнутости ориентировки и
интенсивности упражнений, разного количества и качества
наглядного материала. При работе с «безречевыми» воспитанниками ,
самостоятельное участие в которых невозможно, комментарии даёт
педагог. Дети с ТМНР в данном случае слушают и наблюдают за
взаимодействием педагога с другими детьми, отвечают движением
глаз, головы или отдельными звуками. Основные требования к методу
обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность
изложения, краткость. Педагог помогает детям с ТМНР выработать
навыки поведения в правилах доброжелательного общения с
незнакомыми, знакомыми, сверстниками. Понимание и значение
вербального и невербального обращения и правильного их
использования, умения вести диалог, установление контакта,
самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных
ситуациях. Важно добиваться, чтобы дети с ТМНР могли оформить
свои желания и действия. Опыт работы с детьми с ТМНР показывает,
что большие возможности для развития общения представляют
различные виды коллективной деятельности, совместный
труд( дежурство, уборка в игровых уголках),совместное создание
поделок, рисование, изготовление панно) и т.д.В процессе
организации речевого общения необходимо заботится о том, чтобы не
нарушить эмоциональную сторону общения.
1 сентября 2016 года в образовательных организациях Р.Ф. началась
реализация ФГОС общего начального образования для обучающихся с ( о. в.
з. ). В этом документе закреплены права детей с ТНР, которые ранее были
исключены из образовательного пространства в соответствии с их особыми
образовательными потребностями. По отношению к этой группе детей
Стандарт вводит новое понятие - дети с ТМНР. Дети с ТМНР - это
полиморфная группа, в которую включены дети с разными сочетаниями
двигательных, сенсорных, интеллектуальных нарушений. Степень
выраженности этих нарушений различна, структура дефекта развития крайне
вариативна, что требует индивидуализации специальных образовательных
условий и не позволяет обучать детей по типовым адаптированным
основным образовательным программам, разработанные в дополнение к
Стандарту обучения с менее выраженной патологией. Согласно Стандарту,
образование детей с ТМНР осуществляется не на основе АООП, а на основе
СИПР, учитывающей их вариативные специфические образовательные
потребности. СИПР - документ, отражающий общую стратегию и
конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов
и родителей, в организации образования и психолого - педагогического
сопровождения, обучающегося с ТМНР. Требования к содержанию
обучающихся с СИПР для каждого обучающегося с ТМНР определяет
ПМПК. Реализация СИПР предполагает формирование у ребёнка с ТМНР
жизненных компетенций. Компонент «жизненные компетенции»
рассматривается в структуре образования детей с ТМНР как овладение
знаниями, умениями, навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в
обыденной жизни. Учитывая психолого - педагогические особенности детей
этой группы, их дезадаптацию , выраженные астенические проявления,
тяжёлые ограничения жизнедеятельности, можно утверждать, что
главнейшее значение для них будут иметь коммуникативная компетентность,
самообслуживание и общение. Прежде, чем приступить к занятиям - было
подробно проанализировано, что на данный момент дети уже умеют делать.
Обучение началось с того уровня, который больше всего подходит для
каждого конкретного ребёнка. Первый шаг – это тесный, доброжелательный
контакт с ребёнком и родителями. Совместно с учителем началось
формирование навыков межличностного ситуативно - делового общения.
Именно на это и была нацелена диагностика общения , которая
осуществлялась путём наблюдения за ребёнком в режимных процессах,
предметно-игровой деятельности (специально подобранных играх).СИПР
была определена на каждого ребёнка (индивидуальна)и содержала комплекс
заданий, направленных на формирование общения, что является
необходимым условием определения содержания коррекционно-
развивающей работы с детьми данной категории. К концу 1 года в 1
дополнительном классе уже есть некоторые результаты и эти данные
заставляют нас задуматься над некоторыми проблемами, которые возникли в
ходе нашей работы. Среди таких проблем особое место занимает вопрос о
позиции родителей детей с ТМНР. Опыт показал, что родители не понимают
потенциальных возможностей ребёнка с ТМНР и перспектив их обучения.
Так через несколько месяцев после поступления в школу был вопрос «почему
ребёнок ещё не научился говорить? почему занятия не как в массовой
школе»? Высказывались недовольства организацией учебного процесса. На
первое место ставились уроки, а задачи по самообслуживанию, культура еды
и гигиена считались менее важными.
Учитывая сложность структуры нарушений детей с ТМНР - работа с ними
должна осуществляться междисциплинарной командой, необходимостью
повысить просветительскую работу среди родителей со стороны
специалистов, вести активную просветительскую работу в условиях школы.
Методика логопедического обследования должна выстраиваться включая
(изучение строения артикуляционного аппарата; изучение подвижности
органов артикуляции; обследование экспрессивной, импрессивной стороны
речи, лексического запаса). Также оцениваются следующие параметры
педагогом – психологом (особенности личностной, эмоционально- волевой
сферы и поведения; эмоциональное состояние ребёнка во время выполнения
заданий; особенности деятельности - понимание инструкции;
целенаправленность при выполнении заданий. Дети с ТМНР в силу
существенных ограничений жизнедеятельности нуждаются в постоянном
медицинском сопровождении. Обязательно должны учитываться
рекомендации по режиму, дозированию нагрузок.
Таким образом, следует отметить, что педагогам предстоит большая работа
по организации обучения детей с ТМНР. К сожалению, Стандарт не даёт
ответа на многие вопросы, которые возникают в ходе работы.
Следовательно, обучение « безречевого» ребенка использованию
альтернативных средств коммуникации является сложным процессом,
который должен охватывать специалистов из разных областей
(педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников). Всех
тех, кто работает с конкретным ребенком. Основным звеном в такой
работе является постоянное взаимодействие с родителями, т. к.
именно с ними ребенок проводит большую часть времени.
Родителям нужны знания о коммуникативных возможностях их
ребенка и о том, как они могут использовать эти возможности в своем
общении с ним. Они должны освоить, выработать и использовать
стратегии, которые дадут им возможность брать на себя
коммуникативную инициативу и участвовать в диалогах с реальным
содержанием. Если семья не получит достаточных знаний, недостаток
понимания с ее стороны может негативно сказаться на шансах
ребенка участвовать в коммуникации и интересных для него
занятиях.
Список литературы:
1.Агафонова И.Н. «Программа уроки общения для детей 6-10 лет «Я и Мы»:
С-Пб.,2003г.
2.БгажноковаИ.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития»: Москва «Владос» 2013г.
2.Бойков Д.И., Бойкова С.В. «Как учить детей общаться: Руководство для
детского психолога и логопеда»: С-Пб., НОУ «Союз» 2004г.
2. Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения»: С-Пб ,.2000г.
3. Л. М. Шипицына, А. П. Воронова, О. В. Защиринская , Т. А. Нилова :
«Основы коммуникации» С-Пб .,1995г.