классный час-соревнование для 8-9 классов на тему "здоровый образ жизни"
Автор: Исаева Екатерина Григорьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Новопокровская ООШ" Населённый пункт: село Новопокровка, Кожевниковский район, Томская область Наименование материала: методическая разработка мероприятия Тема: классный час-соревнование для 8-9 классов на тему "здоровый образ жизни" Раздел: среднее образование
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно
без профилактики, в процессе которой решается вопрос по сохранению здоровья подростков и
недопущению их приобщения к алкоголю, курению и наркотикам.
Актуальность:
В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они
еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей
они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость
предупреждения
экспериментирования
начала
с
токсическими
веществами,
вызывающими
зависимость,
обучения
детей
навыкам
безопасного
поведения,
навыкам
сохранения
жизни,
здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
"Всё в твоих руках…"
Классный час-соревнование
обучающихся 8–9-х классов
Цель: популяризировать здоровый образ жизни.
Задачи:
1.
Расширить знания детей о правилах здорового образа жизни.
2.
Формировать стремление к духовному и физическому совершенствованию.
3.
Продемонстрировать различные методы профилактики вредных привычек.
4.
Восстановить в памяти знания о лекарственных травах.
5.
Дать возможность обучающимся проявить себя и развить свои творческие способности.
Общее содержание:
Эпиграф: «О, если бы молодость знала,
о, если бы старость могла»
Ведущий1. «О, если бы молодость знала, о, если бы старость могла» - известное выражение, оно
справедливо не только в отношении к полезным делам, которые человек мог бы совершить в
своей жизни, но не совершил, и время упущено. А так же оно относится и к здоровью:
утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем
в своё время его сберечь.
Ведущий2. Ребята, на уроках валеологии, ОБЖ мы знакомимся с методами сохранения здоровья,
которые помогают воспитывать в себе привычку обращать внимание на свой организм,
анализировать свое состояние и самочувствие, даже тогда, когда никаких болезненных явлений
нет. Хорошее здоровье – это образ жизни. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние,
а непрерывно протекающий процесс. Причем, по заключению экспертов ВОЗ (1985), оно на 50%
зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам
ответственен за свое здоровье.
Ведущий1. «Здоровый образ жизни» – это словосочетание в последнее время слышится очень
часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав тему нашей познавательно-развлекательной
игры – Здоровый образ жизни.
Ведущий2. Прежде, чем приступить к основной части мероприятия, мы должны познакомиться
с жюри, которому предстоит нелегкая работа – выявить сильнейших!
Ведущий1. Сегодня здесь собрались знатоки здорового образа жизни. Давайте же познакомимся
с этими умными, талантливыми и творческими детьми.
Первый конкурс «Приветствие».
(Представление визиток команд.)
Второй конкурс «Мозговой штурм».
Ведущий2. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным
в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают
ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Ведущий1. Командам предлагаются вопросы, в ответах которых они должны сделать
правильный выбор, при этом обсудив их. Ну, а коли это штурм, то все должно происходить
быстро. Прошу капитанов команд выбрать вопросы. (см. Приложение 1)
Ведущий2. Зрителей ожидает тоже мозговой штурм. Вам я буду зачитывать некие утверждения,
а ваша задача согласиться с ними или опровергнуть, сказать «да» или «нет» и по возможности
давать пояснения к своим ответам. (см. Приложение 2)
(Ведущий задает вопросы, ребята отвечают.)
Ведущий1. Время прошло, все команды справились с заданием. Перед тем как жюри будет
подводить итоги (за каждый правильный ответ – один балл), я познакомлю команды с третьим
конкурсом.
Третий конкурс «Кроссворд».
В степях родных, лесах
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Ведущий2. «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными
лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч
составляют лекарственные растения, целебные свойства которых используются в современной
медицине.
Ведущий1. Предлагается разгадать кроссворд (см. Приложение 3), при этом придется
потрудиться и вспомнить приемы разгадывания ребусов, цветные ребусы (см. Приложение 4)
должны будут озвучены командами. А так, как в них зашифрованы названия лекарственных
растений, необходимо будет назвать возможное их применение.
Ведущий2. Пока трудятся члены жюри и ребята, предлагаю зрителям заработать дополнительные
очки для команд. У меня в руках фишки с номерами классов при правильном ответе на вопрос
вы делаете выбор и берете ту фишку команде которой вы хотите помочь. Начинаем. (см.
Приложение 5)
(Зрители отдают полученные фишки в жюри.)
Ведущий1. Все команды справились с заданием. Хотелось бы услышать ключевое слово
кроссворда и что же оно означает, и пожалуйста, расшифровка ваших ребусов.
Конкурс «Домашнее задание».
Привычка – это тоже ведь зараза,
Привычка – тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле,
Она, как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам.
Она попросит, а потом заставит,
Приказы, отдавая по часам.
Ведущий2. Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо
действиям и ощущениям. Эти привычки могут быть полезными и вредными. Многие из них
оказывают влияние на здоровье человека. Командам было дано домашнее задание приготовить
выступление о вредных привычках. Посмотрим их.
(Выступления команд.)
Ведущий1. Все команды показали домашнее задание. Пока жюри подводит итоги, предлагаю
вам послушать притчу.
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей
приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который,
совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что
все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца –
поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или
неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и
мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы
руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к
мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в
твоих руках»...
Относительно здоровья каждого можно сказать: «Все в твоих руках…». Надеюсь, что знания,
полученные в этой игре, найдут свое продолжение в вашей жизни.
(Озвучиваются итоги конкурса. Проводится награждение команд.)
Заключительное слово ведущего2.
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его
богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко
растерять. И в заключение хочется предложить несколько полезных советов и пожеланий:
1.Накапливайте и берегите своё здоровье;
2. Учитесь этому у окружающих людей;
3.Занимайтесь любимым делом;
4. Проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
5. Будьте здоровы и счастливы!
Литература: 1.учебник Биология 8,9 классов Н.И.Сонин.
2.Научно-методический журнал «Воспитание школьников»
Приложение 1.
Вопросы для команд
Продолжи:
1.
Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил
Фёдорович)
2.
Капля никотина убивает …(лошадь или муху)
3.
Продолжите “Много вина - мало... (ума или денег)
4.
Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма
или Христофор Колумб)
5.
Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную
систему)
6.
Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного
мозга остаётся ... (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья)
7.
Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да)
8.
Продолжи “Муж пьёт - полдома горит, жена пьёт - весь ... (дом горит)
9.
Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие)
10. Никотин - это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение)
Продолжи:
1.
Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году,
уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны)
2.
В каком слове увековечил свое имя Жак Нико? (никотин)
3.
Продолжите “Хлеб на ноги ставит, а вино… (валит)
4.
Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете…
(никотин или радиоактивный полоний)
5.
Болезнь, которую называют “чумой XX века”? (рак или СПИД)
6.
Наркотики – это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему
или органы пищеварения)
7.
Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или
около 30)
8.
Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли)
9.
Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа)
10. Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему?
(положительное или отрицательное)
Продолжи:
1.
Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз)
2.
Кому из русских поэтов принадлежат слова: “Человек пьющий ни на что не годен”?
(М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину)
3.
“Наркотик” - греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий)
4.
Какому народу принадлежит такая поговорка: “Внешность человека отражается в
зеркале, а душа – в водке”? (корейскому или русскому)
5.
Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис
Пресли или Арнольд Шварценеггер)
6.
Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит)
7.
Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или
в 3 раза)
8.
Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей? (спорт, ЗОЖ)
9.
Во сколько раз увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?(в 42 раза
или в 17 раз)
10. Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает
за месяц? (70 мл. или 90 мл.)
Мозговой штурм для зрителей
1.
Наше тело состоит из клеток (Да.)
2.
Год назад у тебя было такое же количество клеток, как сейчас. (Нет.)
3.
Кровь разносит питательные вещества по всему телу. (Да.)
4.
Нужно чистить не только зубы, но и язык. (Да.)
5.
Полезно грызть орехи, леденцы. Это укрепляет зубы. (Нет.)
6.
Микробы боятся мыла. (Да.)
7.Расческой должен пользоваться только один человек. (Да.)
8.Зарядка — это источник бодрости и здоровья. (Да.)
9.
После активного бега необходимо сразу же садиться на скамейку. (Нет.)
11.
Весной яблоки далеко не так полезны, как осенью. (Да.)
12.
Не следует, погревшись на солнце, сразу лезть в воду. (Да.)
13.
После дождя воздух делается чище. (Да.)
15.Жвачка сохраняет зубы. (Нет.)
16.
От курения ежегодно погибает более 10 тыс. человек. (Да.)
17.
Бананы поднимают настроение. (Да.)
18.
Морковь замедляет процесс старения организма. (Да.)
19.
Есть безвредные наркотики. (Нет.)
20.
Отказаться от курения легко. (Нет.)
21.
Молоко полезнее йогурта. (Нет.)
22.
Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги. (Да.)
23.
Недостаток солнца вызывает депрессию. (Да.)
24.
Летом можно накопить в организме запас витаминов на целый год. (Нет.)
25.
Полезно бывать на свежем воздухе. (Да.)
26. Мы мигаем каждые 6 секунд, и при этом каждый раз глаз омывается слезой. (Да.)
26.
Зубы мудрости есть только у мудрых людей. (Нет.)
27.
Нужно есть каждый день в определенные часы. (Да.)
29.Между приемами пищи должно проходить хотя бы несколько часов. (Да.)
30.После горячего чая можно сразу есть мороженое. (Нет.)
Вопросы для зрителей
1.
Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени,
чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Зарядка.)
2.
Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, уходит сон, уменьшается
работоспособность. (Режим дня.)
3.
В этом состоянии люди проводят треть своей жизни, а в древнем Китае одной из
страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон.)
4.
Эти органические вещества необходимы человеку и животным. Они в большом
количестве содержатся в овощах и фруктах. Что это такое? (Витамины.)
5.
Эти «отважные воины» в организме человека смело бросаются в бой с
болезнетворными бактериями и убивают инфекцию. Что это за «воины»? (Антитела.)
6.
Как называется жидкость красного цвета, которая обеспечивает питание клеток и
обмен веществ в организме? (Кровь.)
7.
В организме человека имеется стержень, который состоит из 33 костей с дисками.
Как он называется ? (Позвоночник.)
8.
Как по-другому называется подбор кушаний, блюд для обеда, завтрака, ужина, а
также листок с перечнем блюд? (Меню.)
9.Какие растения являются главным источником сахара? (Сахарная свекла, сахарный
тростник.)
10.Как по-другому назвать зубного врача ? (Стоматолог.)
11.
Как называется то, чем заделывают дыру в зубе? (Пломба.)
12.
Как называется врач — специалист по глазным болезням? (Окулист.)
13. Как называется жидкая часть крови? (Плазма.)
14. Как называется наука о строении организма человека? (Анатомия.)
15. Мыльная душистая жидкость, употребляемая для мытья головы — это... (Шампунь.)
16.
В конце обеда всегда подаются сладкие блюда, конфеты, фрукты. Как это назвать
одним словом" (Десерт.)
17.
Чтобы предупредить распространение заразных заболеваний больных изолируют
от окружающих. Как это называется? (Карантин.)
18.
Мельчайший
микроорганизм,
который
является
возбудителем
заразных
заболеваний. (Микроб.)
19. Как по-другому называется душистый, приятный запах? (Аромат.)
20. Как называется запаянный стеклянный пузырек с лекарством? (Ампула.)
21. Кто является основоположником научной медицины? (Гиппократ)
22. Как по-другому называют лицевые мышцы, с помощью которых мы
выражаем свое настроение. (Мимические.)
23. Обычные люди их едят, а боксеры предпочитают их бить. (Груши)
24.Эта болезнь проявляется в том, что человек в состоянии ночного сна поднимается с
постели, начинает ходить по помещению. Как она называется? (Лунатизм.)
25. Какая музыка может вызвать у подростков рассогласование деятельности мозга,
повысить возбудимость и нервозность? (Рок.)
26. Из какой тарелки не пообедаешь? (Из пустой.)
27. Какую воду в решете можно носить? (Замерзшую.)
28. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, второе будет уже не натощак.)
29. Какой болезнью никогда не болеют на земле? (Морской.)
30. Как называется совокупность наук о болезнях человека, их предупреждении и
лечении? (Медицина)
31. Как можно назвать человека, который страдает болезненным влечением к
употреблению наркотиков? (Наркоман.)
32. Как называется сладкий сок, выделяемый цветами? (Нектар.)
33. От каких растений, которые растут почти у каждого дачника в огороде, в пищу идут
в основном листья? (Петрушка, щавель, укроп, капуста.)
34. Как называется травянистое растение со съедобными листьями кислого вкуса?
(Щавель.)
35. Как называется внезапная потеря сознания вследствие болезненного состояния или
душевного потрясения? (Обморок.)
36. Как называются огородные плоды и зелень, которые мы употребляем в пищу?
(Овощи.)
37. Самое ядовитое вещество в табаке — это... (Никотин.)
38. Как называется жидкое лекарство из смеси нескольких веществ? (Микстура.)
39. Как называется хирургический нож? (Скальпель.)
41. Как называет больного врач, который его лечит? (Пациент.)
42. Какой витамин содержится в большом количестве в лимоне? (Витамин С.)
43. Какую болезнь называют чумой XX века? (СПИД.)
44. Какой газ, выделяемый животными, используют растения? (Углекислый газ.)
45. Назовите занятие, которое представляет собой естественный массаж, повышает
тонус мышц и улучшает работу сердца. (Плавание.)
46.Какой элемент абсолютно необходим для функционирования щитовидной железы?
(Йод.)