Автор: Никопорович Валерий Романович
Должность: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Технологический колледж №34
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы использования компаративистской методологии в изучении русского и европейского Средневековья"
Раздел: среднее профессиональное
«Проблемы использования компаративистской методологии в
изучении русского и европейского Средневековья»
За долгое время существования истории как науки, она определенно
смогла
обзавестись
большим
количеством
вспомогательных
дисциплин,
выполняющих
в
итоге
общие
задачи:
описание,
изучение,
анализ
человеческого прошлого, далекого и не очень. С начала ХХ столетия в этом
ряду дополняющих историю наук стало активно вырисовываться еще одно
направление
–
компаративистика.
Рано
или
поздно,
историческая
наука
оказывается
перед
необходимостью
сравнительного
анализа.
Хотя,
в
настоящее время существует немало историков, настаивающих на том, что
история обладает особым характером. Они по-прежнему противятся всякого
рода обобщениям, систематизациям. Одно дело описание старины, другое –
сравнение
разных
цивилизаций,
жизненных
форм.
Так
же,
довольно
распространенной является точка зрения, что, встав на путь компаративизма,
история
становится
неотличимой
от
социологии.
С
моме н т а
«проникновения»
компаративизма
в
историю
начинается
словно
соревнование «друзей-соперников» - истории и социологии. Ученые этих
дисциплин воистину дают волю своей фантазии, подвергая сравнительному
анализу
все
и
вся:
уровень
грамотности,
образования,
книгооборота,
верований и религиозности, посещаемости церквей, уровень цен, индекс
индивидуализма, мужественности, отношения к смерти. Однако за несколько
лет исторический компаративизм уже пришел к выводу: не все цифры и
исходные данные играют роль «чистой монеты» для исследований, нельзя
обходиться
без
предварительной
проверки
и
уточнения
материалов
для
сравнения. Кстати, о конкурирующей роли компаративизма между двумя
приведенными
выше
науками,
французский
историк
М.
Блок
сказал
следующее: «Обязанность историка и его право – возделывать взрыхленную
социологией почву»
Очевидно также, что использование компаративистики будет далеко
не равностепенно в изучении различных периодов истории, как всемирной,
так
и
отдельных
стран
и
регионов.
Естественно,
что
данные
социологического
характера
будут
добываться
гораздо
проще
исследователями, скажем новой или, тем более, новейшей истории, чем их
коллегами,
занимающимися
более
ранними
периодами,
скажем
Средневековья. Не говоря уже о том, что в этот период социологии как науки
не было вовсе. Есть и откровенные призывы западноевропейских историков
(П. Ласлетт, М. Эмар) не злоупотреблять компаративистикой в отношении
Средневековья,
они
заявляют,
что
засилье
статистики
неуместно
применительно к истории средневековой Европы.
Что
же
касается
использования
компаративистики
и
ее
методологии
в
изучении Средневековья, как Европы, так и Руси в нашей, отечественной
_______________________________________________________________________________________________________
историографии,
то
здесь
на
первый
план
вырисовывается
следующая
проблема: практически ровесницей молодого исторического направления в
1
Европе, в России появляется новая система, заставившая пересмотреть свои
взгляды людей во всех сферах общественной жизни, в том числе в науке.
Конечно, самообособленной отечественная история не стала, возможностей
для сравнительно исторического метода было достаточно, тем более, что он
стал довольно популярным в марксистской – ленинской методологии, но
попытка
параллельно
изучать
различные,
принципиально
несходные
варианты политического, социального, культурного развития человеческого
общества приводило к искусственной унификации этих вариантов. Сильнее
это
чувствовалось
на
уровне
преподавания,
где
наиболее
активно
проявлялись попытки втиснуть в советскую формационную схему например
образование
феодальных
государств
в
Западной
Европе
и
их
раздробленность,
религиозные
войны
и
крестовые
походы.
Переход
от
«политизированной» формационной системы к цивилизационному подходу
изучения
истории
открыл
компаративистики
широкое
поле
деятельности.
Начиная с конца ХХ века, в России появилось немало учебников, авторы
которых пытаются взять на вооружение новые формы обучения, в том числе
учебники по средним векам (начиная со школьных). Кроме традиционных
учебников
Е.Б.
Агибаловой,
Г.М.
Донской,
Н.И.
Девятайкиной,
С.В.
Колпакова,
в
которых
авторское
видение
данного
периода
на
основе
цивилизационного подхода уже более, чем заметно (кстати, в учебнике С.В.
Колпакова
можно
выделить
специальную
главу,
по священную
взаимоотношениям цивилизациям Европы и Востока, где присутствуют темы
крестовых походов, стран православного мира) можно отметить работы под
редакцией
М.А.
Бойцова,
М.Ю.
Брандта,
О.В.
Волобуева,
Л.Б.
Алаевой.
Последнюю работу вообще можно выделить под девизом «компаративистику
в
историю».
Здесь
очень
интересно
проводится
сопоставление
путей
развития России и зарубежных стран и отечественная история излагается в
контексте мировой. Подобный подход, как считают А.Ю. Полунов и Г.И.
Старобинская в статье «Восток, Запад и Русь в эпоху раннего средневековья»
возможность выявить, как своеобразие российской истории, так и черты ее
сходства
с
развитием
стран
Запада.
Русь,
по
мнению
авторов
учебника
занимала особое место в средневековом мире: многими чертами ее уклад
напоминал варварские королевства Запада (большая роль дружины, народное
собрание – вече, прочность родо-племенных пережитков и др.) и в то же
время
принятия
восточной,
православной
ветви
христианства
сближало
духовную культуру Руси с Византией.
2
Больше
радует
даже
не
тот
факт,
что
современное
преподавание
истории, случайно или нет, но идет навстречу компаративистики, а то что
происходит ясное осознание выгоды и пользы этого сближения. Применяя
сравнительный анализ русского и европейского средневековья, мы понимаем,
что западноевропейская история во многом созвучна истории отечественной,
органично
сопряжена
с
ней,
что,
разумеется,
не
исключает
серьезных
различий.
Как,
например,
считает
Г.О.
Ловатин,
знакомство
с
реалиями
французского или британского прошлого, несомненно, облегчает понимание
весьма
важных
обстоятельств,
определивших
облик
Киевской
Руси,
Московского государства. И реальное взаимодействие, взаимосвязь частей
христианского мира, и отнюдь не случайное цивилизационное сходство двух
параллельно
развивающихся
общностей
и
близость
языков
культурного
самовыражения, усвоенных на Руси и в Западной Европе, - все эти и иные
подобные
им
пересечения,
совмещения,
наложения
свидетельствуют
о
единстве европейской истории. Кроме отдельных авторских работ, вольно
или
нет
использующих
компаративистскую
методологию
в
изучении
истории.
В
том
числе
средневековой,
все
чаще
появляются
призывы
«очеловечивать»
науку
на
самых
разных
уровнях
вплоть
до
обучающих
программ и проектов государственных стандартов. Подобное предложение
обеспечить истории человеческое лицо совсем не расходится с принципами
сравнительного анализа, а даже наоборот. Неслучайно людям свойственно
все сравнивать даже себя друг с другом. Отрадно, что призывы не остаются
голословными: преподаватели – новаторы, как, например Г.А. Прохорова,
предлагают
более
широкое
использование
заданий
на
сравнение
и
сопоставление
и
при
этом
объектами
могут
быть
иллюстрации
(архитектурные
сооружения
разных
эпох
с
точки
зрения
их
назначения,
конструктивных
особенностей,
эстетических
качеств,
эмоционального
воздействия,
степень
влияния
на
внешний
вид
здания
социальных,
экономических и идеологических условий жизни людей). Сравнивать так же
можно фрагменты текстов, специально подобранные о быте и нраве людей
разных эпох. Несомненно. Применение компаративистской методологии при
изучении столь сложного, длительного, но и очень интересного периода
жизни человечества позволяет по – новому взглянуть на некоторые вопросы,
моменты этой эпохи. Так, например, любопытное задание дается в учебнике
той же Л.Б. Алаевой сравнить выдержки из двух крупнейших документов
средневековой Европы и Руси – «Салической правды» франков и «Русской
правды» славян:
«Русская правда»
«Салическая правда»
Если убьют огнищанина, то платить
за него 80 гривен
А за княжеского тиуна – 80 гривен
Если
кто
лишит
жизни
свободного
франка
присуждается
к
уплате
200
солидов
Если
кто
лишит
жизни
человека,
состоявшего на королевской службе…
3
А
з а
к н я ж е с ко го
с е л ь с к о г о
старосту… 12 гривен
А за княжеского рядовича 5 гривен
А за убитого смерда или холопа 5
гривен
к уплате 600 солидов
Если кто лишит жизни римлянина –
королевского
сотрапезника…
300
солидов
Если кто лишит жизни римлянина –
землевладельца
и
некоролевского
сотрапезника – присуждается к уплате
100 солидов
И так далее
После
сравнительного
анализа
возникает
более
понятное
представление о социальных группах в обоих обществах и их составов.
Другой пример проявить возможностей самостоятельного сравнения жителей
средневековой Европы и российской столицы с XV века представляет М.М.
Сухман
–
составитель
книги
«Иностранцы
о
древней
Москве».
Через
описания
европейских
гостей
на
Руси
имеется
отличная
возможность
произвести
сразу
тройное
сравнение:
современного
читателя
со
своим
далеком предком из Москвы, с иностранным наблюдателем и степенью его
шокированности от русских реалий, и, наконец, собственно современников из
далекого средневековья. Еще один пример нового взгляда на ситуацию в
стране
через
призму
сравнительного
анализа
приходит
в
голову,
если
сопоставить
общее
количество
человеческих
жертв
при
государственных
репрессиях и «других мероприятиях», происходящих в одно и то же время в
России при Иване Грозном, в Англии при Елизавете I и во Франции при
Генрихе III. Сравнительная «человечность»русского монарха сразу бросает
тень на его «грозное» прозвище – количество жертв намного выше у его
«заморских
коллег».
В
то
же
время,
существует
опасность
чрезмерно
увлечься
подобным
сравнением.
Каждые
данные
и
цифры
имеют
свои
национальные особенности. Даже в приведенных примерах есть моменты, на
которые стоит обратить внимание: разница между законами франков и славян
– около пяти веков; массовые репрессии XVI столетия в Западной Европе и
России
носят
совершенно
разные
характеры,
от
государственного
и
планомерного у них, до стихийного, связанного с личными амбициями царя у
нас.
Итак, изучая русское и европейское средневековье в сравнении, стоит
обращать
так
же
внимание
на
большое
количество
разнообразных
особенностей,
связанных
с
геополитическим
положением
территорий,
влиянием
церквей,
различием
в
статусе
городов,
более
ранним
закрепощением, а, следовательно, и освобождении европейских крестьян и на
многое, многое другое. Очевидно, данная тема трудная, но и богатая в силу
новизны
постановки
проблемы.
Компаративистика
здесь
является
неким
ключом, позволяющим шире смотреть на, казалось, уже изученные моменты.
Но при этом не стоит забывать и о том, что компаративизм остается и все
4
время будет лишь только частью, иногда позитивной, иногда негативной,
исторического осмысления прошлого.
5